Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

УДК 7А6(98)

Григорьева Т.

Возможности развития туристских дестинаций арктических территорий России: зарубежный опыт

Аннотация. В статье рассматривается зарубежный опыт организации туристической деятельности в странах, регионы которых имеют условия, типичные для Заполярья. В центре внимания – объекты, интересные для туристов, формы их представления и использования, целевые аудитории арктического туризма. Поднят вопрос о потенциале отечественных арктических территорий.

Ключевые слова: туризм, арктический туризм, освоение территорий, Арктика


Арктическая зона Российской Федерации является крупнейшей в мире – ни одна страна не имеет столь обширных территорий за Полярным кругом. Почти пятая часть территории России относится к арктическому и субарктическому поясам. Согласно Указу Президента от 2 мая 2014 г., в Арктическую зону Российской Федерации входят: Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, муниципальное образование городского округа Воркута (Республика Коми), городской округ Норильска, территории Таймырского и Туруханского районов Красноярского края, ряд территорий Архангельской области, северные улусы Якутии, земли и острова в Северном Ледовитом океане.

Огромное количество городов в мире находятся за Северным полярным кругом, причем многие – далеко за ним. Среди них большую долю занимают города России, числе которых есть как крупные города с населением более 250 тыс. человек, так и малые города, поселки, села и деревни. В десятку крупных российских городов в арктической зоне (в порядке убывания численности населения) входят: Мурманск, Норильск, Воркута, Апатиты, Североморск, Салехард, Мончегорск, Кандалакша, Кировск, Нарьян-Мар. По данным Федеральной службы государственной статистики, население субъектов Федерации, включая г. Норильск, территории которых входят в арктическую зону, на 1 января 2010 года составляло 1 миллион человек [1].

Целевые аудитории арктического туризма

Развивая туризм в арктической зоне Российской Федерации, необходимо ориентироваться, прежде всего, на внутренних путешественников. Среди них можно выделить наиболее перспективные целевые группы туристов. Первая группа – жители арктических территорий и территориально близких к Арктике регионов. Целью туризма данной целевой аудитории будет выступать проведение активного досуга и отдыха по программам выходного дня. Состав данной целевой группы: школьные группы, семьи с детьми, мини-группы по интересам. Виды туризма: экскурсионно-познавательный, развлекательный, спортивный, природный.

Организация туризма для данной целевой аудитории позволит достичь социально-экономического эффекта:

- Обретение ценности среды проживания, любви к родному краю через общение с природой и познание культуры. Можно ожидать мультипликативного эффекта туризма на экономику региона.

- Развитие туристской инфраструктуры повлечет создание рабочих мест на предприятиях социально-культурной сферы, что позволит обеспечить качественную трудовую занятость женщин, молодежи в отраслях комфортного и интеллектуального труда в компенсации к занятости в промышленности, так же адекватную занятость представителей малочисленных народов Севера, способствующую их устойчивому развитию.

Вторая целевая группа – это туристы из транспортно-доступных для Арктики регионов России. Развитию данного рынка будут способствовать мероприятия по продвижению арктического туризма, проводимые на специализированных выставках по туризму, проходящих в России, выпуск рекламно информационных, в том числе электронных изданий, пропагандирующих туризм в Арктике. Например, Мурманская область и Ямало-Ненецкий автономный округ уже имеют свои рекламно-информационные Интернет-порталы [2]. Специальные транспортные тарифы в высокий сезон и праздничные даты, так же позволят увеличить объем данной целевой аудитории.

Цель поездок для данной группы – посещение северных экзотических районов. Арктика имеет возможность использовать новый тренд международного туризма: популярность природного туризма, путешествий «на край Земли», посещение «северных курортов». Это природный туризм (природные парки, заповедники), спортивный туризм, знакомство с культурой коренных народов севера, экологический, религиозный туризм, охота, рыбалка, фототуры, арктические круизы.

Развитие туризма данной целевой аудитории позволит достичь:

- повышения информированности жителей России об Арктике, ее природных и культурных достопримечательностях, экономическом потенциале;

- популяризации национальных традиций жителей Арктики, в том числе коренных малочисленных народов Севера;

- воспитания экологического сознания.

Третья целевая группа – участники событий: деловых, культурных, туристских мероприятий, проводимых на территории арктического региона.

В настоящее время появляются перспективы освоения природных ресурсов, открываются возможности использования транспортных маршрутов Арктики. Президентом Российской Федерации утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»и «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Все это благоприятно влияет на рост экономической, инвестиционной и научной активности в арктических регионах и, в том числе, на вовлечение делового сообщества в развитие арктического туризма и развитие туристской инфраструктуры.

Состав данной целевой аудитории – туристы-индивидуалы и мини-группы по интересам. Туризм будет выступать сопутствующей мотивацией в дополнении к основной цели посещения региона (деловой, научной). Это возможность совместить поездку с экзотическим туризмом. Для данной целевой аудитории можно предложить культурно-познавательный, природный, спортивный, развлекательный, охотничий туризм и мини-круизы.

Поскольку туристское развитие арктических регионов России, в силу различных причин, идет неравномерно, в продвижении арктического туризма более эффективным можно назвать подход не продвижения отдельных регионов, а отдельных туристских аттракций, которые могут выступать драйверами туризма в конкретный регион.

Драйверами развития туристских дестинаций Арктики могут послужить искусственно созданные объекты или события, выступающие главной или дополнительной мотивацией туристской поездки в данный регион. Эти объекты могут носить как универсальный характер (спорткомплексы, отели-курорты, аквапарки, зоопарки), так и отражать культурную специфику региона (тематические парки, этнические деревни, музеи, национальные праздники).

В ряде арктических регионов Российской Федерации уже накоплен положительный опыт по созданию привлекательных туристских объектов и событий, которые могут стать основной целью для посещения той или иной целевой аудитории туристов. Например, в Мурманске – сферический кинотеатр-планетарий «Звездный купол», оснащенный современной цифровой визуальной системой и демонстрирующий программы познавательной направленности. Еще один объект – мурманский океанариум, вошедший в топ-10 зоопарков и океанариумов России по версии TripAdvisor (№ 10) [3] – единственный в Европе комплекс по изучению арктических тюлений, который решает комплексные задачи экологического воспитания, образования и просвещения. В каждом арктическом регионе есть несколько уникальных национальных праздников, которые могли бы привлекать десятки тысяч гостей ежегодно. Успешно работающие туристские дистинации российских регионов можно оформить в качестве франшизы и предложить бизнесу реализовать их в других регионах арктической зоны Российской Федерации.

Виды туристских аттракций города Рованиеми, Финляндия

Город Рованиеми – административный центр провинции Лаппи – расположен в 8 км южнее Полярного круга, расстояние до Хельсинки – 800 км, население 59,8 тыс. человек. Рованиеми – двенадцатый по величине город Финляндии и крупнейший по площади город Европы (8016 кв. км) из-за включения в город близлежащих территорий. В качестве туристского бренда города выступают слоганы «Рованиеми – столица Лапландии» и «Рованиеми – официальный родной город Санта Клауса», призванные сформировать в сознании туриста представление о регионе как уникальном природном объекте и уникальном месте проведения новогоднего досуга.

Рассмотрим примеры успешно действующих туристских аттракций города. Большинство из них являются частными коммерческими предприятиями в сфере туризма. Услуги большинства из них призваны реализовать туристские потребности в организации новогоднего досуга и общении с уникальной природой Арктики. Однако большая часть предприятий туристского досуга действует круглогодично, а так же предоставляет ряд услуг, не связанных с новогодними праздниками, что позволяет диверсифицировать бизнес.

Деревня Санта Клауса, располагается географически на Полярном круге в 8 км от города. Деревню можно посетить в течение всего года без выходных и праздников. Добраться можно на бесплатном автобусе, идущем из города по расписанию. Вход в деревню Санта Клауса бесплатный. Основные объекты посещения: офис Санта Клауса – общение и вручение подарка, фото или видеозапись (платные услуги); почта Санта Клауса (государственное почтовое отделение), сюда приходят письма от детей со всего света, так же можно отправить свое письмо с уникальным почтовым штампом; сувенирные магазины; кафе, ресторан. Предусмотрено символическое пересечение Полярного круга.

Дополнительные развлечения, организуемые на территории туристского объекта, оказываемые за дополнительную плату и предоставляемые отдельными компаниями-арендаторами: «Ледяной мир Снеговика» – ледяное кафе и катание с ледяных горок; оленеводческая ферма и собаководческая фермы – катание на оленьих и собачьих упряжках; парк снегоходов, где есть специальные мини-снегоходы для детей, прокат снегоходов; музей снегоходов. Дополнительные услуги позволяют продлить время пребывания на туристском объекте или заинтересовать в повторном посещении и, как следствие, увеличить доход предприятий обслуживания.

Пользуясь популярностью данного туристского объекта, поблизости расположились и не специфические туристские предприятия – магазины известных финских брендов одежды и продуктов питания, что позволяет увеличить доход и от неспецифического туристского спроса и является дополнительным мотивом туристского интереса.

Еще один объект туристского новогоднего досуга– Санта Парк, в котором, как это ни странно, тоже можно встретить Санта-Клауса. Он расположен в пещере, внутри сопки 50 метров под землей, в месте географического Полярного круга. Санта Парк находится в нескольких минутах езды от аэропорта Рованиеми и 8 км от центра города. Из центра города Рованиеми до Санта Парка можно добраться на Санта Экспрессе за 15 минут, а прибывшим на автомобиле туристам предоставляется бесплатная парковка. Это сезонный объект, обслуживающий пиковые даты с 21 ноября по 9 января.

Услуги развлечений Санта Парка хотя и носят новогоднюю тематику, лишь частично пересекаются по своему ассортименту с услугами основного новогоднего объекта Рованиеми – Деревни Санта Клауса. Уникальность Санта Парка – это возможность провести новогодний досуг в тепле и не завесить от погодных условий. В стоимость единого входного билета входит широкий набор услуг: шоу «Школа эльфийского мастерства»; мастер-классы новогодних поделок; эстрадно-цирковое шоу на центральной сцене; аттракцион «поездка на поезде «Времена года»; зал ледяных скульптур «царство холода Ледяной принцессы»; мастер-класс по изготовлению рождественского печенья в пекарне Миссис Санта; встреча с Санта Клаусом. А так же пересечение Полярного круга с получением сертификата о подземном пересечении.

Этот объект предоставляет так же дополнительные услуги, не связанные с новогодней тематикой: проведение свадеб с регистрацией на полярном круге; эксклюзивные программы для деловых встреч и конгрессов с добавлением развлекательной программы для более 1000 человек; проведение рекламных и пресс-туров

Объект природной аттракции Рованиеми – Зоопарк Рануа. «Главная достопримечательность Лапландии для семейного отдыха» – так звучит его слоган, говорящий о привлекательности для туристов любого возраста и удобстве посещения семьей. Зоопарк Рануа круглый год предоставляет туристам и местным жителям возможность понаблюдать за полярными животными в условиях, максимально приближенных к естественной среде обитания. В парке проживают представители примерно 50 видов из мира дикой природы и 200 отдельных особей. Летом на территории зоопарка также работает парк домашних животных. Зоопарк Рануа открыт ежедневно. Этот круглогодично функционирующий туристский объект предоставляет широкий спектр туристских услуг. Предоставляет услуги проживания различной категории (от размещения в гостинице с комплексным обслуживанием до проживания в бревенчатой хижине или жилом доме у реки или озера); услуги персонального гида; аудиотуры; аренду экипировки; зону для стоянки автоприцепов; ресторанное обслуживание, в том числе обслуживание групп туристов; магазины местных производителей продуктов и напитков. Организуются дополнительные экскурсии: путешествие по дикой местности с проводником, ночь на биваке у костра. Для делового туризма разработаны пакеты услуг для проведения совещаний.

В центре города расположен уникальный туристский объект «Арктикум» – это музей, научно-познавательный центр и одна из главных культурных и архитектурных достопримечательностей Рованиеми. На базе научно-познавательного центра «Арктикум» действуют два учреждения. Первое – Арктический научный центр Лапландского университета. Он является международным центром арктических знаний, осуществляет региональную научно-исследовательскую деятельность и занимается распространением информации об арктических регионах и связанных с ними научных исследованиях.

Второе – Областной музей Лапландии, основанный в 1975 г. Он принадлежит городу Рованиеми. Музей является генератором знаний для обучения, туризма и другой совместной научной деятельности. Персонал музея оказывает помощь в различных культурно-исторических и археологических вопросах и а также сферах, касающихся природы и окружающей среды, консультирует по вопросам восстановления объектов, имеющих культурно-историческую ценность. Музей представляет две основные экспозиции, посвященные Арктике. «Меняющаяся Арктика» — это постоянная выставка музея, которая посвящена знакомству с уникальной жизнью за Полярным кругом. Информация представлена в виде различных экспонатов, информационных стендов, а также интерактивных инсталляций и медиатехнологий. Один из интересных экспонатов выставки — небольшой театр северного сияния. Здесь посетитель выставки, лёжа на спине, может увидеть трёхмерную анимацию северного сияния.

«Северные промыслы» – главная экспозиция Областного музея Лапландии повествующая о том, как зародились первые поселения в Лапландии и знакомящая с флорой и фауной этого региона. Одна из экспозиций посвящена лесным звукам: нажимая на кнопки, посетители могут услышать звуки птиц и зверей, которые живут в лесах Лапландии.

Культурный и научный объект «Арктикум» предоставляет и дополнительные услуги: посещение библиотеки Арктического центра; магазин лапландских сувениров, предлагающий ремесленные изделия местного производства; ресторанное обслуживание с меню местных блюд; организация корпоративных или научных мероприятий на базе конференц-залов, рассчитанных на группы от 10 до 179 человек; проведение коктейль-вечеринок на 500 человек.

В качестве примера были рассмотрены четыре туристских арттракции города Рованиеми, хотя к услугам туристов и местного населения их представлено гораздо больше. Среди них – культурные, спортивные природные и досуговые объекты: горнолыжный центр Оунасваара; научно-познавательный центр Пильке, посвященный лесу, финской лесной промышленности и бережному отношению к природе; музей современного искусства Корунди; Санта Спорт— спортивно-оздоровительный центр для детей и взрослых; детские игровые парки Хоп-Лоп и Ролло-Халли; Йоулукка ресторан и квест с участием гномов; бесплатная детская площадка Angry Birds (открыта круглый год); мастерская традиционного лапландского рукоделия; оленеводческая ферма, где можно познакомиться с бытом оленеводов и прокатиться на оленьей упряжке; собаководческая ферма, где можно попробовать управлять собачьей упряжкой.

Основными факторами успеха туристских аттракций Рованиеми можно назвать:

1. Возможность круглогодичного использования объектов благодаря диверсификации предоставляемых услуг, рассчитанных как на зимний, так и на летний период.

2. Гарантия сервиса и комфорта, когда каждый туристский объект снабжен туалетами, точками питания, предусматривающие, в том числе, и обслуживание больших групп, для длительных экскурсий зимой предусмотрена аренда специальной экипировки.

3. Сквозное предоставление услуг, когда каждый объект, продвигая свои услуги, предлагает так же размещение, питание и другие развлечения в регионе, что позволят увеличить именно туристский спрос.

4. Транспортная доступность туристских объектов обеспечена бесплатными шатлами, курсирующими из центра города и из аэропорта, возможностью бронирования экскурсионных услуг и трансфера из гостиниц и информационного туристского центра для посещения удаленных объектов индивидуально или в составе групп, бесплатные автостоянки у туристских объектов.

5. Все туристские аттракции и сам регион имеют четко выраженный бренд, включающий все основные атрибуты (логотип, слоган, фирменную символику, фирменный стиль обслуживания, дизайн интерьеров и экстерьеров, выражающий основную идею бренда). Это позволяет четко позиционировать туристскую услугу в сознании потребителя.

6. Рекламная и информационная поддержка, осуществляемая как на уровне туристской отрасли региона, так и самими туристскими объектами в местах дислокации туристов, в турагентствах, в гостиницах, на туристских интернет-порталах.

Современный туризм во многом универсален по организации массового досуга, поэтому представленные примеры могут послужить идеей для развития бизнеса в арктическом регионе Российской Федерации.


© Григорьева Т.

Статья поступила в редакцию 11.12.2015 г.

Григорьева Татьяна,
преподаватель кафедры Социально-культурного сервиса и туризма,
Московский гуманитарный университет (Москва),

Опубликовано: Журнал Института наследия, 2015/3
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/3/49.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru