Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2022.35.95

Чувилькина Ю.В.

Ориентализм в живописи и культуре Средней Азии: коллекция Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого

Аннотация. В статье рассматривается культурологическая концепция ориентализма Э. Саида на примере коллекции, представленной в Государственном музее искусств Республики Каракалпакия им. И.В. Савицкого. Особое внимание уделено вкладу художников, работавших в Средней Азии в развитие культурного самосознания региона. В работе представлены художественные объединения, институции и их участники, существовавшие на территории Узбекской ССР в начале XX века и оказавшие влияние на развитие художественной жизни страны.

Ключевые слова: ориентализм, живопись, Средняя Азия, Нукус, музей искусств, коллекция, восток, художественное объединение, Савицкий.


Обращение к теме Востока в живописи начинает формироваться еще в XVIII веке и является широко распространенной темой в искусстве. В период Великих географических открытий жителям Европы впервые удается увидеть особенности азиатских культур. Последовавшая за открытиями эпоха колониализма противопоставляла европейскую культуру культурам колонизируемых стран. Наибольшего распространения данная модель восприятия достигла в конце XVIII– начале XIX в. Интерес к новым странам и континентам затронул не только политических деятелей, военных и мореплавателей, но и оставил значительный след в развитии европейской культуры. Литература, музыка, архитектура и живопись в разные периоды испытывала сильное влияние стран Востока. Данное явление породило отдельный культурологический термин – «ориентализм». Определение «ориентализма» многозначно, однако культура Запада в нем всегда противопоставляется культуре Востока.

В узком смысле «ориентализм» – стилистическая тенденция в искусстве, нацеленная на воссоздание во многом условного образа Востока как особого мира, противостоящего культуре Запада и одновременно дополняющего её [1].

В широком смысле проблему отношения к культуре Востока впервые подробно освящает Э. Саид в своей работе «Ориентализм» в 1978 г. [2] Автор исследований дает нам несколько определений ориентализма. Одно из них – научное. «Каждый, кто читает лекции о Востоке, пишет о нем или исследует его… является ориенталистом, а то, что он или она делает, есть ориентализм» [3].

Второе представляет ориентализм как стиль мышления, основанного на онтологическом отличии культур Запада и Востока. Подобная модель восприятия характерна для написания литературных и живописных произведений на тему Востока, описания обычаев и традиций, религии, нравов, философских суждений. Человек с «западным» мышлением создает стереотипные представления о «восточном» и акцентирует внимание на отличиях «восточного» мира в позитивном или негативном понимании.

В третьем случае ориентализм понимается как процесс доминирования западной культуры над странами Востока, попытки изменения общественного строя, заселения территорий, изменения обычаев населения.

В данной статье концепция «ориентализма» рассматривается на примере Средней Азии.Страны Средней Азии испытывали российское влияние не только в XIX, но и на протяжении всего XX в. Каждая из категорий определения «ориентализма» Э. Саида может быть проиллюстрирована примером из истории развития живописи и культуры Узбекской ССР.

2022-1 илл. 1Ориентализм, определенный Э. Саидом как научное исследование культуры Востока, представлен этнографами, историками, востоковедами, участниками археологических и этнографических экспедиций. К исследователям Средней Азии можно отнести Бартольда В.В. [4], Ремпеля Л.И. [5], Денике Б.П. [6], Толстова С.П. [7], Лунина Б.В. [8], Садыкову Н.С. [9], Жданко Т.А. [10]. Важной фигурой в исследовании народов Узбекской ССР является Игорь Витальевич Савицкий. И.В. Савицкий – создатель Государственного музея искусств Республики Каракалпакия им. И.В. Савицкого, собравший уникальную коллекцию археологии и этнографии региона и занимавшийся возрождением народных промыслов и ремесел.

В музее искусств им. И.В. Савицкого понятие «ориентализм» отражено во всем многообразии смысловых значений. В коллекции представлены предметы археологии и этнографии, дающие научные представления о культуре и быте каракалпаков. Коллекция живописи включает в себя как представителей местной художественной школы начала XX века, так и художников, сюжеты работ которых частично связаны с пребыванием в Средней Азии.

Творчество художников в коллекции Государственного музея искусств им. И.В. Савицкого собрано в музее по единому принципу: определенный период их творчества проходил в Средней Азии. Находясь в Ташкенте, Хиве, Бухаре и Самарканде, в путешествиях или военной эвакуации, художники создали произведения о стране, захватившей их воображение, передающие восточный колорит и отличающиеся от остальных периодов их творчества. Некоторых из них можно отнести к представителям «ориентализма», романтизирующим культуру Востока, определяемых Э. Саидом в отдельную категорию.

илл. 3Одним из первых художников, обратившихся к изображению Средней Азии, был В.В. Верещагин, еще в 1868 г. сделавший первые «репортажные» военные зарисовки Туркестана [11]. К.С. Петров-Водкин посетил Среднюю Азию в 1921 году в составе научной экспедиции, создав альбом «Самаркандия» (1923) [12]. Художники, посетившие Среднюю Азию в начале XX века и представленные в коллекции музея им. И.В. Савицкого в Нукусе: П.В. Кузнецов (1912-1913), Н.М. Григорьев (1914-1915), М.М. Синякова-Уречина (1914), К.Н. Суряев (1920-е), М.М. Аветов (1918-1920),В.В. Рождественский (1926-1929), Ю.В. Разумовская (1925-1929).

Во время Великой Отечественной войны в эвакуации в Средней Азии находились: К.Н. Истомин (1941-1942), Н М. Чернышов (1942-1944), Р.Р. Фальк (1941-1945), Н.П. Ульянов (1942-1944). Государственный музей искусств им. И.В. Савицкого представляет собой одно из самых значительных хранилищ работ многих из перечисленных художников.

К представителям «ориентализма», определенным Э. Саидом как «изменяющие культуру» Узбекской ССР, можно отнести выходцев из Российской Империи, участвовавших в культурных и образовательных миссиях в Средней Азии: преподавателей художественных училищ и школ, создателей художественных объединений в Узбекской ССР, работников комиссий по охране культурных ценностей, сотрудников музеев. Большинство из них приехали в страну и остались там жить либо посвятили развитию региона большую часть своей жизни. В 1918 г. была создана Краевая туркестанская художественная школа, в том же году было открыто Самаркандское художественное училище. В 1920-1930-е годы открыто Ташкентское художественное училище. Одним из важных для развития культуры Средней Азии художественных учебных заведений была Ударная школа искусств Востока (1920-1925). Значение для развития региона имела «Изофабрика» – созданные усилиями АРИЗО мастерские, выполняющиегосударственные и частные заказы на создание картин, лубков и открыток, оформление городских зданий и праздников. Организация художественных объединений «Бригада Волкова» и «Мастера Нового Востока» способствовала притоку в страну художников из различных регионов и соседних республик.

Более подробного изучения заслуживают отдельные личности художников, внесших вклад в просвещение и культурное развитие Узбекской ССР.

илл. 3Татевосян Оганес Карапетович – один из первых прибыл в Самарканд в 1915 году. В 1918 г. создал в городе художественную школу «Самаркандская коммуна» [13]. Именно Татевосян организовал в Самарканде Комиссию по охране памятников старины («Самкомстарис») (в состав комиссии вошли художники Исупов А.В., Уфимцев В.И. и Николаев А.В.) [14] и «Изофабрику»[15] (в ее работе приняли участие Еремян В.М. и Ковалевская З.М.). Начиная с 1932 г. работал хранителем фондов Государственного музея искусств в Ташкенте. Таким образом, художнику принадлежит значительная часть заслуг в развитии региона. Другой важнейший представитель – Рувим Моисеевич Мазель, один из создателей и руководитель «Ударной школы искусств Востока» в 1922-1923 гг. [16].

Исупов Алексей Владимирович приехал в Ташкент в 1918 году. С 1918 по 1920 являлся преподавателем в натурном и общеобразовательном классах Туркестанской краевой народной художественной школе. Работал иллюстратором местных изданий, занимался художественно-оформительской деятельностью.

Уфимцев Виктор Иванович оказал влияние на формирование живописной школы Узбекской ССР. В 1920-е прибыл в Ташкент, организовал объединение «Мастера Нового Востока». Являлся одним из организаторов выставки «Старый Самарканд» в 1924-1925 гг. [17]. Совместно с Курзиным М.И. стал основоположником одного из направлений в узбекской школе живописи.

Художники, прибывшие в Узбекскую ССР несколькими годами позже, приняли активное участие в преподавательской деятельности и работе возникших художественных объединений.

Преподавателями Самаркандского и Ташкентского художественного училищ в разные годы являлись: Еремян В.М., Карахан Н.Г., Курзин М. И., Вогман М.С., Беньков П.П., Ган П.В., Ковалевская З.М.

Маркова Валентина Петровна, Рождественский Владимир Леонидович и Николаев (Усто- Мумин) Александр Васильевич – участники объединения «Мастера Нового Востока». Кроме того, художники занимались развитием газетно-журнальной графики. Рождественский В.Л. с 1926 г. – руководитель художественного отдела в журнале «Муштум» [18], а Николаев А.В. – художник журнала. В 1927-1928 годах Николаев А.В. сотрудничает сУзГИЗ.

Еремян Варшам Мкртичевич – художник, оказавший влияние не только на развитие живописи, но и стоявший у истоков кинематографии Узбекской ССР. Начиная с 1944 года являлся главным художником «Узбекфильма» [19].

В театрально-декорационном направлении работала в Средней Азии Коровай Елена Людвиговна (оформление Русского драматического театра в Самарканде, Государственного театра Узбекской драмы им. Хамзы и др.).

Исследователями быта и этнографии узбекских народов стали художницы Кашина Нина Васильевна и Ковалевская Зинаида Михайловна. Кашина Н.В. прибыла в Самарканд в 1930-е. Много перемещалась по стране, делала зарисовки жизни районов и кишлаков Бухарской, Ферганской и Ташкентской областей. Ковалевская З.М. также приехала в Самарканд в 1930 году в качестве художника кафедры этнографии Узбекского Государственного научно- исследовательского института.

Большой вклад в развитиехудожественной культуры Узбекской ССРв начале XX в. внесли местные художники, родившиеся и прожившие свою жизнь на территории Республики. Волков Александр Николаевич – участник объединения «Мастера нового Востока», создатель объединения «Бригада Волкова», оказал существенное влияние на развитие и становление живописной школы в Узбекской ССР. А.Н. Волков родился в Фергане. С 1916 г. проживал в Ташкенте, занимался преподавательской деятельностью. В 1920-е годы руководил художественной студией и мастерскими Туркестанской народной художественной школы.

Важную роль в зарождении и развитии живописи играл Лев Леонардович Буре. Художник участвовал в организации художественного училища в Ташкенте, создал более ста карикатур для выставки в Самарканде, проходившей в 1911 г. Развивал графику и карикатуру, сотрудничая с различными газетами и журналами Узбекской ССР.

Представителем более позднего, но не менее значимого поколения художников является Тансыкбаев Урал Тансыкбаевич. Он входил в объединение «Бригада Волкова», работал как сценограф, являлся первым национальным художником-станковистом. Образование художниками центра, аккумулирующего культуру и искусство на территории Узбекской ССР, позволило стране вырастить поколение собственных художников, представляющих национальные традиции.

Условия для развития художественной культуры в Узбекской ССР в разные периоды различны. Немаловажным фактором является древняя история Туркестанских земель. Археологические раскопки свидетельствуют о присутствии в данных местах многочисленных религий и культур. Большую роль играли политические интересы государства в освоении территории с благоприятным для производства экономических благ климатом. Одной из ключевых причин выбора художниками Узбекской ССР в качестве места жительства или пребывания являлась удаленность от крупных политических центров, возможность избегать идеологических принципов в творчестве, экспериментировать, смешивая в работах «ориентальное» и «авангардное», создавать принципиально новое течение в живописи. Наконец, теплый климат, возможность наиболее комфортного существования, а также контраст природы Узбекской ССР вдохновлял приезжающих, позволяя им увидеть красоту Востока и отразить ее в своих произведениях.

На своем примере музей искусств им. И.В. Савицкого показывает всю глубину и многозначность «ориентализма» как феномена культуры. Дальнейшее изучение данного явления в русле культуры Узбекской ССР дает возможности для дискуссий на тему целесообразности применения термина «ориентализм» к странам, в настоящее время активно развивающим свою национальную культуру самостоятельно, обретая собственную идентичность и независимость.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Юрченко Т., Фраёнова О. Ориентализм // Большая российская энциклопедия : [сайт]. – URL: https://bigenc.ru/fine_art/text/2693260 (дата обращения: 02.01.2022).

[2] Саид Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока / Эдвард В. Саид; пер. с англ. А. В. Говорунова. – СПб.: Русский мир, 2006. – 636 с.

[3] Никитин М.Д. «Ориентализм» Э.Саида, теория колониального дискурса и взаимодействие Востока и Запада: в выработке нового понимания проблемы // Новая и новейшая история. Вып. 21. – Саратов: СГУ, 2003. – С. 32–42.

[4] Бартольд В.В. Отчет о командировке в Туркестан // Записки Восточного отдела Археологического Общества, Т. XV, 1902 - 03.

[5] Ремпель Л.И. Искусство Среднего Востока. Избранные труды по истории и теории искусств // Библиотека искусствознания. – М.: Совет. художник, 1978. – 288с.

[6] Денике Б.П. Архитектурный орнамент Средней Азии. – М.-Л..: Изд-во Всесоюз. Акад арх-ры, 1939. – 228 с.

[7] Древний Хорезм: Опыт историко-археологического исследования. – М., 1948. – 352 с.

[8] Лунин Б.В. Средняя Азия в дореволюционном и советском востоковедении: дис. ... док. ист. наук. – Ташкент, 1965. – 408 с.

[9] Садыкова Н.С. Музейное дело в Узбекистане / АН УзССР; Музей истории народов Узбекистана им. М.Т.Айбека. – Ташкент: Фан, 1975. – 300 с.

[10] Жданко Т.А. Изучение народного прикладного искусства каракалпаков // Советская этнография. Вып. 4. – М., 1955. – С.59-69.

[11]Капырина С. В.В.Верещагин. Туркестанская серия // Третьяковская галерея : [сайт]. – URL: http://tretyakovgallery.blogspot.com/2017/10/blog-post_27.html. (дата обращения: 09.12.2021).

[12] Петров-Водкин К.С. Самаркандия : из путевых набросков 1921 г. – Пг.: Аквилон, 1923. – 49 с.

[13] Татевосян Оганес // Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого : [сайт]. – URL: http://museum.kr.uz/uzbek-artists/tatevosyan-oganes-1889-1974. (дата обращения: 11.01.2022).

[14] Самаркандская комиссия по охране памятников старины и искусства. Одно из трёх учреждений, созданных в 1920-х годах в древних городах Средней Азии. В Бухаре была создана Бухкомстарис, в Самарканде – Самкомстарис , в Хиве – Хивкомстарис.

[15] «Изофабрика» – «Экспериментально-производственные мастерские пространственных искусств».

[16] Мкртычев Т.К. , Ермакова Е.С. Мазель Илья (Рувим) Моисеевич // Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура : биографии живописцев, архитекторов, графиков, скульпторов… : в 3 т. Т. 2 / Авт.-сост.: В.И.Ракитин, А.Д.Сарабьянов. – М.: Global Expert & Service Team, 2013. – С. 93-94.

[17] Филатова М. Образ Востока в русском искусстве первой половины XX века : Каталог выставки / Филатова М., Пахомова А., Хромченко С. – М.: Mardzhani. 2015. – С. 116.

[18] Ахмеджанов Д.Узбекская сатирическая поэзия 20-х годов: по материалам сатирических журналов «Муштум», «Машраб» и газеты «Янги Фергана»: дис. ... канд. филол. наук. – Самарканд, 1963. – 227 с.

[19] «Узбекфильм» – киностудия, созданная в Ташкенте в 1925.


Чувилькина Юлия Викторовна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва (Москва)
Email: chuvilkina.julia@yandex.ru

© Чувилькина Ю.В., 2022.
© Чувилькина Ю.В., илл., 2022.
Статья поступила в редакцию 15.02.2022.
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/1(28)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/485.html
Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru