Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/2(37)


Культурная политика

Аристархов В.В.

Общечеловеческие ценности
и конфликт цивилизаций


Волобуев С.Г.

Шаг вперед, два шага назад?
О проблемах научно-методического и учебно-методического обеспечения курса «Основы российской государственности».


Теоретические исследования

Степанов П.В.

Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования.
Часть 1


Исторические исследования

Казанская К.К.

Новаторство в костюмах «Русских сезонов» в отечественном балете на европейской сцене в первой половине XX века


Прикладные исследования

Плещенко В.И.

Раскрытие темы бюджета и личных финансов в творчестве А.Н. Островского


Скороход А.А.

Исследование пяти печатных листов уникального ботанического атласа «Hortus Eystettensis»
1713-1750 гг. в отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Музееведение

Избачков Ю.С., Рыбак К.Е.

Об одном малоизвестном факте из судьбы коллекции Плюшкина


Снеговская Е.А.

К проблеме развития культурного туризма в Запорожской области: краткая концепция интегрированного музея на берегу Азовского моря



Опубликован 04.05.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2022.68.23.006

Радаева В.С.

Историко-культурная и эстетическая ценность фольклора: проблемы патриотического воспитания учащихся творческих колледжей

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о формировании у молодых людей определённой системы ценностей и воспитания их в патриотическом духе, в стремлении к сохранению и развитию культуры России, анализируются основы национального менталитета и его воплощение в народном творчестве, раскрывается вопрос о значении фольклора в современном процессе образования и воспитания будущих поколений, выявлена важность и актуальность внедрения в работу творческих колледжей и танцевальных коллективов традиций русского фольклора.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, культура, традиции и новаторство, национальный менталитет, русский фольклор, творческий колледж, танцевальный коллектив.


Перед деятелями искусства и культуры, перед педагогами и воспитателями стоит ныне сложная задача духовного возрождения страны, русской культуры. Патриотические, воспитательные цели нашей деятельности направлены на формирование у молодых поколений чувств национальный гордости, понимания важности преемственности и развития прогрессивных традиций русского искусства, в том числе фольклора, в процессе образования и воспитания в творческих колледжах и вузах.

Живая народная память состоит в непрерывности духовных традиций, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. Важная задача – повышение у обучающихся средствами просветительской работы гуманитарной и духовно-нравственной культуры, уровня патриотического воспитания граждан, прежде всего молодежи.

Главное в образовании – преемственность духовного опыта, осознание молодежью того, что в культуре запечатлено извечное стремление человека к истине, добру и красоте. Региональная культура России дает глубокие представления о национальных традициях и истории, определяет культурную специфику каждой российской земли, а также помогает ориентироваться в области фольклористики, диалектологии, особенностях народных промыслов, костюмов, дизайна, обычаев и обрядов. В целом это путь к единому древу культуры, где неразделимы нравственная, художественная и познавательная сферы. Этот путь помогает осознать приоритет духовных ценностей в системе повседневной жизнеориентации, понять и признать непреходящую значимость национального духовно-исторического опыта всех народов России.

Время диктует необходимость создания конкретной концепции, творческой платформы, связанной с сохранением и развитием традиций народного искусства, т.к. фольклор – хранитель памяти и прапамяти, менталитета этноса. Культурная политика современной России направлена на это, на сохранение идентичности народов, их культурное развитие.

Национальный менталитет, идеалы воплощаются в народном творчестве во всех его жанрах. В последнее время необычайно возрос интерес к истинно народным ценностям, традиционным нормам поведения человека, раскрытию идейно-образной специфики художественного творчества народа, его мира в целостности, комплексно, в единстве мифологических основ, верований, обрядов, традиций, историко-этнографических реалий. Поэтому так важно решение проблем реконструкции и систематизации различных жанровых форм народного искусства: песенного, хореографического, художественно-прикладного (костюмы, промыслы), ибо в них отражается картина поэтического мира человека, система его нравственных ценностей. Все это предполагает проникновение в генетические истоки поэтики народа и связано с изучением фольклора во всех его жанрах как комплекса воспроизведения художественного мира людей и природы в идеалах народа.

Фольклор – это коллективное и основанное на традициях творчество групп или индивидуумов. Его формы включают язык, устную литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества. Произведения фольклора, отмеченные художественным совершенством, отвечают духовным запросам современного человека, однако в эволюции, в процессе трансформации часто переосмысливаются и воспринимаются по-новому, так как отвечают возросшему культурному уровню народа. Традиционный фольклор обогащает современное народное творчество и обогащается сам в процессе развития культуры человека, возрастания его духовных потребностей. Он является важным источником профессионального искусства и в то же время сам испытывает его влияние.

В фольклоре как культурном наследии народа отражены его идеалы, мироощущение, осознание своего места в мире.

Сохранение преемственности поколений невозможно без воспитания молодежи на лучших традициях русского народа, изучения исторического и культурного прошлого России, возвращения к нашим духовным ценностям.

Перед исследователями неизбежно вставали и встают проблемы принципиального характера, связанные с рассмотрением судеб фольклора в целом и отдельных его жанров, миграции сюжетов, своеобразия и многообразия художественной культуры отдельных регионов и ее исторического развития.

Рассказывая о далеком прошлом, произведения фольклора представляют несомненный интерес и в наше время, ибо устанавливают связи с современностью, разрабатывают «вечные» темы.

Современная культура характеризуется всплеском интереса к изучению фольклора во всех его жанрах. Это вызвано общим ростом внимания к истинно народным ценностям, с точки зрения историко-культурологической и художественной, к возрождению традиций, норм поведения человека в мире, обращением различных слоев общества к исторической памяти народа. Мы имеем в виду фольклор как комплекс, с освещением взаимосвязи его различных компонентов, с характеристикой историко-этнографических реалий, специфики видения человеком мира и отражением этого мира в народных промыслах. Мы учитываем при сопоставлении поэтики хореографической разные аспекты: историко-этнографический, филологический, семантический, функциональный, мифологический.

Разные жанры фольклора существуют в едином художественном и историческом поле. Их объединяют эстетическая выразительность в целом, оригинальность и традиционность метафор, аллегорий, понятийность образов, параллелизмов, повторы опорных, ключевых слов (анафоры и эпифоры), формульность, темпо-ритм, гармония мелодии, слова, жеста, движения, мимики. Мы обращаем внимание и на взаимодействие эмоционального и словесного компонентов, превращение жизненных реалий в художественные сюжеты, соответствие тематического и функционального начал, пространственно-временную и исполнительскую соотнесенность, драматургичность народных действ и ролевую дифференциацию персонажей.

Принцип театральности, выявляющий эмоционально-психологическое содержание хореографического действия, предполагает корреляции между драматическим и хореографическим искусством. Существуют определенные параллели между изобразительно-выразительными средствами в искусстве слова и в хореографии (т.е. соответствия, параллели между тропами в поэтике и своего рода «хореографической» поэтикой, образной семантикой). Метафора, как известно, лежит в основе всех видов, жанров искусства.

Фольклор, как и другие формы культуры, удерживает в одновременности исторически разноэтапные элементы. Таким путем и создается традиция. Сохраняясь, фольклорное наследие непрерывно модифицируется, приспосабливаясь к меняющейся действительности. Обе тенденции ярко заметны, когда один и тот же словообраз, поэтическая формула или напев усиливаются поколениями.

В современной художественной самодеятельности господствует ориентация на «академические» формы искусства, на усвоение и развитие профессиональных форм исполнительской культуры, на «школу». Масса произведений фольклора поступает в общенародный обиход через посредство популярных в стране профессиональных коллективов и исполнителей. Долг деятелей культуры, искусства – вести терпеливую работу, разъясняя и пропагандируя историко-культурную и эстетическую ценность фольклора и воспитывая уважение к его хранителям.

Одна из важнейших эстетических особенностей фольклора состоит в непрерывности его традиций, которые хранятся и передаются из поколения в поколение, в частности – массового народного творчества периода Великой Отечественной войны. Это есть живая народная память.

Бесспорная значительность, благородство идей, логика, глубокие корни, уходящие в историю, – все это те явления фольклора, которые обогащают человеческий дух непреходящими ценностями.

Фольклор есть локальная художественная культура. Чтобы она функционировала и развивалась, нужно, чтобы она была составной частью коллектива. Чтобы видеть коллективный характер творческого процесса в фольклоре, нужно иметь в виду, прежде всего, его региональную характеристику. Фольклор этноса следует рассматривать как «систему локальных традиций». К этому надо добавить, что региональность теснейшим образом связана с цикличностью функционирования фольклора, которая в значительной степени зависит от того, к какому хозяйственно-культурному типу принадлежит этнический коллектив. Обусловленность фольклорной культуры, ее содержания, структуры, функций региональными и локальными факторами социо-этнического порядка несомненна. Но при этом необходимо учитывать и собственную специфику фольклорной культуры как феномена: она жизнеспособна лишь как составная часть всей традиционной этнической культуры и сама немало воздействует на нее.

Важным и актуальным в работе танцевальных коллективов является творческое развитие традиций, связанных с бытованием фольклора (народная хореография, костюм), использование его богатств в современных условиях – практика хореографа-руководителя коллектива. Необходимым условием успешной работы современного танцевального коллектива мы полагаем глубокое проникновение хореографа в освоение богатств фольклора (танец, костюм) тех или иных областей России, чтобы, представляя на сцене, к примеру, свадебный танец «У голубя золотая голова» (Воронежская область), актеры были бы одеты не в некий «усредненный» русский костюм и выполняли бы не «усредненные» движения – по некоему шаблону, штампу, а именно то, что бережно сохранила народная память, традиция, на которые мы в современных условиях опираемся и которые развиваем.


ЛИТЕРАТУРА

1.Балашов Д.Как собирать фольклор : Руководство по сбору произведений устного народного творчества / Д. Балашов. – М.: Знание, 1971.

2. Ванслов В.В. В мире искусства: эстетические и художественно-критические эссе / В.В.Ванслов. – М.: Знание, 2003.

3. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии / Общ. ред. и послесл. М.Левина. — М.: Искусство, 1964.

4. Захаров В.М.Поэтика русского танца : в 5 т. Т. 5. – М.: Инженер, 2010.

5. Некрасова М.А.Современное народное искусство. По материалам выставок 1977–1978 годов . Альбом. – Л., Художник РСФСР, 1980.


Радаева Виктория Сергеевна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва)
Email: gonachek@mail.ru

© Радаева В.С., 2022.
Статья поступила в редакцию 15.02.2022.
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/1(28)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/484.html
Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

  • 04.05.2024

    В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.

  • 04.05.2024

    Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.

  • 04.05.2024

    19 апреля в Институте Наследия состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 10-летию научно-просветительского проекта «Живое наследие памяти».

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru