Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2023.92.66.009

Ртищева И.А.

Музеоргафические издания о доме-музее Виктора Васнецова как предмет историко-культорологического исследования

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются музеографические издания о доме-музее Виктора Васнецова с точки зрения смены социокультурных реалий и подходов к интерпретации творчества художника в разные периоды существования музея.

Ключевые слова: Дом-музей Виктора Васнецова, музеографические издания, экспозиция, музейный путеводитель.


Музеографические издания, посвященные дому-музею живописца Виктора Васнецова, являются ценными источниками для изучения его истории, деятельности, экспозиционного развития и формирования коллекции. Изучение каждого конкретного издания, будь то каталог музея, путеводитель, буклет – это ценный штрих для создания полноты картины существования музея в разные периоды его истории.

Нередко музеографические издания представляют собой единственное свидетельство по экспозиционному оформлению залов в первые годы существования музея.

Дом-музей художника Виктора Васнецова был открыт в 1953 г. по воле его наследников, которые передали государству земельный участок, дом, произведения графики, живописи, предметы обстановки, архив и многое другое. Дарительница мемориальной коллекции – дочь художника Т.В. Васнецова – определила главный принцип существования музея, который заключался в сохранении прижизненной обстановки, атмосферы творчества и жизненного уклада известного художника [1]. Этот принцип актуален по сей день, он во многом обеспечивает широкую популярность мемориального дома-музея.

Дом-музей Виктора Васнецова открывает широкой публике грани его таланта, хранит прижизненную обстановку, живопись, рисунки, этюды, образцы театральных и архитектурных эскизов, письма и личные документы.

За десятилетия существования дома-музея Виктора Васнецова ему было посвящено несколько музеографических изданий. Одним из первых был путеводитель 1957 г., выпущенный в рамках популярной серии «По музеям и выставкам Москвы и Подмосковья» [2]. Автором текста первого путеводителя был искусствовед В.М. Лобанов, который общался с Виктором Васнецовым лично, нередко бывал в его московском доме. Исследователь вспоминал: «На жизненном пути мне посчастливилось встречаться со многими замечательными деятеля русской художественной культуры. Среди них незабываемое впечатление оставил Виктор Михайлович Васнецов – мудрый проникновенный человек. Неоднократные длительные беседы с ним сохранили в памяти многое» [3]. К слову добавим, что В.М. Лобанов был автором многих публикаций о Викторе Васнецове и его современниках [4].

Автор первого путеводителя знакомил широкую публику с жизненными и творческими этапами Виктора Васнецова. Подробное повествование насыщено цитатами самого мастера, его близких и современников. Переезд Васнецова в Москву и постройку дома В.М. Лобанов раскрывает как ключевой эпизод жизни художника, с которым связаны расцвет его творческой деятельности и создание самых известных полотен. Наряду с очерком о жизненных перипетиях Виктора Васнецова автор путеводителя представил подробные описания экспозиции мемориального музея с акцентами на особенно значимые и выразительные предметы коллекции. Напомним, что автор каталога бывал в доме художника, знал лично его и членов его семьи, тем самым, данное им описание обстановки залов является важным источником для музейных исследований. Подробное описание интерьеров музея сопровождается ремарками и уточнениями В.М. Лобанова. К примеру: «Время внесло, конечно, изменения в обстановку отдельных комнат музея, но в основном они сохранились в том виде, как при жизни художника <…>. Посреди комнаты [столовой] под очень простой, ранее керосиновой лампой, стоит большой обеденный стол <…>. У стены, выходящей в сад, где ранее находился шкаф и буфет красного дерева, теперь стоит мягкий диван. Одно время он стоял в мастерской В.М. Васнецова» [5]. Насыщенный текст путеводителя иллюстрировался не только репродукциями известных живописных работ художника, но и включал его личные и семейные фотографии.

По материалам первого путеводителя можно также сделать вывод том, что музей в первые годы существования раскрывал художника, в первую очередь, как глубоко национального автора, которому были небезразличны судьбы его современников, искания и традиции русского народа. В первые годы существования музея сформировались его основные экспозиционные принципы и доминанты. Изначально для посещения были предоставлены гостиная, зал, бывшая детская, мастерская, отдельные предметы (архитектурные эскизы, фото) экспонировались в прихожей и у винтовой лестницы.

Уже через два года в 1959 г. вышел каталог дома-музея Виктора Васнецова [6]. Небольшая вступительная статья каталога представляла весьма краткий материал. Рассказ об экспозиции был сосредоточен в основном на сказочно-былинной и патриотической теме художника. В частности, в нем преобладали следующие акценты: «В.М. Васнецов в своем творчестве многогранен, но основные его полотна написаны на темы русских народных былин и сказок <…>. «Богатыри» – памятник доблести и геройству русского народа <…> В.М. Васнецов в своих произведениях в живописной форме показал сокровища русского народного творчества и русской старины и поэтому занял почетное место в истории живописи» [7]. В качестве иллюстраций в конце каталога представлены репродукции самых известных картин художника из собрания мемориального дома-музея – «Спящая царевна», «Царевна-Несмеяна», «Витязь на распутье» [в мемориальном музее представлена авторская копия полотна] и др. Каталог музея 1959 г. был составлен по разделам коллекции, так как «не все предметы находятся на своих местах», тем самым он представляет собой важное свидетельство о составе первой экспозиции музея художника.

Примечательно, что вступительная статья каталога завершается следующим высказываем: «Советский народ высоко ценит творчество своего великого художника <…>. Советское Правительство систематически отпускает средства для пополнения Дома-музея Виктора Васнецова и появляется возможность все полнее и полнее знакомиться с творчеством этого великого мастера» [8]. В том же смысловом ключе завершается и текст путеводителя В.М. Лобанова. Здесь важно отметить, что музей Виктора Васнецова был открыт в первое послевоенное десятилетие, когда на музейное строительство особое влияние оказывали идеологические установки в области культурной политики. К тому же, в эти годы музеи находились в крайне непростом положении, так как государственные средства выделялись преимущественно на восстановление экономики. Открытие музея Виктора Васнецова стало возможным в связи с высокой оценкой власти творчества художника. По словам исследователя К.А. Богданова, «Великая Отечественная война возвращает привлекательность героическим образам русского эпоса». В 1951 г. в Большой Советской энциклопедии вышла статья о Викторе Васнецова, где он приравнивается «к предтечам социалистического реализма» [9].

Виктор Васнецов был одним из первых художников, обратившихся к русскому фольклору, и на своих полотнах в поэтической форме он воплощал народные идеалы и высокие патриотические чувства. Эти творческие принципы живописца были особенно созвучны военному и послевоенному времени. Именно поэтому он в числе немногих художников удостоился создания мемориального музея в тех сложных экономических и социокультурных реалиях.

В 1962 г. вышла небольшая краткая памятка экскурсанту [10]. В 1966 г. издан следующий путеводитель по экспозиции дома-музея Виктора Васнецова [11]. Его материалы стали ценным свидетельством дальнейшего развития, пополнения и расширения музейного пространства. В экспозиции столовой формируется тема «семейного портрета»; ее ядром является семейный обеденный стол по проекту художника, который окружают несколько деревянных стульев. Что касается живописных экспонатов, то на стенах столовой представлены преимущественно детские образы. Среди них: «Портрет Вити Васнецова (внука художника) (1921), «Портрет Миши Васнецова» (1892), «Портрет Володи Васнецова» (1895), «Портрет Тани Васнецовой» (1884), «Портрет В.М. Васнецова (1913) работы дочери Т.В. Васнецовой.

Если экспозиционная задача столовой виделась как отражении «детского» мира семьи, личного общения родителей и детей, братьев, сестры, то гостиная представляет дружескую «беседу» с художником. Здесь уже нет ощущения того интимного мира, эксклюзивного права «приоткрыть дверь» в уютный семейный быт, здесь раскрывается скорее «парадная» сторона жизни. В гостиной к этому периоду представлено большое разнообразие мебели, среди которой выделяется дубовый стол с инкрустацией, большой буфет работы Аркадия Васнецова – одного из братьев художника, кресла абрамцевских мастерских, пианино, альбом фотографий Фишера. Среди представленных портретов – преимущественно образы друзей семьи и родственников: «Портрет В.С. Мамонтовой (1896), «Портрет Ап. Васнецова» (1872), «Портрет Петра Васнецова» (1878), «Портрет А.В. Васнецовой», жены художника (1878), «Портрет М.И. Рязанцевой», тещи художника (1903). На перилах винтовой лестницы, поднимающейся из гостиной, были размещены предметы русского оружия прошлых веков (при жизни мастера они располагались в мастерской).

В бывшей детской комнате экспонировалось большое разнообразие рисунков и этюдов художника разных лет. В этот период к музейному пространству присоединяется бывшая классная комната. В ней разворачивался музейный рассказ о родине Васнецова, представленный акварелями брата Аполлинария с родными вятскими пейзажами, витриной с предметами народной вятской игрушки и народными предметами быта. В мастерской Виктора Васнецова хранились полотна с известными сказочными и былинными сюжетами.

Через два года в 1968 г. вышел еще один путеводитель по экспозиции дома-музея художника [12]. Это издание имело принципиальное отличие от предыдущего, которое заключалось в разделение текста на тематические части, согласно залам музея. Таким образом текст представлял такие разделы, как столовая, зал, детская, классная, мастерская – этот формат способствовал ознакомлению с текстом непосредственно во время передвижения по музею. Здесь важно уточнить, что 1960-е гг. период «оттепели» заметно смягчился государственный контроль над обществом и культурными процессами, активно развивается музейная и туристическая сфера, к тому же, к этому времени дом-музей уже «пользуется широкой популярностью и играет немаловажную роль в художественном воспитании советской молодежи» [13].

Заметим, что основные акценты в двух последних путеводителях сосредоточены на предметах декоративно-прикладного искусства, резных буфетах, скамьях и др. Полотна сказочной серии художника, размещенные в мастерской Виктора Васнецова на втором этаже, раскрываются как экзотика древнего русского мира, как визуализация фольклора. Особое место в их искусствоведческом анализе занимает колорит и цветовое решение деталей композиции. К примеру: «Волшебный сон, сказочные грезы требовали иного цветового решения [речь идет о картине «Спящая царевна». – И.Р.]. Художник пользуется нежно-розовыми, серебристо-серыми тонами, очень тонко переходит от одного цвета к другому <…> удачна композиция картины, чувствуется влияние декорационной живописи» [14]. Смягчение идеологической подоплеки в последних музейных изданиях способствовало интерпретации музейной коллекции как среды любования предметами, красками, пространством дома. В первых изданиях о музее подчеркивалась идея борьбы русского народы с силами зла, их повествовательным лейтмотивом выступала национально-патриотическая идея.

Заметим, что все рассмотренные выше издания сосредоточены в основном на экспозиции, творческом пути художника и его ключевых произведениях. Текстовая часть этих изданий явно преобладала над иллюстративной. Сам дом художника рассматривается в основном как музейное пространство. В повествовании путеводителей, памятки и каталога отсутствует интерпретация дома как произведения художника, как части его культурного наследия, как места частной жизни семьи и самого живописца.

В 1983 г. вышел небольшой буклет о доме-музее Виктора Васнецова, где основной акцент был сделан на цветные иллюстрации, которые демонстрировали результат реставрационных работ, расширения и предметного дополнения экспозиции 1979-1980 гг. [15]. Текст, представленный в буклете, лишь кратко описывал наследие мастера.

Последний на данный момент путеводитель о доме-музее Виктора Васнецовы был издан сотрудниками музея в 2018 г. [16] К этому времени существенно изменились культурные запросы общества. В стремительно развивающемся мегаполисе мемориальный музей Виктора Васнецова стал восприниматься публикой не просто как музей художника. Сам дом известного мастера в последние десятилетия привлекателен для современного зрителя не только своим архитектурным убранством и внутренним наполнением. В наши дни он предстает свидетелем истории города, островком прежнего уклада жизни с ее бытовыми особенностями, местом, где когда-то протекала жизнь большой семьи. В этом ключе основным тезисом для дальнейшего развития музея [и прочих малых музеев ГТГ] послужило то, что в дома-музеи, музеи-квартиры, музеи-мастерские посетители приходят не столько за шедеврами мастеров, их творческими коллизиями, сколько, по словам Т.В. Гафар, за «судьбой» известных представителей искусства, их мыслями, взглядами, отношением к жизненным поворотам и историческим событиям [17].

Здесь также важно отметить, что в современном мире в условиях ускорения общих жизненных темпов, ежедневных объемах получаемой информации, в коммуникативной практике человека ведущую роль приобретает не текстовый и визуальный символ: зрительный образ становится предпочтительным источником получения информации. Как отмечает исследователь М.В. Габова, «визуальность определяется как форма репрезентации мира и реальности, как базовая форма существования современной культуры. Зрительный образ информирует, образовывает, развлекает, эмоционально насыщает человека, манипулирует его поведением и действиями. В современном мире зрительный образ – это уже некое средство взаимодействия со зрителем, нежели просто его созерцание» [18].

Учитывая современные культурные реалии, путеводитель 2018 г. представляет собой обильно иллюстрированное издание, где представлены репродукции сказочных полотен Васнецова, портреты его близких, фото художника, его семьи, фрагментов интерьеров залов и отдельных предметов экспозиции. Текст здесь занимает как бы подчиненное, сопроводительное положение. Вместе с тем, по своему содержанию он близок путеводителю М.В. Лобанова. В современном путеводителе текстовое повествование имеет тематическую дифференциацию – история дома художника и организация в нем музея, основные этапы жизни и творчества Виктора Васнецова. Далее следует описание столовой, мемориальных комнат А.В. Васнецовой, Т.В. Васнецовой – жены и дочери художника, бывшей детской, классной, гостиной и мастерской. В новый путеводитель включены биографические подробности близких известного мастера, его наследников, детали жизненного уклада семьи. Известные картины «Поэмы семи сказок» интерпретированы не только с точки зрения фольклора, а как соединение образов народной фантазии и произведений духовной литературы. В них акцентированы иные детали и более глубокие смыслы, заложенные художником. К примеру, в картине «Царевна-Несмеяна» стены терема украшены сюжетами из религиозного лубка и христианских рукописей», что подразумевает религиозно-философскую подоснову сюжета [20]. Так же, как и в тексте М.В. Лобанова, в каталоге 2018 г. представлено множество цитат, суждений, воспоминаний художника и его окружения.

Музеографические издания, посвященные дому-музею Виктора Васнецова, являются важными свидетельствами его экспозиционного формирования и развития в разные десятилетия существования. Путеводители, каталоги, буклеты содержат текстовую и иллюстративную информацию, в которой преломляются особенности культурно-исторической эпохи, дух времени, культурные запросы общества. Издания о музее Виктора Васнецова отражают подходы к сохранению его творческого наследия, акцентуацию творчества, актуальную для разных лет существования музея, особенности подачи информации.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Материалы проекта письма А.В.Васнецова и В.А.Васнецова директору Музея истории и реконструкции Москвы. 1980 // Архив Музея Аполлинария Васнецова.

[2] Лобанов В.М.Дом-музей художника В.М.Васнецова. – М.: Моск. рабочий, 1957. – 134 с.

Серия путеводителей издательства «Московский рабочий» выходила в 1950-1980-гг.

[3] Лобанов В.М. Виктор Васнецов в Москве. – М.: Моск. рабочий, 1961. – С. 3.

[4] К примеру: Лобанов В.М.Виктор Васнецов в Москве. – М.: Моск. рабочий, 1961. – 239 с.; его же: Виктор Васнецов. – М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962. – 111 с.; его же: Виктор Васнецов в Абрамцеве. – М.: О.И.Р.У., 1928. – 39 с.

[5] Лобанов В.М. Дом-музей художника В.М.Васнецова... С. 11-12.

[6] Каталог Дома-музея Виктора Михайловича Васнецова. – М., 1959. – 44 с.

[7] Там же. С. 3-9.

[8] Там же. С. 9.

[9] Цит. по: Богданов К.А.Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры // Читалка : [сайт]. – Url:https://www.4italka.ru/nauka_obrazovanie/istoriya/359389/fulltext.htm(дата обращения: 08.12.22).

[10] Цолин С.Н. Формирование и развитие сети мемориальных художественных музеев РСФСР. – М., 1990. – С. 25.

[11] Дом-музей В.М. Васнецова: памятка экскурсанта. – М., 1962. – 35 с.

[12] Дом-музей В.М. Васнецова. Краткий путеводитель. – М., 1966. – 24 с.

[13] Дом-музей В.М. Васнецова. Краткий путеводитель. – М.: Реклама, 1968. – 15 с.

[14] Копия письма В.А.Васнецова Министру Культуры Е.А.Фурцевой. 1966 // Архив Музея Аполлинария Васнецова.

[15] Дом-музей В.М.Васнецова. Краткий путеводитель... 1968. С. 12.

[16] Дом-музей В.М.Васнецова : буклет. – М.: Моск. рабочий, 1983.

[17] Дом-музей В.М.Васнецова : путеводитель. – М.: Гос. Третьяковская галерея, 2018. – 127 с.

[18] См.: Гафар Т.В. Ресурсы для развития малых музеев : [видеолекция] // Url: Яндекс. Видео : [видеосервис]. – Url: https://yandex.ru/video/preview/8036835286318455348 (дата обращения: 15.12.2022).

[19] Габова М.В. Визуальная культура современного общества (опыт типологии) // Человек. Культура. Образование. – 2017. – № 2(24). – С. 30-40.

[20] Дом-музей В.М.Васнецова : путеводитель… С. 102.


Ртищева Ирина Александровна
научный сотрудник,
Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Email: Ira.rtishewa@yandex.ru

© Ртищева И.А., 2023.

Статья поступила в редакцию 15.02.2023.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2023/1(32)

Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/567.html

Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru