Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2021.15.42.029

Мадикова Л.В.

Открытка как источник информации по традиционному судостроению

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению открытки как источника информации для изучения традиционного судостроения. Автором установлено, что открытые письма обладают большим информационным потенциалом, что обуславливает важность включения их в контекст исследования традиционного судостроения. Так, анализируя суда и лодки, представленные на лицевой стороне открытки, можно получить большой пласт информации, включая данные о внешнем виде судна, технологии строительства, конструктивные и иных характеристики и т.д. Также в статье рассмотрены некоторые тематические открытки с изображением судов различных типов.

Ключевые слова: судостроение, традиционное судостроение, изобразительные источники, открытки, судно, лодка.

Открыть PDF-файл


Для получения наиболее полной картины при изучении традиционного судостроения различных регионов России важным аспектом являетсяприменение комплексного подхода к формированию источниковой базы, который предполагает необходимость использования всех возможных доступных источников информации: археологических, этнографических, письменных, изобразительных и т.д.

В данной статье мы рассмотрим изобразительные источники и остановимся подробнее на открытках как одной из разновидности изобразительных источников.

Изобразительные источники могут дать широкое представление о внешнем облике судна и технологии его строительства; привлечение их в качестве источника позволяет углубить знания о судостроении, получить дополнительные факты, уточнить неизвестные ранее аспекты. В целом, визуальная информация является основой для изучения судостроения.

Изобразительные источники можно разделить на изобразительно-художественные (иконы, миниатюры, рисунки, картинки, открытки и т.п.) и изобразительно-графические (чертежи и т.п.). И первые, в отличие от вторых, имеют прежде всего эстетическое, а не функциональное предназначение, что необходимо брать во внимание при работе с ними. Так, воспринимаемая нами информация может не совпадать с той, что была вложена создателями. В таких источниках могут прослеживаться личность автора, его предпочтения, а так же веяния того времени. Отсюда может возникать проблема научной интерпретации сведений, которая, впрочем, распространяется и на другие исторические источники. Исследователь Тарасов Д.А. справедливо отмечает: «Реальность – это факты, а научная интерпретация фактов – это версии, теории и т.д. Получается два искажения фактов, первое во времена, когда создавались письменные и изобразительные источники, и второе – их научная интерпретация. Любая реконструкция, созданная по интерпретациям несколько раз искаженных фактов, не может быть на 100% аутентичной в принципе. Поэтому любые заявления о «полной реконструкции» какого-либо объекта материальной культуры, а тем более комплекта, должно быть подкреплено серьезной доказательной базой, с учетом сравнительного анализа и критики источника» [1].

Исходя из вышесказанного, во избежание неточностей в исследованиях необходимо привлекать все возможные источники, включая открытые письма: «историческим источником может быть любой артефакт, к которому правильно подобрали коды» [2]. В последнее время среди научного сообщества возрастает интерес к изучению открыток как феномена художественной культуры и как источника для изучения различных исторических событий, аспектов общественной жизни и утраченных объектов культурного наследия [3]. Исследователями установлено, что открытки обладают огромным информационным потенциалом. Филокартист Э.Б.Файнштейн отмечает: «Некоторые архитектурные сооружения, здания, связанные с памятными событиями, запечатлены лишь на открытках. Различные исторические события – все это очень часто изображено на открытках, а порой только на них» [4].

В XIX–XX веках открытые письма были распространенным способом общения в России, так, в 1890 г. было выпушено 26 млн. почтовых открыток, в 1910 г. – 337 млн., а в 1965 г. – свыше 1 млрд. [5]. На открытках были представлены практически все стороны жизни людей: бытовые сюжеты, исторические события, репродукции картин, пейзажи, здания, техника, пропагандистские лозунги и прочее. Исследования открыток позволяют расширить представление о бытовой культуре, мировоззренческих установках, социальных формах общения, характерных в XIX–XX вв., узнать, какие виды деятельности были распространены в той или иной местности, ознакомиться с рядом исчезнувших профессий, представителями разных народностей и т.д. Отдельно можно выделить открытки-репродукции: они могут быть носителями как всем известных художественных произведений, так и несохранившихся произведений искусства, являясь единственным источником, благодаря которому можно увидеть исчезнувший памятник культуры; также они наглядно демонстрируют интерес государства и широкой публики к творчеству того или иного художника или художественного объединения.

В рамках нашего исследования интерес представляют открытки, содержащие изображения различных кораблей и лодок. Они соединяют в себе функции источника визуальной исторической информации и инструмента для реконструкции традиционных судов. Начиная с XIX в. такие открытки получили достаточно широкое распространение: различные суда изображались на видовой открытке (где иллюстрировались природные, культурные и исторические достопримечательности), на индустриально-сельскохозяйственной открытке (посвященной жизни и быту народа), на открытках-репродукциях и т.д. В первой половине XX в. на почтовых открытках преобладали изображения боевых кораблей, например, серии фотографий и открыток Н.Н.Апостали, Е.Иванова и С.М.Прокудина-Горского, посвященные русским военным кораблям. Со временем широкое распространение получили открытки с изображениями маломерных судов и лодок, за XIX–XX вв. был издан большой массив открытых писем с данной тематикой [6].

Исследуя суда и лодки, представленные на лицевой стороне открытки, можно получить информацию о специфике судна, о его размерах и конструктивных особенностях, о том, какие цвета были предпочтительны при покраске того или иного типа судна и т.д. Письменная информация с оборотной стороны открытки также позволяет расширить представление об изображенном объекте. На оборотной стороне могут быть напечатаны дополнительные сведения: когда и где он был построен, название местности, владелец и т.д. Если эта репродукция художественного произведения, то также приводились имя, годы жизни художника, место нахождения оригинала.

На открытках могут быть представлены как рисунки судов (авторские работы, репродукции), так и фотографии. Принято считать, что открытки, на которые нанесены фотоизображения, имеют большую историческую достоверность, поскольку на них, как правило, изображались реальные суда и лодки в конкретное время и в конкретных условиях плавания, поэтому возможность субъективного истолкования данного источника сводится к минимуму. При анализе фотографий исследователь может составить более или менее точное представление о визуальной стороне объекта, так как применяемая при съемках техника позволяет с высокой точностью запечатлеть объект и избежать привнесения фотографом собственного видения или дополнительных смыслов. Степень искажения отснятого материала в данном случае предполагается минимальной.

Информацию по традиционному судостроению можно получить, не только подробно проанализировав изображение судна на открытке, но и изучив внешний вид водоема, причала, берега. От особенностей акватория и условий, в котором эксплуатируется судно, напрямую зависят форма корпуса, его размеры и другие конструктивные характеристики. За многолетнюю историю традиционного судостроения в разных водных бассейнах выработались свои оптимальные формы корпусов судов и их конструкций – об этом говорят различия в деталях и терминах. Как правило, суда имеют схожий конструктивный набор корпуса, но отличаются толщиной сечения килей, шпангоутов, штевней, бортовых досок и т.д. Размеры лодок также в зависимости от водоема разнятся. Наиболее внушительными размерами обладают суда, эксплуатируемые на море, у озерных длина и ширина меньше; наименьший размер характерен для речных лодок [7]. Речные суда традиционно изготавливают для плавания на мелководье, так как на реках часто можно встретить мели, плотины и другие источники опасности, например, деревья и корневые системы. Довольно часто речные лодки изготавливаются с плоским дном, позволяющим избежать посадки на мель или увязания в песке и иле.

На спокойных небольших реках с медленным течением удобны лодки с плоским дном и вертикальными или наклоненными бортами (например, шитик, дощаник). Для плавания в более трудных условиях, на больших реках и быстринах наиболее пригодны лодки с круглыми обводами, для низовьев больших рек и для озер и морей – лодки с овальным поперечным сечением и килевые лодки. Для верхнего течения рек удобнее использование мелкосидящих и более узких лодок, на порогах и быстринах нужен высокий нос. На больших реках и озерах, а также на порогах необходимы лодки с более высокими бортами, с высоким носом и кормой, способные легко подняться на волну. В низовьях очень больших рек и на больших озерах, где условия плавания близки к морским, удобны морские шлюпки и морские рыбачьи лодки [8].

Из вышесказанного следует, что даже если само изображение судна на открытке считывается недостаточно ясно, исследователи, изучив окружающий ландшафт, могут получить интересную информацию относительно представленного судна и воспользоваться ей при создании реплик.

Таким образом, открытки обладают уникальным информационным потенциалом, что обуславливает важность включения их в контекст исследования традиционного судостроения.

На данный момент проделана большая работа над сбором тематических открыток для дальнейшего их комплексного изучения. Так, А.В.Окороковым была собрана солидная коллекция открыток (около 400 шт.), на которых представлены изображения судов различных типов. В коллекцию вошли открытки как отечественного, так и иностранного производства. На них представлены суда, плавающие как на российских водоемах, так и в иностранных водах. Приведем некоторые из этих открыток.

2021-3 Мадикова1

Открытка «Фосбергъ. Покинутая»

На лицевой стороне открытки изображена девушка, сидящая в деревянной плоскодонной лодке. Плоскодонка имеет низкие борта, прямоугольную корму, 2 скамейки (банки) и деревянный шест, предназначенный для приведения лодки в движение. Рядом с лодкой изображен деревянный столб для крепления судна. Данный тип традиционных лодок используется на небольших реках или мелководье.

2021-3 Мадикова2«Игорь Васильевич Курчатов на отдыхе»

Открытка напечатана в 1973 г. издательством «Планета» в наборе, посвященном выдающемуся советскому физику Игорю Васильевичу Курчатову. На оборотной стороне есть отметка, что данное фотоизображение публикуется впервые. На лицевой стороне представлен снимок И.В.Курчатова в момент, когда он плывет по реке на деревянной лодке. Лодка имеет тупой, прямоугольный нос, низкие борта и приводится в движение двумя веслами. Нижние доски просмолены, верхние не окрашены.

2021-3 Мадикова3«Бурлаки, идущие вброд. 1872 г.»

Открытка-репродукция выпущена экспериментальной типографией ВНИИППиТ. На оборотной стороне, в левом нижнем углу, отмечен автор, годы его жизни, название картины и музей, в котором выставлен оригинал: «И.Е.Репин (1844–1930). Бурлаки, идущие в брод. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея». На лицевой стороне представлена репродукция картины, в центре которой изображены идущие прямо на зрителя бурлаки. На втором плане – расшива, которую при помощи бечевых веревок тянут за собой бурлаки. Художник изобразил крупное речное грузовое судно с одной толстой мачтой, на вершине которого закреплен кливер, основной парус свернут. На бортах при помощи цвета (чередование светлых и темных оттенков) передано наличие глухой резьбы по дереву, которая была широко распространена на расшивах. Днище имеет подъём в носу и корме, и посередине его устроен треугольный выступ (наподобие киля), служивший для стока воды в трюме и для разреза перекатных песков.

2021-3 Мадикова4«Kimmo Pälikkö taidepostikortti 1988 SISÄJÄRVI»

Открытка опубликована в Финляндии. На лицевой стороне на переднем плане изображены пришвартованные к каменистому берегу две традиционные финские двухкокорные дощатые лодки. Передняя лодка имеет пару весел и состоит из шести набоев, из которых пять нижних представлены в темном цвете, вероятно, просмолены. Набои второй лодки также имеют темный цвет и могут быть просмоленными.

Представленные открытые письма и описания конструктивных особенностей лодок, изображенных на них, позволяют нам сделать вывод о том, что открытка может быть достоверным источником информации для изучения и реконструкции традиционных судов. При рассмотрении данного источника можно получить информацию о типе судна, его размерах, дизайне, конструктивных и иных характеристиках.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1]Тарасов Д.А. Историческая реконструкция, проблемы развития // Журнал «Самиздат» : [сайт]. – URL: http://samlib.ru/t/tarasow_d/recon_problem.shtml (дата обращения: 01.10.21).

[2]Макаров А.И. Историческая память: конструкция или реконструкция? // Историческая экспертиза. – 2014. – № 1. – С. 9.

[3]Ларина А.Н. Документальная открытка конца XIX– начала XX вв. как источник по истории и культуре Москвы. Дисс. … канд. ист. наук. – М., 2004.; Самбур М.В. Открытка в констексте культуры: атрибуция, научное описание, экспонирование. Дисс. …канд. ист. наук. – М., 2014; Файнштейн Э.Б. В мире открытки. – М., 1976. – 131 с.; Чапкина М.Я. Художественная открытка: К столетию открытки в России. – М., 1993. – 304 с.

[4]Гуковский А.И. Научная разработка истории советского общества и вспомогательные исторические дисциплины // Вопросы истории. – 1964. – № 2. – С. 56.

[5]Пашкевич О.И., Калининская Э.А. История почтовой открытки. – URL: https://yiwt.ru/ru/node/1332 (дата обращения: 12.07.21).

[6] Некоторые старинные открытки с изображением традиционных судов были опубликованы в сборнике: Традиционное судостроение как часть культурного наследия народов России. Т. 1 / под общ. ред. А.В.Окорокова. – М.: Ин-т Наследия, 2021. – С. 548–547.

[7] Наумов Ю.М. «Veneh» – лодка по-карельски. – URL: http://kizhi.karelia.ru/library/veneh-naumov/1873.html (дата обращения: 11.07.21).

[8] Лучанский Г. Передвижение по рекам. Ч. 1. Водный транспорт. – URL: http://www.geolmarshrut.ru/biblioteka/catalog.php?ELEMENT_ID=4438 (дата обращения: 13.07.21).


© Мадикова Л.В., 2021.

© Мадикова Л.В., илл., 2021.

Статья поступила в редакцию 30.09.2021.

Мадикова Лидия Владимировна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва (Москва),
email: madikova.lida@yandex.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2021/3(26)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/456.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru