2025/4(43)
Содержание
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ценностная матрица отечественной культуры как основа формирования системы объектов культурного наследия
ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Памяти контр-адмирала
Виктора Ананьевича Дыгало,
участника Великой Отечественной войны и Парада Победы 1945 года
Член Московского археологического общества, москвовед М.И.Александровский (1865–1943) – биография и научное наследие (по материалам из фондов Государственного Исторического музея и Российской государственной библиотеки)
Образ Великой Победы в пространственно-символической структуре городов Западной Сибири
Воинская дисциплина в системе воинского воспитания военнослужащих русской армии
в 1855-1914 гг.
Фамильное служение как вклад
в историко-культурное наследие России
МОРСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Программа Морской арктической комплексной экспедиции Института Наследия «Память Российской Арктики»: концепция, реализация, перспективы
Поиски судна Виллема Баренца. Итоги экспедиций Русского географического общества
и Минобороны России по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля
в 2024 и 2025 гг.
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Симфоническое творчество в Абхазии: социокультурный аспект
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Архитектура православных храмов Аляски
ОСВОЕНИЕ НАСЛЕДИЯ
Историко-навигационный эксперимент: теория, методика, практика
Намогильные орнаментированные столбы тоболо-иртышских татар: интерпретация культурного наследия
Проблемы изучения и сохранения отечественных древностей
в последней четверти XIX в.
в письмах членов Московского археологического общества
из фонда Государственного Исторического музея
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО
Культурное сотрудничество Вьетнама и России в сфере музейного дела во Вьетнаме
(1991–2025)
Опубликован 26.11.2025 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2022.30.14.025
Фараджева M.Н.
Всемирное наследие Азербайджана
Аннотация. В статье представлены краткий обзор объектов материального и нематериального культурного наследия Республики Азербайджан в Списках всемирного наследия ЮНЕСКО, а также объекты из Предварительного списка.
Ключевые слова: материальное культурное наследие, Гобустан, Ичеришехер, Шеки, наскальное искусство, Всемирное наследие ЮНЕСКО, Азербайджан.


Вот уже тридцать лет (с 1992 года) Азербайджан является членом ЮНЕСКО. Весь этот период, несмотря на некоторые шероховатости, в целом сотрудничество с данной организацией последовательно расширялось и углублялось, то есть общая динамика процесса имела и продолжает иметь позитивную динамику. Большая заслуга в этом принадлежит президенту фонда Гейдара Алиева – первой леди госпоже Мехрибан Алиевой.
В настоящее время в Списке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО значатся 18 объектов Азербайджана, в том числе 3 объекта материального и 15 объектов нематериального наследия, имеющих важное значение для мировой культуры.
1. Ичеришехер с Дворцом Ширваншахов и Девичьей башней

Ичеришехер с древней историей и богатой культурой возник во эпоху античности. На его территории находятся такие уникальные памятники, как Девичья башня (Гыз-галасы) XII в., крепостная стена XII в., комплекс Дворца Ширваншахов XV в., Ханский дворец XVII в., мечети, караван-сараи, бани и фрагменты более ранних сооружений, относящихся к VII-VI векам до н.э.
Баку, находящийся на пересечении Востока и Запада, испокон веков был местом торговых отношений. Здесь начинались основные караванные пути. С X в. Баку был известен и как портовый город. История Баку – это и история длительного сосуществования и взаимопроникновения самых разных культур, носителями которых являлись последователи зороастризма, христианства и ислама. Это также были самые разные этносы, в частности, арабы, персы, ширванцы, турки, русские, евреи и многие другие.
Панорама Баку со стороны моря представляет собой уникальный историко-архитектурный ландшафт. По своему построению он был во многом связан с оборонительной системой. Вдоль крепостных стен были проложены подземные дороги, связанные между собой под зданиями и образовывавшие сложную систему. Еще в XII в. Ширваншах III Манучохр в портовом городе Баку построил прочную оборонительную башню. В арабских источниках первые упоминания о Баку начинаются с IX в. Также об этом городе упоминают другие историки и путешественники, в частности, французский миссионер Журден Каталани (I-я пол. XIV в.), Я.Стрейс (1671), Э.Кемпфер (1683), И.Лерх (1723), Эвлия Челеби (XVII в.), С.Гмелин (XVIII в.), А.Олеарий (1870), французский писатель Александр Дюма (XIX в.), И.Березин (1860). Побывавшие в Азербайджане в торговых и дипломатических целях итальянские путешественники Марко Поло (XIII в.), Барбара Контарини, Анджолелло и Донато да Лезе из Венеции (XV в.) в своих путевых заметках дают краткую информацию о добыче нефти на Абшероне и торговле в городе Баку. Таким образом в современном Баку гармоничным образом переплетаются история и современность.
2. Культурный ландшафт наскального искусства Гобустан

Гобустан – небольшой географический район, расположенный в юго-восточной части Азербайджанской республики и примыкающий к западной кромке Каспийского моря. Указом Совета Министров Азербайджана от 9 сентября 1966 г. Гобустан был объявлен государственным заповедником. Основную часть заповедника площадью 4530 га составляют горы Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг и Язылы-тепе. Культурный ландшафт археологического комплекса Гобустан включает более 6000 наскальных изображений, около 20 пещер-укрытий, 40 курганов, древние поселения и захоронения, 105 тыс. предметов материальной культуры, места поклонения – святилища, свидетельствующие о последовательном использовании этих мест на протяжении 14 тысячелетий. Наскальные изображения Гобустана отличаются разнообразием тематики, оригинальностью сюжетов и определенным художественным мастерством. Последние радиоуглеродные датировки показали, что одна из самых древних стоянок Гобустана (укрытие-пещера Гая ярясы) датируется 14 тыс. л.н. Уникальность Гобустана в том, что здесь имеются петроглифы, относящиеся к периоду с конца верхнего палеолита до второй половины XX в.
3. Исторический центр древнего азербайджанского города Шеки с Ханским дворцом

Город Шеки расположен в северо-западной части Азербайджана и является одним из самых древних городов. Первоисточники указывают, что его возраст насчитывает порядка 27 веков. Как и многие города того времени Шеки был окружен крепостной стеной. На территории исторической части города находятся крепостные постройки, караван-сараи, храмы и мечети. В XVII в. турецкий путешественник Эвлия Челеби писал, что Шекинская крепость возвышалась на холме и имела ворота под названием Ширван и Гянджа. Здесь были жилые дома, 7 мечетей, несколько караван-сараев, баня и базар. За крепостными стенами находились большие сады, где выращивали шелковицу. В XVIII в. архитектура и изобразительное искусство в Шеки достигли наивысшего развития. Одним из самых выдающихся образцов архитектуры и изобразительного искусства того времени является Дворец шекинских ханов. Большую культурно-архитектурную ценность представляют витражные окна дворца, изготовленные в технике шебеке, искусным владением которой до сих пор славятся местные мастера, а также внутренний интерьер дворца, потолок и стены которых были расписаны талантливыми живописцами того времени.

Во второй половине XIX в. Шеки превращается в центр шелковой промышленности. Шелковая фабрика «Лион Азербайджана» была сконструирована и построена с применением новейшей техники того времени. Построенные в Шеки древние караван-сараи, башни, некоторые оборонительные сооружения, общественные здания, бани, мечети и минареты, в своеобразном архитектурном стиле дворцы, дом Шекихановых, Ханский дворец являются уникальными памятниками Азербайджана. Все это превратило Шеки в один из древних центров страны. Все вышеперечисленное с сохранившимися устойчивыми историко-архитектурными традициями делают Шеки уникальным городом-музеем под открытым небом.
В список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО включены 15 образцов:
1. Азербайджанский мугам (2008)
2. Искусство азербайджанских ашугов (2009)
3. Праздник Новруз (2009)
4. Азербайджанское традиционное искусство ковроткачества (2010)
5. Мастерство изготовления и искусство игры на таре (2012)
6. Човган, традиционная верховая игра на карабахских конях (2013)
7. Традиционное искусство изготовления и ношения женского шёлкового головного платка кялагаи и его символика (2014 )
8. Медное производство в Лагиче (2015)
9. Лаваш (2016, совместно с Ираном, Казахстаном, Кыргызстаном и Турцией)
10. Традиция приготовления и подачи долмы (2017)
11. Мастерство изготовления и искусство игры на кяманче (2017)
12. Яллы (кочари, тензере), коллективные традиционные танцы Нахчывана (2018);
13. Эпос «Деде Горгуд»(2018, совместно с Турцией и Казахстаном);
14. Искусство Миниатюры (2020);
15. Нар байрамы и традиционный гранатовый фестиваль (2020).
В настоящее время в Предварительный список ЮНЕСКО включены следующие объекты:
1. Гора бакинского яруса;
2. Бинагадинские отложения четвертичной фауны;
3. Грязевые вулканы Локбатана;
4. Сураханы, Атешгях;
5. Нахичеванский мавзолей;
6. Ордубадский историко-архитектурный заповедник;
7. Историко-архитектурный заповедник «Шуша»;
8. Оборонительные конструкции Каспийского побережья;
9. Хыналыг - средневековое горное село;
10. Гирканский национальный парк.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фараджева М.Н. Культурно-исторический контекст археологического комплекса Гобустан // Российская археология. – 2015. – Вып. № 4. – C. 50-63. – URL: https://arxiv.gaugn.ru/s0869-60630000375-5-1-ru-43/ (дата обращения: 20.05.2022).
2. Фараджева М. Наскальное искусство Азербайджана. – Баку: Aspoligraf, 2009. – 319 с.
3. Челеби Э. Книга путешествия. Сейахатнаме: (Извлечения из сочинения турецкого путешественника ХVII века). Вып. 3. Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана / Эвлия Челеби; пер.: под ред. А.Д. Желтякова). – М.: Наука, 1983.
4. Farajova M. About specifics of rock art of Gobustan and some innovative approaches to its interpretation (“Firuz 2” shelter) // Quaternary International: magazine. – 2018. – V. 481. – P. 78-98. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1040618216308746 (дата обращения: 20.05.2022).
5. Farajova M. Gobustan Rock Art Cultural Landscape // Adoranten 2011: International Rock Art Magazine. – Р. 41-66. – URL: https://www.rockartscandinavia.com/images/articles/malahat_a11.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
6. Farajova M. Innovative Approach to the Creation of New Museum Complex in Gobustan National Historical-Artistic Reserve //E-Journal №2: Heritage Conservation Regional Network Journal : [сайт]. – URL: http://rcchd.icomos.org.ge/?l=E&m=4-4&JID=2&AID=19 (дата обращения: 20.05.2022).
Фараджева Малахат Новруз
кандидат исторических наук, доцент,
заместитель директора Музейного центра «Ичеришехер» (Баку, Азербайджан),
консультант проекта «Памятники наскального искусства в списке ЮНЕСКО»
Института археологии РАН, член Совета директоров
PRAT-CARP (Prehistoric Rock Art Trails/ Cultural Routes of the Council of Europe)
Email: malahat@mail.ru
© Фараджева М.Н., 2022.
© Фараджева М.Н., фото, 2022.
Статья поступила в редакцию 15.05.2022.
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/2(29)
Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/515.html
Открыть PDF-файл
Новости
-
26.11.2025
Институт Наследия подготовил и издал коллективную монографию «Фундаментальные аспекты культурологии: культурная идентичность». В ней представлены тексты ключевых участников VI Российского культурологического конгресса с международным участием, проведённого в 2024 г. в Москве. Редакционная коллегия издания: В.В.Аристархов (председатель), Д.Л.Спивак (зам. председателя), С.Ю.Житенёв, А.В.Окороков, А.В.Венкова (отв. секретарь).
-
26.11.2025
Вышла в свет книга «Русские географические названия на карте Мирового океана как объект нематериального культурного наследия», подготовленная сотрудниками Центра картографии и геоинформационных систем под руководством А.И.Ельчанинова.
-
26.11.2025
Институт Наследия подготовил издание материалов 11-го Международного научного форума «Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия», состоявшегося 11–14 сентября 2025 г. В издании представлены научная программа и тезисы докладов участников.

