Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2021.29.80.027

Боярский П.В.

Историко-географический эксперимент в исследовании МАКЭ культурного и природного наследия Арктики

Аннотация. В статье представлен ретроспективный обзор более чем 30-летних работ Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ), в том числе в области историко-географического эксперимента в российской части Арктики.

Ключевые слова: МАКЭ, Морская арктическая комплексная экспедиция, историко-географический эксперимент, Арктика, Соловецкий архипелаг, Новая Земля, экспедиция.

Открыть PDF-файл


В 1986 г. к исследованиям в Арктике приступила Арктическая комплексная историческая экспедиция (АКИЭ) Научно-исследовательского института культуры Министерства культуры РФ и АН СССР (НИИ культуры). В дальнейшем экспедиция была переименована в Морскую арктическую комплексную экспедицию (МАКЭ), и с 1992 г. она начала работать в составе вновь созданного Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия), одним из основателей которого был начальник и научный руководитель МАКЭ, канд. физ.-мат наук П.В.Боярский, ставший одновременно на долгие годы заместителем директора по научной работе.

Работы экспедиции 1986 г. планировались на архипелаге Земля Франца-Иосифа. По инициативе П.В.Боярского в этот год в НИИ культуры был создан Арктический сектор, который он возглавил.В состав сектора были включены участники экспедиции Русского географического общества и Мурманского высшего инженерного морского училища (МВИМУ) 1985 г. на Землю Франца-Иосифа – Д.Ф.Кравченко и А.В.Окороков.

Руководителями экспедиции 1986 г. стали Д.Ф.Кравченко (начальник экспедиции) и П.В.Боярский (научный руководитель экспедиции и начальник её поискового отряда). Среди участников экспедиции 1986 г. были и будущие постоянные участники многих экспедиций МАКЭ: А.А.Казаков (Смирнов) (радист), В.В.Киреев (строитель), С.В.Евтеев (геодезист), А.В.Липин (врач и фотограф), и штатные сотрудники сектора: А.П.Скворцов (архитектор, яхтсмен), Н.Н.Попова (археолог), Е.Н.Склокина (историк). Всего в экспедиции участвовало более 15 человек. В тот год из-за сложной ледовой обстановки мы работали только на острове Вайгач, используя для наших перемещений по морю доставленные вместе с нами штатную судовую спасательную шлюпку и парусно-вёсельный ял с подвесным мотором, принадлежащие МВИМУ. Их обслуживали курсанты этого высшего мореходного училища. Весомый вклад в экспедицию внесли заведующий лабораторией навигации МВИМУ А.В.Беляев и опытный капитан дальнего плавания, заместитель начальника Арктической нефтегазоразведочной экспедиции (АНГРЭ) Р.Р.Гайдовский.

Ледоколы и суда ледового класса с этого года доставляли участников экспедиции со снаряжением и оборудованием к месту исследований. С судна мы всегда выгружались на остающиеся с нами спасательные шлюпки и ялы. Через два с половиной – три месяца проходившие в этой зоне суда снимали нас.

2021-3 Бояр1В экспедиции 1986 г., осваивая методику мореплавания на маломерных судах, я перенимал опыт таких плаваний у Д.Ф.Кравченко и судоводителей из МВИМУ. И только после возвращения в Москву и анализа первого года работы в Арктике, многочисленных обсуждений с А.В.Беляевым и Р.Р.Гайдовским к полевому сезону следующего года стало для меня понятно, что сотрудники экспедиции, как исследователи уникального исторического наследия прошлого, должны максимально вживаться в события прошлого для их понимания и реконструкции и даже для поиска объектов культурного наследия. Но для такого вживания необходим комплексный подход, объединяющий изучение объектов в природной среде их бытования. Тем более что к этому времени мною были разработаны основы новой науки, получившей название «Памятниковедение» [1]. В ней были объединены достижения не только гуманитарных, но и естественных наук, особенное место занимали проблемы памятников науки и техники, исторические процессы становления и развития различных технологий [2, 3, 4, 5]. А сам процесс выявления, изучения и использования историко-культурных объектов должен был основываться на комплексном, одновременном (в рамках одной экспедиции) исследовании культурной и природной среды. Причём культурная среда рассматривалась как неразрывное сочетание духовной и материальной составляющих. Именно поэтому, до начала работ на островах и архипелагах Арктики, на базе МАКЭ уже в 1988 г. начаты первые комплексные работы на Соловецком архипелаге и в Белом море.

В тот год, впервые в рамках деятельности МАКЭ, начал свою работу отряд подводных исследователей под руководством А.В.Окорокова; работой групп этого отряда на Соловках и у материкового побережья Белого моря руководили в разные годы А.М.Мельник, В.Барабанов, А.Ф.Архипов. Так сформировался Соловецкий отряд МАКЭ, работами которого до 1993 г. руководил П.В.Боярский, а затем ежегодно до 2011 г. – В.П.Столяров.

С 1988 г. МАКЭ совместно с петрозаводским клубом «Полярный Одиссей» начала участвовать в экспериментальных исследованиях по поморскому мореплаванию. Исследования 1988 г. проводились в Белом море на базе натуральной модели поморского коча. Совместные работы на островах Соловецкого архипелага дали возможность не только изучить истоки мореплавания поморов в Северном Ледовитом океане, но и сопоставить приметные кресты в различных районах Севера. На Соловецких островах, как и на островах Арктики, МАКЭ были выявлены и изучены остатки различных парусных судов. А в 1989 г. по маршруту Петрозаводск – Кижи – Беломорск – Соловецкие острова – Архангельск – Шпицберген (Грумант) – Мурманск (Кола) – Архангельск – Соловки – Петрозаводск (начальник экспедиции и кормчий – В.Л.Дмитриев, его заместитель по клубу – Ю.Наумов). Научное и научно-методическое руководство этими экспедициями «Поморский коч» осуществляли научные сотрудники Сектора Арктической экспедиции НИИ культуры. В нескольких из них принимал участие научным консультантом П.В.Боярский, и почти во всех – сотрудник МАКЭ А.П.Скворцов.

Впервые фотографами МАКЭ И.М.Епихиным и Б.А.Новиковым были начаты постоянные комплексные фотофиксации не только многих объектов культурного и природного наследия, но и самих моментов проведения историко-географических экспериментов на Соловецком архипелаге, в Белом море и на архипелагах и островах Арктики. Впервые здесь особое внимание уделялось объектам, характеризующим особенности технологий освоения архипелага, монастырям и морским технологиям поморов-мореплавателей. Это способствовало в наших дальнейших работах реконструкции привнесённых поморами в Арктику истоков технологий её освоения, заложенных в деятельности монастыря и русского населения Беломорья.

Особое внимание уделялось работам отряда МАКЭ под руководством А.В.Окорокова, посвященным морской практике монастыря в Беломорье, карбасным и такелажным службам монастыря, морским промыслам, судостроительным традициям Русского Севера. Кроме того, сотрудники МАКЭ активно исследовали озерно-канальные водохозяйственные системы Соловецких островов, исследовали монастырскую набережную ХIХ века, дамбу между островами Большая Муксалма и Большой Соловецкий, деревянный монастырский водопровод. Всё это легло затем в основу разделов в опубликованном в 1991 г. томе Трудов МАКЭ под названием «Неизвестные Соловки» [6]. Интересны были и подводные находки на Большом Соловецком острове. В его озерах были найдены два монастырских паровых катера, которые некогда ходили с паломниками и грузами по озерно-канальной системе озер. Один из катеров, обнаруженный в Банном озере, был поднят и передан Соловецкому музею.

Расширяя традицию исследования центров духовного, культурного, морского становления и развития технологий в Арктике МАКЭ приняла участие в работах на месте, где когда то стоял первый русский заполярный город Пустозёрск, и в его окрестностях. В этих работах на первых этапах, например в 1991 г., приняли участие не только специалисты по природной среде (В.С.Корякин, М.П.Кузнецов, В.Ф.Мужчинкин, Л.Р.Серебрянный),но и специалисты по культурному наследию (В.Ю.Зинчук, М.В.Москалёв, К.А.Ягунов), философ, социолог Ю.М.Плюснин и др. В эти годы МАКЭ приняла участие и в плавании на реплике соймы к заброшенному городу Пустозёрску. Затем в составе МАКЭ работами Пустозёрского отряда руководил И.Б.Барышев.

В 1989 г. в состав МАКЭ на Вайгаче вошли новые сотрудники: Н.В.Вронский, Н.Н.Герасимов, Г.В.Иванов и др. Ю.М.Плюсниным были развёрнуты первые социально-психологические исследования среди участников экспедиции. С использованием спасательного мотобота и парусно-вёсельного яла проводились историко-географические эксперименты. Начиная с 1990 г. к аналогичным нашим работам на Земле Франца-Иосифа подключился архитектор и реставратор В.В.Тепляков.

Так происходило своеобразное вживание МАКЭ в историко-культурную и природную среду Арктики на основе вновь создаваемого научного направления, которому мы дали название «Историко-географический эксперимент» (изначально назвав «историческим экспериментом»). Всё это нашло своё отражение в опубликованных работах МАКЭ в тот период [7, 8, 9, 10].

Кроме того, проводя, свои исследования на Соловецком архипелаге и Вайгаче, стало понятно, что наши работы с использованием маломерных судов по маршрутам первопроходцев и различных экспедиций прошлого во многом проходят в тех же условиях, что и в предыдущие столетия. Например, во многом аналогичны первым ледовым мореплавателям Северного Ледовитого океана – поморам. Ими были созданы не только соответствующие парусно-вёсельные суда оригинальной яйцевидной формы корпуса, но и сама технология мореплавания с её навигационными приметными знаками, лоциями, с языком и терминологией, способствующими наиболее быстро анализировать обстановку, принимать решения и отдавать команды.

Следует отметить, что сама необходимость использования во многом сходных основных условий плавания участников МАКЭ на мотоботах с плаванием поморов для обнаружения памятников истории освоения Арктики концептуально сложилась у П.В.Боярского в 1986 г. И уже в 1987 г. по нашей инициативе был заключён договор НИИ культуры с МВИМУ о выполнении работ по теме «Методика навигационного обеспечения плавания маломерных судов в условиях Арктики и их использования для выявления и обследования памятников истории и культуры» (ответственный исполнитель А.В.Беляев).

Весной 1989 г. нами была подготовлена «Программа комплексных исследований историко-культурной и природной среды Арктики Морской арктической комплексной экспедиции НИИ культуры 1986-2000 гг.» [7]. В ней был небольшой подраздел «Исторический эксперимент». В 1990 г. была сдана в печать монография П.В.Боярского «Морская арктическая комплексная экспедиция» [8], в которой не только был небольшой подраздел «Исторический эксперимент», но и использованы новые материалы экспериментальных исследований МАКЭ на Соловецком архипелаге, на острове Вайгач, на Новой Земле.

Например, мы провели в 1988 г. историко-географические эксперименты по маршрутам экспедиций 1594 и 1596–1597 годов Виллема Баренца на Новую Землю и по поиску могилы Баренца и Клааса Андриса, умерших в один день 20 июня 1597 г. у северного побережья архипелага [11, 12, 13, 14, 15].

2021-3 Бояр2Необходимо подчеркнуть, что сразу после вышеуказанных подразделов в этих изданиях шли подразделы с названием «Медико-биологические и психологические исследования». Здесь мы в прямой взаимосвязи с историко-географическими исследованиями писали о том, что важнейшим инструментом реконструкции исторических событий должны стать и комплексные медико-биологические и психологические исследования. Отработка методики исторической психологии в Арктике весьма перспективна.

В 1990 г. выходит монография П.В.Боярского «Введение в памятниковедение» [16] окончательно заложившая основы общего памятниковедения и памятниковедения науки и техники. Так была сформирована и признана новая наука, направленная на комплексное выявление, изучение и сохранения историко-культурной и природной среды.

Весь опыт отрядов МАКЭ в области проведения историко-географических экспериментов, теоретических, прикладных разработок сотрудников по этой тематике вошел в изданный в 1991 г. сборник научных трудов серии МАКЭ «Памятниковедение» под названием «Исторический эксперимент. Теория, методология, практика» [17]. Подход к созданию и закреплению нового междисциплинарного научного направления исследований основывался на проработке этой проблематики с известными представителями широкого профиля – как гуманитарных, так естественных и технических наук. И апробации изначальных идей в процессе ежегодных исследований МАКЭ с 1987 по 1991 годы в Белом море и на Соловецком архипелаге, на острове Вайгач и архипелагах Новая Земля и Земля Франца-Иосифа – по маршрутам поморов, малочисленных народов Севера, отечественных и зарубежных первопроходцев и исследователей.

Особенную значимость в работах МАКЭ имели вопросы, связанные с развитием поморского мореплавания в Северном Ледовитом океане. Реконструировались маршруты плаваний, выявлялась и изучалась созданная поморами навигационная система ориентации в пространстве [18], включая приметные навигационные знаки и своеобразные маяки.Изучались старинные и современные зимовья, стоянки и становища, промысловые избушки, останки судов.

Историко-географический эксперимент по поморскому мореплаванию проводился для более эффективного выявления возможных мест поморских стоянок, кораблекрушений, мест установки навигационных знаков – приметных крестов, гуриев. В результате чего были открыты как отдельные памятники по истории поморского и арктического мореплавания (кресты, гурии, останки судов), так и комплексы (места стоянок или зимовок в результате гибели судна). Как, например, Бухта Покойников на острове Вайгач, залив Мелкий на архипелаге Новая Земля и т.д.

2021-3 Бояр3Открытия МАКЭ неопровержимо доказывали приоритет русских поморов не только в создании специальных конструкций судов для плаваний в Великой Русской Арктике, по своим размерам несоизмеримой с арктическими регионами других стран, с бесконечными и разнообразными ледовыми преградами. Даже викинги не осмелились налаживать мореплавание в восточном секторе Баренцева моря, богатым не только природными ресурсами, но и возможностью обмена товарами с народами Севера. Более того, поморы впервые в мировой практике создали целостную систему арктического мореплавания не только в Белом море и на Крайнем Севере, но и включая Карское море. Затем весь это опыт был мобильно перенесён на открытия и освоения новых пространств Сибири и Дальнего Востока. Они создали свой многогранный арктический язык на основе типологизации погодных явлений, ландшафтов, льдов, ветров, туманов, течений, приливов и отливов, характеров и цветности льдов, отмелей, подводных камней и т.д.; создали лоции. Разработали технологии выживания и деятельности во время запланированных и случайных зимовок на арктических островах и архипелагах.

Затем всё это было перенесено нами на первопроходческие и исследовательские морские экспедиции не только в западной части Великой Русской Арктики, но и на её громадные морские и речные пространства Сибири и Дальнего Востока России.

Параллельно «поморский опыт» проведения историко-географических работ МАКЭ мы начали применять для поиска и исследований историко-культурных объектов, связанных с первопроходцами, с именами известных в далеком и недавнем прошлом отечественных и зарубежных мореплавателей.

Впервые целенаправленно сотрудники МАКЭ со второй половины 1980-х годов начали осуществлять наши программы, которым мы дали общее название«По следам первопроходцев Арктики». А в каждом конкретном случае они получали, например, такие названия:«По следам экспедиции Виллема Баренца», «По следам экспедиции Ф.Т.Розмыслова», «По следам экспедиции Ф.П.Литке», «По следам Двух капитанов» и т.д. [19].

Мы не ставили перед собой задачи пройти целиком по всем маршрутам. Не всегда, из-за погодных и других условий, могли побывать во всех намеченных точках. Например, в книге известного русского мореплавателя и исследователя Арктики Ф.П.Литке (1797–1882 гг.), который в своём четвёртом арктическом плавании на бриге «Новая Земля» проходил (13 августа 1824 г., перед исследованием архипелага Новая Земля) мимо острова Вайгач, сказано, что на вершине мыса Воронова «стоит гурий или крест, что именно, мы не могли рассмотреть» [10, с. 236]. И в 1989 г. мы побывали специально на вершине этого острова, обнаружив только спиленное основание этого креста с четырьмя вырезанными датами его посещения. Самая старая – 1838 г. А побывавший здесь в 1898 г. знаменитый полярный художник А.А.Борисов нашел более старую обветшавшую надпись: 1823 г. То есть мы побывали у креста, который видел Ф.П.Литке и еще нашли здесь сохранившийся старый гурий.

Но в те годы мне очень хотелось найти крест или его останки, который был поставлен командой брига Ф.П.Литке в северо-западной части пролива Маточкин Шар в августе 1822 г., во время второго плавания к архипелагу. Ещё в 1988 г. было запланировано высадиться здесь с гидрографического судна «Градус» Северного флота, но нам помешали погодные условия.

Затем в 1993 г., арендовав гидрографическое судно «Марс» Северного флота, мы, работая с высадками в губе Серебрянке, в заливах Енисей и Избяной, и в западном устье пролива Маточкин Шар, не успели добраться до мыса Бараньего, так как с востока по проливу пошёл лёд. То же повторилось в 1994 г. во время проведения исследований МАКЭ с базового гидрографического судна Северного флота «Ромуальд Муклевич». Тогда у нас родилась идея в последующие годы доставить и установить на месте креста экспедиции Ф.П.Литке большой православный деревянный крест. В другие годы пребывания МАКЭ на Новой Земле вместе с руководством Центрального полигона РФ рассматривался вопрос о подлёте на вертолёте, выполняющим рейсы из посёлка Белушья Губа в посёлок Северный, к Бараньему мысу и возможной там высадки. Но каждый раз сложные погодные условия препятствовали этому. В сентябре 2014 г. во время торжественных юбилейных мероприятий Центрального полигона РФ в посёлке Белушья Губа я поделился этой идеей с руководством, а после моего избрания в сентябре этого года руководителем Комиссии географии полярных стран МГО РГО – с членами комиссии и руководством РГО.

Я привожу этот пример того, как давние идеи МАКЭ, связанные с нашей работой и проведением историко-географических экспериментов, продолжают постепенно реализовываться. С 2018 г. по инициативе командующего Северного флота (ныне главнокомандующего ВМФ России) адмирала Н.А.Евменова начал реализовываться совместный проект Северного флота и РГО, поддержанный министром обороны РФ и президентом РГО С.К.Шойгу по сохранению историко-культурного наследия в Арктике. Комплексная экспедиция Северного флота провела интересные работы на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа и привлекла к участию в указанных работах МАКЭ Института Наследия. С Институтом Наследия командующий Северным флотом вице-адмирал А.А.Моисеев подписал договор о творческом сотрудничестве. К этой работе с РГО и Северным флотом подключился ЦП РФ. МАКЭ активно принялась на новом уровне за совместную работу с ними по выявлению, изучению и сохранению историко-культурного и природного наследия и проведению на новом уровне историко-географических экспериментов. Так, например, мы обратились к представителю руководства и руководителю РГО Северного флота полковнику С.Б.Чуркину с просьбой попытаться восстановить утерянную карту первого исследователя пролива Маточкин Шар знаменитого русского мореплавателя Ф.П.Литке, что было им успешно сделано.

В текущем году ЦП РФ с Северным флотом были проведены работы по поиску места установки памятного креста экспедицией Ф.П.Литке. В качестве эксперта П.В.Боярский, на основе присылаемых ему по ходу поиска фотографий и видеоматериалов, признал обнаружение экспедицией места, где был поставлен крест. И в 2021 г., видимо, здесь будет установлен памятный крест. Эта акция является как бы продолжением отечественной традиции, а для МАКЭ – дальнейшим развитием установки в Арктике памятных знаков по ещё одной программе МАКЭ – «Память Российской Арктики», тесно связанной с проведением историко-географических экспериментов.

За 36 лет ежегодных исследований МАКЭ в Арктике были проведены историко-географические эксперименты по маршрутам (или части маршрутов) известных отечественных и зарубежных полярных первопроходцев и исследователей XVI–XX веков: В.Баренца, С.И.Дежнева, С.Лошкина, Я.Я.Чиракина, Ф.Т.Розмыслова, В.В.Прончищева и Т.Ф.Прончищевой, Х.П.Лаптева, С.И.Челюскина, Н.Чекина, И.Н.Иванова, Я.Санникова, С.Андреева, Ф.П.Врангеля, Ф.Ф.Матюшкина, Ф.П.Литке, П.К.Пахтусова, А.К.Цивольки, А.А.Борисова, Н.А.Э.Норденшельда, К.Д.Носилова, К.Вейпрехта и Ю.Пайера, Б.Ли Смита, Ф.Нансена, Ф.Джексона, В.А.Уэльмана, герцога Абруццкого, Э.Болдуина, А.Фиалы, Э.В.Толля, А.В.Колчака, Г.Я.Седова, В.А.Русанова, А.С.Кучина, Г.Л.Брусилова, В.И.Альбанова, Б.А.Вилькицкого, Н.А.Бегичева, Р.Амундсена, Н.В.Пинегина, В.Ю.Визе, Р.Л.Самойловича, Г.А.Ушакова, Н.Н.Урванцева, С.П.Журавлёва, И.Д.Папанина и других [20, 21, 22, 23, 24]. В результате во многом впервые были найдены различные материальные объекты этих экспедиций, остатки зимовий, снаряжения и оборудования, захоронения. Свой вклад сотрудники МАКЭ внесли и в выявление и исследование природного наследия Арктики. Издаются научные труды МАКЭ, карты и книги-приложения к ним.

По инициативе и при участии МАКЭ в 2009 г. был создан в Российской Арктике первый национальный парк «Русская Арктика» на севере Новой Земли и на Земле Франца-Иосифа.

В настоящее время весь комплекс разнообразных исследований МАКЭ и проведения работ по мониторингу культурного и природного наследия Арктики получили новое развитие благодаря совместным исследованиям с Северным флотом, Центральным полигоном РФ и Русским географическим обществом. МАКЭ проводит совместные работы с ЦП РФ по выявлению и исследованию памятников истории создания ядерного оружия, изначально приняв участие в публикациях и мероприятиях, посвященных истории создания ядерного вооружения и национальной безопасности России [25, 26].

Нами было доказано, что исследования МАКЭ связаны с проблематикой безопасности России в Арктике [27], так как выявленные нами объекты культурного наследия и издания с их описаниями, с картами являются наиболее убедительной доказательной базой первенства нашей страны в освоении принадлежащих нам островов, архипелагов, материковых побережий и водных пространств Северного Ледовитого океана. Великая Русская Арктика – громадное земное и морское пространство с древних времён исторически связана с народами России.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Боярский П.В. Пути создания науки о памятниках // Памятники Отечества. – 1983. – №2 (8). – С. 36–41.

[2] Боярский П В. Классификация памятников науки и техники // Памятники науки и техники. – М.: Наука, 1981. – С. 12–27.

[3] Боярский П.В. Перспективы развития памятниковедения // Памятниковедение: Теория, методология, практика : Сб. науч. тр. / ред.-сост. В.И.Батов. – М.: НИИК, 1986. – 141 с.

[4] Боярский П.В. Проблемы функционирования памятников науки и техники // Памятник и современность. – М., 1987.

[5] Боярский П.В. Теоретические основы памятниковедения науки и техники // // Памятниковедение: Теория, методология, практика : Сб. науч. тр. / ред.-сост. В.И.Батов. – М.: НИИК, 1988. – С. 46-87.

[6] Неизвестные Соловки: Памятники истории освоения Арктики / под общ. ред. П.В.Боярского. – М., 1991. – 190 с. – (Труды МАКЭ).

[7] Боярский П.В. Программа комплексных исследований историко-культурной и природной среды Арктики Морской арктической комплексной экспедиции НИИ культуры 1986–2000 гг. – М.: НИИК, 1989.

[8] Боярский П.В. Морская арктическая комплексная экспедиция: Комплексные исследования историко-культурной и природной среды Арктики. – М.: НИИК, 1990. – 80 с.

[9] Боярский П.В. По следам первопроходцев Арктики // Известия культуры России : Информ.-публ. журнал. – 1990. – № 4.

[10] Боярский П.В. Комплексное изучение историко-культурной и природной среды Крайнего Севера (постановка проблемы) // Памятниковедение. Проблемы изучения историко-культурной среды Арктики / отв. ред. П.В. Боярский. – М., 1990.

[11] Боярский П.В. Исследования Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) памятных мест на Новой Земле, связанных с экспедицией и зимовкой голландского мореплавателя Виллема Баренца // Виллем Баренц на Новой Земле: Коллекция находок с места зимовья голландского мореплавателя Виллема Баренца (1596–1597 гг.). Новая Земля, Ледяная Гавань. Экспедиция П.В.Боярского 1992–1995 гг. / отв. ред. Е.Дмитриева. – М.: Вереск, 1996. – С. 3-32.

[12] Боярский П.В. Общие принципы исследований и маршрут экспедиции 1995 г. // На Север с Баренцем: Российско-голландские комплексные археологические исследования на Новой Земле в 1995 г. : [на рус. и анг. яз.]– Амстердам, 1997. – С. 134-144.

[13] Боярский П.В. Историко-географические эксперименты и исследования МАКЭ по маршрутам плавания Виллема Баренца // Вейр, Херрит де. Арктические плавания Виллема Баренца 1594–1597 гг. / Херрит де Вейр ; пер. со староголланд. И.М.Михайловой; под ред. П.В.Боярского. – М.: Рубежи XXI, 2011. – С. 243-272.

[14] Новая Земля / под ред. П.В. Боярского. – М.: Paulsen, 2009. – 410 с.

[15] Боярский П.В. История освоения арктического архипелага Новая Земля / под ред. К.С.Зайкова. – Архангельск: САФУ, 2015. – 103 с.

[16] Боярский П.В. Введение в памятниковедение. – М.: Центр «Культура и Мировой океан», 1990. – 218 с.

[17] Исторический эксперимент: Теория, методология, практика / отв. ред. П.В.Боярский. – М.: НИИК, 1991. – 140 с.

[18] Боярский П.В. Русский крест в сакральном пространстве Арктики // Ставрографический сборник . Книга первая. – М.: Древлехранилище, 2001. – С. 130-165.

[19] Боярский П.В. Памятники истории и культуры Крайнего Севера: по следам первопроходцев Арктики // Панорама культурной жизни стран СНГ, Балтии и Закавказья. Вып. 7. – М.: Информкультура, 1993.

[20] Боярский П.В. Исторический эксперимент в современных историко-географических исследованиях (Опыт МАКЭ) // Коч – русское полярное судно: проблемы исследования и реконструкции / отв. ред.: П.В.Боярский, П. М. Шульгин. – М.: Ин-т Наследия, 2000. – С. 47-52.

[21] Боярский П.В. По следам первопроходцев Арктики (25 лет историко-географических экспериментов МАКЭ) // История изучения и освоения Арктики – от прошлого к будущему. – Архангельск, 2012.

[22] Боярский П.В. Маршрутами В.Ю.Визе и героев его книги // Визе В.Ю. Моря Российской Арктики : Т. 2 / под ред. П.В.Боярского, Ю.К.Бурлакова. – М.: Европ. издания, 2008. – С. 253-311.

[23] Боярский П.В. По следам художника А.А.Борисова // Борисов А.А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря; В стране холода и смерти / под ред. П.В.Боярского. – М.: Paulsen, 2013. – С. 263-287.

[24] Боярский П.В. По следам судна «Геркулес» и его капитана Кучина // Симакова Людмила. Александр Кучин. Русский у Амундсена / под ред. П.В.Боярского. – М.: Паулсен, 2015. – С. 305-318.

[25] Боярский П.В., Гусев С.В. Физико-географический и исторический очерк //Ядерный архипелаг / Сост. Б.И.Огородников. – М.: ИздАт, 1995. – С. 20-40.

[26] Боярский П.В. Выступление на Соборных слушаниях Всемирного Русского Народного Собора // Ядерные вооружения и национальная безопасность России. – М.: Клуб «Реалисты», Роман-газета, РФЯЦ-ВНИИЭФ, 1997. – С 86-89.

[27]Боярский П.В. Введение // Русская Арктика : Т. 1. Освоение Арктики / под ред. П.В.Боярского (на рус. и анг. яз.). – М.: Рубежи XXI, 2016. – С. 7-10.


© Боярский П.В., 2021.

© Боярский П.В., илл., 2021.

Статья поступила в редакцию 30.09.2021.

Боярский Петр Владимирович,
кандидат физико-математических наук,
советник директора, руководитель отдела «Морская арктическая
комплексная экспедиция и морское наследие России»,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
email: info@heritage-institute.ru


Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2021/3(26)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/455.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru