Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2022.29.49.006

Путрик Ю.С., Соловьев А.П.

Использование объектов культурного наследия в сфере туризма как средства укрепления цивилизационной идентичности российских регионов

Аннотация. В статье приводится понятие цивилизационной идентичности российских регионов, представлены основные направления цивилизационной идентичности, а также механизмы туристского использования объектов культурного наследия для укрепления цивилизационной идентичности народов России.

Ключевые слова: цивилизационная идентичность, культура, туризм, туристское использование объектов культурного наследия, Россия.


В России как основной части русской цивилизации всегда в той или иной форме обсуждался и обсуждается вопрос о цивилизационной идентичности включенных в Русский мир граждан и этносов. Ощущение принадлежности к цивилизации, фиксация ее определенных модусов, трансляция тех или иных цивилизационных характеристик значимо для любого полиэтнического и многоконфессионального государства, включая и Россию. Причем на фоне глобальной перестройки всей человеческой цивилизации в XXI столетии этот вопрос становится значимым для всех стран или более обширных территорий, имеющих сложные внутренние общественные структуры, будь то Индия, Соединенные Штаты Америки, арабский мир или латиноамериканская общность. Российская Федерация не является исключением.

Если говорить схематично, то цивилизационная идентичность, как она видится большинству исследователей, предполагает существование определенной формы самосознания, охватывающей большую часть проживающего населения, соотношение с окружающими государствами и цивилизациями и, наконец, проекцию компонентов идентичности в виде культурной экспансии. В этих рамках очевидны конкретные черты, присущие русской цивилизации, которые следует обсуждать без мессианского снобизма, с одной стороны, и без самоуничижительной рефлексии, с другой. Соответственно, возникает первый вопрос: что дает тот уровень единства, который объединяет множество людей, проживающих на огромных территориях и значительном удалении друг от друга? Ответ достаточно прост: во-первых, это русский язык, во-вторых, это историческая общность и, в-третьих, но уже в меньшей степени географическая составляющая.

На уровне самоидентификации это такие характерные черты, как отзывчивость, приоритет духовных ценностей, правдолюбие, стойкость и храбрость, готовность к самопожертвованию.

В настоящее время исследование цивилизационной идентичности России ведется в следующих направлениях:

1. цивилизационная идентичность России в условиях глобализации;

2. проблемы цивилизационной идентичности России в глобализирующемся мире;

3. кризис цивилизационной идентичности в России и пути его преодоления;

4. современный культурноцивилизационный кризис в России;

5. проблема цивилизационной идентичности в системе общенациональной безопасности России; влияние процессов национальной идентичности на устойчивость Российского государства; анализ цивилизационной идентичности как вектора современной государственной политики России;

6. проблемы измеряемости цивилизационных ценностей; общенациональные российские ценности в условиях формирования коллективной идентичности; проблемы, связанные с формированием национальной идентичности и духовно-культурных ценностей российского народа;

7. национальная идентичность российского общества; общественные трансформации, связанные с формированием и развитием цивилизационной идентичности России; вызовы цивилизационной идентичности российского общества;

8. актуальные вопросы, связанные с изучением русской цивилизации в целом и места отдельных народов в ней; становления и перспектив русской цивилизации; русской культуры как основы цивилизационно-национальной идентичности и др. Актуальными являются проблемы формирования национальной идентичности разных народов России в связи с ускорением глобализационных процессов, вхождением России в мировое экономическое, культурное, образовательное, научное пространство [1].

Важно отметить, что научных работ, связанных с использованием объектов культурного наследия в сфере туризма как средства укрепления цивилизационной идентичности, в нашей стране не представлены.

В Федеральном законе РФ от 09.10.1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 28.12.2022) отмечено, что культурное наследие народов России определено как «материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию» [2].

Развитие туризма и сохранение историко-культурного наследия – два взаимосвязанных направления деятельности государства и общества. Одним из основных условий успеха этой деятельности является вовлечение в сферу туризма всего многообразия наследия, более широкий охват регионов, ориентация не только на иностранных туристов, но и главное на отечественных, сохранение доступа широкой публики к российскому наследию, особое внимание к детскому и молодежному туризму, к развитию краеведческого движения.

Становится очевидно, что роль туризма как фактора и средства укрепления цивилизационной идентичности российских регионов может быть значительно усилена. Существующие в туризме технологии позволяют сделать привлекательной и посещаемой практически любую местность или город. Однако активное использование туризма и туристских технологий как эффективного фактора возрождения и сохранения объектов наследия может быть осуществлено на базе единой государственной стратегии, которая должна предусматривать вовлечение объектов наследия в сферу интересов организаторов туризма и участия туристских организаций в сохранении и реставрации объектов культурного наследия, а также укрепления цивилизационной идентичности нашего многонационального народа.

Необходимо пропагандировать национальный туристский продукт и наше культурное наследие. Это не под силу отдельным, даже крупным туристским фирмам и музеям или музеям-заповедникам. Для этого необходимо использовать имеющийся практический опыт других стран, где государство берет на себя часть расходов на информационно-рекламную поддержку туристского бизнеса.

Объекты наследия становятся знаковыми символами стран и регионов, своеобразными образами культурной идентичности. С другой стороны, «устойчивый» туризм должен быть заинтересован в сохранении качественных параметров наследия как основного ресурса туризма. Именно привлекательность объекта наследия увеличивает туристский поток; в туристские программы и проекты вкладываются финансовые средства, часть которых может и должна быть использована на содержание объекта наследия.

Важным фактором действенности механизма туристского развития в деле сохранения объектов культурного наследия как средства укрепления цивилизационной идентичности российских регионов становится организационная поддержка со стороны государства и вовлечение финансовых ресурсов туристских организаций в сферу восстановления и реконструкции памятников истории и культуры, функционирования учреждений культуры.

Туризм может стать ключевым направлением для развития регионов, обладающих значительным историко-культурным и природным потенциалом; при этом на территории каждого региона должна быть выработана своя собственная стратегия, учитывающая специфику местных объектов наследия и дополняющая стратегию развития культуры других регионов России.

Методическая помощь со стороны федеральных и региональных туристских ведомств позволит создавать эту базу с учетом существующих нормативных требований и перспективных задач развития внутреннего и международного туризма. Важной является методическая и организационная помощь в формировании туристских программ и маршрутов. Объединение музеев-заповедников, исторических городов, национальных парков в сеть тематических маршрутов позволит усилить впечатление от восприятия историко-культурных объектов и одновременно – эффективность их использования. В основе таких программ лежит связь малых (или менее известных) музеев с более крупными, «раскрученными» объектами.

Современные интеграционные процессы сферы культуры с другими сферами повышают эффективность использования объектов культурного и природного наследия как ресурса социально-экономического развития территории и фактора формирования туристского бренда региона.

Эффективность действия этого фактора достигается на основе комплексного подхода, который открывает широкие перспективы для обеспечения нового уровня доступности к культурным ценностям благодаря возможностям моделирования процессов взаимодействия историко-культурных ценностей со сферами туризма, образования, воспитания, экономики, природоохраны и другими социально и экономически значимыми сферами.

Задачи государственной культурной политики Российской Федерации призваны обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны [3] и государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [4]. Использование объектов культурного наследия в сфере туризма как средства укрепления цивилизационной идентичности российских регионов способствует утверждению в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта как необходимого условия для индивидуального и общего развития.

И здесь принципиальное значение имеют систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов музейного и архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в туризме как форме образовательного процесса (прежде всего в молодежной среде), направленного на сохранение и укрепление традиционных ценностей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая оценку эффективности реализации соответствующих программ и проектов.

Продекларированный в «Основах государственной культурной политики» тезис о том, что культура России – такое же ее достояние, как и природные богатства и в современном мире становится значимым ресурсом социально-экономического развития, имеет важное значение для развития культуры в нашей стране.

По нашему мнению, интенсификация использования объектов культурного наследия в сфере туризма как средства укрепления цивилизационной идентичности российских регионов может быть достигнута на основе межотраслевого подхода, который открывает широкие перспективы для обеспечения нового уровня доступности к культурным ценностям благодаря возможностям применения цифровых методов, матричного подхода при моделировании процессов взаимодействия историко-культурных ценностей со сферами туризма, образования, воспитания, экономики, природоохраны и другими социально и экономически значимыми сферами.

Эти возможности в российских регионах в настоящее время используются в недостаточной степени и требуют своего научного обоснования и методического обеспечения, что позволит в конечном итоге системно и более эффективно подойти к решению проблем сохранения и использования объектов материального и нематериального наследия на территории Российской Федерации в целях повышения инвестиционной и туристской привлекательности каждого региона и, соответственно, улучшения показателей его социально-экономического развития.

Поэтому необходима разработка мер, направленных на повышение степени вовлеченности историко-культурного потенциала регионов Российской Федерации в систему туристских и экскурсионных маршрутов (инфраструктура, доступность объектов наследия, сезонность, туристский поток, виды и формы туризма, туристские маршруты, экскурсии, социокультурное проектирование, конкурентоспособность и др.).

В дальнейшем в части популяризации объектов культурного наследия в регионах необходимо расширение информационного поля, современных экспозиционных практик, а также определение новых направлений в части брендирования территорий на основе уникальных историко-культурных территориальных особенностей, создание предпосылок для новых концепций развития в традиционно используемых локациях.

Предлагаемые подходы к изучению объектов культурного наследия в условиях интеграционных процессов сферы культуры с сопредельными сферами будет способствовать повышению социокультурной и социально экономической эффективности деятельности по сохранению и использованию культурного наследия, укреплению российской цивилизационной идентичности регионов Российской Федерации.

Перспективы эффективного вовлечения культурного и природного наследия РФ в туристский оборот могут быть связаны с формированием межрегиональных или национальных маршрутов с использованием исторического опыта советского периода в сочетании с современными технологиями социокультурного проектирования событий и мероприятий на маршрутах, что будет способствовать не только повышению привлекательности и конкурентоспособности, но и укреплению цивилизационной идентичности российских регионов с особым акцентом на детско-юношеские и молодежные контингенты.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Каргаполов Е.П. Цивилизационная идентичность России: проблемы и решения // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 1. – С. 61-62.

[2] Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Федеральный закон РФ от 09.10.1992 г. № 3612-1 (ред. от 28.12.2022) // Сonsultant.ru : [сайт]. – Url: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения: 23.12.2022).

[3] Основы государственной культурной политики. Утверждены Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 // Kremlin.ru: Официальный сайт Президента РФ. – Url: http://www.kremlin.ru/events/administration/21027 (дата обращения: 23.12.2022).

[4] Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809. // Kremlin.ru: Официальный сайт Президента РФ. – Url: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 23.12.2022).


Путрик Юрий Степанович
доктор исторических наук,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва)
Email: putrik@list.ru

Соловьев Андрей Петрович
кандидат педагогических наук,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва)
Email: andrey476_85@mail.ru

© Путрик Ю.С., Соловьев А.П., 2022.

Статья поступила в редакцию 20.12.2022.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/4(31)

Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/555.html

Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru