Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2022.33.62.011

Саркисова Е.Г.

Музей в интернет-пространстве: актуальные коммуникационные стратегии и практики

Аннотация. Широкое внедрение информационных технологий и цифровизация современного общества обуславливают функциональную трансформацию музейной сферы. Это проявляется в трех основных направлениях: использовании интерактивных технологий, дополняющих и расширяющих экспозицию; создании интернет-сайтов, медиапорталов и виртуальных музеев; развитии практик коммуникативной активности в интернете. Последнее в современных условиях, связанных в том числе с фактором пандемии новой коронавирусной инфекции, приобретает особое значение. На примере деятельности музеев России описаны и проанализированы коммуникационные стратегии музеев в Интернет-пространстве, актуальные коммуникационные практики – сторителлинг и сеттинг. В заключение отмечается, что развитие коммуникативной активности приводит к формированию позитивного имиджа музея как социального института современного общества.

Ключевые слова: музей, интернет-пространство, коммуникационные стратегии, коммуникационные практики, виртуальные экскурсии, социальные сети, сторителлинг, сеттинг.


Эволюция информационной среды общества, обусловленная динамизмом социокультурного развития общества под влиянием процессов развития цифровизации и, соответственно, визуализации информации, привели к дигитализации музейной сферы, которая охватила различные аспекты деятельности музеев. Это проявляется, во-первых, во внедрении в деятельность музеев интерактивных технологий, дополняющих и расширяющих экспозицию: интерактивные дисплеи, технологии дополненной реальности. Во-вторых, в создании интернет-сайтов, медиапорталов, в отдельных случаях – виртуальных музеев, которые служат целью продвижения музея и экспонируемых в нем музейных предметов к широким слоям пользователей [1–4]. В-третьих, в развитии разнообразных практик коммуникативной активности в интернете, представляющих особое значение в современных условиях социокультурного развития, связанных в том числе с фактором пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Информация, представленная в различных видах цифровых ресурсов, институционализируется и становится еще одной формой бытия музея как социального института. Важное значение имеют коммуникационные стратегии музеев в интернет-пространстве, чаще всего они связаны с проблемами актуализации культурного наследия и исторической памяти. Эти стратегии могут быть различными.

К маркерам интернет-активности музеев относятся присутствие на сайте музея виртуальных туров и онлайн экскурсий, возможности приобрести билеты для посещения музея и бесконтактной записи на экскурсии, наличие специальных групп и профилей в социальных сетях.

При этом в понимании структуры и специфики виртуальных туров нет единства даже у самих музеев. Например, виртуальный тур Краснодарского художественного музея имени Ф.А.Коваленко в системе Google-карт, включает лишь одно изображение внутреннего интерьера музейного помещения [5], а остальные фотографии посвящены памятникам архитектурного культурного наследия и достопримечательным местам Краснодара, несколько фотографий интерьера содержит «Виртуальный тур музея в системе «Яндекс». Но имеется профиль в Instagramc 1734 подписчиками [6] и канал на YouTube с циклом «Музейные истории» [7], в которых рассказываются истории о создании картин, хранящихся в музее.

Калужский музей изобразительных искусств также использует видеосервис YouTube, организуя программы с использованием картин, экспонируемых в музее: например, видеолекции «Вокруг искусства в 10 дней» [8].

Смоленский государственный музей-заповедник под виртуальным туром также понимает ссылки на несколько размещенных фотографий, в которых отражены интерьеры музейных залов. Таких «виртуальных туров» три – тур по музею-усадьбе М.И.Глинки, экскурсия по музею «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», тур «Подарок к 100-летию Художественной галереи» [9]. Музей на канале YouTube ведет цикл лекций «Мой музей. Интервью» и «Смоленские сказки» [10]. На страничку музея в Twitter подписаны 2 тыс. человек [11].

Слайдовая форма обозначения виртуальных экскурсий практикуется большинством провинциальных музеев, испытывающих трудности с привлечением специалистов по созданию таких форм коммуникации с потенциальной аудиторией. Хорошо организованные виртуальные экскурсии на YouTube имеет Государственная Третьяковская галерея, у которой на канале 181 тыс. подписчиков [12]. На канале имеются рубрики «#TretyakovDOC – документальные фильмы и закулисье из жизни музея», «#TretyakovLIVE – экскурсии, лекции и дискуссии в прямом эфире,» «#TretyakovEDU – лекции и дискуссии в записи», «#TretyakovKIDS – сказки и концерты для всей семьи», группу в социальной сети «ВКонтакте» с 210 тыс. подписчиков [13], в Twitter – 314 тыс. подписчиков [14].

В Русском музее используют и другие медиаресурсы. Виртуальный Русский музей представлен в Facebook (подписаны 1367 человек) [15], в Instagram (328,3 тыс. подписчиков) [16], группа в социальной сети «Одноклассники» (22999 участников) [17], группа в социальной сети «ВКонтакте (5 тыс. подписчиков) [18], страничка «Русский музей» в Twitter (22 тыс. подписчиков) [19].

Государственный Эрмитаж в рамках программы «Виртуальный визит» представлен 103 панорамными видами экспозиционных залов [20]. Группа в социальной сети «ВКонтакте» представлена 325 тыс. подписчиков [21], страница Эрмитаж/Hermitage в Twitter имеет 770 тыс. подписчиков [22], в Instagram – 719,4 тыс. [23], в «Одноклассниках» – 15 тыс. п [24], в Facebook– 101 823 подписчика [25].

Социальные сети используются музеями не столько в качестве аналога виртуального музея, а, скорее, как медиапосредник между музеем и потенциальной пользовательской аудиторией, в качестве коммуникативной локации продвижения музея, его проектов и рекламной площадки. Как показывают данные социологических исследований 2018–2019 гг., «онлайн-посещение коррелирует с динамикой офлайн-посещений более, нежели с динамикой активности в социальных сетях, но рост активности в социальных сетях приводит, в свою очередь, к росту числа переходов на сайты музеев» [26].

Таким образом, активность в социальных сетях и наличие специализированных профилей на публичных коммуникационных интернет-площадках занимает значительное место в реализации коммуникационных стратегий. Согласно точке зрения современных российских социологов, коммуникативная активность музеев может приводить к двум возможным результатам: увеличению посещаемости музеев в традиционном формате, с одной стороны, и возрастанию виртуальных посещений, с другой стороны [26].

В системе коммуникативной активности музеев в интернет-пространстве все большее значение приобретает такая актуальная практика, как сторителлинг. Сторителлинг – создание контекста подачи информации и генерирование на основе этого событийного контента [27]. Формируется нарратив по типу сценариев – narrativescript, которые несут в себе и эмоциональные компоненты [28]. Этот контент может носить как социально сконструированный характер, с использованием мифологизации событий и действующих лиц, так и включать исторические факты или полностью основываться на реальных исторических событиях, приобретающих метафорическое значение под определенным углом зрения их создателей.

Создание ситуации эмоциональной вовлеченности позволяет эффективнее ретранслировать аксиологические смыслы ретранслируемой музеем информации, формировать ситуацию эмоциональной вовлеченности пользователей, предпосылки для усвоения ретранслируемых моделей социального поведения. Это позволяет формировать и развивать культуру участия, эмпатии по отношению к историческим персонажам и событиям, имплантировать в массовое сознание коммуницирующих с музейной информацией аудиторий ретранслируемые смыслы, подкрепленные отрефлексированным историческим опытом предшествующих поколений и интенциями государственной культурной политики с учетом региональной социокультурной специфики и особенностей социокультурной ситуации в стране.

Не менее важной практикой оказывается контекст проведения массовых сетевых мероприятий, или сеттинг [29], то есть дизайн обстановки и возможность изменения угла зрения и масштабирования отдельных визуальных элементов среды [30], в которых это действие разворачивается и протекает, что сближает эмоциональное восприятие происходящего с элементами компьютерных игр: «Парадокс новых медиа, осваивающих совокупность функций виртуального мира, в идеале – в их генетической близости к компьютерным играм, а не к традиционным медиа» [31].

Изменение ориентации музейных коммуникативных стратегий в интернет-пространстве обусловлено и изменением потребительского поведения современных людей в целом, для которых основным содержанием потребительского поведения стало эмоциональное погружение в процесс покупки товаров и услуг как одна из досуговых практик, на что обратили внимание зарубежные маркетологи [32].

Изменились и взаимоотношения между производителями информации и ее потребителями в силу распространения сетевых форм взаимодействия: всеобщая медиатизация привела к тому, что «управляемость информационными потоками не только не снизилась, а возросла, но эта управляемость другого рода – она задается … цифровыми платформами (поисковиками, социальными медиа, маркетплейсами и т.д.), на которых осуществляется взаимодействие» [33]. Причем резко возросла роль контента, который сопровождает оцениваемую информацию: ему, а не традиционным формам рекламы доверяют 92% потребителей [33]. Поэтому очень важным представляются отзывы посетителей мультимедийных сетевых ресурсов современных музеев и обратная связь с потенциальными целевыми аудиториями.

Как отмечал Ж.Бодрийяр, в современном обществе доминантное положение занимает коммуникация между людьми, которая содержит маркирующие социальный статус и социальные ресурсы личности символы и знаки [34]. Современные музеи, используя сочетание различных технологических и социально-технологических решений, активно участвуют как в первичной, так и во вторичной социализации своих посетителей, усиливают свою роль агентов социализации, раскрывая информационно-коммуникативный потенциал своей деятельности: «индивид осваивает принятые в данном социокультурном поле навыки, нормы, средства коммуникации, т.е. усваивает потребительскую культуру и субкультуру» [35].

Современные музеи в этих условиях создают электронные каталоги и реестры культурного наследия, доступные для различных массовых целевых аудиторий проекты, в которых осуществляется проявление визуальных музейных предметов в актуальной реальности, что позволяет участвующим в этих музейных проектах посетителям «испытывать ощущения как в реальной среде» и даже «управлять виртуальной средой» [36].

Погружаясь в мир виртуальной реальности, современный посетитель превращается в активного участника происходящего в веб-пространстве музея, эмоционально проживая присутствие в музейной среде [37]. По мнению А.В.Лебедева, это приводит к возникновению «экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов» [38], что воспринимается отдельными музееведами как угроза самой социокультурной сути музея [39; 40].

В заключение следует отметить, что развитие коммуникативной активности музеев приводит к формированию позитивного имиджа музеев как социально-культурных коммуникативных центров, генерирующих креативные идеи в сфере досуга, культурного наследия и динамики современного социокультурного развития, но также и как организационно-коммуникативных акторов групп в социальных сетях, продвигающих музейные проекты, культуру участия в реализации государственной культурной политики, продуцирующих волонтерскую активность участников социальных сетей, выступающих с предложениями интересных идей в сфере культурной жизни.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Абдуллаева А. Список ссылок на виртуальные экскурсии по музеям России // Мирмол : [сайт]. – URL: https://mirmol.ru/blogs/spisok-ssylok-na-virtualnye-jekskursii-po-muzejam-rossii (дата обращения: 23.08.2021).

[2] Абдуллаева А. Список виртуальных музеев // Мирмол : [сайт]. – URL: https://mirmol.ru/blogs/spisok-virtualnyh-muzeev (дата обращения: 23.08.2021).

[3] Виртуальный тур по музеям России // Культура.РФ : [сайт]. – URL: https://www.culture.ru/themes/252991/virtualnyi-tur-po-muzeyam-rossii (дата обращения: 23.08.2021).

[4] Виртуальная цифровая платформа GoogleArts & Culture : [сайт]. – URL: https://artsandculture.google.com (дата обращения: 23.08.2021).

[5] Виртуальный тур // Краснодарский художественный музей имени Ф.А.Коваленко : [сайт]. – URL: https://kovalenkomuseum.ru/virtualnaya-ekskursiya/virtualnyj-tur (дата обращения: 23.09.2021).

[6] Музей имени Ф. А. Коваленко : [сайт]. – URL: https://www.instagram.com/kovalenko_museum/?hl=ru (дата обращения: 23.09.2021).

[7] Музей Коваленко : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/channel/UCbjSnIXnSQ1V4pDYR3myLRA (дата обращения: 23.09.2021).

[8] Калужский музей изобразительных искусств : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/channel/UCkgF4pkfw_QBRJnvOA-QqBg (дата обращения: 23.09.2021).

[9] Смоленский государственный музей-заповедник : [сайт]. – URL: http://vtour.smolensk-museum.ru/ (дата обращения: 23.09.2021).

[10] Смоленский государственный музей-заповедник : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/channel/UCh40SjMVkZt5ceTOjQ3Keow (дата обращения: 23.09.2021).

[11] Смоленский государственный музей-заповедник : [сайт]. – URL: https://twitter.com/smolmuseum (дата обращения: 23.09.2021).

[12] Третьяковская галерея : [сайт]. – URL: https://www.youtube.com/channel/UCCJR2fHtwpHs5eYirnbCNQA (дата обращения: 26.09.2021).

[13] Государственная Третьяковская галерея : [сайт]. – URL: https://vk.com/tretyakovgalleryUCCJR2fHtwpHs5eYirnbCNQA (дата обращения: 26.09.2021).

[14] Tretyakovgallery: [сайт]. – URL: https://twitter.com/tretyakovgalUCCJR2fHtwpHs5eYirnbCNQA (дата обращения: 26.09.2021).

[15] Виртуальный Русский музей : [сайт]. – URL: https://www.facebook.com/virtualrm (дата обращения: 26.09.2021).

[16] Виртуальный Русский музей : [сайт]. – URL: https://www.instagram.com/russian_museum (дата обращения: 26.09.2021).

[17] Виртуальный Русский музей. URL: https://ok.ru/rusmuseumvrm (дата обращения: 26.09.2021).

[18] Виртуальный Русский музей. URL: https://vk.com/virtualrm (дата обращения: 26.09.2021).

[19] Русский музей : [сайт]. – URL: https://twitter.com/rus_museum (дата обращения: 26.09.2021).

[20] Виртуальный визит // Государственный Эрмитаж : [сайт]. – URL: https:// hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama/virtual_visit/panoramas-a-1/?lng=ru (дата обращения: 26.09.2021).

[21] Эрмитаж / Hermitage : [сайт]. – URL: https://vk.com/hermitage_museum (дата обращения: 26.09.2021).

[22] Эрмитаж / Hermitage: [сайт]. – URL: https://twitter.com/state_hermitage (дата обращения: 26.09.2021).

[23] Государственный Эрмитаж : сайт]. – URL: https://ok.ru/hermitagemuseum (дата обращения: 26.09.2021).

[24] Государственный Эрмитаж. TheStateHermitagemuseum : [сайт]. – URL: https://Officialpage.@state.hermitage (дата обращения: 26.09.2021).

[25] Художественная галерея : [сайт]. – URL: https://www.facebook.com/state.hermitage/ (дата обращения: 26.09.2021).

[26] См. подробнее: Коммуникационные стратегии российских музеев в Интернет-пространстве: проблема эффективности / Грицук А. П., Каврук Д. В., Кутыркина Л. В., Осипова А. В. // Реклама: теория и практика. – 2020. – № 1. – С. 72–73.

[27] См.: Десяева Н. Д., Рязанова В. А. Концептуализация модели «СМК-музей»: постановка проблемы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Литературоведение. Журналистика. – 2019. – Т. 24. – № 1. – С. 94.

[28] Zillmann D. Empathy: Affect from Bearing witness to the Emotioms of Others // Responding in the Screen: Reception and Reation Processes. Hilsdale (NJ): LawrenceEribaumAssociates, 1991. P. 281–303.

[29] Сеттинг – это обстановка, в которой развивается действие // FB.RU : [сайт]. – URL: https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/350788/setting-eto-obstanovka-v-kotoroy-razvivaetsya-deystvie (дата обращения: 26.09.2021).

[30] Тебякина Е.Е. Игра как форма коммуникации: антропологические особенности // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2017. – Т. 6. – № 3А. – С. 220–230.

[31] Волкова И.И. Компьютерные игры и новые медиа: игровой подход к коммуникациям в виртуальном пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Литературоведение. Журналистика. – 2017. – Т. 22. – № 2. – С. 313.

[32] См. подробнее: CourtD., ElzingaD., MulderS., VetvikO. J.TheConsumerDesignerJourney // McKinseyQuarterly, 2009. June. – URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/marketing-and-sales/our-insights/the-consumer-decision-journey (дата обращения: 26.09.2021).

[33] Зубков В.И. Социология маркетинга: учеб. пособие и практикум / В.И.Зубков, А.В.Маркеева, С.А.Барков. – М.: У Никитских ворот, 2020. – С. 21, 23.

[34] См.: Бодрийяр Ж. Общество потребления. – М.; АСТ, 2019.

[35] Ильин В.И. Социология потребления. – М.: Юрайт, 2019. – С. 148.

[36] Елинер И.Г. Интерактивность как квинтэссенция мультимедийного произведения // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Т. 200. СПб., 2013. – С. 20.

[37] Милованов К.Ю. Педагогическая роль музеев в социокультурном пространстве современной России // Ценности и смыслы. – 2013. – № 6. – С. 90.

[38] Лебедев А.В. Виртуальные музеи и виртуализация музея // Мир музея. – 2010. – № 10. – С. 6.

[39] Набиуллин А.Ф. Проблемы внедрения стационарных интерактивных мультимедиа систем в музейные экспозиции: риски и решения / Набиуллин А.Ф., Шакиов А.С., Мухтов И.Г. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2018. – № 31. – С. 141–142.

[40] Тихонова С.В. Память Интернета и социальная память: перспектива слияния // Философия времени: онтологические начала и ценностные дискурсы: сб. науч. тр. всерос. конф. VII Аскинские чтения. – Саратов: КУБиК, 2017. – С. 68–73.


Саркисова Елена Геннадьевна,
старший научный сотрудник,
Южный филиал Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва (Краснодар)
Email: gorlik93@mail.ru

© Саркисова Е.Г., 2022.
Статья поступила в редакцию 15.02.2022.
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/1(28)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/489.html
Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru