Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/2(37)


Культурная политика

Аристархов В.В.

Общечеловеческие ценности
и конфликт цивилизаций


Волобуев С.Г.

Шаг вперед, два шага назад?
О проблемах научно-методического и учебно-методического обеспечения курса «Основы российской государственности».


Теоретические исследования

Степанов П.В.

Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования.
Часть 1


Исторические исследования

Казанская К.К.

Новаторство в костюмах «Русских сезонов» в отечественном балете на европейской сцене в первой половине XX века


Прикладные исследования

Плещенко В.И.

Раскрытие темы бюджета и личных финансов в творчестве А.Н. Островского


Скороход А.А.

Исследование пяти печатных листов уникального ботанического атласа «Hortus Eystettensis»
1713-1750 гг. в отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Музееведение

Избачков Ю.С., Рыбак К.Е.

Об одном малоизвестном факте из судьбы коллекции Плюшкина


Снеговская Е.А.

К проблеме развития культурного туризма в Запорожской области: краткая концепция интегрированного музея на берегу Азовского моря



Опубликован 04.05.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2023.93.65.006

Лапина Б.М.

Традиции образовательно-культурного комплекса «школа - вуз - театр» в современных условиях деятельности московского хореографического училища (на примере личного опыта)

Аннотация: Система непрерывного хореографического образования – уникальная новаторская концепция профессора В.М.Захарова. Не имела аналогов в мире, профессиональное образование с дошкольных лет до высших ступеней. Опыт может быть использован руководителями хореографических образовательных учреждений.

Ключевые слова: хореографическое образование, фольклор, театр танца, Гжель, Владимир Захаров.


Промыслы – душа народа.
Щедра русская природа,
Щедра русская земля
На умельцев, на таланты:
Плясуны и музыканты…

Людмила Михеева

Прародителем любого вида танца является танец народный. В течение довольно длительного периода на его основе формировались многие виды танца: историко-бытовой, классический, современный. Народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей.

Наши великолепные балетмейстеры-первооткрыватели Игорь Моисеев, Татьяна Устинова, Надежда Надеждина, Владимир Захаров и многие другие подарили миру возможность увидеть и понять то потрясающее наследие, тот огромный пласт народной культуры, которые на протяжении столетий жили и развивались вместе с нашим народом, одухотворенные его врожденным чувством красоты. На творчестве создателя уникального театра «Гжель» и новаторской системы обучения Владимира Захарова хотелось бы остановиться подробнее.

Создатель театра танца «Гжель» Владимир Михайлович Захаров побывал в 38 экспедициях, где изучал, запоминал, записывал, анализировал то богатейшее наследие России, которое мы называем фольклором [1]. Все увиденное и услышанное стало в будущем основой его хореографических этюдов и миниатюр в знаменитом театре танца «Гжель», единственном в мире театре, где все виды русского традиционного искусства буквально оживают и разговаривают со зрителями посредством танца, языком хореографии. Мастер использовал богатый материал различных регионов России, у него обретали живую плоть прекрасные творения мастеров народных художественных промыслов – Гжели, Хохломы, Палеха, Финифти.

Вот как рассказывал Захаров о себе: «Если поделиться своими личными секретами создания репертуара театра танца «Гжель», то я могу сказать, что стремился найти его неповторимое творческое лицо, чтобы коллектив был не похож ни на какой другой. Тем более в столице, где создавать что-то новое всегда сложнее. Нужно было побороть установившийся стереотип исполнения и содержания русских танцев» [2]. После долгих раздумий ключ был найден! Ведь грани народного таланта, его творческий дух, его мастерство неизменно воплощаются в народных художественных промыслах. Театр «Гжель» – это собирательный образ русской красоты, русской национальной культуры.

Путь от фольклора до сценических видов танца был пройден Владимиром Захаровым ярко и очень самобытно. Никогда не стремясь подражать кому-либо или показать на сцене быт без прикрас, он находил уникальный пластический и хореографический язык воплощения фольклора. Он глубоко вникал в традиции народного костюма; в его театре костюмы всегда являлись эталоном вкуса и стиля, были отдельными произведениями искусства. У Владимира Михайловича был очень профессиональный оркестр народных инструментов, который возглавлял заслуженный артист РФ Валерий Петров; он сотрудничал с композиторами и вокальными исполнителями. Много музыки было специально написано для его театра.

Все было продумано до мелочей – от вышивки на сорочках до натуральных мехов в различных танцах, причем разных для различных областей и регионов России, до определенных народных инструментов и вокального сопровождения. Никому раньше даже не приходило в голову показать посредством танца творения мастеров-умельцев народных художественных промыслов. «Костромская скань», «Владимирские ложкари», «Торжокские золотошвеи», «Валдайские колокольчики» – все оживало в театре. Язык танца должен быть понятным зрителям. Поэтому и рукоплескал захаровской «Гжели» весь мир: за чистоту, искренность, за правдивость и выразительность, за то, что способно тронуть даже самое черствое сердце…

Недаром говорят: талантливый человек талантлив во всем… Захарову принадлежит идея создания принципиально новой концепции современного непрерывного хореографического образования – школа, хореографическое училище – вуз – театр. Вместе со своими единомышленниками, профессиональными педагогами, Владимир Михайлович вдохнул в эту систему жизнь. И она зажила, задышала, стала приносить плоды.

Сейчас, по прошествии времени, становится особенно понятным, что именно мы потеряли…

Одно из основных условий благотворного развития мыслящего гражданского общества любой страны – это вклад в его образование. Уникальность непрерывного хореографического образовательного процесса по Захарову – это нечто большее, чем просто учебный процесс профессионального обучения: это образование в творческом окружении хрупкой детской души (дети начинали обучение с 6 лет, с группы «подготовишек»), развитие способности ориентироваться и самоидентифицироваться в современном непростом мире [3, с. 4]. Способность с малых лет приобщаться к прекрасному, расти и развиваться в гармонии с сокровищами мировой художественной культуры, ежедневно слушать прекрасную классическую музыку, прикасаться к волшебному миру танца – все это концепции непрерывного хореографического образования. К этому и надо стремиться. Истинный талант всегда щедр – Захаров и мечтал об одинаковой возможности учиться для всех без исключения детей. Как в лучшие времена императорской системы театрального образования, им до мельчайших тонкостей была продумана возможность профессиональной подготовки для каждого отдельного индивида. Если, например, ребенок в постпубертатном периоде терял физическую форму и было понятно, что он не сможет танцевать, то Владимир Михайлович всегда давал возможность получить смежное высшее художественное образование, которое становилось только глубже и качественнее благодаря уже пройденному пути и потому, что так или иначе было связано с искусством танца. Мы знаем успешных театральных гримеров и художников, которые когда-то начинали заниматься балетом в начальном звене системы Захарова, потом закончили ГАСК на других факультетах. Сейчас они работают в различных театрах Москвы и России.

Самая главная мысль автора этой уникальной системы профессионального образования – в преемственности, как профессиональной – передача «из рук в руки, из ног в ноги», так и духовной. Суть этой концепции – бережный переход с одной образовательной ступени на другую с обязательным учетом растущей личности ученика [3, c. 5].

На начальном этапе – подготовка к балетному училищу (начальная школа): маленькие дети, руководимые заботливыми наставниками, впервые знакомились с миром танца и музыки. Программа была составлена так, чтобы в форме игры, используя различное музыкальное сопровождение, ребята могли познакомиться с разными музыкальными и танцевальными жанрами на понятном и доступном для их возраста уровне: они играли в лягушек и аистов, учителей и учеников, изображали приметы или повадки животных, языком тела пытались охарактеризовать звучание музыки. Уроки проводились по всем правилам возрастной школьной педагогики. И в то же время были направлены на ненавязчивое развитие балетных данных. Владимир Михайлович называл их «музыкально-пластическим развитием». Эти занятия укрепляли здоровье и готовили тело для профессиональных физических нагрузок. В хореографическом училище ученики уже переходили на следующую ступень образования – профессиональную. Программа обучения строго соответствовала тому академическому минимуму часов, который разрабатывался еще в советское время для профессионального обучения студентов. Сейчас количество часов специальных дисциплин в хореографических училищах сильно урезано, что пагубно отражается на образовании учащихся. Безусловно, нам всем – а я работала в этом комплексе на трех ступенях из четырех – очень помогало то, что В.М.Захаров был профессионалом в высоком смысле слова. Ему не нужно было объяснять очевидные вещи, например, что для учащихся травмоопасен скользкий пол. Он все видел и знал сам. Всегда хотел и добивался для своего комплекса, для своего детища лучшего – ведь он любил его всем сердцем! Как он мечтал о новом здании для своей школы, о летнем лагере в Болгарии, где дети могли бы и отдыхать, и заниматься балетом. Мы, его захаровская гвардия, не сомневаемся, что все это было бы, будь он жив.

С Захаровым работали высокопрофессиональные мастера своего дела: народный артист России В.С.Тедеев, лауреаты правительственной награды В.И.Слыханова и О.И.Шаройко, Архипова М.Л. и многие другие. А все начиналось с маленькой муниципальной балетной школы в Тушино, где преподавателю классического танца Ольге Ивановне Шаройко приходилось буквально ходить по районным школам и отбирать детей для занятий. Когда-то в этой школе у станка стоял маленький Денис Родькин, ныне премьер Большого театра России. Эти же замечательные педагоги являлись преподавателями уже высшего звена, поэтому у наших студентов всегда была замечательная возможность прохождения практики в училище. Вообще, этот комплекс и был ценен именно возможностью преемственности. Изучают студенты в теории то или иное движение классического экзерсиса или региональный танец с характерными особенностями – добро пожаловать в школу, где вам расскажут и покажут все начальные раскладки, разложат методику по полочкам, буквально по слогам.

Институт танца являлся структурным подразделением Государственной академии славянской культуры. Здесь готовили не только педагогов балета, но и теоретиков в области хореографии, концертмейстеров балета, фольклористов, этнографов, руководителей вокальных и театральных коллективов, художников по гриму, специалистов в области народных художественных промыслов. В Институте танца было два специализированных факультета и 8 различных кафедр. Здесь преподавали настоящие мэтры отечественной хореографии: Б.Акимов, В.Гордеев, В.Уральская, Л.Гусева, А.Шульгина и многие другие. В 2003 г. создатели комплекса – В.М.Захаров, И.К.Кучмаева, В.В.Дегтярева, В.И.Слыханова, О.И.Шаройко. были удостоены государственной награды – Премии Правительства Российской Федерации. Деятельность этого комплекса была отмечена на самом высоком уровне.

В Институт танца ГАСК к Захарову приезжали студенты со всей страны. Уникальность была доступна, здесь действительно смотрели и отбирали самых способных ребят, жаждущих учиться. Сюда мог попасть паренек из глухой деревни, будь у него талант и способности к танцу и желание развиваться в своей профессии. Никогда не был Захаров снобом, всегда помнил, что он сам выходец из народа. Поэтому всегда с теплотой относился к простым людям и давал им шанс. Сколько ребят и девчонок из домов творчества и региональных школ искусств вырастил он в больших профессионалов в хореографии!

Территориальная близость друг к другу различных ступеней комплекса помогала не тратить на дальнюю дорогу в метро время и силы студентов. И это было не случайно: Захаров понимал необходимость общежития, которое находилось на соседней улице. Теоретические лекции студентов чередовались с практическими. У ребят была возможность прохождения танцевальной практики на базе театра «Гжель», который тоже располагался неподалеку.

Самые талантливые вливались в репертуар и становились полноценными артистами, будучи еще студентами. Профессиональные требования и дисциплина всегда были на высоком уровне и в училище, и в академии, и в театре. Лентяям было здесь не место, да и не задерживались они, потому что трудиться и работать студентам приходилось очень много. Вообще, всем видам практики и в школе, и в вузе уделялось огромное внимание. База комплекса позволяла практиковаться всем студентам без исключения. Но со стороны это смотрелось, как некий комплекс обоюдной взаимопомощи: гримеры-стажеры помогают совсем юным артистам, студенты народных промыслов могут поработать в костюмерной театра над тем или иным орнаментом. Владимир Михайлович всегда напоминал, что любая теория мертва без практики. Ему так отрадно было показывать зрителям своих воспитанников – маленьких и больших, мы до сих пор вспоминаем, на каких центральных площадках танцевали наши учащиеся раньше – один Концертный зал имени П.И. Чайковского чего стоил!

В какой-то момент мастеру стало понятно, что училище заканчивают очень способные и профессиональные ребята, и ему стало жалко их потерять. Специально для своих выпускников Захаров создал классическое отделение внутри структуры театра танца «Гжель». Она пополнялась нашими же выпускниками. В репертуаре у классической части труппы театра были полноценные балетные спектакли и дивертисменты.

Я проработала педагогом классического тренажа у артистов народной труппы театра «Гжель» чуть больше двух сезонов. Меня, классическую балерину, поначалу удивляли строгие требования к ежедневному уроку для артистов ансамбля народного танца. Но потом стало понятно, какие важные цели ставили В.М.Захаров и В.И.Слыханова на тренажном уроке артистов. Класс делился на два уровня сложности: для молодых студентов-артистов и для солистов. Несмотря на то, что балетный урок нужен, чтобы подготовить тело к дальнейшим репетициям, Захаров всегда просил уделять артистам побольше внимания и делать профессиональные замечания, обязательно показывая упражнения. Дублировать проработку тех или иных движений, сочинять комбинации, похожие на маленькие самостоятельные вариации (для солистов), обращать большое внимание на верх и руки. Ему хотелось, чтобы артисты в театре были «причесаны в едином стиле», и классический урок – это первое, где начиналась работа над единством исполнения: позиций, движений, стиля.

Системность, искренняя увлеченность и вовлеченность во все, что происходило в училище, в театре, в академии, – яркая характеристика Захарова-руководителя. Глубокий подход ко всему и личная заинтересованность в результате – вот такой простой секрет успеха любого захаровского начинания. К нему можно было прийти с абсолютно любым вопросом –творческим ли, бытовым – и быть уверенным, что тебя услышат и помогут. Такими же он хотел видеть свою команду – заинтересованными профессионалами, с горящими глазами.

Сейчас не существует подобных комплексов. Очень хочется надеяться, что уникальный опыт непрерывного хореографического образования может получить вторую путевку в жизнь, что наработками Захарова воспользуются руководители-профессионалы, которых будет интересовать не только слепое следование зачастую абсурдным требованиям далеких от искусства чиновников, а служение своим подопечным, ради их всестороннего и гармоничного развития, ради их будущего. И они, так же как Захаров, будут делать все возможное и невозможное, что дать нашим детям лучшее в мире образование. Что учащиеся хореографических училищ будут иметь сценическую практику с профессиональными артистами на одной сцене. Что талантливые выпускники училищ смогут продолжать обучение и получать высшее образование, не прекращая карьеру танцовщиков. А студенты-балетмейстеры будут иметь возможность работы с хорошим профессиональным материалом на базе училища для осуществления своих хореографических постановок.

Мы с коллегами часто вспоминаем Захарова, его мечты о школе и ее развитии. Как он искренне любил наших детей! Ему удавалось невозможное. Очень жаль, что сейчас не существует этого уникального комплекса, что многим планам не суждено сбыться, что зачастую его именем прикрываются корыстные и далекие от искусства люди. Но думаю, что каждый из нас, кто работал с ним рядом, вынес для себя огромное количество уроков, самых различных – и человеческих, и профессиональных. И нам всем есть за что быть благодарными мастеру!


ЛИТЕРАТУРА

[1] Шевцов И. «Гжель» как чудо : сб. – М.: Театр танца «Гжель», 2001.

[2] Захаров В.М. Поэтика русского танца: Народная художественная культура регионов России: обряды; песня; танец; костюм; промыслы : в 2 т. Т. 1. – М.: Святогор, 2004.

[3] Культурно-образовательный комплекс: школа - хореографическое училище - вуз - театр : сб. / авт.-сост.: Кучмаева И.К., Коненкова А.К., Дегтярева В.В. – М.: Гос. акад. славянской культуры, 2008.


Лапина Богдана Михайловна
преподаватель классического танца,
Московское хореографическое училище при Московском
государственном академическом театре танца «Гжель» (Москва)
Email: barabusha@mail.ru

© Лапина Б.М., 2023.

Статья поступила в редакцию 15.02.2023.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2023/1(32)

Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/564.html

Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

  • 04.05.2024

    В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.

  • 04.05.2024

    Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.

  • 04.05.2024

    19 апреля в Институте Наследия состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 10-летию научно-просветительского проекта «Живое наследие памяти».

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru