2024/3(38)
Теоретические исследования
Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования
(Часть 2)
Исторические исследования
К вопросу истории российского мореплавания и первопроходства в Арктике
Заметка о представителях рода Флекенштейн
Система воинского воспитания
в русской армии первой половины XIX в.
Прикладные исследования
Картина-эскиз Д.А.Налбандяна «Выступление В.И.Ленина
в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника:
по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР
Вклад эдвардианской эпохи
в формирование винтажной европейской моды
Нематериальное культурное наследие
Северный Ледовитый океан. Русские географические названия как объекты нематериального культурного наследия
Проблемы сохранения
наследия
Проблемы сохранения отделочных покрытий при реставрации музейной мебели и пути их решения
Отечественное наследие
за рубежом
«Не покорюсь!» Жизнь и творчество поэтессы Русского Зарубежья Марианны Колосовой
Опубликован 01.09.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2021.14.30.004
Шошина С.И.
Роль клубов в воспроизводстве и развитии социокультурной жизни в малых российских городах
Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотрения роли клубных учреждений в воспроизводстве культуры и развитии социокультурной сферы в современном российском обществе. На основании анализа официальных документов федерального и регионального уровня и органов местного самоуправления и опыта клубной деятельности в малых города показано важное значение культурного участия как формы гражданской активности работников клубных и иных учреждений сферы культуры и гражданских активистов в формировании и развитии локальной культурной политики в рамках реализации государственной культурной политики.
Ключевые слова: воспроизводство культуры, малые города, клубы, культурное участие.
Актуальность поднимаемой в статье темы обусловлена недостаточным вниманием к воспроизводству культуры в клубной деятельности в малых городах России, несмотря на то, что четверть российского населения проживает именно в малых городах, которые в наименьшей степени затронуты глобализационными процессами и в которых проживает тот «глубинный народ», который бережно хранит и воспроизводит матрицу традиционной российской культуры.
Воспроизводство культуры и клубная деятельность в малых городах в последние годы привлекли внимание как общественности, так и ученых-гуманитариев. Разработка и реализация партией «Единая Россия» проекта «Культура малой Родины», направленного на поддержку и развитие клубной сферы малых городов, способствовали оживлению интереса исследователей к поиску позитивных аспектов в перспективах развития клубов как важных социокультурных институций развития современных малых городов и поселков городского типа, в том числе и к анализу зарубежной практики оживления и развития городских пространств поселений этого типа [1]. Как правило, в них структурно-функциональные проблемы клубной деятельности затрагиваются лишь в обзорном плане, но вне связи с социально-культурным и историко-культурным контекстами развития городов. Среди работ, посвященных потенциалу развития культуры малых городов и клубной деятельности, в частности, выделяются работы В.В.Чижикова и В.М.Чижикова, в которых ставятся проблемы развития клубной деятельности в условиях коммодификации многих сфер работы клубов с различными социальными группами населения [2]. Однако вопросы культурного участия в реализации государственной культурной политики гражданского актива малых городов и перспективы развития клубов как важных социальных институций в воспроизводстве и развитии локальной культуры остаются на периферии научных исследований и требуют специального изучения.
Целесообразность исследования определяется ролью клубной деятельности в развитии локальной городской культуры наряду с социальными институтами образования и музеями. Малые города традиционно выполняют роль своеобразной социокультурной мембраны между городским и сельским населением, являются центрами культурных ареалов тяготеющих к ним сельских населенных пунктов, что предопределяет важность исследования социокультурных процессов, протекающих в них в современных условиях развития отечественной культуры, в рамках реализации суверенной государственной культурной политики. Но с изменениями, происходящими в социокультурной сфере общества, происходит эволюция клубов как социокультурных институтов. В этой связи большую практическую значимость приобретает раскрытие особенностей функционирования клубных учреждений в малых городах Российской Федерации как важных социально-культурных институтов в воспроизводстве культурного наследия и реализации государственной культурной политики.
К малым городам отнесены в Российской Федерации города с населением до 50 тыс. человек. Согласно данным всероссийской переписи населения 2010 г., к малым городам отнесен 781 населенный пункт, в которых живет 25% населения страны.
Как показали социологические исследования, проведенные учеными Института социологии РАН, большая часть тех, кто предпочитает жить на малой родине, в поселках городского типа и малых городах, «достаточно активны, много работают, некоторые имеют собственный бизнес, поскольку иначе нельзя содержать семью» [3].
Социальная инфраструктура современного малого города включает совокупность благоприятных условий производственной и коммерческой, образовательной, туристской и социокультурной деятельности [4]. В малых городах, как показывают результаты социологических исследований, наблюдаются проблемы с ресурсным обеспечением поступательного развития, в том числе и социокультурной сферы, и концептуальных подходов к выработке стратегии развития малых городских поселений [5]. Воспроизводство культуры является важнейшим процессом в развитии общества, в том числе в поддержании стабильности и устойчивого развития малых городов, в которых социокультурная сфере является одним из важнейших детерминантов социальной организации местных сообществ.
Под культурным воспроизводством в отечественной культурологии, как правило, понимают «непрерывный процесс созидания, трансляции и сохранения ценностей и норм культуры в социально-историческом и пространственно-временном континууме» [6].
Основная проблема воспроизводства и развития социокультурной сферы малых городов и поселков городского типа заключается в важности поддержки и расширения культурного участия жителей в процессах адаптации основных положений и направлений государственной культурной политики к конкретным реальным условиям локального сообщества и местного самоуправления. А это в условиях дефицита человеческих, материальных и финансовых ресурсов в малых городах требует мобилизации природных, антропоморфных, историко-культурных и мотивационных резервов формирования локальной идентичности и превращения ее в фактор культурной мобилизации граждански активной части местного городского сообщества [7].
Важнейшую роль в воспроизводстве культуры малых городов, ее адаптации к изменяющемуся социокультурному и социально-коммуникативному контекстам играют в малых городах и поселках городского типа дома культуры, в которых руководители, сотрудники и круг активистов ведут активный поиск новых форм и видов взаимодействия с местным сообществом, бережно сохраняют сложившиеся в социокультурной деятельности традиции и активно противостоят попыткам навязать разрушительные инновационные социокультурные практики и ценности [8].
Профессиональные работники домов культуры вместе с профессиональными музейными и библиотечными работниками и объединившимися вокруг них представителями местной интеллигенции выступают в качестве активных лоббистов реализации задач социокультурного развития малых городов в органах местного самоуправления, органах законодательной и исполнительной власти в административных центрах субъектов Федерации, в средствах массовой информации, включая социальные сети в интернет-пространстве. Они являются подлинными реализаторами современной государственной культурной политики и организаторами культурной жизни малых городов, поддерживая в жителях веру в созидающую роль культуры, важность участия в ней людей всех возрастных групп и профессий. При этом они на практике демонстрируют значение гражданского участия и автономность от различных властных институтов всех уровней, не рассчитывая на практически ставший привычным многолетний дефицит системной социальной поддержки. Наиболее емко данная позиция сформулирована представителем администрации одного из районов: «Мы смотрим ваш телевизор для того, чтобы знать, что еще задумали, и быть готовыми к этому. Мы внедрим инновации так, что сохраним все свое, и никто об этом не догадается» [9].
Малые города в России, несмотря на отдельные моменты процветания в условиях сложившейся торгово-экономической конъюнктуры, носили в основном полуаграрный характер, с развитым огородничеством и активным товарообменом с селом. В нынешних условиях малые города оказались малоресурсными, с небольшим запасом социально-экономических ресурсов в условиях отсутствия или закрытия градообразующих предприятий, наполняющих городской бюджет, со скудными ресурсами рынка труда, изношенной и ограниченной социальной инфраструктурой [10].
В малых городах, имеющих насыщенную историю, воплощенную в различных формах культурного наследия, «фактор историко-культурного наследия не может не влиять на специфику образа жизни населения в культурно-досуговой сфере. Зачастую он способен целиком определять все культурную жизнь малого города» [11]. Например, для Ивановской области, где к историческим городам в соответствии с приказом Министерства культуры РФ № 418/339 от 29.07.2010 отнесены только 3 города – Кинешма, Плес и Шуя, в малых городах Палех и Холуй, исторически развито искусство лаковой миниатюры, ювелирное искусство – в Приволжске, искусство вышивки – в городах Палех, Верхний Ландех, Пестяки, Пучеж [12].
Как свидетельствуют данные социологических исследований, основными детерминантами формирования социальных практик в социокультурной деятельности являются: «естественно-природные (прежде всего, удаленность малого города от областного центра), экономические (уровень жизни) и социокультурные (историко-культурный потенциал, ценностные ориентации), личностные детерминанты (уровень образования, давность проживания в малом городе, а также возрастные и семейно-брачные характеристики горожан)» [13].
Культурное поле современных малых городов российской провинции образуют сложившиеся архитектурно-исторические комплексы малых городов, городские образовательные учреждения, в том числе дополнительного образования, реализуемого, прежде всего, в рамках профильной деятельности домов культуры и культурных центров, музеи, библиотеки, местные СМИ, товарищества творческой интеллигенции, различного рода туристские дестинации и городские праздники, ярмарки, фестивали [14]. Совокупность этих социокультурных институций образует систему городского развития, «состоящую из внутренних ментальных структур и внешних визуальных доминант среды» [15].
С точки зрения структуры досуговой активности в малых городах роль интеллигенции оценивают как значительную 9,2% и как имеющее среднее влияние на жизнь общества – 19,7% респондентов, тогда как в городах – административных центрах субъектов РФ роль интеллигенции как значительную оценили 10,8%, а как имеющую среднее влияние – 24,7%. Жители малых городов лидируют по просмотру телепередач и прослушиванию радио – 73,4%, тогда как в административных центрах субъектов РФ – 64,4%; посещают театры, кино и концерты соответственно 10,3% и 24,1%, музеи и выставки – 4,1% и 10,3%, дискотеки и танцплощадки – 2,8% и 5,1%, занимаются в кружках, клубах по интересам в райцентрах – 3% и 2,5% [16].
Современные форматы клубной деятельности предполагают различные по форме и содержанию клубы – от общественно-просветительских и образовательных организаций до досуговых институций в городах и универсальных культурных площадок, реализующих функции проведения в жизнь государственной культурной политики на местах и организации социокультурной жизни местных сообществ.
Активное развитие государственной культурной политики, вовлечение гражданских активистов местных сообществ в культурное участие стало одной из приоритетных целей современной государственной культурной политики Российской Федерации и нашло отражение в Национальном проекте «Культура». Согласно паспорту Национального проекта, в малых и средних городах предусмотрено создание и развитие 39 Центров культурного развития (ЦКР), представляющих собой «многофункциональное культурное пространство с концертным залом, музейно-выставочными площадями, библиотекой, помещениями для занятий творчеством и кинозалами для детей и взрослых, сервисными зонами (кафе, сувенирные киоски). В результате реализации проекта доступ к современным услугам ЦКР получат около 5 млн. человек» [17]. Согласно замыслу авторов проекта, такие центры культурного развития призваны стать катализаторами социокультурной эволюции городской среды, что предполагает активное участие вовлеченных в клубную деятельность людей в выработке и реализации локальной культурной политики органов местного самоуправления.
Культурное участие как вид социальной деятельности отмечен в «Рекомендации ЮНЕСКО Об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь», принятой на заседании Генеральной конференции ЮНЕСКО в Найроби 26 ноября 1976 г., в которой в самом общем виде говорится о праве каждого человека «свободно участвовать в культурной жизни общества».
Конституция Российской Федерации в статье 44, части 2 и 3 гарантирует права граждан на участие в культурной жизни. Право на участие граждан в культурной жизни российского общества гарантируется и федеральным законодательством о культуре. В «Основах государственной культурной политики» закреплено право «обеспечение участия в реализации государственной культурной политики профессиональных и деловых сообществ, общественных организаций и общественных культурных институций» [18]. Вместе с тем нет прямого указания на субъектность гражданского участия, хотя реализация государственной культурной политики, по существу, является частью закрепленного в Конституции Российской Федерации права граждан на участие в культурной жизни, а следовательно, и в реализации государственной культурной политики. Но поскольку Конституция является правовым актом прямого действия, то она предоставляет право на участие граждан и в реализации государственной культурной политики, причем как в институциональной, так и в индивидуальной формах, тем более что в правовом определении понятия «культурная жизнь» предусмотрены особые субъекты участия ней – личность, общество, государство. Само же участие может выражаться как в пользовании объектами культурной жизни, так и в участии в обсуждении правовых актов в с сфере культуры и участии в различных формах социокультурной деятельности [19]. В этой связи представляется целесообразным создавать общественные советы клубов с участием представителей не только общественных институтов и частных стейкхолдеров – реальных и потенциальных инвесторов из числа местных предпринимателей или предпринимателей, имеющих по рождению связь с данным локальным социокультурным пространством, но и из представителей целевых аудиторий.
В связи с развитием территориально-отраслевых направлений государственной и муниципальной политики целесообразным представляется всесторонне развитие проектной деятельности в клубной работе, что позволяет как решать конкретные задачи в сфере реализации государственной клубной политики, так и привлекать стейкхолдеров из различных социальных страт общества, обеспечивая развитие государственно-общественно-частного партнерства и формируя реальный интерес к достижению конкретных результатов в обозримые сроки [20].
Клубы в условиях современного этапа реализации государственной культурной политики превращаются в важнейший ресурс инновационного развития социально-культурных пространств, становятся катализаторами социального развития регионов. А участие представителей клубных учреждений и представителей их целевых аудиторий в общественном развитии способствуют развитию гражданской культуры современного российского общества посредством прямого и косвенного через социокультурные институции участия в практической реализации государственной культурной политики. При этом клубные учреждения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, наряду с реализацией задач по укреплению государственной культурной и гражданской идентичности и просветительско-образовательной деятельности все большее значение приобретают в развитии массовых форм организации культуры досуга, развития локальной социокультурной идентичности, вовлечении различных социальных слоев населения в культуротворческую и рекреационно-досуговую активность. В современном обществе клубы начинают играть активную роль в формировании и укреплении реальных, а не виртуальных коммуникативных сетей социальной активности различных социально-демографических групп населения, катализатора позитивного обсуждения важных проблем развития местных сообществ.
В Белгородской области распоряжением заместителя губернатора Белгородской области, начальника Департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области О.Павловой на основании «Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года в Белгородской области», утвержденной 30 марта 2016 г. и на основании апробации пилотного проекта деятельности 22 модельных домов культуры, преобразованных в Центры культурного развития, «Об утверждении Модельного стандарта деятельности Центра культурного развития Белгородской области» оформлен областной модельный стандарт Центра культурного развития, призванный интегрировать такие направления клубной социокультурной деятельности как кинопоказы, театральные постановки, выставки, дополнительного образования – как различных профильных курсов, творческих студий и мастерских, медиатек, организации досуга, дискуссионных площадок и продвижения творческих индустрий [21].
В условиях асимметрии ресурсной базы различных районов России выделяются районы, которые смогли аккумулировать возможности действующих на территории районов предприятий, прежде всего ресурсо-добывающих отраслей. Можно привести пример успешной деятельности по развитию клубной работы в Северо-Енисейском районе Красноярского края. Клубные учреждения малых городов и поселков городского типа района активно участвуют в конкурсах на грантовые проекты, что позволило привлечь дополнительно 1649,95 тыс. руб. из краевого бюджета [22].
Клубы района призваны стать важными социально-коммуникативными локациями на основе развития принципов «соуправления социально-культурными процессами» в рамках формирования и развития координации и партнерства муниципальных институций, частного предпринимательства, общественных формирований, представителей «социальных, национальных и информационных групп общества» [23]. В целях поддержки и развития народных ремесел и декоративно-прикладного искусства, в том числе с учетом этнокультурной самобытности коренных малых народов Севера, предусмотрено создание «Дома народных умельцев».
В рамках проектной деятельности реализации стратегии «Золото души человеческого потенциала» намечается реализация творческих проектов фестивалей и конкурсов «Золотое па», «Золотой голос», «Золотые сказы», «Золотая кулиса» и «Золотые руки» и мини-проектов для учащихся в области дополнительного образования в сфере искусств – «Золотая кисть», «Золотой аккорд» и «Золотой рояль».
Специалисты в сфере культуры Северо-Енисейского района намерены активно продвигать и актуальные форматы деятельности учреждений культуры – содействовать развитию традиционных и инновационных форм этнокультурной деятельности, выступить инициаторами развития молодежных субкультур, организовать и провести малую коллегию в области культуры Северных территорий Красноярского края и т.п.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что максимально эффективное развитие клубной деятельности в малых городах и поселках городского типа может быть реализовано на основе активного участия в реализации государственной культурной политики клубного актива и местной творческой интеллигенции при поддержке органов регионального государственного управления и местного самоуправления. Культурное участие превращается в драйвер социокультурного воспроизводства и развития на основании комплексного системного подхода к интеграции природных, историко-культурных, человеческих и материально-финансовых ресурсов, для чего необходимо организовать профессиональную переподготовку клубных работников на основе принципов проектной деятельности.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Недосека Е.В., Карбаинов Н. «Умирание» или «новая жизнь» моногородов (на примере социально-экономической адаптации жителей монопрофильных поселений Северо-Запада России) // Арктика и Север. – 2020. – № 41. – С. 163-181;Чумиков А.Н., Труба А.С. Брендинг малых городов: зарубежные практики // Пространственное развитие малых городов: социальные стратегии и практики: [монография] / М.Ф. Черныш, В.В. Маркин [и др.]; отв. ред. М.Ф. Черныш. – М., 2020. – С. 449-470; Воронов В.В., Ружа О.П. Возможности и барьеры развития малых городов Латвии: экспертное измерение // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов : Сб. докладов VI Всерос. социолог. конгресса (Тюмень, 14-16 окт. 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров. – М., 2020. – С. 214-225; Ричери М., Фонтана Р. Глобализация и малые города: проблема качества развития: Опыт Италии // Пространственное развитие малых городов… С. 398-421; Егоров В.К. Исторические особенности пространственного развития России и малые города // Пространственное развитие малых городов... С. 87-108; Зубок Ю.А., Чупров В. Культурная жизнь и культурные практики молодежи малых городов: особенности саморегуляции // Знание. Понимание. Умение. – 2020. – № 3. – С. 140-156; Маршак А.Л. Культурный потенциал развития социальной структуры российского общества: к постановке проблемы // Россия реформирующаяся: Ежегодник : Вып. 18 / отв. ред. М. К. Горшков. – М., 2020. – С. 19-32;Allingham P. Experiential Strategies for the Survival of Small Cities in Europe // The City in the Experience Economy: Role and Transformation. Ed. by A. Lorentzen, C. J. Hansen. London: Routledge, 2012. P. 89–107; Cox E., Longlands S. The Role of Small and Medium-Sized Towns and Cities in Growing the Northern Powerhouse. Report. Manchester: InstituteforPublicPolicyResearch, 2016 и др.
[2] Чижиков В.М. Ресурсы культуры и культура как ресурс // Вестник МГУКИ. – 2016. – № 5(73). – C. 65-70; Чижиков В.В. Культурная среда малых городов России // Там же.
[3] Аксенова О.В. Асимметрия жизни современного российского общества: соотношение традиций и инноваций: [монография] / [О.В. Аксенова, Н. В. Левченко и др.]; отв. ред. О.В. Аксенова. – М., 2017. – С. 16.
[4] Мнацкаян А.Л. Инфраструктура как фактор развития туризма в Пушкиногорье // Культурное наследие и туризм в контексте социально-экономического развития территории. – СПб., 2003. – С. 89-90.
[5] Шилова В.А. Стратегия анализа инфраструктуры и коммуникативного пространства малого российского города // Социальное обоснование стратегий городского, регионального и корпоративного развития: проблемы и методы исследований : Материалы IX Дридзевских чтений / отв. ред.: Е.М. Акимкин, Е.И. Рабинович, В.А. Шилова. – М., 2010. – С. 116.
[6] Гохгалтер М.А. Воспроизводство культурных ценностей в системе современного российского образования: диссер...канд-та философ. наук: 24.00.01 – Теория и история культуры. – Барнаул, 2012. – С. 13-14.
[7] Анисимов О.С. Типы и условия их осуществления на базе цивилизационной идентичности // Мир психологии. – 2012. – № 1. – С. 12-18.
[8] Аксенова О.В. Указ. соч. С.18-19.
[9] Там же. С. 20.
[10] Верещагина Т. А. Теоретические основы обеспечения самодостаточности малых городов // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – № 10. – С. 33-40.
[11] Смирнова И.Н. Культурно-досуговые практики населения малого города как характеристики образа жизни // Социология города. – 2016. – № 2. – С. 49.
[12] Там же.
[13] Там же. С.56.
[14] Малые города в социальном пространстве России: [монография] / Колл. авт.; отв. ред.: В.В. Маркин, М.Ф. Черныш. – М., 2019.
[15] Касаткина С. С. Особенности культурного пространства малых городов Вологодской области (философский аспект) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. 2015. – № 11(61): [в 3-х ч.]. Ч. I. – С. 76.
[16] Смыслы сельской жизни : Опыт социологического анализа / Под ред. Ж.Т. Тощенко. – М., 2016.
[17] Паспорт национального проекта. Национальный проект «Культура». – URL: http: //government.ru /info/35562/ (дата обращения: 10.02.2021).
[18] Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808) // Гарант. ру : [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/70828330/ (дата обращения: 10.02.2021).
[19] Рубанова М.Е. Конституционное право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры в Российской Федерации: автореф. дис…канд юр.наук: 12.00.02 – Саратов, 2011. – С. 8.
[20] Шилина О.В. Социально-проектная деятельность клубного объединения как средство творческой самореализации молодого педагога // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Т. II. № 2. – С. 41-43; Опыт проектного управления в сфере культуры : учеб. пособ. для вузов / Под общ. ред. Л.С. Азаренкова. – Екатеринбург, 2018.
[21] Распоряжение заместителя Губернатора Белгородской области – начальника департамента внутренней и кадровой политики области от 06.07.2018 г. № 031 «Об утверждении Модельного стандарта деятельности Центра культурного развития Белгородской области». – URL: http: // bgcnt.ru/assets/files/Rukovoditelu/031-rp%202018.pdf (дата обращения: 10.02.2021).
[22] Решение Северо-Енисейский районный Совет депутатов Красноярского края «Об утверждении «Основных направлений политики Северо-Енисейского района Красноярского края до 2030 года «Золото души человеческого потенциала» от 30 янв. 2019 г. № 579-45. – URL: https://docviewer.yandex.ru/view/209483514/(дата обращения: 10.02.2021).
[23] Там же.
© Шошина С.И., 2021.
Статья поступила в редакцию 15.03.2021.
Шошина Светлана Игоревна,
соискатель,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
email: kyara76@mail.ru
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2021/1(24)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/404.html
Новости
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.
-
04.05.2024
В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.
-
04.05.2024
Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.