Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/3(38)



Теоретические исследования

Степанов П.В.

Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования
(Часть 2)


Исторические исследования

Наумов Ю.М.

К вопросу истории российского мореплавания и первопроходства в Арктике


Избачков Ю.С. Рыбак К.Е.

Заметка о представителях рода Флекенштейн


Яндиев Б.М.

Система воинского воспитания
в русской армии первой половины XIX в.


Прикладные исследования

Николаев К.А.

Картина-эскиз Д.А.Налбандяна «Выступление В.И.Ленина
в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника:
по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР


Казанская К.К.

Вклад эдвардианской эпохи
в формирование винтажной европейской моды


Нематериальное культурное наследие

Ельчанинов А.И.

Северный Ледовитый океан. Русские географические названия как объекты нематериального культурного наследия


Проблемы сохранения
наследия

Валькова И.В.

Проблемы сохранения отделочных покрытий при реставрации музейной мебели и пути их решения


Отечественное наследие
за рубежом

Окороков А.В.

«Не покорюсь!» Жизнь и творчество поэтессы Русского Зарубежья Марианны Колосовой



Опубликован 01.09.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2021.98.66.016

Михальский Ф.А.

Московская периодика последней трети 19 в. как источник по истории предпринимательства

Аннотация. На опыте изданий в Москве в конце 19 в. рассматривается проблема влияния периодической печати на повседневную жизнь. Подчеркивается значимость периодики как исторического источника, поскольку именно на страницах печатных изданий публиковались официальные документы, обзоры, фотографии и другие многочисленные материалы, отражавшие дух эпохи. Практически ни одно историческое исследование нового и новейшего времени не обходится без обращения к материалам периодики, и нередко перед авторами встает вопрос о необходимости соотнесения их с другими источниками.

Ключевые слова: периодическая печать, газета, общественное мнение, Москва, история предпринимательства.

Открыть PDF-файл


Со времени появления газет как периодически издаваемого органа, призванного доставлять информацию обществу, их влияние на общественное сознание и повседневную жизнь остается высоким.

Критик, публицист и философ В.Г.Белинский считал, что пресса «легко, изящно и доступно для всех и каждого, для общества, для толпы популяризирует, обобщает идеи, знакомит с результатами науки и искусства и распространяет энциклопедическое образование, превращает интересы и вопросы, самые отвлеченные и глубокие, в интересы и вопросы жизни, для всех и каждого равно близкие и важные, словом, сближает науку и искусство с жизнью» [1]. Публицист и критик Н.К.Михайловский утверждал, что в 19 – начале 20 в. «журналистика играла столь важную роль..., что обойти ее нет никакой возможности. Журнал, а потом и газета определяли собою нередко и форму и содержание произведений даже выдающихся талантов, в журналах и газетах группировались большие и малые силы для общего дела; журналы и газеты клали или старались класть свои штемпеля на произведения писателей, которые стояли, по-видимому, вне всяких отношений к «возникновению, падению и взаимным отношениям различных органов печати» [2]. По мнению литературоведа В.Н.Орлова, русская пресса в 19 в. «превратилась в могущественный двигатель общественного и культурного развития» [3].

Закономерно, что в системе исторических источников периодическая печать занимает весьма значимое место, поскольку именно на страницах периодических изданий публиковались официальные материалы, обзоры, фотографии и т.п. Редкое историческое исследование нового и новейшего времени обходится без обращения к материалам периодики, и нередко перед авторами встает вопрос о необходимости соотнесения их с другими источниками.

Классификация является необходимым этапом исследовательского процесса, определяет видение природы и специфики исторических источников. От того, как их сгруппируют, зависит и место, занимаемое периодической печатью, объем извлекаемой из прессы информации и качество ее источниковедческого анализа.

В настоящей статье в качестве объекта исследования взяты газеты «Московский листок» за 1882 г., «Промышленный листок» за 1859 г. и «Торгово-промышленный листок объявлений» за 1892 г.

Основной акцент сделан на материалах, опубликованных в «Московском листке». Эта ежедневная газета, выходившая в 1881-1918 гг. – одно из тех российских изданий, которое было ориентировано именно на массовую аудиторию. Ее основал журналист и писатель Николай Иванович Пастухов, долгое время выполнявший функции редактора.

Несмотря на то, что столичная интеллигенция не слишком одобрительно относилась к появлению и распространению «малой» прессы, с «Московским листком» в разные годы сотрудничали адвокат Плевако, публицист Дорошевич, писатели Чехов и Гиляровский, артисты, драматурги, театральные критики, поэты, педагоги.

Одним из главных достоинств своего издания Пастухов считал оперативность публикуемой информации. У Пастухова были налажены связи с исправником, с канцелярией губернатора, и о любом важном событии и происшествии он узнавал моментально. Он организовал репортерскую службу таким образом, чтобы сводки о вечерних происшествиях появились уже в утренней газете. Писатель Владимир Гиляровский, работавший в «Московском листке» репортером, рассказывал, как в первый день редактор обучал его навыкам профессии: «Репортер должен знать все, что случилось в городе. Не прозевать ни одного сенсационного убийства, ни одного большого пожара или крушения поезда» [4].

Уже в первый год издатель «Московского листка» заинтересовал Москву обилием и подробным описанием городских происшествий, как бы чудом быстро попадавших на страницы газеты. Гиляровский так писал о Пастухове: «Я видел, как он добывал сведения, как ловко задавал умелые вопросы, рассказывал мне о каждом уголке, где мы бывали, рассказывал о встреченных людях, двумя словами, иногда неопровержимо точно определяя человека» [5].

«Московский листок» 1881-1918 гг. [6]

С первого дня издатель поставил во главу угла максимально полное отображение жизни Москвы и прилегающих к ней территорий. Успех имели рубрики «По улицам и переулкам», «По городам и селам», «Советы и ответы», «Котировка московской биржи», «Торговые вести», «Поезды железных дорог». Позже появились передовицы, написание которых Пастухов заказывал известным журналистам, писателям и ученым.

«Московский листок» – это один из первых в России органов бульварной прессы, рассчитанной на обывателя. На его страницах печатали скандальный материал из быта купцов или серии рассказов о купцах (например «Купец сгорел»), романы о знаменитых разбойниках (например «Разбойник Чуркин», написанный основателем газеты Пастуховым).

Основными стали разделы «По улицам и переулкам», «Советы и ответы», «По городам и селам».

Важно отметить, что «Московский листок» был основан в период жестокой политической реакции, свидетельствовал о стремлении буржуазной прессы отвлечь читателя от злободневных вопросов общественно-политической жизни.

После Февральской революции «Московский листок» стал политическим органом, поддерживавшим Временное правительство, Октябрьская же революция была встречена враждебно, вот почему его закрыли в январе 1918 г.

Чтобы понять специфику и особенность материалов, посвященных промышленности и предпринимателям, опубликованных на страницах газеты, необходимо, используя метод выборки, обратиться к материалам второго года издания «Московского листка» (1882) и раскрыть особенности публикаций, представляющих московскую промышленность, московских предпринимателей и меценатство. Сразу укажем на сравнительно небольшой удельный вес подобного аналитического материала. Но на страницах «Листка» имеется большое количество рекламы московских предпринимателей или иные заявления и анонсы.

Так, например, в номере № 14 от 15 января 1882 г. представлено заявление от главной конторы виноторговли П.А.Смирнова. Контора неоднократно заявляла о том, что многие виноторговцы, желая сбыть напитки плохого качества за товар завода П.А.Смирнова, ухитряются наклеивать на бутылки своих напитков поддельные ярлыки. Контора была вынуждена обратиться к правительству «с просьбою утвердить законным порядком этикеты или ярлыки, наклеиваемые на изделия нашего водочного завода, и просьба наша была уважена, о чем и даем знать всем нашим господам покупателям».

Большое количество объявлений сдачи жилья или, например, реклама Полтавских бань. Содержатель Н.В.Назаров «покорнейше просят многоуважаемую публику почтить своим посещением».

Газета «Промышленный листок» и ее особенности. 1858-1859 гг. [7]

Буржуазно-либеральный орган, который выступал в защиту принципа частной собственности и свободной конкуренции, в том числе и в сельском хозяйстве. «Промышленный листок» писал о необходимости просвещения для народа, о развитии общественного кредита и по другим вопросам.

Газета выходила менее полутора лет и была небольшой по объему, но при этом весьма полезной для своего читателя.

Проблематика статей: личная собственность крестьян, рабочий вопрос, железные дороги, свободная торговля, образование. «Промышленный листок» занимал достойное место в системе деловой печати рубежа 1850-60 гг. На страницах Листка прежде всего публиковались официальные материалы и документы, биржевые сводки, официальная промышленная информация и т.п.

Газета «Торгово-промышленный листок объявлений» 1892-1913 гг. [8]

Газета прежде всего финансово-экономическая, банковая, биржевая и торгово-промышленная.

Проблематика статей: отображение жизни Москвы через объявления о продажи собственности, торгово-промышленный обзор. В традиционной рубрике «О продаже имения» узнаем, где продается имение, цену и куда обращаться. Имеет место торговое обозрение, в частности, мануфактурный рынок: «весьма заметны следы для Московских оптовщиков оставила за собой сделка южных покупателей, которые довольствовались находящимся в наличности товаром. Суконный товар без серьезного спроса. Тканевые одеяла в большом спросе».

Из обзора финансового рынка, узнаем, что товариществу шелковых мануфактур в Москве разрешено выпустить облигации на 800,000 руб.

* * *

Проанализированный с использованием метода выборки материал характеризует общую экономическую обстановку в Москве и развитие московского предпринимательства.

В последней трети 19 в. газетная периодическая печать начала преобладать над журнальной, что знаменовало начало нового этапа развития этого вида исторических источников. Поскольку такие вопросы, как формы благотворительности, социокультурный портрет предпринимателя, направления пожертвований не могли быть рассмотрены на материале законодательства, делопроизводства, специальной периодики, источников личного происхождения, именно она, в силу той роли, которую играла в обществе, фиксировала информацию о субъектах (жертвователях) и посредниках (организациях) благотворительности. Ограничение территориальных рамок Москвой объясняется той ролью, которую сыграла столица в деле становления централизованной системы общественного призрения. Это же обусловило отбор именно московских газет, выходивших в течение декабря 1882 и 1892 гг. Хронологические рамки охватывают период преобразований, в ходе которых в Москве были предприняты попытки создания этой системы.

Путем проведенной предварительной выборки московских газет было установлено, что наиболее полная и систематическая информация о деятельности промышленников и предпринимателей зафиксирована в частных общественно-политических изданиях, представлена достаточно цельная картина деятельности благотворителей и благотворительных организаций на фоне общих процессов, происходивших в этой сфере.

Главный вывод источниковедческого изучения материалов прессы следующий. Периодическая печать содержит важнейшие сведения о предпринимателях и об организованной благотворительности (проходящей через благотворительные организации и сами газеты), содержащиеся, главным образом, в информационных публикациях. В то же время аналитические материалы нередко дают представление и о неорганизованной благотворительности. Несмотря на различия в интенсивности и тематическом содержании информационных потоков шести отобранных изданий, их данные вполне могут рассматриваться как единая совокупность при реконструкции истории предпринимательства. Таким образом, материалы периодики дают возможность воссоздать образ московского предпринимателя последней трети 19 в.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Белинский В.Г. Русская литература в 1840 году // Отечественные записки. – 1841. – Т. XIV. – № 1. – Отд. V. – С. 2-31.

[2] Цит. по: Смирнов В.Б. Литературная история «Отечественных записок». 1868-1884. – Пермь, 1974. – С. 9.

[3] Орлов В. Литературная деятельность А.А.Краевского (в тридцатые годы) // Ученые записки ЛГУ. – 1941. – № 76. Серия: Филол. науки. – Вып. 11. – С. 22.

[4] Подробнее см.: Гиляровский В.А. Москва газетная. – М., 1999. – С. 55-66.

[5] Там же.

[6] Газета, выходила в Москве в 1881 (с 1 августа) – 1918 (январь №№1-10). Ежедневная. Издатель-редактор – Н.И.Пастухов (иногда обязанности редактора исполнял В.Н.Пастухов); в 1915-1918 – М.М.Смирнов. В редактировании газеты принимали участие (в разное время) – Н.Кичеев, И.Герсон, Е.Валле, с 1905 – Ф.К. Иванов, в 1917 – А.В.Смиренский, А.В.Смирнов.

[7] Газета промышленности и торговли. Издавалась в Москве в 1858-1859 гг., два раза в неделю, под редакцией М.Я.Киттары. Вышло 28 номеров.

[8] Издавалась с 1905 г. под названием «Московские вечерние известия». Газета ежедневная (кроме воскресных дней); издается в Москве с 1892 г. С.Л.Кугульским; редактор А.Я.Гудим.


©Михальский Ф.А., 2021.

Статья поступила в редакцию 15.03.2021.

Михальский Фрол Александрович,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
email: mikhalskiy@bk.ru


Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2021/1(24)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/433.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru