Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2023.51.99.003

Денисенкова А.Ю.

Книги поступлений Российского национального музея музыки как источник данных о формировании и атрибуции музейной коллекции

Аннотация. Автор обращается к изучению внутренней музейной учетной документации как источнику, предоставляющему информацию о процессе формирования музейных фондов. Источниковедческий анализ Книг поступлений Российского национального музея музыки 1910-1930-х и 1980-х годов позволяет выявлять источники поступления, дарителей, историю бытования вещей для последующей фондовой атрибуции музейных предметов.

Ключевые слова: музейный учет, учетная документация, формирование музейного собрания, комплектование музейных фондов, атрибуция музейных предметов.


Источники и методы формирования музейных коллекций – область музейного дела, беспрестанно привлекающая внимание исследователей и общественности. Некогда фонды музеев комплектовались разными путями: согласно вкусам властителей (заграничные приобретения), в результате войн (экспроприация и реституция), колониализма (вывоз метрополиями культурных ценностей из колоний), революций (национализация), действия международных соглашений об обороте культурных ценностей (таможенная конфискация). Однако часть музеев всегда отражала дух времени, организуясь естественным образом – путем частного собирательства, деятельности обществ, экспедиций, приобретения предметов искусства у наследников, серии даров, завещаний.

Воплощением подобного мирного формирования коллекций стал Российский национальный музей музыки. Зарожденный в 1912 году как Музей имени Н.Г. Рубинштейна при Московской консерватории, был отделен и устроен на его основе в 1943 году [1]. Музей имени Н.Г. Рубинштейна тогда – собрание завещанных и подаренных музыкальных инструментов, изобразительного, библиотечного и архивного фондов, предметов интерьера и быта [2]. При обращении к истории создания и формирования Музея непременно появляются имена Н.Г. Рубинштейна, В.И. Сафонова, М.М. Ипполитова-Иванова, В.Ф. Одоевского, Д.Ф. Беляева. Среди устроителей важна личность первого хранителя, скрипача и музыкального деятеля Е.А. Колчина [3], не единожды всеми силами пытавшегося сохранить уникальные музыкальные коллекции и не дать кануть музею, чему все же в значительной степени не удалось сбыться. Но кто еще в конце XIX – начале XXвеков вложил свой коллекционерский вклад в будущий главный музыкальный музей страны?

Для воссоздания обстоятельств зарождения и становления указанного музейного фонда, его источников и организаторов рассмотрим главный документ внутримузейного и государственного учета – книгу поступлений. Этот учетно-хранительский документ представляет собой список зарегистрированных предметов, принятых в фонд отдельного музея со времени его создания [4]. Содержащаяся в книге поступлений информация предупреждает подмену вещи, используется в случае поиска или пропажи, заключает в себе данные о ее названии, материале и технике исполнения, состоянии сохранности, связи с другими (нахождение в паре, наборе, гарнитуре и др.), полноте составляющих памятник элементов, датировке и месте создания или покупки, способе и времени приобретения, принадлежности, праве интеллектуальной собственности, обстоятельствах выбытия предмета из музейного собрания.

Изучая первую Книгу поступлений Музея имени Н.Г. Рубинштейна, мы видим имена дарителей и создателей консерваторского музея. Это, прежде всего, музыковеды-этнографы, дирижеры, композиторы, связанные с Московской консерваторией. В числе прямых и косвенных жертвователей указаны скрипач и педагог Е.К. Альбрехт, русско-польский композитор Г.А. Пахульский, композитор и музыкальный фольклорист В.Н. Гартевельд, наследники знаменитого музыкального издательства – музыковед Б.П. Юргенсон и его брат Г.П. Юргенсон, композитор, музыкальный исполнитель и теоретикС.И. Танеев, композитор и хоровой дирижер А.Д. Кастальский, композитор-академист А.Т. Гречанинов, педагог и музыкальный исследователь Н.Д. Кашкин, латвийский композитор, музыкальный критик и профессор Я. Витолс (И.И. Витоль), историк музыки и музыковед М.В. Иванов-Борецкий, прославленный композитор С.В. Рахманинов. Среди меценатов – известная своей значительной помощью музыкально-театральному миру и русскому изобразительному искусству великая княгиня Елена Павловна, меценат и музыковед князь Н.П. Трубецкой, поэт Ф.И. Тютчев, племянница П.В. Третьякова и крупная московская благодетельница А.В. Алексеева, Л.Н. Толстой, создатель будущей Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов К.В. Третьяков, вдова композитора и музыкального педагога А.С. Аренского Е.В. Аренская (Лачинова). В числе донаторов – представители музыкально-театрального мира: драматург и театральный критик М.И. Чайковский (младший брат великого композитора), известный оперный исполнитель Л.В. Собинов, русско-польский артист оперы и педагог вокального искусства Н.Г. Райский, организатор музыкально-артистического клуба «Алатр» М.М. Попелло-Давыдов, музыкальный деятель, музеевед, директор Дома-музея П.И. Чайковского в Клину Н.Т. Жегин, первая женщина-педагог консерватории А.И. Губерт (Баталина).

На страницах первой Книги поступлений отражен характер формируемого музейного собрания. В состав коллекции на момент учреждения музея уже входили народные [5] (традиционные) и классические (академической традиции) музыкальные инструменты европейских, азиатских и восточных стран (например, чонгури, доли, пандури, цитра, виола-тенор, арфа, труба [6]), представлены памятные награды и медали, церковное искусство малых форм, дирижерские палочки, фотоотпечатки и фоторепродукции, личные документальные, книжные и нотные архивы, оперные и симфонические партитуры, концертные программы. Беспримерный раздел – скрипки работы мастера Антонио Страдивари, появившиеся в результате серии прижизненных даров и передачи по завещанию К.В. Третьякова (например, в 1878 и 1908 годах). С созданием музея в дар преподносились портреты знаменитых композиторов, мемориальные предметы декоративно-прикладного искусства и быта, музыкальные принадлежности, редко – художественная мебель. Зарождение музейной консерваторской коллекции, судя по записям, можно отнести к 1860-м годам (с учреждением Московской консерватории и началом ректорства Н.Г. Рубинштейна [7]). Пиковые поступления наблюдались в 1880-х, вероятно, связанные с кончиной музыкального деятеля, чье имя носило музейное образование, в 1910-х – с открытием публичного музея, в середине 1920-х – в связи с юбилеем консерватории; в конце 1930-х годов одной из причин стало повышение внутренней научно-исследовательской деятельности [8].

В первые десятилетия советской власти музей продолжал пополнять фонды не только путем частных дарений, несколько оскудевших, но и за счет сторонних профильных учреждений. Поступали в основном личные архивы (нотные, рукописные, фотографические), предметы декоративно-прикладного искусства и мемориальные вещи композиторов, музыкальных исполнителей и педагогов. В эти годы особенно возрос поток предметов, отражающих национальные особенности музыкально-театральной культуры, что показывают записи второй и третьей Книг поступлений. Для Музея музыкальной культуры в 1920-1930-х годах значимы передачи рукописно-архивного фонда из Музсектора Госиздата (прежде этот архив находился в консерваторской библиотеке) и библиотеки Государственного симфонического оркестра, народных музыкальных инструментов из Государственного института музыкальной науки и после Первой Всесоюзной выставки музыкальных инструментов народов СССР [9]. Среди жертвователей музыкального музея 1930-х годов – композитор и музыкально-общественный деятель М.М. Ипполитов-Иванов, доктор искусствоведения и крупный композитор Н.Я. Мясковский, известный новатор музыкальной педагогики Е.Ф. Гнесина, чувашский композитор и драматург Ф.П. Павлов [10]. С конца 1930-х годов в бюджете финансирования музея появляется строка целенаправленных закупок для пополнения музейного собрания [11].

Относительно изучения учетно-хранительских документов, инвентарных книг, книг поступлений в рассматриваемых источниках любопытно описание фондов путем разделения материалов по витринам (с указанием их отличительных черт – «стоящая», «восьмигранная», «вертящаяся»), шкафам. Это иллюстрация некогда распространенного, ныне устаревшего, одного из методов организации музейных предметов – системы хранения в витринах на экспозиции (в выставочных залах). Для современного музейного специалиста эта информация является указанием топографических данных размещения и местонахождения музейных предметов, что позволяет сегодня воссоздавать изначальные экспозиционные и хранительские решения первых музейных сотрудников, выстраивать аутентичный коллекционный предметный ряд.

Изучив первые книги поступлений Музея музыки, обратимся к Книге поступлений 1988 года. Здесь рассмотрим возможность учетного документа обеспечивать информационные помощь и сопровождение процесса внутримузейной научно-фондовой атрибуции и научной инвентаризации музейных коллекций. Указанная Книга в сравнении с предшествующими более подробно и точно демонстрирует исторический контекст и процедуру комплектования музейных фондов.

Рассмотрим музейное исследование набора предметов интерьера под названием «Стулья с гербом». Информация о включении гарнитура в фонды музея заключена в Книге поступлений 1988 года. Последняя содержит отсылку к акту приема предметов на постоянное хранение, который подтверждает указанный источник комплектования (Москомиссионторг), также в первичном документе учета находятся чек с прописанной стоимостью, расходная накладная, квитанция с перечислением приобретенных вещей. Благодаря расширенной информационной справке и сопроводительной документации мы видим контекст приобретения: другие предметы закупки, их стилевое описание, датирование, состояние сохранности, цену. Путем соотнесения денежных оценок предметов с указанием датировки и без нее возможно приблизительно понять культурную ценность, которая на тот момент была выражена в ценности материальной. Также любопытным оказалось рекламно-дизайнерское оформление ценника Москомиссионторга, на лицевой стороне которого изображен стул, типично иллюстрирующий близкую школу искусства художественной мебели, к которой принадлежат приобретенные предметы.

Обращение к учетно-хранительской документации, а именно – использование сведений Книг поступлений, актов приема на постоянное хранение позволили подтвердить фактологическую базу и исторический контекст исследуемого мебельного гарнитура. В результате комплексного исследования удалось установить, что музейные предметы под названием «Стулья с гербом» представляют собой набор предметов интерьера в стиле историзма предположительно последней четверти XIX века. Исходя из обнаруживаемых стилистических и конструктивных особенностей, определения породы дерева, источниковедческого анализа, вероятны следующие гипотезы происхождения:

1) предметы художественной мебели исполнены на заказ западноевропейскими мастерами (Австрии, Восточной Германии) на территории России или за рубежом;

2) предметы быта являются достаточно точным повторением русскими мастерами западноевропейского стиля. Так, на это может указывать не вполне реалистичная столярная проработка наверший, подробная же резьба была бы более характерна для немецких мастеров;

3) образ предметов указанного периода соотносится со стилем «венского неоренессанса». На это, например, указывает наличие декора в виде бахромы, использование герба, гротескный облик львов.

Отличительными стилистическими особенностями внешнего вида образцов художественной мебели являются геральдический и биоморфный (зооморфный, фитоморфный) декоры [12]. Стулья обладают навершиями спинок в виде голов львов, обивкой спинок коричневой кожи с изображением герба в прусском стиле (с использованием золотого, красного, синего цветов). Кожа изменила тон (преобладает коричневый над изначальным глубоким темно-зеленым пигментом). Предположительно, сиденья были обиты кожей (аналогичной обивке спинки) без повторения тиснения гербовым изображением. Стулья обладают точеными ножками с колесиками, полукруглой проножкой. В декоре: розетки, растительный орнамент, анималистические изображения (львов, оленей). Описания предметов в учетных документах подтверждают наши рассуждения (соответствует характеристика декоративных элементов, внешнего вида).

При изготовлении был использован массив дуба, кожа, медные заклепки, декоративные кисти, восковое покрытие дерева; тканевая обивка поздняя (неоригинальная). Предмет достаточно тонкой столярной работы, в технике сборки предположительно применены крепежные шканты (технический признак западноевропейского стиля).

Обратимся к атрибуции геральдического декора. В акте поступления и Книге поступлений упоминаются «стулья с гербом и навершиями в виде львов». Герб, изображенный на лицевой стороне спинок стульев, исполнен в восточно-прусском стиле. Заключает в себе изображения львов («обернувшийся восстающий» геральдический тип), золотой стрелы, звезд, полумесяца, рыцарского шлема, меча. Атрибуты герба в совокупности указывают на принадлежность его к русскому дворянскому роду, который происходил из Новгородских земель, и был рассредоточен в европейской части России (преимущественно в Центральной, частично в Северо-Западной и Южной областях).

Для подтверждения нашего суждения необходимо сверить изображенный герб предполагаемого дворянского рода с его описанием в геральдическом классификаторе: «В червленом щите с лазуревой главою золотая стрела вниз, под которой серебряный полумесяц, обращенный вверх. По бокам стрелы по золотой шестиугольной звезде. В главе щита горизонтально в ряд три золотые шестиугольные звезды. Щит увенчан дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: рука в золотых латах с золотым мечом вытянута вверх. Намет: справа – червленый с золотом; слева – лазуревый с золотом. Щитодержатели: два золотых льва с головами, повернутыми назад, с червлеными глазами и языками» [13].

Исследование геральдического декора позволило яснее представить историю бытования исследуемого набора художественной мебели. Вероятно, предметы искусства интерьера находились в жилых помещениях русской знати, быт которой во времена правления Александра III был связан с прусским миром.

Все это указывает на обладание рассматриваемыми предметами художественной мебели высокой историко-культурной и художественной ценностью, следовательно, экспозиционной и просветительской значимостью. Исходя из проведенного исследования, мы строим предполагаемые последующие формы публикации и презентации. После проведения необходимых реставрационных работ предметы могут использоваться в экспозиционной деятельности для создания выставки-проекта успешно проведенной реставрации (например, при поддержке мецената-потомка дворянского рода), при реконструкции жилой обстановки второй половины XIX века в качестве предметов интерьера.

Так был проведен анализ предметов искусства художественной мебели в результате подбора и рассмотрения стилистических аналогий, дешифровки семантической интерпретации [14], источниковедческого анализа учетно-хранительской документации – акта приема на постоянное хранение, книг поступлений. Эти документы являются отправной точкой исследования и зачастую единственным ключом к восстановлению фактов бытования вещи, аутентичным историческим комментарием (в котором может быть заключена информация от бывшего владельца, записанная музейным сотрудником), демонстрацией облика предмета при его поступлении в музейный фонд.

В экспозиционном пространстве временной выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» ГМИИ имени А.С. Пушкина среди восхитительных импрессионистских полотен были выставлены векселя, чеки, документы музейного учета, фиксировавшие материальную стоимость бесценных живописных работ, их продавцов и покупателей. Ранее была устроена выставка «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» в Третьяковской галерее, где значительную часть экспозиции заняли внутренние музейные книги поступлений, научные инвентарные книги, расписки, воссоздающие путь приобретения и комплектования предметов живописного и графического фондов. Эти некоторые прецеденты, пока не формирующие устойчивый музейный тренд, снимают известную стигму с учетно-хранительской работы в разделе научно-фондовой деятельности, показывают ее прямую исследовательскую пользу, что определенно благотворно для музейного профессионального сообщества.

Музейные книги поступлений и инвентарные книги значительно отличаются от архивных описей или номенклатурных перечней, поскольку устроители и первые хранители музеев с большим чувством и вниманием писали эти музейные тома, в которых таятся свидетельства множества памятных вещей, важных событий, уникальных находок. Учетно-хранительские книги хранят в себе не только исключительную и достоверную историческую, мемориальную информацию, но отражают один из аспектов организации и реализации человеческой коллекционерской потребности. И с годами, десятками лет становятся полноценными музейными предметами – собраниями редких аутентичных записей, принадлежащих представителям музейного, исторического, профессионального обществ.

Вопросы формирования музейных фондов в части сопровождения этой деятельности работой по музейному учету – наименее изучаемая область музейной сферы в разделе научно-фондовой деятельности. В целях актуализации деятельности музейного учета, повышения его информационного потенциала и исторического значения для музейных специалистов была рассмотрена одна из категорий внутренней учетно-хранительской документации правового характера, фиксирующей процесс комплектования фондов, – книга поступлений и сопутствующие акты приема на постоянное хранение. В данной статье мы обращаемся к изучению внутренней музейной учетной документации как ценному материальному источнику, предоставляющему информацию о процессе формирования отдельного музейного собрания и атрибуции наполняющих его предметов искусства. Изучение страниц первой Книги поступлений Музея имени Н.Г. Рубинштейна при Московской консерватории позволило увидеть заложенные тогда главные тематические направления и профильность будущих коллекций и научных отделов современного Российского национального музея музыки.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Гинзбург Т.В. Музей музыкальной культуры. К 90-летию со дня основания Музея и 60-летию со дня присвоения ему статуса государственного. – М., 2003. – С. 7-8.

[2] Гуревич Е.Л. Музей имени Н.Г. Рубинштейна: создание, исчезновение, возрождение. – М., 2012. – С. 6.

[3] ГинзбургТ.В. Е.А. Колчин // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006 : Биографический энциклопедический словарь. – М., 2007. – С. 252.

[4] Юмашева Ю.Ю. Музейная документация как исторический источник // Документ. Архив. История. Современность. Вып. 8. – Екатеринбург, 2008. – С. 266.

[5] Иванов-Борецкий М.В. Музей имени Н.Г. Рубинштейна при Московской Государственной Консерватории // РНММ. Ф. 29. Ед. хр.139. Л.1.

[6] Книга поступлений Музея имени Н.Г. Рубинштейна при Московской консерватории [Первая]. С. 1-3.

[7] Гуревич Е.Л. Указ. соч. С. 6.

[8] Гинзбург Т.В. Музей музыкальной культуры... С. 35.

[9] Там же. С. 27, 35-36.

[10] ГЦММК им. М.И. Глинки. Книги поступлений № 2, 3. С. 10, 14-15.

[11] Гинзбург Т.В. Музей музыкальной культуры...С. 33.

[12] Старинкова Е.В. Декор на предметах прикладного искусства как атрибуционный признак: к вопросу о систематизации и терминологии // Вопросы музеологии. – 2013. – Вып. 1(7). – С. 127.

[13] Борисов И.В. Родовые гербы России. – Калининград, 1997. – С. 180.

[14] Старинкова Е.В. Декор на предметах прикладного искусства...С. 129.


Денисенкова Анастасия Юрьевна
магистр музеологии,
Российский национальный музей музыки (Москва)
Email: ndenisenkova1@gmail.com

© Денисенкова А.Ю., 2023.

Статья поступила в редакцию 15.02.2023.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2023/1(32)

Urlhttp://nasledie-journal.ru/ru/journals/562.html

Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru