Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2021.67.37.010

Лучков Н.А.

Возможные критерии оценки эффективности онлайн-выставок

Аннотация. Современные цифровые выставочные формы требуют новых подходов в анализе и управлении. Часто музейные специалисты сталкиваются с необходимостью оценивать свою детальность по созданию сетевых или онлайн-проектов с точки зрения их эффективности по продвижению музея, привлечению посетителей или выполнения миссий музея. Автор предлагает ряд критериев для оценки эффективности работы музея по созданию онлайн-выставок.

Ключевые слова: ключевые показатели эффективности, музейный менеджмент, онлайн-выставки, виртуальные мероприятия, анализ.

Открыть PDF-файл


В 21 в. цифровые технологии оказали на музейную практику большее воздействие, чем инновации любых других отраслях человеческой деятельности. За последние десятилетия активное использование этих технологий не только привело к видоизменению основных направлений музейной работы, но и трансформировало представление о том опыте, который ожидает получить посетитель от контакта с учреждением культуры. Это появляется во всем: в том, какие гаджеты посетитель берет с собой в музей и как он ими пользуется (смартфон, фотоаппарат, планшетный компьютер), насколько активно конкретный музей работает со своей аудиторией в режиме онлайн (виртуальные выставки, занятия, курсы, профильные группы с социальных сетях и т.п), является ли физическое посещение музея самой важной формой взаимодействия с посетителем, даже само представление о том, где именно располагается современный музей (в своем главном здании, на своем сайте, в своих публикациях, постах и предметах, размещенных в Госкаталоге?).

Постоянное развитие цифровых технологий приводит в необходимости регулярного пересмотра того, как структурирован музей, какие навыки требуются его сотрудникам, какими новыми средствами они могут пользоваться для исполнения своей миссии и, что является непосредственным объектом интереса автора данной статьи, каким образом можно оценить эти усилия и полученные результаты.

Анализ цифрового присутствия музеев особенно важен в связи с последними мировыми событиями. Под влиянием эпидемии коронавируса COVID-19, обрушившейся на нас в начале 2020 г., отношение к цифровым возможностям кардинально изменилось. Миллионы людей были вынуждены перенести свою работу, а также социальные и образовательные занятия на цифровые платформы, чтобы снизить риск заражения и соблюсти самоизоляцию и социальное дистанцирование. В особенно критические периоды эпидемии многие организации, в частности музеи, были вынуждены ограничить либо вовсе запретить доступ в свои здания. Для музейного сектора это значило закрытие, отмену или перенос проектов, выставок образовательных программ и других мероприятий, рассчитанных на посетителей. Одним из возможных путей решения данной проблемы стали адаптация и перенос мероприятий в формат онлайн. Было предположено, что удаленный доступ к музейным мероприятиям и коллекциям сможет смягчить изоляцию, позитивно повлиять на психическое благосостояние и поддерживать образовательные и творческие потребности самых разных аудиторий [1].

Значительное увеличение доли сетевых проектов, в частности, онлайн-выставок в работе музеев привело к необходимости эту деятельность детально оценивать, рассматривать с точки зрения музейного менеджмента – а это традиционно нелегкая задача. На данный момент не существует единогласно одобренного и принятого метода измерения успешной работы музеев. Пятьдесят лет назад она измерялась так же, как и работа библиотек в то время: главными параметрами были важность и размер коллекции. Однако сегодня этот параметр почти не имеет веса. Успешность музеев сложно оценить и измерить прежде всего потому, что за последние годы основные приоритеты музея сместились от расширения коллекции к привлечению внимания аудитории. При этом музеи не смогли найти нужный баланс между этими двумя задачами и определить лучшие практики в работе с аудиторией [2].

Идея определения эффективности музейной работы несколько противоречива. С одной стороны, сложно представить простой способ присвоить ценностные показатели художественным объектам или культурным мероприятиям. С другой – такой анализ давным-давно необходим музейной сфере, особенно учитывая недостаточную проработанность темы и редкость методических материалов по ней. Естественно, финансовые показатели выставочной деятельности ни для кого не являются новостью, но даже их использование в учреждении культуры связано с определенными трудностями. Любая оценка деятельности музея должна учитывать в первую очередь его художественный и образовательный вклад в общество, однако не следует забывать, что количественные показатели, в том числе прибыли, необходимы для успешного планирования и развития учреждения.

Комплексная система, стремящаяся к учету вышеупомянутых фактором, уже довольно давно применяется в музеях разных стран, в том числе и в России. Именуется она KPI (Keyperformanceindicator) – ключевые индикаторы исполнения (эффективности), или методика управления результативностью, которая с 2016 г. уже начала частично применяться для оценки деятельности директоров российских музеев. KPI представляет собой систему, используемую для достижения главных целей деятельности учреждения. Она была принята в США в 1980-е гг. на основе разработок Питера Друкера и успешно применяется в настоящее время относительно музейного сообщества. На основании выполнения плана директор музея получает прозрачную картину продвижения к поставленным целям. Внедрение системы KPI требует особых знаний у руководителей музеев, новых навыков организации труда и управления коллективом, возможно, привлечения внешних экспертов. Но при грамотном внедрении система обеспечит возможность избежать необоснованной стагнации и повысить качество услуг [3].

Вернемся к теме онлайн-выставок. Виртуальные выставки остаются популярным форматом. Подобную форму активности музеи применяли еще до временного закрытия [4]. Когда сотрудники музея планируют выставку, им необходимо учитывать массу важных параметров: актуальность и уникальность темы выставки и представленных материалов; познавательная направленность; соответствие возрастным особенностям; качественный интерфейс; качественная подготовка публикуемых материалов – изображений и популярных, рассчитанных на широкую аудиторию, текстов виртуальных «этикеток» и комментариев. Когда следует выстроить систему оценки подобного мероприятия, то она должна обладать некоторыми специфическими качествами. А именно:

1. Иметь прямую связь с ценностями и миссией музея.

2. Выступать в качестве надежного показателя долгосрочного здоровья музея с организационной и финансовой точек зрения.

3. Быть легко проверяемой и используемой для отчетности.

Возможные критерии оценки эффективности

Оценивать проведенные онлайн-мероприятия необходимо с разных точек зрения, в идеале – используя такие критерии, которые позволят выяснить, насколько мероприятие было эффективным для той или иных групп посетителей/пользователей. Для этого необходимо проанализировать следующие базовые показатели:

- количество посетителей выставки (самый видимый показатель успешности. Следует считать отдельно для каждого уникального мероприятия, чтобы лучше понимать потребности и интересы публики);

- количество участников, посетивших выставку повторно (такие посетители часто имеют большую заинтересованность в конкретном музее или любимую тему/автора);

- время, проведенное посетителями на странице выставки либо на портале (показатель, позволяющий определить степень заинтересованности посетителей и уровень их вовлеченности);

- наличие обратной связи и ее тональность (количество и характер комментариев: обычно люди оставляют комментарии в крайних случаях – либо когда им очень понравилось, либо совсем наоборот);

- уровень медиа охвата (количество упоминаний/цитируемость в СМИ);

- вовлеченность аудитории до, в ходе и после мероприятия (количество сообщений в чате и/или упоминаний, таких как хештег мероприятия, лайки, репосты, в соцсетях. Следует учитывать характер упоминаний: больше – не всегда означает лучше);

- NPS[5], он же Индекс потребительской лояльности (с какой вероятностью посетители выставки посоветуют ее посещение своим друзьям/коллегам/семье);

- переходы на дополнительный контент (будь то скачивание репродукций, прослушивание аудиофайлов, изучение отзывов о выставке или любые другие проявления заинтересованности в дополнительных материалах);

- запросы в поисковиках и трафик основного сайта учреждения (успешность онлайн-мероприятия не обязательно измеряется только в ходе его проведения – успешная выставка может привлечь повышенное внимание к музею в целом);

- данные количественные показатели, конечно, не являются абсолютными. Многое зависит от специфики самой акции, конкретного формата, выбранного музеем, его целевой аудитории и других факторов. При этом, определяя формат проведения онлайн-выставки, целесообразно исходить из накопленного музеем опыта и предпочтений его целевой аудитории. Новые формы взаимодействия, как то: онлайн-игры, квесты и т.д. – тоже могут быть предложены аудитории (и, соответственно, проанализированы), но становясь естественным продолжением того, что уже отработано и принято посетителями.

Также следует отметить, что фактор перехода от виртуального визита в реальный – своеобразная «материализация» посетителя – необходимо учитывать, но даже в наш век цифровых подписей, кросс-платформенных регистраций и идентификаторов проследить такой переход бывает очень сложно.

Соответственно, каждый музей способен создать «под себя» систему взаимосвязанных показателей, оценка которых будет влиять на общее развитие. К сожалению, введение подобных показателей в российской практике затруднено по целому ряду причин. В частности, далеко не в каждом музее есть свой аналитический отдел или система CRM [6], которая позволяет вести анализ работы с посетителями. Не всякая онлайн-платформа изначально оснащена всеми необходимыми средствами для учета поведения посетителей. Не каждый музей имеет собственную концепцию развития, а если имеет, то не всегда располагает возможностями для ее всесторонней реализации. Наконец, переход на новые измеримые показатели осложняется инерцией восприятия музеев как учреждений, деятельность которых не подлежит измерению [7].

Однако представление коллекций в Сети, планирование и проведение онлайн-выставок, организация удаленных мероприятий и новые формы в представлении музейного предмета активно развиваются в современном музейном мире. И необходимость систематической оценки эффективности подобной деятельности становится все более и более очевидной.

За последнее десятилетие количество посетителей музеев в режиме онлайн значительно возросло. Увеличился и запрос на качественные онлайн-выставки и мероприятия и интерес публики к цифровым возможностям современных музеев. Новые технические средства и формы работы ставят перед музейными специалистами сложные задачи, решение которых требует новых методологий и подходов. Изучение поведения посетителей всегда было важным фактором в планировании развития музеев и многие исследователи в 21 в. продолжают изучать и проводить параллели между реальным посещением музея и знакомством с его «цифровым обликом».

С развитием телекоммуникационных технологи и распространением широкополосного интернета стало возможным игнорировать два основных барьера, стоящих между посетителем и коллекциями музеев – расстояние и стены (имеются в виду ограниченные часы работы учреждений). В будущем, возможно, потенциальные посетители с меньшей вероятностью совершат реальных поход в музей, ознакомившись со всеми его сокровищами, не выходя из комфорта своего дома. В конце концов, развитие технологий позволит музеям создавать удивительные возможности как для виртуальных визитов, так и для удаленной научной работы профессиональных специалистов. Автор все же надеется, что эффект будет противоположным: удаленное знакомство с цифровыми «призраками» музейных предметов, с их историей, переданной в интересных, возможно, интерактивных, формах, посещение онлайн-выставок, участие в онлайн-акциях только усилят желание хорошо технически подкованного посетителя познакомится с оригиналами.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Heritage in lockdown: digital provision of memory institutions in the UK and US ofAmerica during the COVID-19 pandemic / Myrsini Samaroudi , Karina Rodriguez Echavarria, Lara Perry // Museum Management and Curatorship. – 2020. – Vol. 35, Is. 4. – P. 337-361. – URL: https://doi.org/10.1080/09647775.2020.1810483 (дата обращения: 06.03.2021).

[2] Рычкова Е.А. Показатели эффективности и критерии оценки современных музеев // Вестник СПбГУКИ. – 2017. – Вып. 4. – С. 99-102. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-effektivnosti-i-kriterii-otsenki-sovremennyh-muzeev (дата обращения: 01.03.2021).

[3] Клочков А.К. KPI и мотивация персонала : Полный сборник практических инструментов. – М.: Эксмо, 2010. – С. 6.

[4] Например, следует отметить проект «Музейная Москва онлайн» – единый портал коллекций московских музеев, где представлены разные формы размещения предметов, коллекций и дополнительных материалов» (URL: https://museum-online.moscow/).

[5] Netpromoterscore – является одним из главных индексов измерения лояльности посетителей

[6] Система управления взаимоотношениями с клиентами – прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия.

[7] Рычкова Е.А. Указ. соч.


© Лучков Н.А., 2021.

Статья поступила в редакцию 15.03.2021.

Лучков Никита Александрович,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
email: n.luchkov@yandex.ru


Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2021/1(24)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/418.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru