Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2023.41.10.008

Радаева В.С.

Традиционная народная культура России (обычаи, художественные промыслы, танцевальный фольклор): проблема сохранения и развития

Аннотация. В статье освещаются важные аспекты традиционной народной культуры, ее самобытность, раскрывается многообразие русских народных обычаев, уникальность художественных промыслов и своеобразие танцевального фольклора, подчеркивается важность сохранения и развития традиционной народной культуры России.

Ключевые слова: традиционная народная культура, самобытность, фольклор, обычаи, художественные промыслы, танцевальный фольклор, сохранение культурного наследия.


В России сформировалась и сохранилась уникальная по своему нравственному и эстетическому богатству традиционная народная культура, которая и по сей день удивляет и восхищает современников талантом и мастерством наших предков. Ее особый характер развивают сельский образ жизни, земледельческая составляющая труда и, конечно же, своеобразие духовной атмосферы сельской жизни, природное мировоззрение и специфические формы общения.

Народное творчество в России представлено 270 тысячами самодеятельных коллективов народного творчества, работающих на базе учреждений культуры, государственных ансамблей и оркестров народного творчества, художественных народных промыслов.

Понимание традиционной народной культуры возможно только на основе выявления ее собственной структуры, своеобразия, а не навязывания мер и оценок, взятых из других культур. В ее основе – образ жизни, идеи человеческого единства, в котором природа является частью человеческого дома и одновременно тайной, охраняемой традицией, запретами, эстетическими нормами и системой воспитания.

Сущностью традиционной культуры является не только культурное, художественное, эстетическое мастерство, но и духовное мастерство и практика людей, накапливающих по крупицам элементарные и простые, непреходящие общечеловеческие ценности. В традиционной культуре накапливаются не только формы духовного самосознания, но и эмоции, ощущения, душевные движения, в которых объективируются обычаи, традиции, запреты, предпочтения, заповеди и так далее.

Социальная структура русского населения в определенной степени неоднородна, но при этом основной контингент составляют коренные жители деревни и те жители, которые ненадолго порвали связи с деревней. Все это свидетельствует о стабильности социального состава сельского населения и, следовательно, о малой вероятности размывания самобытных черт народной культуры. Своеобразие традиционной культуры проявляется во всем многообразии жизненных принципов, произведений, быта, мировоззрения, традиций, духовности народа.

Идентичность есть самобытная жизнь людей, она тесно связана с проблемой культурной устойчивости человека в природе и в сообществе людей. Самобытный характер традиционной народной культуры заключается в следующих основных и взаимообусловленных категориях.

1. Труд в деревне, природопользование, жизнеобеспечение: численность и расселение сельских жителей, хозяйственная деятельность, землепользование, образ жизни, разделение труда по полу и возрасту, отношение человека к природе и степень его зависимости от природы, народные знания о природе, живой природе, культурные нормы.

2. Социальная устойчивость: характер крестьянского труда, сельский социальный коллектив (община), семейные нормы, социализация как способ межпоколенческой передачи сельской культуры, морально-этические нормы, обычаи, традиции, психология, черты характера.

3. Традиционная сельская материальная культура и ее связь с естественной устойчивостью человека: жилище, поселение, одежда, пища, орудия труда, ремесла, прикладное искусство.

4. Духовная культура и мировоззрение: представления о мире, человеке, жизни и смерти, душе, религии. Праздничная культура, художественное творчество: песни, сказочный эпос, рукоделие, костюмы, обряды.

Русский народ вместе со своей культурой всю свою историю находился в борьбе за существование, преодолевая бессмысленные, чаще всего разрушительные эксперименты.

Культура народов, проживающих в сельской местности, имеет свои отличительные особенности, которые обусловлены многими факторами: климатом, ландшафтно-природной средой, национальными и этническими особенностями и др., но культура села изначально едина благодаря важнейшему качеству – она оригинальна и популярна по своему содержанию.

В основе самобытности сельской культуры лежат уклады ведения хозяйства, крестьянский быт, создающие неповторимые формы народных обычаев и обрядов, праздничной культуры, этико-нравственные нормы, образцы народной эстетики и художественного творчества. Как следствие, самобытность сельской культуры проявляется как в материальной, так и в духовной культуре деревни. Самодеятельность народной культуры как проявления определенного вида человеческой деятельности не следует трактовать как дополнение к «серьезным» видам творческой деятельности.

Самодеятельность народной культуры находит свое оригинальное выражение в фольклоре. Фольклор – это своеобразная душа народа, в нем проявляется творчество народа, это искусство, созданное народом и существующее в широких народных массах. Фольклор как самосущее проявление народной культуры в ее словесных (фольклорно-поэтических), музыкальных, танцевальных и других проявлениях не только непосредственно влияет на культуру народа, но и способствует развитию общества в целом. 

Каждый российский регион имеет свои особенности и традиции. Возьмем, к примеру, танцевальный фольклор Москвы и Московской области.

Подмосковная кадриль характерна для народных кадрилей, распространенных в районах Подмосковья. Исполняется задорно, весело. Девушки танцуют достойно; быстрый темп и четкие дроби сочетаются с плавными и грациозными движениями. Сдержанная и благородная танцевальная форма юношей. Характерные черты кадрили: отсутствие присядок у юношей и притопов из-за такта перед входом в соло (как у девушек, так и у юношей). В танце может участвовать любое количество пар, кратное четырем.

Костюм девушки: платье светлого тона с вышивкой русского орнамента, туфли на каблуках.

Костюм юноши: рубашка светлая, с отложным воротником, заправлена в брюки; брюки темные навыпуск; ботинки.

Московская губерния была известна как ситцевый край, что определялось преобладанием текстильных фабрик. К 1902 г. насчитывалось более 2,5 тысяч фабрик и заводов, на которых было занято 325,6 тыс. человек. В этом отношении провинция была одним из важнейших регионов империи.

В XVIII-XIX вв. возникло множество направлений декоративно-прикладного искусства. Всемирную известность получили деревянные игрушки богородских и кудринских скульпторов, лаковая миниатюра из деревни Федоскино, гжельская посуда из Раменского района, металлические декоративные подносы из деревни Жостово, а также работы мастеров-ювелиров, косторезов и прекрасные образцы кружева и вышивки.

Обряды и обычаи жителей Москвы и Подмосковья в целом традиционны, хотя отмечены и некоторыми местными особенностями.

Главным достижение народного искусства этого региона считается керамика Гжели. Гжель – это название живописного подмосковного района, который находится в 60 километрах от Москвы. Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. Он ассоциируется с красотой, гармонией, сказкой и реальностью. Фарфор с изящной синей росписью и разноцветная майолика широко известны не только в России, но и за рубежом. Гжельские изделия привлекают всех, кто ценит красоту, богатство фантазии и гармонию, высокий профессионализм авторов. Гжель – колыбель и главный центр русской керамики. Здесь сформировались его лучшие черты и проявились высшие достижения народного творчества.

У гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный синий цвет.

Большую популярность приобрела гжельская посуда с росписью синим кобальтом на белом фоне. Во многих домах можно встретить необыкновенно уютный и аппетитный гжельский чайник для заварки – белый с голубыми носиком, ручкой и крышкой, с дискообразным туловом, на котором в синем кругу на белом фоне размещен большой синий цветок. Не менее известны гжельская сахарница в виде горшочка с голубым краем «жабо», шкатулки и другие подобные предметы. Объединение «Гжель», наряду с развитием производства художественного фарфора в деревнях Бахтеево и Турыгино, в последние годы сумело возродить майолику с росписью по сырой эмали в деревне Трошково.

Сейчас «Гжель» – это ведущие мастера промысла: Виктор и Татьяна Хазовы, Маргарита Подгорнова, Галина и Владимир Московские, Виктор Неплюев и многие другие, большинство из которых – заслуженные художники России, лауреаты государственных премий, дипломанты Академии художеств. Возглавил этот народный промысел Герой труда, профессор, заслуженный работник культуры, лауреат государственных премий Виктор Михайлович Логинов. Более тридцати лет он был директором и генеральным директором производственного объединения «Гжель» и под его руководством и при непосредственном участии этот народный художественный промысел был возрожден и достиг высочайшего уровня. Он также являлся единомышленником известного российского хореографа и балетмейстера, народного артиста России Владимира Михайловича Захарова в реализации идеи театра танца «Гжель», который и был создан в 1988 году. Не случайно в репертуаре театра визитной карточкой является вокально-хореографическая композиция на музыку В.Темнова «Сказочная Гжель».

Жостовская роспись. Недалеко от Москвы находится село Жостово, знаменитое тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цвета в окружении сжатой листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон подноса.

История жостовского ремесла своеобразна. Она восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных деревень – Жестове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других – существовали мастерские по производству расписных лаковых изделий из папье-маше. Первой малярной мастерской в Подмосковье была фабрика купцов Коробовых-Лукутиных, основанная в конце 18 века в селе Федоскино, в 7 км от Шостова. Выгодное расположение недалеко от столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредников покупателей.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства. Сегодня декоративная живопись Жостова пользуется популярностью. Сам же процесс создания такого изделия требовал немало усилий со стороны разных мастеров и описывается следующим образом: «Для изготовления подносов обычно бралось листовое железо, из него ножницами выкраивались листы нужной формы и размеров. Нарезанное железо кузнец-коваль выбивал молотком на чугунной плите, соответствующей форме будущего подноса, после чего поднос попадал в руки шпаклевшику, который грунтовал его составом из голландской сажи и олифы и ставил в жаровой шкаф для просушки. Когда поднос высыхал, его передавали живописцу, делающему фон и расписывающему поднос. Затем поднос покрывался лаком, чистился пемзой и снова покрывался лаком».

Традиционный мотив жостовской росписи – цветочный букет на черном фоне. Его отличает декоративная обобщенность реалистической формы. В жостовских букетах можно увидеть нежные и яркие оттенки. Цветы на подносе легко узнаются.

Эта роспись нашла отражение в танцевальной композиции Московского академического театра танца «Гжель». Владимиру Михайловичу Захарову удалось в танцевальной композиции «Мотивы Жостова» передать все богатство этой росписи. Яркие костюмы точно повторяют жостовскую роспись, а задорная музыка и виртуозная хореография передают праздничный характер русского стиля.

В заключение следует указать, что основную работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры осуществляют сегодня 50 019 учреждений культуры клубного типа, которые представлены, в том числе, такими типами, как дома творчества и центры народного творчества, дома народной культуры, дома фольклора, дома ремесел. Важно отметить, что 94 процента объектов культуры и отдыха расположены в сельской местности, где проживает более четверти населения России. Различные творческие коллективы способствуют сохранению и развитию народной культуры.

Самобытный характер народной культуры активно проявляется в творчестве и достижениях самих жителей села в свободное и праздничное время. В молодежных посиделках, хороводах практически нет пассивных слушателей, идет непрерывный процесс обучения пению, танцу, игре – передача культурных традиций из поколения в поколение. Городские творческие коллективы так же сохраняют и развивают традиционную народную культуру. Она находит свое отражение в танцевальных композициях, костюмах, песенном фольклоре. Происходит формирование мировоззрения, культуры, обычаев и нравов духовной культуры народа.


ЛИТЕРАТУРА

1. Ванслов В.В. В мире искусства : эстетические и художественно-критические эссе. – М.: Знание, 2003.

2. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1964.

3. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. – М.: Наука, 1986.

4. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1992.

5. Захаров В.М. Поэтика русского танца : в 2 т. Т. 2: Русская народная хореография в системе регионально-этнографической культуры России. – М.: Святогор, 2004.

6. Салтыков А.Б. Русская керамика. Пособие по определению памятников материальной культуры XVII – начала XX в. – М.: Госкультпросветиздат, 1952.

7. Уральская В.И. Природа танца. – М.: Сов. Россия, 1981.


Радаева Виктория Сергеевна
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва)
Email: gonachek@mail.ru

© Радаева В.С., 2023.

Статья поступила в редакцию 15.02.2023.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2023/1(32)

Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/566.html

Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru