2024/3(38)
Теоретические исследования
Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования
(Часть 2)
Исторические исследования
К вопросу истории российского мореплавания и первопроходства в Арктике
Заметка о представителях рода Флекенштейн
Система воинского воспитания
в русской армии первой половины XIX в.
Прикладные исследования
Картина-эскиз Д.А.Налбандяна «Выступление В.И.Ленина
в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника:
по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР
Вклад эдвардианской эпохи
в формирование винтажной европейской моды
Нематериальное культурное наследие
Северный Ледовитый океан. Русские географические названия как объекты нематериального культурного наследия
Проблемы сохранения
наследия
Проблемы сохранения отделочных покрытий при реставрации музейной мебели и пути их решения
Отечественное наследие
за рубежом
«Не покорюсь!» Жизнь и творчество поэтессы Русского Зарубежья Марианны Колосовой
Опубликован 01.09.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2022.35.95
Чувилькина Ю.В.
Ориентализм в живописи и культуре Средней Азии: коллекция Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого
Аннотация. В статье рассматривается культурологическая концепция ориентализма Э. Саида на примере коллекции, представленной в Государственном музее искусств Республики Каракалпакия им. И.В. Савицкого. Особое внимание уделено вкладу художников, работавших в Средней Азии в развитие культурного самосознания региона. В работе представлены художественные объединения, институции и их участники, существовавшие на территории Узбекской ССР в начале XX века и оказавшие влияние на развитие художественной жизни страны.
Ключевые слова: ориентализм, живопись, Средняя Азия, Нукус, музей искусств, коллекция, восток, художественное объединение, Савицкий.
Обращение к теме Востока в живописи начинает формироваться еще в XVIII веке и является широко распространенной темой в искусстве. В период Великих географических открытий жителям Европы впервые удается увидеть особенности азиатских культур. Последовавшая за открытиями эпоха колониализма противопоставляла европейскую культуру культурам колонизируемых стран. Наибольшего распространения данная модель восприятия достигла в конце XVIII– начале XIX в. Интерес к новым странам и континентам затронул не только политических деятелей, военных и мореплавателей, но и оставил значительный след в развитии европейской культуры. Литература, музыка, архитектура и живопись в разные периоды испытывала сильное влияние стран Востока. Данное явление породило отдельный культурологический термин – «ориентализм». Определение «ориентализма» многозначно, однако культура Запада в нем всегда противопоставляется культуре Востока.
В узком смысле «ориентализм» – стилистическая тенденция в искусстве, нацеленная на воссоздание во многом условного образа Востока как особого мира, противостоящего культуре Запада и одновременно дополняющего её [1].
В широком смысле проблему отношения к культуре Востока впервые подробно освящает Э. Саид в своей работе «Ориентализм» в 1978 г. [2] Автор исследований дает нам несколько определений ориентализма. Одно из них – научное. «Каждый, кто читает лекции о Востоке, пишет о нем или исследует его… является ориенталистом, а то, что он или она делает, есть ориентализм» [3].
Второе представляет ориентализм как стиль мышления, основанного на онтологическом отличии культур Запада и Востока. Подобная модель восприятия характерна для написания литературных и живописных произведений на тему Востока, описания обычаев и традиций, религии, нравов, философских суждений. Человек с «западным» мышлением создает стереотипные представления о «восточном» и акцентирует внимание на отличиях «восточного» мира в позитивном или негативном понимании.
В третьем случае ориентализм понимается как процесс доминирования западной культуры над странами Востока, попытки изменения общественного строя, заселения территорий, изменения обычаев населения.
В данной статье концепция «ориентализма» рассматривается на примере Средней Азии.Страны Средней Азии испытывали российское влияние не только в XIX, но и на протяжении всего XX в. Каждая из категорий определения «ориентализма» Э. Саида может быть проиллюстрирована примером из истории развития живописи и культуры Узбекской ССР.
Ориентализм, определенный Э. Саидом как научное исследование культуры Востока, представлен этнографами, историками, востоковедами, участниками археологических и этнографических экспедиций. К исследователям Средней Азии можно отнести Бартольда В.В. [4], Ремпеля Л.И. [5], Денике Б.П. [6], Толстова С.П. [7], Лунина Б.В. [8], Садыкову Н.С. [9], Жданко Т.А. [10]. Важной фигурой в исследовании народов Узбекской ССР является Игорь Витальевич Савицкий. И.В. Савицкий – создатель Государственного музея искусств Республики Каракалпакия им. И.В. Савицкого, собравший уникальную коллекцию археологии и этнографии региона и занимавшийся возрождением народных промыслов и ремесел.
В музее искусств им. И.В. Савицкого понятие «ориентализм» отражено во всем многообразии смысловых значений. В коллекции представлены предметы археологии и этнографии, дающие научные представления о культуре и быте каракалпаков. Коллекция живописи включает в себя как представителей местной художественной школы начала XX века, так и художников, сюжеты работ которых частично связаны с пребыванием в Средней Азии.
Творчество художников в коллекции Государственного музея искусств им. И.В. Савицкого собрано в музее по единому принципу: определенный период их творчества проходил в Средней Азии. Находясь в Ташкенте, Хиве, Бухаре и Самарканде, в путешествиях или военной эвакуации, художники создали произведения о стране, захватившей их воображение, передающие восточный колорит и отличающиеся от остальных периодов их творчества. Некоторых из них можно отнести к представителям «ориентализма», романтизирующим культуру Востока, определяемых Э. Саидом в отдельную категорию.
Одним из первых художников, обратившихся к изображению Средней Азии, был В.В. Верещагин, еще в 1868 г. сделавший первые «репортажные» военные зарисовки Туркестана [11]. К.С. Петров-Водкин посетил Среднюю Азию в 1921 году в составе научной экспедиции, создав альбом «Самаркандия» (1923) [12]. Художники, посетившие Среднюю Азию в начале XX века и представленные в коллекции музея им. И.В. Савицкого в Нукусе: П.В. Кузнецов (1912-1913), Н.М. Григорьев (1914-1915), М.М. Синякова-Уречина (1914), К.Н. Суряев (1920-е), М.М. Аветов (1918-1920),В.В. Рождественский (1926-1929), Ю.В. Разумовская (1925-1929).
Во время Великой Отечественной войны в эвакуации в Средней Азии находились: К.Н. Истомин (1941-1942), Н М. Чернышов (1942-1944), Р.Р. Фальк (1941-1945), Н.П. Ульянов (1942-1944). Государственный музей искусств им. И.В. Савицкого представляет собой одно из самых значительных хранилищ работ многих из перечисленных художников.
К представителям «ориентализма», определенным Э. Саидом как «изменяющие культуру» Узбекской ССР, можно отнести выходцев из Российской Империи, участвовавших в культурных и образовательных миссиях в Средней Азии: преподавателей художественных училищ и школ, создателей художественных объединений в Узбекской ССР, работников комиссий по охране культурных ценностей, сотрудников музеев. Большинство из них приехали в страну и остались там жить либо посвятили развитию региона большую часть своей жизни. В 1918 г. была создана Краевая туркестанская художественная школа, в том же году было открыто Самаркандское художественное училище. В 1920-1930-е годы открыто Ташкентское художественное училище. Одним из важных для развития культуры Средней Азии художественных учебных заведений была Ударная школа искусств Востока (1920-1925). Значение для развития региона имела «Изофабрика» – созданные усилиями АРИЗО мастерские, выполняющиегосударственные и частные заказы на создание картин, лубков и открыток, оформление городских зданий и праздников. Организация художественных объединений «Бригада Волкова» и «Мастера Нового Востока» способствовала притоку в страну художников из различных регионов и соседних республик.
Более подробного изучения заслуживают отдельные личности художников, внесших вклад в просвещение и культурное развитие Узбекской ССР.
Татевосян Оганес Карапетович – один из первых прибыл в Самарканд в 1915 году. В 1918 г. создал в городе художественную школу «Самаркандская коммуна» [13]. Именно Татевосян организовал в Самарканде Комиссию по охране памятников старины («Самкомстарис») (в состав комиссии вошли художники Исупов А.В., Уфимцев В.И. и Николаев А.В.) [14] и «Изофабрику»[15] (в ее работе приняли участие Еремян В.М. и Ковалевская З.М.). Начиная с 1932 г. работал хранителем фондов Государственного музея искусств в Ташкенте. Таким образом, художнику принадлежит значительная часть заслуг в развитии региона. Другой важнейший представитель – Рувим Моисеевич Мазель, один из создателей и руководитель «Ударной школы искусств Востока» в 1922-1923 гг. [16].
Исупов Алексей Владимирович приехал в Ташкент в 1918 году. С 1918 по 1920 являлся преподавателем в натурном и общеобразовательном классах Туркестанской краевой народной художественной школе. Работал иллюстратором местных изданий, занимался художественно-оформительской деятельностью.
Уфимцев Виктор Иванович оказал влияние на формирование живописной школы Узбекской ССР. В 1920-е прибыл в Ташкент, организовал объединение «Мастера Нового Востока». Являлся одним из организаторов выставки «Старый Самарканд» в 1924-1925 гг. [17]. Совместно с Курзиным М.И. стал основоположником одного из направлений в узбекской школе живописи.
Художники, прибывшие в Узбекскую ССР несколькими годами позже, приняли активное участие в преподавательской деятельности и работе возникших художественных объединений.
Преподавателями Самаркандского и Ташкентского художественного училищ в разные годы являлись: Еремян В.М., Карахан Н.Г., Курзин М. И., Вогман М.С., Беньков П.П., Ган П.В., Ковалевская З.М.
Маркова Валентина Петровна, Рождественский Владимир Леонидович и Николаев (Усто- Мумин) Александр Васильевич – участники объединения «Мастера Нового Востока». Кроме того, художники занимались развитием газетно-журнальной графики. Рождественский В.Л. с 1926 г. – руководитель художественного отдела в журнале «Муштум» [18], а Николаев А.В. – художник журнала. В 1927-1928 годах Николаев А.В. сотрудничает сУзГИЗ.
Еремян Варшам Мкртичевич – художник, оказавший влияние не только на развитие живописи, но и стоявший у истоков кинематографии Узбекской ССР. Начиная с 1944 года являлся главным художником «Узбекфильма» [19].
В театрально-декорационном направлении работала в Средней Азии Коровай Елена Людвиговна (оформление Русского драматического театра в Самарканде, Государственного театра Узбекской драмы им. Хамзы и др.).
Исследователями быта и этнографии узбекских народов стали художницы Кашина Нина Васильевна и Ковалевская Зинаида Михайловна. Кашина Н.В. прибыла в Самарканд в 1930-е. Много перемещалась по стране, делала зарисовки жизни районов и кишлаков Бухарской, Ферганской и Ташкентской областей. Ковалевская З.М. также приехала в Самарканд в 1930 году в качестве художника кафедры этнографии Узбекского Государственного научно- исследовательского института.
Большой вклад в развитиехудожественной культуры Узбекской ССРв начале XX в. внесли местные художники, родившиеся и прожившие свою жизнь на территории Республики. Волков Александр Николаевич – участник объединения «Мастера нового Востока», создатель объединения «Бригада Волкова», оказал существенное влияние на развитие и становление живописной школы в Узбекской ССР. А.Н. Волков родился в Фергане. С 1916 г. проживал в Ташкенте, занимался преподавательской деятельностью. В 1920-е годы руководил художественной студией и мастерскими Туркестанской народной художественной школы.
Важную роль в зарождении и развитии живописи играл Лев Леонардович Буре. Художник участвовал в организации художественного училища в Ташкенте, создал более ста карикатур для выставки в Самарканде, проходившей в 1911 г. Развивал графику и карикатуру, сотрудничая с различными газетами и журналами Узбекской ССР.
Представителем более позднего, но не менее значимого поколения художников является Тансыкбаев Урал Тансыкбаевич. Он входил в объединение «Бригада Волкова», работал как сценограф, являлся первым национальным художником-станковистом. Образование художниками центра, аккумулирующего культуру и искусство на территории Узбекской ССР, позволило стране вырастить поколение собственных художников, представляющих национальные традиции.
Условия для развития художественной культуры в Узбекской ССР в разные периоды различны. Немаловажным фактором является древняя история Туркестанских земель. Археологические раскопки свидетельствуют о присутствии в данных местах многочисленных религий и культур. Большую роль играли политические интересы государства в освоении территории с благоприятным для производства экономических благ климатом. Одной из ключевых причин выбора художниками Узбекской ССР в качестве места жительства или пребывания являлась удаленность от крупных политических центров, возможность избегать идеологических принципов в творчестве, экспериментировать, смешивая в работах «ориентальное» и «авангардное», создавать принципиально новое течение в живописи. Наконец, теплый климат, возможность наиболее комфортного существования, а также контраст природы Узбекской ССР вдохновлял приезжающих, позволяя им увидеть красоту Востока и отразить ее в своих произведениях.
На своем примере музей искусств им. И.В. Савицкого показывает всю глубину и многозначность «ориентализма» как феномена культуры. Дальнейшее изучение данного явления в русле культуры Узбекской ССР дает возможности для дискуссий на тему целесообразности применения термина «ориентализм» к странам, в настоящее время активно развивающим свою национальную культуру самостоятельно, обретая собственную идентичность и независимость.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Юрченко Т., Фраёнова О. Ориентализм // Большая российская энциклопедия : [сайт]. – URL: https://bigenc.ru/fine_art/text/2693260 (дата обращения: 02.01.2022).
[2] Саид Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока / Эдвард В. Саид; пер. с англ. А. В. Говорунова. – СПб.: Русский мир, 2006. – 636 с.
[3] Никитин М.Д. «Ориентализм» Э.Саида, теория колониального дискурса и взаимодействие Востока и Запада: в выработке нового понимания проблемы // Новая и новейшая история. Вып. 21. – Саратов: СГУ, 2003. – С. 32–42.
[4] Бартольд В.В. Отчет о командировке в Туркестан // Записки Восточного отдела Археологического Общества, Т. XV, 1902 - 03.
[5] Ремпель Л.И. Искусство Среднего Востока. Избранные труды по истории и теории искусств // Библиотека искусствознания. – М.: Совет. художник, 1978. – 288с.
[6] Денике Б.П. Архитектурный орнамент Средней Азии. – М.-Л..: Изд-во Всесоюз. Акад арх-ры, 1939. – 228 с.
[7] Древний Хорезм: Опыт историко-археологического исследования. – М., 1948. – 352 с.
[8] Лунин Б.В. Средняя Азия в дореволюционном и советском востоковедении: дис. ... док. ист. наук. – Ташкент, 1965. – 408 с.
[9] Садыкова Н.С. Музейное дело в Узбекистане / АН УзССР; Музей истории народов Узбекистана им. М.Т.Айбека. – Ташкент: Фан, 1975. – 300 с.
[10] Жданко Т.А. Изучение народного прикладного искусства каракалпаков // Советская этнография. Вып. 4. – М., 1955. – С.59-69.
[11]Капырина С. В.В.Верещагин. Туркестанская серия // Третьяковская галерея : [сайт]. – URL: http://tretyakovgallery.blogspot.com/2017/10/blog-post_27.html. (дата обращения: 09.12.2021).[12] Петров-Водкин К.С. Самаркандия : из путевых набросков 1921 г. – Пг.: Аквилон, 1923. – 49 с.
[13] Татевосян Оганес // Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого : [сайт]. – URL: http://museum.kr.uz/uzbek-artists/tatevosyan-oganes-1889-1974. (дата обращения: 11.01.2022).
[14] Самаркандская комиссия по охране памятников старины и искусства. Одно из трёх учреждений, созданных в 1920-х годах в древних городах Средней Азии. В Бухаре была создана Бухкомстарис, в Самарканде – Самкомстарис , в Хиве – Хивкомстарис.
[15] «Изофабрика» – «Экспериментально-производственные мастерские пространственных искусств».
[16] Мкртычев Т.К. , Ермакова Е.С. Мазель Илья (Рувим) Моисеевич // Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура : биографии живописцев, архитекторов, графиков, скульпторов… : в 3 т. Т. 2 / Авт.-сост.: В.И.Ракитин, А.Д.Сарабьянов. – М.: Global Expert & Service Team, 2013. – С. 93-94.
[17] Филатова М. Образ Востока в русском искусстве первой половины XX века : Каталог выставки / Филатова М., Пахомова А., Хромченко С. – М.: Mardzhani. 2015. – С. 116.
[18] Ахмеджанов Д.Узбекская сатирическая поэзия 20-х годов: по материалам сатирических журналов «Муштум», «Машраб» и газеты «Янги Фергана»: дис. ... канд. филол. наук. – Самарканд, 1963. – 227 с.
[19] «Узбекфильм» – киностудия, созданная в Ташкенте в 1925.
Чувилькина Юлия Викторовна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва (Москва)
Email: chuvilkina.julia@yandex.ru
© Чувилькина Ю.В., 2022.
© Чувилькина Ю.В., илл., 2022.
Статья поступила в редакцию 15.02.2022.
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/1(28)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/485.html
Открыть PDF-файл
Новости
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.
-
04.05.2024
В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.
-
04.05.2024
Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.