Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2022.68.69.022

Садалова Т.М.

О номинации «Сокровища пазырыкской культуры» в Предварительный список ЮНЕСКО

Аннотация. В статье речь идет о включении в Предварительный Список ЮНЕСКО номинации «Сокровища пазырыкской культуры» в 2018 году, что стало культурным событием для Российской Федерации. В статье речь идет о перечне памятников и об основных критериях, по которым данная номинация вошла в Список ЮНЕСКО, а также о перспективах подготовки полной заявки.

Ключевые слова: Алтай, ЮНЕСКО, археология, памятники, Пазырык, артефакты.


Республики Алтай является частью Южной Сибири Российской Федерации, включающий в себя Алтайскую горную систему, имеет внешние границы со странами: Монголией, Китаем, Казахстаном. Республика Алтай является одним из наиболее самобытных российских регионов с богатейшим природным и культурным наследием, где на протяжении веков создавались бесценные памятники истории человечества и сформировался пласт культурного достояния общемировой цивилизации.

В номинации «Сокровища пазырыкской культуры», включенной в Предварительный Список ЮНЕСКО, были представлены уникальные и всемирно известные курганы и наскальные рисунки пазырыкского периода. Пазырыкская культура – одна из многих родственных культур Центральной Азии скифского времени. На большой территории Горного Алтая она просуществовала с VI в. по II в. до н.э., оставив яркий след в виде уникальных погребальных комплексов. В археологические объекты культурного наследия пазырыкского периода входят курганы (усыпальницы племенной знати), петроглифы с образцами звериного стиля.

В номинацию «Сокровища пазырыкской культуры» вошли наиболее ярчайшие памятники пазырыкского периода: археологические курганы местностей: Пазырык, Укок, Башадар, Туекта, Катанда, петроглифические комплексы Елангаш, Калбак-Таш.

Высокоразвитая и оригинальная пазырыкская культура стала мировым достоянием. В настоящее время в Горном Алтае исследовано более шестисот курганов, так или иначе связанных с носителями пазырыкской археологической культуры. Для раскрытия социальной истории племен пазырыкской культуры, их представлений о жизни очень важны предметы, обнаруженные в промерзших курганах.

Такое явление, как образование линзы вечномерзлых грунтов под каменной наброской курганов, чему способствовал континентальный и достаточно суровый местный климат, нигде до сих пор за пределами Республики Алтай не было обнаружено. Вечная мерзлота действовала как теплоизолирующий покров, предохраняющий земляную поверхность от прогревания летом, а зимой являющийся фокусом максимального теплоизлучения вследствие более быстрого по сравнению с почвой охлаждения камня, при наличии свободной конвекции в наброске. Таким образом, в каменной наброске создавался особый микроклимат, отличавшийся от микроклимата окружающей степи.

В археологических курганах великолепно сохранились предметы: конская упряжь, ковры, одежда, обувь, головные уборы, изделия из дерева и драгоценных металлов, кожи, меха, войлока, а также всевозможные ткани, конское снаряжение. Извлечение мумифицированных тел людей из курганов с нанесенными на кожу татуировками стали сенсацией, обогатив культурное достояние всего человечества. Обнаруженные в курганах орудия труда, предметы быта, одежда, украшения дают возможность представить облик материальной культуры населения Горного Алтая более чем двухтысячелетней давности. Пазырыкцы, пожалуй, пока единственный древний народ в мире, у которого можно увидеть татуировку воочию и убедиться в реальности этих сведений. Татуировка, нанесенная на тела мужчин и женщин, свидетельствует о высоком уровне ее исполнения: мумии, обнаруженные в «царских» курганах, покрыты рисунками с ног до головы. Таким образом, татуировка показывает, что люди, похороненные в «замерзших» могилах Алтая, были представителями высшего культурного общества.

Петроглифические памятники пазырыкского периода отличаются тем, что они выполнены в технике точечной выбивки и граффити. Центральное место в пазырыкском искусстве занимает борьба зверей – сюжетная линия, характерная для искусства скифского мира в целом. Основной сюжет петроглифов – изображения диких животных и сцен охоты. Главное, что побуждало древних художников наносить на скалы эти многочисленные изображения, – стремление обеспечить максимальный успех в охоте и передать ощущение иного мира в целом.

«Сокровища пазырыкской культуры» были номинированы в Список Всемирного наследия на основании нескольких критериев.

1. Шедевры пазырыкского искусства пополнили мировую культуру уникальными предметами, созданными руками древних мастеров. В системе пазырыкской культуры произошло формирование единого «звериного стиля» на территории Алтайских гор с изображением животных в позе с вывернутой задней частью тела и закинутыми на спину задними конечностями, что нашло отражение в предметах, образцах одежды, на татуировках бальзамированных тел, найденных в археологических курганах и на петроглифах. Пазырыкский «звериный стиль» отличается неповторимым фантастическим восприятием мира, выраженным в подлинно прекрасных образах. Изображения «звериным стилем» способствовали унификации выражения древней модели мира пазырыкцев.

2. Археологические памятники пазырыкского периода отражают смену общечеловеческих ценностей на территории Центральной Азии. Так, погребальная традиция пазырыкской культуры по целому ряду признаков отличается от предшествующих, аржано-майэмирских. «Горизонтальная» система связей между живыми и мёртвыми (погребения на «горизонте» и в неглубоких могильных ямах) предыдущей эпохи в пазырыкскую эпоху кардинально меняется, погребально-ритуальная обрядность (глубокая могильная яма, уровень верхней поверхности – «слой общения», потусторонний мир) стали представляться в контексте более сложного восприятия мира в трехмерном измерении (верхний, средний и нижний).

3. Номинированный культурный объект «Золотые горы Алтая» в Список Всемирного наследия за счет включения пазырыкских археологических курганов, наскальных рисунков являются уникальным свидетельством культурной исчезнувшей цивилизации. Хотя в целом, пазырыкская культура в более поздние эпохи трансформировалась в культуру хуннского (булан-кобинского) типа, о чем свидетельствуют преемственность погребального обряда и элементы материальной культуры. Но как самодостаточная культура со всем спектром характеристик пазырыкская культура попадает под категорию исчезнувшей.

4.В пазырыкской культуре широко представлены мировоззренческие представления, верования, чему огромным подспорьем послужили не только погребальный обряд, наскальные рисунки, но и большой пласт изобразительного искусства, сохранившихся в образцах материальной культуры. В системе мировоззрения скифов главным был культ солнца, о чем, в первую очередь, свидетельствуют округлые – полусферические каменные насыпи, разные изображения, в том числе грифоны, петухи, тигры на саркофагах, колесница, необходимая для проведения солярного культа, но наиболее показательными являются сцены в скифских коврах с изображенными богинями.

В настоящее время идет подготовка полной заявки номинации «Сокровища пазырыкской культуры», установление границ территории, разработка и утверждение предмета охраны объекта культурного наследия и параллельно ведется работа по проведению государственной историко-культурной экспертизы дляотнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации,объектам всемирного наследия, План управления объектом «Сокровища пазырыкской культуры».


Садалова Тамара Михайловна,
доктор филологических наук,
ответственный секретарь Национального комитета
по делам ЮНЕСКО в Республике Алтай (Горно-Алтайск)

© Садалова Т.М., 2022.
Статья поступила в редакцию 15.05.2022.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/2(29)
Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/512.html
Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru