Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2021.85.63.006

Краснова И.В.

Некоторые аспекты создания электронного каталога
слобожанских икон конца XVIII – начала XX вв.

Аннотация. Автор рассматривает некоторые аспекты создания электронного каталога с точки зрения концепции будущего виртуального музея слобожанских икон. Богатейшее духовное наследие Слобожанщины – одного из крупных культурных и духовных центров Российской Империи XVII-XX вв., нашедшее отражение в иконах, сильно пострадало во время великих катаклизмов в XX в. В настоящее время оно разрознено и мало изучено, поэтому недоступно для большинства граждан как России, так и Украины. Это вынуждает искать новые пути его собирания, сохранения и наследования. Одним из способов реализации этих задач автор видит в создании виртуального музея слобожанских икон на основе электронного каталога слобожанских икон конца XVIII – начала XX столетия.

Ключевые слова: виртуальный электронный каталог, слобожанские иконы, сохранение популяризация культурного наследия.

Открыть PDF-файл


Большие утраты духовного наследия Слобожанщины, которые она понесла на протяжении XX века, и отсутствие полной и достоверной информации о слобожанских иконах препятствуют их изучению и популяризации культурного наследия, сформированного в русле духовной культуры Русской Православной Церкви на территории Российской Империи. Это делает затруднительным реализацию законов Российской Федерации [1] и международных конвенций [2]. Работа по созданию виртуального музея слобожанских икон нацелена на реализацию данных законов и конвенций с целью сохранения и передачу информации о духовном и культурном наследии Российской Империи будущим поколениям.

С середины XVII по начало XX в. территория Слобожанщины являлась частью Российской Империи, а затем СССР – принадлежала одному государству, а теперь разделена между Российской Федерацией и Украиной. Но несмотря на это, доступ к ее духовному и культурному наследию должен быть открыт гражданам обеих стран.

Эта лакуна образовалась вследствие больших разрушений и потерь, связанных с Первой мировой войной, революцией 1917 года, активной атеизацией населения и в годы Великой Отечественной войны [3]. Некоторые из сохранившихся икон находятся в музеях Слобожанщины, в храмах на территории Украины и России (по данным Е.АЕрошкиной, на территории Харьковской губернии на начало 20 в. было порядка 900 храмов: более 50 – в центре губернии, 70 – расположены в Харьковском уезде, 143 – в Старобельком уезде [4]), а также в домах верующих и в частных коллекциях.

До сих пор икона является объектом охоты большинства коллекционеров и торговцев антиквариатом, активно вывозится за пределы региона и страны. Оторванная от своих корней, своей истории, она теряется и, по сути, перестает существовать как духовный и материальный памятник своей школы, региона, эпохи. Она подвергается не только передвижению, смене владельцев, но и неквалифицированной реставрации, которая не предусматривает предварительного всестороннего научного изучения, так как заказчиком выступает владелец, что так же приводит к уничтожению ее аутентичности, а следовательно, и утрате как памятника.

Таким образом, потери, которые понесла культура Слобожанщины в разное время, большая рассредоточенность оставшихся слобожанских икон и невозможность собрать их воедино вынуждают искать новые пути, способы, формы изучения и сохранения. Единственным решений этой проблемы является, на наш взгляд, их музеефикация. Но поскольку в традиционном виде (создание музея) на сегодняшний день невозможно, задачу можно решить путем создания виртуального музея слобожанских икон, который поможет их собрать, систематизировать, сохранить. Информационная базой музея будет каталог, способствующий раскрытию и сохранению кода, текста икон и передачи этих знаний будущим поколениям, являясь доступной для исследователей, коллекционеров и всех желающих.

Начиная с XVIII в. ученые и историки проявляли интерес к Слобожанщине, изучая ее этнографию, историю, материальную и духовную культуру. На рубеже XIX-XX вв. преобладала историческая направленность в изучении этого края, и икона рассматривалась как неотъемлемый элемент жизни и быта населения, поэтому информация об иконах в записях исследователей очень скудная. Архиепископ Харьковский Преосвященный святитель Филарет (Д.Г.Гумилевский) в своем труде, посвященном Харьковской епархии, писал, что церковное богатство храмов не поддавалось описанию и требовало своих исследователей [5]. И такие исследования начались в 1880-х гг. Частично они были представлены на 12-м Археологическом съезде в 1902 г. в Харькове. В 1930-е гг. эти исследования были прерваны и только на рубеже XX-XXI в. начинается новый этап в изучении слобожанских икон, но область исследования, которая интересуют ученых, находится в сфере искусствоведения, иконографии и современной политологии. Социальная, историко-культурная, политическая среда, в которой они создавались, остается за рамками их исследований. Иконы из музейных собраний очень редко включаются в экспозиции музеев, а те, что туда попадают, зрителю не дают представление о масштабах и формах культурной и духовной среды Слобожанщины в разные периоды.

Отличительной чертой региона была ее многонациональность и многоконфессиональность. На начало XX столетия только на территории Харьковской губернии было, по разным данным, от 750 [6] до 900 [7] богато украшенных храмов. Это были не только православные, но и старообрядческие, лютеранские, римско-католические, униатские храмы, синагоги и молельные дома, кенасса, мечети – в соответствии с вероисповеданием жителей Слобожанщины, состоявшей примерно из 45 национальных групп: православных и единоверцев насчитывалось 90%, евреев – 6,1%, римско-католиков – 2%, лютеран – 1%, армяно-грегориан – 0,3%, членов разных сект – 0,2% и столько же имели другое вероисповедание [8]. Как видно из статистических данных, основное население было православным, поэтому на их долю приходится и большая часть церковных сооружений.Население города Харькова к началу XX в., по сведениям губернского статистического комитета на 1901 г., числилось больше 198 тыс. человек [9], к 1917 г. оно достигло 382 тыс., а к 1932 – уже 836 тыс. [10]. По данным на 1 августа 1925 г. население Слобожанщины составляло 2 919 700 человек (с учетом потерь в Первую мировую войну 1914 г., революцию 1917 г. и Гражданскую войну с 1918-1925 гг.). Интересно отметить, что 0,4% населения (11 321 человек) составляло духовенство.

Из приведенных статистических данных ясно, что основу духовной жизни Слобожанщины составляло православие и духовная культура региона формировалась и развивалась именно в лоне Русской Православной Церкви. Это же подтверждает и количество церквей. Для росписей такого количества храмов, создания в них иконостасов, храмовых икон требовалось и большое количество мастеров: художников, иконописцев, резчиков по дереву и специализированного художественного цента, который бы готовил этих мастеров [11]. На сегодняшний день об этом сохранились лишь обрывочные сведения, нуждающиеся в тщательной проверке и изучении. Выявить такую информацию о них является важной задачей для формирования целостной базы каталога. Эти сведения можно получить только путем детального изучения литературных источников, архивных данных, воспоминаний, переписки, беллетристики, т.е. используя комплексный подход.

Состав иконописного наследия в Харьковском Историческом и Харьковском Художественном музеях, в Чугуевском художественном музее им. И.Е.Репина и в Паркомовском художественном музее им. А.Ф.Лунева говорит о том, что в их коллекциях находятся иконы разных иконописных школ, созданные, в том числе, на Слобожанщине, в разных регионах Российской Империи, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Слободе Борисовке, Вятке, Мстере и других местах. Имеются также старообрядческие и католические иконы. Большинство коллекций музейных икон не обладают достаточной информацией для их полной атрибуции: отсутствует историческая справка, не установлены время и место создания и бытования икон, этническая и социальная принадлежность предмета, авторство или принадлежность к иконописной школе, не проанализированы стилистические и иконографические особенности, тема и сюжет; материал, устройство и способ изготовления. И это тоже является большой трудностью для создания единого и полного каталога.

Для восполнения пробелов необходимо выяснить, какие из имеющихся икон принадлежат отдельным слобожанским иконописцам или иконописным центрам Слобожанщины, выявить их черты, определить характеристики и устойчивые признаки, технико-технологические особенности их создания и истории бытования, прочесть заложенный в них код и культурный текст. А это можно сделать лишь при достаточно глубоком изучении историко-культурной, социальной, духовной среды, эстетических, художественных вкусов и взглядов населения, которые повлияли на формирование и создание слобожанских икон. Сегодня это также является одной из первостепенных и актуальных задач.

Создание данного каталога станет началом большого пути, по мере продвижения по которому он будет расширяться и дополняться новыми сведениями об иконах и всей историко-культурной, духовной среде Слобожанщины. Виртуальная, электронная каталогизация слобожанских икон будет являться одновременно и методическим руководством по определению слобожанских икон, и его методологической основой. Отдельным разделом в каталоге должны быть сведения о художниках и иконописных центрах Слобожанщины. Источники, собранные в ходе этих исследований, и результаты самих исследований будут составлять один из разделов каталога – библиографический. В связи с пробудившимся интересом к иконам отдельный раздел будет посвящен технике и технологии создания слобожанских икон, который ляжет в основу их атрибуции [12]. Каталог станет помощником экспертам, сотрудникам музеев, научным работникам, коллекционерам и обеспечит быстрый поиск информации для всех желающих.

Начатая в 2019 г. работа над созданием виртуального электронного каталога подтвердила свою актуальность также в связи с пандемией короновируса COVID-19, усилившей значимость цифровизации. Цифровизация стала одним из ключевых процессов, затрагивающих все сферы жизни общества, в том – сферу культурного развития страны, что уже признано профессиональным и научным сообществом. Новые информационные технологии уже много лет внедряются во все сферы жизни страны, помогая повышать востребованность и доступность лучших образцов культурного наследия. Учреждения культуры внедряют новые цифровые форматы взаимодействия с посетителями, расширяя демонстрационные и сервисные возможности [13].

В связи с мировой интернет-глобализацией создание виртуальных музеев на сегодняшний день становится особенно актуальной. Начиная с 1990-х гг. создаются сайты крупных музеев мировых масштабов. И если раньше позволить себе сайт в интернете могли только солидные компании, то сегодня виртуальное пространство доступно практически каждому. Так, по данным исследования NuaInternetSurveys1, интернет пользователей в 2003 г. насчитывалось около 600 млн., в 2005 г. – более 800 млн., в 2010 г. – более 2 млрд. В России в 2001 г. было 18 млн., а в 2016 г. это число приближалось к 50 млн. человек [14].

В настоящее время эта цифра продолжает расти: согласно глобального отчета Digital 2020 [15] в мире в январе того года насчитывалось 4,54 млрд. интернет-пользователей, 5,19 млрд. пользовались мобильными устройствами и 3,80 млрд. были пользователями социальных сетей. В России эти цифры были соответственно 118 млн., 237,6 млн. и 70 млн. – и в будущем эти цифры будут расти и дальше. Несомненно, что интернет не обошел и культурную жизнь человека: «Интернет постепенно превращается в одну из основных потребностей общества» [16].


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Восстановление и популяризация памятников истории и культуры, их защита и сохранение регулируется Федеральными законами РФ № 122, 245, 315.

[2] Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Генеральная конференция Организации Объединенных Наций. Париж 17-21 ноября 1972 года – URL: http://docs.cntd.ru/document/1900837 (дата обращения: 13.01.2021).

[3] Харьковский Археологический музей потерял 200 тыс. экспонатов, коллекция была разграблена оккупантами, а что не удалось вывезти – ими было сожжено.

[4] Ерошкина Е.А. История слобожанского сакрального зодчества: конец XVII– начало XX столетия : монография. – Харьков: ХНУГХ, 2020. – С. 4.

[5] Филарет (Гумилевский Д.Г.)Историко-статистическое описание Харьковской епархии: в 3 т. – Харьков: Харьк. част. музей гор. усадьбы, 2005. –Т. 1. – 416 с.

[6] Парамонов А.Ф. Православные храмы и монастыри Харьковской губернии 1681-1917 гг. // Альбом-каталог. – Харьков: Харьк. част. музей гор. усадьбы, 2007. – С. 8-41.

[7] Ерошкина Е.А. Указ. соч.

[8] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона – СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907.

[9] Харьков, губернский город России: 2003-2020 // Харьков. Дали зовут : [сайт]. – URL: http://dalizovut.narod.ru/istorii/bie.htm (дата обращения: 22.12.2020).

[10] Харьков и Слобожанщина : учеб. пособ. по рус. яз. – Харьков: ХНУГХ, 2014. – С. 7.

[11] Подробнее см.: Филарет (Гумилевский, Д.Г.). Указ. соч.

[12] См., например: Краснова И.В. Исследование иконы «Святой Матфей» из Чугуевского историко-художественного мемориального заповедника им И.Е. Репина // Науково-теоретичнi здобутки Слобiдськоi Укрiани: фiлософiя, релiгiя, культурa : Збірка наук. праць. № 4. –Харькiв, 2000. – С. 126-129; ее же. Слобожанская трактовка образа Святого Николая. – Там же. С. 129-131; Антосяк А.Х., Краснова Т.Н. Исследование и реставрация иконы «3намение пресвятой Богородицы» // Третьи Сумцовские чтения : Труды науч. конф. – Харьков, 1997. – С. 22-27; Краснова Т.Н. Проблема сохранения церковных памятников в Слободской Украине // Науково-теоретичні здобутки Слобідської України: філософія, релігія, культура. Збірка наук. праць за матеріалами Міжнар. наук. конф. – Харків: Курсор, 1999. – С.157-159.

[13] Подробнее см.: Цифровизация культуры и культура цифровизации: современные проблемы информационных технологий : материалы Всерос. науч. конф. 8 окт 2020 г. / под ред. С.Ю.Житенёва. — М. : Ин-т Наследия, 2020. – 204 с.

[14] Nuasoft. Web Design web hosting Internet marketing [сайт]. ––Ирландия, 2000–2021 –URL: www.nua.ie/surveys (дата обращения: 13.10.2020).

[15] Вся статистика интернета на 2020 год – цифры и тренды в мире и в России // WebCanape : [сайт]. – Ирландия, 1996–2021. – URL: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy (дата обращения: 13.10.2020).

[16] Для сравнения см.: Рейтинг Развития Рунета Q2'2010 (использование интернета в России): Аудитория, домены, сайты / Координационный центр национального домена сети Интернет : [сайт]. – Россия, 1999–2021. – URL: http://www.cctld.ru/files/stats/Q2-2010.pdf(дата обращения: 16.10.2020).


© Краснова И.В., 2021.

Статья поступила в редакцию 15.03.2021.

Краснова Ирина Владимировна,
соискатель,
Российский научно-исследовательский институт
>культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
email: krasnova_i@mail.ru


Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2021/1(24)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/420.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru