2024/4(39)
Содержание
Теоретические исследования
Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета
Исторические исследования
Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.
Прикладные исследования
Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем
Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)
Семья и род в историко-культурном наследии края
Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР
Освоение наследия
Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.
Родионова В.А.,
Адамовская П.О.
Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия
К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов
Проблемы сохранения наследия
Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия
Музееведение
Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Отечественное наследие
за рубежом
Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия
Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции
Научная жизнь
Опубликован 12.11.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2021.61.80.003
Елизаров В.Г.
Российское законодательство о культуре должно отвечать национальным интересам России
Аннотация. В статье рассматривается ряд принятых в 2020 году поправок к Конституции Российской Федерации, которые касаются вопросов государственной культурой политики. Эти новые конституционные нормы направлены, в частности, на защиту исторической правды, укрепление духовно-нравственных ценностей российского общества, защиту института семьи, закрепление в Конституции Российской Федерации культурно-воспитательной функции государства. Автором изложены предложения о законодательном обеспечении реализации новых норм Конституции.
Ключевые слова: поправки к Конституции, культура, культурная политика, ценности, законодательство.
Российское законодательство о культуре должно отвечать национальным интересам России, определенным в документах стратегического планирования [1]. Однако сегодняшнее состояние федерального законодательства о культуре далеко от этого императива. Законодательство значительно отстаёт от стремительного развития общественных отношений, возникновения новых угроз российскому обществу и государству.
Базовый законодательный акт в сфере культуры – Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утверждённые Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 года, и многие другие федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие отношения в сфере культуры, характеризуются индифферентностью (игнорированием) по отношению к традиционным российским духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям, лежащим в основе российского общества, не содержат эффективных правовых механизмов, обеспечивающих поддержку и защиту указанных ценностей в сфере культуры.Сложилась парадоксальная ситуация: прошло более шести лет со дня утверждения главного документа стратегического планирования в сфере культуры – Основ государственной культурной политики [2], и более четырех лет с момента утверждения Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года [3], но ряд определённых в них основных целей государственной культурной политики, выражающих ценностно ориентированный подход в государственной культурной политике [4], так и остались по большей части декларациями, не обеспеченными (в правовых актах) точно сформулированными задачами, эффективными правовыми механизмами их реализации, адекватными целевыми показателями, а на практике – необходимыми организационными мерами, ресурсами и инструментами мониторинга решения задач.Сегодня мы видим весьма существенный разрыв между заявленными в документах задачами государственной культурной политики, в том числе относительно формирования ценностно ориентированной модели культурной политики [5], основывающейся на традиционных для российского общества духовно-нравственных и культурно-исторических ценностях, с одной стороны, и состоянием законодательства о культуре и реальной практикой в наиболее влияющих на трансляцию социальных норм и ценностей и формирование личности сферах творческой индустрии – кино и телевидении в части создания и распространения культурных ценностей, с другой стороны.Следует признать, что в нашей стране стремительно развивается гуманитарный кризис, об угрозе которого было сказано в Основах государственной культурной политики в 2014 году. Основные его проявления – девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров, снижение культурного уровня общества, криминализация общественного сознания. Примеров и доказательств именно такого диагноза состояния нашего общества – большое множество [6].Сегодня в качестве «героев нашего времени» для подростков и молодёжи в информационном и культурном пространстве часто насаждаются персонажи, пропагандирующие ценности, прямо противоположные традиционным российским духовно-нравственным ценностям. Скандально известный рэпер с татуированными тремя шестёрками на лбу, оштрафованный судом за пропаганду наркотиков в Интернете, раскручивается на Первом канале и в других средствах массовой информации, в том числе государственных, стал рекламным лицом российского Альфа-банка [7]. Такая практика телевещательных и других организаций абсолютно противоречит поставленной Президентом России стратегической задаче по созданию условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [8].Широко известны случаи, когда театральные постановки в государственных театрах вызвали общественный протест из-за их явного несоответствия ценностям и идеалам российского общества или, если говорить точнее, – большей части российского общества [9].Особенно мощное негативное воздействие на общественное сознание, духовно-нравственное состояние российского общества оказывает телеиндустрия посредством ток-шоу, на которых откровенно аморальные деяния и социальные девиации преподносятся как нечто привычное и допустимое, и тем самым оказывается девальвирующее влияние на духовно-нравственные ценности общества. Сегодня многие российские телевещательные организации посредством таких телепрограмм фактически выполняют роль инструментов «мягкой силы» по изменению сознания российских граждан в интересах геополитических противников России. Они формируют инокультурную идентичность подрастающего поколения, существенно отличающуюся от российской культурной и гражданской идентичности, основанной на традиционных российских нравственных ценностях.
Современные угрозы российской культуре, традиционным российским духовно-нравственным ценностями исторической памяти указаны в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [10].
Важнейшим условием надлежащего противодействия этим угрозам является создание эффективной системы организационных и правовых мер, обеспечивающих защиту указанных жизненно важных социальных ценностей.
Мощный импульс развитию законодательства Российской Федерации о культуре придали новые нормы статей 671, 68, 69 Конституции Российской Федерации, закреплённые в ней в 2020 году, касающиеся вопросов государственной культурной политики.Кроме указанных трёх статей Конституции конституционно-правовое значение для выработки и реализации государственной культурной политики, совершенствования законодательства о культуре имеют новые правовые нормы, закрепленные в статье 72 Конституции (о защите института брака как союза женщины и мужчины) и статье 114 (о проведении единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей).Содержание перечисленных новых норм Конституции, касающихся осуществления государственной культурной политики, можно упорядоченно выразить в виде следующих пяти направлений – задач по разработке законодательного обеспечения (проектов федеральных законов), которые должны обеспечить их реализацию:
1) обязанность государства чтить память защитников Отечества, обеспечивать защиту исторической правды (часть 3 статьи 671). Содержание этой конституционной нормы логически указывает на обязательность выполнения государством также более широкой задачи по обеспечению сохранения исторической памяти народа России;
2) обязанность государства создавать организационные и правовые условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим (часть 4 статьи 671);
3) признание культуры в Российской Федерации уникальным наследием ее многонационального народа. Обязанность государства поддерживать и охранять культуру (статья 68), обязанность Правительства обеспечивать проведение единой социально ориентированной государственной политики в области культуры (пункт «в» части 1 статьи 114). Из этих конституционных норм логически следует задача по созданию эффективных механизмов поддержки и охраны государством культуры в интересах общества, в том числе по защите интересов общества и граждан от злоупотреблений свободой творчества (гарантированной статьёй 44) и правом свободно производить и распространять информацию любым законным способом (часть 4 статьи 29);
4) обязанность государства защищать культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантировать сохранение этнокультурного и языкового многообразия (часть 2 статьи 69), а также оказывать поддержку соотечественников, проживающих за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности (часть 3 статьи 69). Из этой нормы логически следует обязанность государства обеспечивать сохранение, укрепление и защиту общероссийской культурной и гражданской идентичности народа Российской Федерации, в том числе важнейшая задача по содействию формированию такой идентичности у подрастающего поколения наших граждан;5) защита института семьи как союза мужчины и женщины, сохранение традиционных семейных ценностей (пункт «ж1» части 1 статьи 72, пункт «в» части 1 статьи 114).
Таким образом, стоит задача создать законодательное обеспечение реализации этих новых норм Конституции, касающихся реализации государственной культурной политики и политики в смежных сферах (воспитания, просвещения, средств массовой информации, защиты семьи и детей), – то есть установить в федеральных законах необходимую и достаточную совокупность правовых норм, развивающих, конкретизирующих конституционные нормы и обеспечивающих их эффективную реализацию.
Возможны два пути, два подхода решения этой задачи.
Первый подход. Если требуется разработать в быстрый срок предложения, направленные на реализацию новых норм статей 671, 68 и 69 Конституции, то это возможно сделать относительно быстро путём разработки проекта федерального закона о внесении изменений в Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», предусматривающего внесение точечных поправок, которые будут отражать и развивать вышеуказанные нормы Конституции, касающиеся сферы культуры, защиты исторической правды и традиционных российских духовно-нравственных ценностей. При этом Основы законодательства целесообразно дополнить нормами-целями, нормами-принципами, выражающими направленность государственной культурной политики, особенно в части принципов оказания государственной поддержки организациям культуры.
Этот подход имеет преимущество перед разработкой сразу всего комплекса необходимых изменений в отраслевые законодательные акты о культуре, прежде всего в том, что точечные поправки в Основы законодательства о культуре можно разработать быстро и при этом такой законопроект будет обладать высокой степенью поддержки участниками законодательного процесса, так как по своему содержанию его нормы будут прямо основываться на нормах Конституции, частично использовать их формулировки, и содержать конкретизирующие, развивающие их нормы. «Степень проходимости» такого законопроекта будет относительно высокая, так как он не вызовет значительных споров и противодействия оппонентов, выступающих за минимизацию регулирующего воздействия государства в сфере культуры. Однако следует отметить и недостаток такого подхода, заключающийся в том, что сам Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» концептуально не соответствует современному пониманию сути, целей и задач государственной политики в сфере культуры, определенных в действующих документах стратегического планирования. Вследствие этого помимо указанных «точечных» поправок в Основы законодательства о культуре, корреспондирующих новым нормам Конституции, будет необходимо внести в Основы комплекс изменений, направленных на приведение его положений в соответствие с целями и задачами.
Важно подчеркнуть, что внесения изменений только в Основы законодательства РФ о культуре будет совершенно недостаточно для эффективной реализации новых положений Конституции, касающихся реализации государственной культурной политики, потому что многие правовые механизмы реализации конституционных норм должны быть закреплены в отраслевых законах, регулирующих отношения в отдельных областях культурной деятельности.
Второй подход – более системный и основательный – заключается в разработке базового федерального закона «О культуре». Попытки разработать такой законопроект ранее уже предпринимались. В 2018 году Администрацией Президента была даже создана рабочая группа. Но это дело не завершилось положительным результатом. Теперь, вследствие закрепления в Конституции Российской Федерации новых норм, касающихся сферы культуры, ситуация существенно изменилась – новые конституционные нормы сделали логически необходимым разработку и принятие федерального закона «О культуре». При его разработке важно последовательно реализовывать позицию, закрепленную в Основах государственной культурной политики, относительно того, что «государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В федеральном законе «О культуре» должны быть учтены все положения указанной Стратегии, касающиеся защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, укрепления российской гражданской идентичности, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
Наряду с проектированием федерального закона «О культуре» необходима разработка большого комплекса законодательных изменений в отраслевые федеральные законы, регулирующие отношения в отдельных областях культурной деятельности. Изменения должны быть внесены в более десяти федеральных законов, включая закон о государственной поддержке кинематографии Российской Федерации, о библиотечном деле, о музеях и другие законы. Эта работа требует комплексного подхода и привлечения большого круга профильных специалистов, в том числе из органов управления в сфере культуры, и, конечно, представителей организаций творческих работников.Теперь – о некоторых возможных законодательных решениях.
1. Учитывая, что особое значение в реализации государственной культурной политики имеют принципы и механизмы (в том числе критерии) оказания государственной поддержки организациям культуры и отдельным культурным (творческим) проектам, полагаем необходимым закрепить в проекте закона правовые основы оказания государственной поддержки, в том числе нормы-принципы, которые стали бы гарантиями предоставления господдержки только тем организациям, проектам, которые соответствуют целям и задачам государственной политики в сферах культуры, воспитания, образования, просвещения, молодёжной политики, государственной национальной политики, демографической политики.
Необходимо и обоснованно установить на уровне федерального закона нормы, на основе которых государством будет осуществляться поддержка культуры, включая творческую деятельность по производству произведений культуры и искусства при условии, что создаваемые произведения культуры и искусства и предоставляемые организациями культурные блага способствуют сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей и (или) этическому, эстетическому и (или) гражданскому воспитанию на основе российских культурно-исторических традиций, формированию и укреплению общероссийской культурной и гражданской идентичности, сохранению исторической памяти и защите исторической правды, защите культурной самобытности народов и этнических общностей Российской Федерации. То есть, обязанность государства оказывать финансовую и другую материальную поддержку не должна распространяться на создание произведений, не отвечающих критериям соответствия национальным интересам России в сферах культуры, воспитания, образования, просвещения и других вышеуказанных сферах. Это – общая концепция содержания принципов государственной поддержки. Конкретные формулировки правовых норм ещё предстоит разработать.
Правовые нормы, закрепляющие правовые основы предоставления государственной поддержки в сфере культуры должны быть в максимальной степени, насколько это возможно, в том числе с точки зрения эффективности управления, установлены на уровне федерального закона, остальные – в актах Правительства РФ и профильного министерства.
Отметим также необходимость провести полную инвентаризацию всех действующих механизмов государственной поддержки в сфере культуры, уделяя особое внимание результатам осуществления поддержки – мере достижения целей и решения задач государственной культурной политики.
2. Необходимость установления правовых особенностей статуса государственных и муниципальных организаций культуры следует из особого государственного и общественного значения осуществляемой ими деятельности, суть которой заключается в непосредственном влиянии на трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т.д.), на воспитание личности. Соответствующие правовые особенности должны быть закреплены в будущем федеральном законе «О культуре» и в федеральных законах, регулирующих отношения в отдельных областях культурной деятельности.
В числе таких правовых особенностей обоснованно было бы закрепить положение о том, что деятельность государственной, муниципальной организации культуры должна способствовать достижению целей и решению задач государственной культурной политики. При этом целесообразно закрепить нормы об ответственности руководителей таких организаций за результаты деятельности организаций, в том числе, относительно соответствия создаваемых произведений культуры и искусства, предоставляемых культурных благ, целям и задачам государственной культурной политики, а также ряд других норм, направленных на предотвращение злоупотреблений свободой творчества и нецелевое использование средств государственной поддержки.
Следует также рассмотреть вопрос о закреплении в законодательстве организационно-правовых институтов экспертизы и оценки произведений искусства и культуры, предоставляемых культурных благ, предусматривая в том числе специально формируемые комиссии с участием организаций творческих работников и аккредитованных специалистов-экспертов.
3. В части законодательного обеспечения защиты исторической правды, сохранения исторической памяти народа, прежде всего, предстоит выработать и закрепить в федеральном законе определения ключевых понятий, а именно – понятия «историческая правда», «фальсификация истории». В определении понятия «фальсификация истории» предлагаю отразить в числе её признаков необоснованную публичную интерпретацию (искажение), отрицание исторических фактов и событий, подтверждаемых совокупностью доказательств и признанных российским научным сообществом, направленные на негативное представление об истории российского государства, истории народов Советского Союза, России, на создание негативного образа современной России.
4. В качестве одного из организационно-правовых механизмов, направленных на защиту исторической правды, предлагаю разработать комплекс мер, способствующих привлечению продюсерами телевизионных и художественных фильмов ученых-историков в качестве научных консультантов при производстве телевизионных и художественных фильмов на исторические темы. Сделать это положение обязательным условием выделения государственных средств поддержки при производстве телевизионных и художественных фильмов на исторические темы. Это позволило бы на ранних этапах производства фильма предотвратить искажение исторической правды. Форма реализации – внесение изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».
5. Заслуживает внимания предложение о разработке правовых мер против рекламирования и «раскручивания» в культурном и информационном пространствах, в том числе в СМИ, лиц, совершивших преступления, а также лиц, совершивших административные правонарушения, посягающие на здоровье и общественную нравственность (в том числе привлеченных к ответственности за пропаганду наркотических средств). Феномену информационного «раскручивания» в СМИ «скопинского маньяка» и продолжению подобной порочной практики в СМИ следует противопоставить установление в законах соответствующих запретов.
В целях предотвращения пропаганды в информационной сфере противоправных деяний и лиц, привлеченных к уголовной или административной ответственности за их совершение (в том числе за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, пропаганду наркотиков, суицидов, а также нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и ряд других преступлений и административных правонарушений), представляется целесообразным закрепить в федеральных законах запрет на распространение на теле- и радиоканалах, в печатных средствах массовой информации и в сети Интернет интервью с лицами, совершившими указанные деяния, а также на создание теле- и радиопередач с их участием, предусматривая дифференцированный по длительности период действия такого запрета с учетом степени социальной опасности совершенного противоправного деяния, действующего с момента принятия судом о применении уголовного (административного) наказания. Такое ограничение на распространение информации, способствующей формированию мотивации к подражанию противоправному поведению указанных лиц, представляется целесообразной мерой против «прославления» преступников и иных правонарушителей и паразитирования представителей СМИ на использовании и формировании интереса публики к личности преступника и подробностям совершенного преступного деяния.
В целях организации дальнейшей работы по подготовке законодательных инициатив, направленных на реализацию новых положений Конституции Российской Федерации, касающихся осуществления государственной культурной политики, было бы целесообразно сформировать межведомственную комиссию при Правительстве РФ по разработке организационных и правовых мер защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, предусматривая формирование плана действий («дорожную карту») по разработке указанных мер. При этой комиссии целесообразно создать рабочую группу с участием в её работе представителей федеральных органов власти, ведущих специалистов и представителей научных организаций, занимающихся исследованиями и разработками в сфере культуры и государственной культурной политики.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] См. пункт 25 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400.
[2] Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».
[3] Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р.
[4] Это такие основные цели государственной культурной политики, как: формирование гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества, укрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан; передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев (раздел IV Основ государственной культурной политики, раздел III Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года).
[5] Современная модель культурной политики описана в разделе 2 Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года.
[6] Яркий весьма показательный пример – приглашение на Петербургский международный экономический форум в июне 2021 года в качестве одного из лиц Сбербанка блогера Дани Милохина, который, как пишет «Российская газета», находясь на сцене, «с ходу порушил все предполагаемые границы приличия – и форума, и банка. На панели несколько идиотически взвизгнул: «Ой, меня показывают по ТВ!». См.: Яковлева Е. Кому не мил Даня : Почему российские корпорации ищут бренды в масс-культуре? // Российская газета : [сайт]. – 08.06.2021. – URL: https://rg.ru/2021/06/08/tiktoker-dania-milohin-stal-odnim-iz-lic-sbera-na-pmef-2021.html (дата обращения: 25.11.2021).
Немыслимые ещё 10-15 лет назад в России вооруженные нападения подростков на учащихся и педагогов в образовательных учреждениях с многочисленными жертвами, произошедшие за последние годы, стали очевидными проявлениями глубокого нравственного кризиса личности, общества и государства.
[7] Рэпер Моргенштерн оштрафован на 100 тыс. рублей за пропаганду наркотиков // Коммерсантъ : [сайт]. – 03.06.2021. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/4839590 (дата обращения: 25.11.2021).
Телепрограмма «Вечерний Ургант 16+» // Yandex.ru : [сайт]. – 18.06.2021. – URL: https://yandex.ru/turbo/1tv.ru/s/shows/vecherniy-urgant/vypuski/morgenshtern-vecherniy-urgant-1499-vypusk-ot-08-06-2021 (дата обращения: 25.11.2021).
Согласно исследованию, проведенному в 2021 году холдингом Romir, специализирующимся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях, российская молодежь больше всего доверяет Моргенштерну (исследование мнения молодых респондентов, год рождения с 2000 по 2007, в российских городах с населением более 100 тысяч человек). На втором месте в рейтинге «инфлюэнсеров» среди россиян в возрасте 14-21 год Егор Крид, на третьем – Антон Птушкин. Также в топ-10 попали Анастасия Ивлеева, Константин Ивлев, Тимур Юнусов (Тимати), Артем Дзюба, Гарик Харламов, Дмитрий Борисов и Ида Галич. Подробнее см.: Российская молодежь больше всего доверяет Моргенштерну // Romir.ru : [сайт]. – 26.08.2021. – URL: https://romir.ru/studies/rossiyskaya-molodej-bolshe-vsego-doveryaet-morgenshternu(дата обращения: 25.11.2021).
ФАС сочла непристойным клип Моргенштерна и Альфа-банка // Коммерсантъ : [сайт]. – 25.02.2021. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/4704676 (дата обращения: 25.11.2021).
[8] См. подпункт «а» пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; подпункт «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
[9] Например, оперная постановка «Тангейзер» в декабре 2014 г. на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (режиссёр-постановщик – Т.Кулябин); спектакль «Первый хлеб» в московском театре «Современник». См.: Театр «Современник» после скандала убрал из афиши спектакль «Первый хлеб» с Ахеджаковой. // Znak.com :[сайт]. – 25.08.2021. – URL: https://www.znak.com/2021-08-25/teatr_sovremennik_posle_skandala_snyal_s_pokaza_spektakl_pervyy_
hleb_s_ahedzhakovoy (дата обращения: 25.11.2021).
[10] В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации констатируется, что, «достигнув высокого уровня социально-экономического и технологического развития, человечество столкнулось с угрозой утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов» (пункт 84). «Пересмотр базовых норм морали, психологическое манипулирование наносят непоправимый ущерб нравственному здоровью человека, поощряют деструктивное поведение, формируют условия для саморазрушения общества» (пункт 86). «Традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности подвергаются активным нападкам со стороны США и их союзников, а также со стороны транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих неправительственных, религиозных, экстремистских и террористических организаций. Они оказывают информационно-психологическое воздействие на индивидуальное, групповое и общественное сознание путем распространения социальных и моральных установок, противоречащих традициям, убеждениям и верованиям народов Российской Федерации» (пункт 87). «Информационно-психологические диверсии и «вестернизация» культуры усиливают угрозу утраты Российской Федерацией своего культурного суверенитета. Участились попытки фальсификации российской и мировой истории, искажения исторической правды и уничтожения исторической памяти, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов, ослабления государствообразующего народа» (пункт 88).
Елизаров Василий Георгиевич,
кандидат юридических наук (Москва)
© Елизаров В.Г., 2021.
Статья поступила в редакцию 20.11.2021.
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2021/4(27)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/470.html
Новости
-
13.11.2024
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт Наследия) совместно с Российским институтом истории искусств (РИИИ) опубликовал сборник научных статей «Традиция в развитии русской культуры и наше время».
-
13.11.2024
Институт Наследия опубликовал материалы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который проходил в Москве 30 октября — 1 ноября 2024 г.
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.