Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2021.90.79.009

Ртищева И.А.

Развитие экспозиции музея-квартиры А.М.Васнецова
с 1960 по 1996 год

Аннотация. В настоящей статье освещена тема малых музеев Государственной Третьяковской галереи. В частности, речь идет об истории создания музея-квартиры А.М.Васнецова и первых годах существования экспозиции, основанных на неопубликованных ранее документах. Основной материал повествует об этапах комплектования коллекции и происхождении многих предметов собрания.

Ключевые слова: Государственная Третьяковская галерея, музей-квартира, малый музей, коллекция, экспозиция, живопись, Аполлинарий Васнецов, мемориальная квартира.

Открыть PDF-файл


Музей-квартира Аполлинария Михайловича Васнецова был основан в 1956 г. к 100-летию со дня рождения известного пейзажиста и исследователя Москвы. К юбилейной дате было приурочено установление мемориальной доски на фасаде дома в Фурманном переулке, где художник жил последние тридцать лет, в Третьяковской галерее прошла его большая персональная выставка, а искусствовед Л.Н.Беспалова опубликовала монографию, посвященную жизни и творчеству А.М.Васнецова.

Музей был создан по инициативе сына художника В.А.Васнецова и его супруги Е.К.Васнецовой. Первоначально он являлся филиалом Музея истории и реконструкции Москвы, а с 1986 г. стал филиалом Государственной Третьяковской галереи. По своему типу музей-квартира А.Васнецова относится к категории так называемых малых музеев, деятельность которых имеет свою специфику. Надо сказать, что последние десятилетия отмечены активизацией деятельности малых музеев и ростом интереса к ним со стороны музейных профессионалов. Например, в Третьяковской галерее создана Служба развития малых музеев. Вместе с тем исследовательское внимание к этому типу музеев лишь начинает усиливаться. Как верно отметила исследовательница Е.Е.Бандурка, теоретический интерес не успевает за нарастающей популярностью малых музеев. В частности, нет специальных исследований, посвященных малым филиалам Третьяковской галереи.

В настоящей статье мы остановимся на одном из важных аспектов создания и деятельности музея-квартиры А.Васнецова, а именно: на формировании и развитии его экспозиционного пространства. Этот процесс включает проблему, во-первых, комплектования фондов, во-вторых, развития экспозиционных подходов на протяжении 1960-1996 гг. Такие хронологические рамки выбраны нами не случайно: первая дата связана с открытием первой экспозиции, вторая ознаменовала окончательное формирование музейного пространства.

Среди архивных документов, хранящихся в фондах музея-квартиры, находятся множество писем, обращений и статей, которые содержат ценную информацию о его основании и первых годах существования экспозиции. Комиссия по сохранению памяти о мастере живописи была создана вскоре после его смерти в 1933 г., однако деятельность ее оказалась малозаметной. В 1947 и 1948 гг. Всеволод Васнецов обращался с прошениями об активизации намеченных мер по увековечиванию памяти отца [1]. Его инициативу по воссозданию мемориальной мастерской поддержал И.Э.Грабарь, обратившись с письмом в редакцию «Вечерний Москвы» в 1957 г. В нем он, в частности, писал, что «восстановление мастерской является нашим долгом по отношению к памяти большого русского художника» [2].

Экспозиция музея-квартиры формировалась на протяжении сорока лет. В музее сохранилась опись коллекции 1960 г., насчитывающая около 1500 единиц хранения, изначально выбранных Всеволодом Васнецовым для организации первой экспозиции.

В фонде преобладали личные документы художника, фотографии, письма, личные вещи, количество предметов декоративной мебели и живописи была сравнительно невелико. В том же 1960 г. в квартире живописца была восстановлена его домашняя мастерская. Интересен тот факт, что в связи с началом музеефикации комнаты и размещением части экспозиции в прихожей, всем жильцам на тот момент еще коммунальной квартиры было запрещено пользоваться парадной дверью, поскольку она стала официальным входом в музей [3].

Пространство музея-квартиры А.М.Васнецова было особенно интересно тем, что создавалось сыном мастера, проживавшего после расселения остальных жильцов в «малых» комнатах (бывшей спальни и детской) этой же квартиры до конца дней (1989). Обстановка мастерской довольно точно совпадала с фотографиями, сделанными при жизни Аполлинария Васнецова. В статье «Мастерская выдающегося художника», опубликованной 26 апреля 1960 г. в газете «Вечерняя Москва», дано подробное описание первой экспозиции. В ней, в частности, упоминаются крупные пейзажные работы, «замечательные альбомы набросков… в витрине хранятся документы о всеобщем признании высокого дарования художника» [4].

«Животворящим» импульсом, необходимым для начала дальнейшей работы нового музея, по праву можно считать деятельность сына мастера. Таким образом, культурное пространство приобрело сразу двух «гениев места» – А.М.Васнецова и В.А.Васнецова. Однако в архиве музея-квартиры хранится документ, свидетельствующий об имевшей место несправедливости по отношению к его основателям. В начале 1960-х гг. сын живописца и его супруга были временно отстранены от работы с коллекцией, музеефицированные комнаты были опечатаны и открывались только сотрудником музея истории и реконструкции Москвы строго в дни и часы работы музея [5].

Следующий важный этап в развитии и формировании пространства музея-квартиры пришелся на период с 1965 по 1983 г. Еще в 1959 г. в обращениях и отзывах поднимался вопрос о «необходимости подумать о том, чтобы развернуть экспозицию… по крайней мере в трех смежных комнатах» [6]. К 1965 г. под музей отвели большее пространство в квартире художника, что повлекло за собой смену, переустройство и расширение экспозиции.

Этому важному процессу поспособствовало пополнение музейного фонда. Среди множества дарственных актов отметим лишь несколько. В 1967 г. академик П.С.Сытин – друг художника, передал в дар музею альбом автолитографий по сюжетам А.М.Васнецова, посвященных архитектуре древней Москвы, а так же несколько эскизов мастера, предварявших серию работ для Московского коммунального музея. В 1969 г. из фондов дома-музея В.М.Васнецова в коллекцию музея-квартиры на постоянной основе были переданы около двух десятков небольших этюдов облаков А.М.Васнецова, выполненных с большим живописным мастерством, а также пейзаж «Царский пруд. Демьяново» (1906). Среди дарственных поступлений периода 1965-1983 гг. важно отметить большой столовый гарнитур в неорусском стиле, переданный сестрами С.В.Кирьяновой и А.В.Макаровой. Мебель, созданная по эскизам художника, была приобретена их матерью в 1912 г. Из-за большого количества предметов часть гарнитура вошла в экспозицию в 1973 г, оставшаяся украсила музей лишь после 1983 г. В 1976 г. из собрания Третьяковской Галереи на временное хранение поступил большой парадный портрет художника, написанный в 1898 г. Н.Н.Кузнецовым.

Еще одним поворотным моментом в жизни музея стоит считать появление штата научных сотрудников и экскурсоводов, заведующей музеем с 1965 г. была назначена Е.К.Васнецова.

Фотоматериалы и экспозиционные описи данного периода свидетельствуют о планомерной научной и художественной подготовке новой расширенной экспозиции [7]. Главную привлекательную черту музея-квартиры – сохранение «живого» пространства, поддерживали его основатели, разместив комнатные растения в залах и «по домашнему» тепло встречая экскурсионные группы.

В 1965 г. постепенно были созданы тематические экспозиций в трех парадных комнатах квартиры художника. Судя по сохранившимся фотодокументам, в вестибюле (прихожей) была организована так называемая «вводная экспозиция», представлявшая ряд фотографий и несколько небольших по формату произведений художника. В бывшей гостиной были размещены работы Аполлинария Васнецова, реконструирующие облик древний Москвы (ядро настоящей коллекции представляли работы, переданные доктором исторических наук С.П.Сытиным). Следующая за гостиной комната получила тематическое название «Зал пейзажной живописи». Важно заметить, что ввиду малого количества музейной площади экспонаты располагались на любом свободном пространстве, межкомнатные двери, в свою очередь, выполняли функцию стендов для фотографий, экспликаций и малых работ живописца. Таким образом, музей-квартира стал одновременной «малой галереей» художника и собственно «бытовым» пространством, представленным в мастерской.

Период с 1983 по 1996 г. сопровождался такими существенными переменами в жизни музея, как расселение под его нужды соседней квартиры №22. Следующим важным этапом стало присоединение музея в качестве филиала к Государственной Третьяковской галерее с 1986 г. Анализ данных позволяет сделать вывод об особенно активном комплектовании именно в период с 1983 по 1989 г. (дата кончины основателя музея В.А.Васнецова). Всеволод Васнецов принял решение о передаче музея в ведомство Третьяковской галереи, после оформил дарственные на все переданные им ранее в экспозицию малого музея ценности, а также продолжил обогащать коллекцию все большим числом предметов живописи и личных вещей художника.

В 1981 г. фонды малого музея пополнились многими личными вещами Аполлинария Васнецова: инструментами для натяжки холста, дорожным саквояжем и этюдниками, коллекцией минералов, некоторыми письменными принадлежностями и многим другим. В 1984 г. от Всеволода Васнецова Государственная Третьяковская галерея получила такие живописные работы, как «Зимний сон» (1914) – одну из самых известных работ пейзажиста из серии «Времена года», запечатлевшую таинственную красоту и сказочность русской зимы, серию камерных «московских этюдов» 1920-х годов: «Дворцовый мост. Лефортово», несколько работ с видами Коломенского, прекрасный архитектурный пейзаж «Дом бывшего археологического общества», «Портрет В.А.Васнецова в детстве» (1911), выполненный Виктором Васнецовым, портрет Т.И.Васнецовой – супруги художника, работы его ученика А.И.Исупова. Еще одним важным приобретением музея-квартиры и Третьяковской галереи в целом следует считать лиричную акварельную серию из девяти произведений «Моя родина», посвященную родному вятскому краю Аполлинария Васнецова. В том же 1981 г. Государственная Третьяковская галерея приобрела у Всеволода Васнецова две крупные работы его отца – «Элегия» (1896), и «Париж. Бульвар Монсури» (1898).

В этот период коллекция музея-квартиры А.М.Васнецова продолжала развиваться благодаря сторонним дарителям. К примеру, в 1984 г. А.М.Петровым были переданы два резных табурета по эскизам Е.Д.Поленовой, в 1983 г. от Э.П.Васнецовой в собрание музея попали несколько старинных венских стульев. В 1986 г. в дар от Е.А.Мироновой перешел этюд «Абрамцево» (1900-е), подаренный ее отцу Аполлинарием Васнецовым, в том же году председатель ессентукского общества слепых И.В.Фоменко передал музею пейзаж «Вид Эльбруса» (1896).

Новые поступления в коллекцию музея и выделение ему дополнительной площади способствовали расширению музейного пространства и концептуально новой его организации. Как отмечает исследователь О.Н.Купцова, в 1970-х гг. произошел «перелом» в понимания музейной экспозиции: «…были введены игра, ирония, легализовано типологическое наряду с подлинным <…> музеи в это время продемонстрировали свою близость к театру <…> в создании новых музейных экспозиций 1970-1980 гг. присутствовала, в первую очередь, театрализация, то есть приоритет игрового над жизнеподобным» [8].

После передачи музею соседней квартиры №22 в качестве дополнительной площади, было принято решение о воссоздании исторической обстановки в трех парадных комнатах квартиры художника, галерея в расширенном виде предполагалась теперь на территории нового музейного пространства.

Каждая комната обрела свое собственное лицо и рассказывала свою историю из жизни не только мастера, но и отчасти целой эпохи. Новая концепция музея требовала дополнительных приобретений для полноценного завершения исторического образа. В связи с появившейся необходимостью в 1983 г. музейную коллекцию пополнили рядом изящных экспонатов. Среди них: гостиный гарнитур красного дерева середины XIX в., потолочные светильники, начала XX столетия, настольные лампы и некоторые другие предметы, дополняющие аутентичный интерьер.

Воссозданные гостиная, кабинет и мастерская сменяли друг друга, как отдельные миры, характеризующие грани жизни Аполлинария Васнецова. Первая комната из светлого зала «Старая Москва» трансформировалось в парадное помещение, украшенное темно-бордовыми обоями, на окнах появились шелковистые портьеры с бахромой и ламбрекеном, центральное пространство старинной гостиной было отдано изящному гарнитуру, у стены разместили пианино, напротив него расположили небольшой шкаф с книгами. На стенах нашли свое место портреты жены и сына художника, а также этюды-подарки некоторых живописцев. «Игра» и сиюминутность жизни замечалась в деталях, к примеру, в «спешке» положенной к краю стола старинной книге, слегка неровно поставленной фотографии у зеркала, многочисленных кашпо с растениями. Комната не только вернула прежний образ гостиной, но и воплотила в себе камерный образ усадебного мира, так любимого художником.

Рассказ о жизни мастера продолжил его кабинет, контрастно решенный в светлых тонах. Роль рабочего стола бала отдана массивному резному столу из гарнитура сестер Кирьяновой и Макаровой, дополняют интерьер дубовые кресла из их же собрания, изящные настольные лампы и множество небольших деталей быта. На столе с жизненной хаотичностью разложены «необходимые мелочи»: письменные приборы, линейки, футляр, рядом с ним очки, лупа и тому подобное. Среди картин на стенах центральное место занимал «сказочный» пейзаж «Зимний сон». Мастерская в этот период, напротив, приобретает сакральную строгость «парадного портрета» рабочей комнаты художника.

В 1996 г. после кончины Е.К.Васнецовой окончательно музеефицировали все пространство квартиры №21. Кабинет Е.К. и В.А.Васнецовых вскоре стал последним «залом» музея. На этом этапе музейная история стала включать не только «рассказ» о художнике, но и повествование о не менее интересной судьбе его основателей.

Музей-квартира А.М.Васнецова формировался на протяжении нескольких десятилетий, пройдя путь от музея-комнаты до музея двух поколений и галереи художника. Коллекция пополнялась преимущественно за счет дарственных передач, главным образом от Всеволода и Екатерины Васнецовых. В настоящее время малый музей художника – это не только история его жизни и творчества, это история целой эпохи московской жизни XX в., в которую вовлечен рассказ о доходном доме и окружающем пространстве сохранившейся старой Москвы.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Заявление В.А.Васнецова в комитет по делам искусств. 1947. Заявление В.А.Васнецова председателю оргкомитета Союза советских художников. 1948.

[2] Вечерняя Москва. –1957. – № 85. – 10 апр. – С. 3.

[3] Из охранного обязательства по историческому памятнику. 1960.

[4] Вечерняя Москва. – 1960. – № 95. – 22 апр. – С. 3.

[5] Письмо Союза Советских художников министру культуры РСФСР «О создании художественного совета при музеях В.М. и А.М. Васнецовых. 1966.

[6] Московская правда. – 1959. – № 205. – С. 2.

[7] МКВ ОФ-1299, НВФ- 627, 410, 411, 116, 123, 222.

[8] Купцова. О.Н. Первые русские литературные музеи: опыт мемориализации // Дом-музей писателя: история и современность : XI Гоголевские чтения : Сб. статей по материалам конф. – М.; Новосибирск: Новосиб издат. дом, 2011.– С. 34.


© Ртищева И.А., 2021.

Статья поступила в редакцию 15.03.2021.


Ртищева Ирина Александровна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт
>культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
email: ira.rtishewa@yandex.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2021/1(24)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/417.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru