Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2023.36.17.001

Снеговская Е.А.

Мемориальность в музее: основные подходы к определению, проблемы дефиниции

Аннотация. Данное исследование сосредоточено главным образом на деятельности значительной группы мемориальных музеев, которая связана с увековечением памяти об исторических событиях, государственных и общественных деятелях, представителях науки, культуры, искусства преимущественно на основе сохраненных или воссозданных памятников истории и культуры, природы, мемориально-бытовой обстановки и мемориальных предметов. В статье приведены основные научно-исследовательские подходы к определениям «мемориальный музей», «мемориальность в музее», рассмотрены основные классификации, характерные для данной группы музеев. Проблема исследования базируется на распространенных современных противоречиях, связанных с восприятием и интерпретацией музейной мемориальности.

Ключевые слова: мемориальность, мемориальный музей, мемориальность в музее, персональное наследие, монографический музей, музейная мемориальность.

К вопросам мемориальности, в той или иной степени, обращались многие российские и зарубежные музееведы, музеологи, социологи, философы, историки. Отечественные исследования представлены трудами А.М.Разгона, С.А.Каспаринской, Т.П.Полякова, М.Е.Каулен, Т.Ю.Юреневой, И.Г.Клабуновского, Ю.В.Кононова, В.М.Хевролина, Е.К.Дмитриевой и др. Проблемы формирования коллекций, создания научных концепций экспозиций, музеефикации историко-мемориальных объектов были рассмотрены в диссертационных исследованиях Е.А.Ячменева, Н.А.Никитиной и др.

Относительно зарубежных исследований, посвященных мемориальности, стоит отметить, что под мемориальными музеями подразумевают музеи, посвященные как просвещению общественности, так и празднованию конкретного исторического события, обычно связанного с массовыми страданиями. (Под «страданиями» в данном случае подразумеваются исторические процессы, связанные с угнетением национальных масс.) В публикации Эми Садаро [1], американского социолога, специалиста в области общественных наук, отмечена глобальная тенденция, возникшая во второй половине ХХ века, отражающая широкий и повсеместный интерес к прошлому, в котором ранее видели пролог к великому будущему, ожидавшему нацию, а теперь важным стало понимание причины былого насилия и угнетения. Исследователь отмечает, что за сто с небольшим лет мемориалы, торжественно напоминающие посетителям о славных достижениях нации, стали рассказывать об ужасах произошедших конфликтов. Главной целью Э.Садаро было изучение возникновения мемориальных музеев как новых форм сохранения памяти, где мемориальным музеям отведена роль крайне популярного проявления «бума негативной памяти».

В российском музееведении понимание мемориального музея несколько отличается от западноевропейского. Как правило, мемориальные музеи в отечественном музееведении связаны с сохранением и популяризацией персонального наследия [2]. В данной статье автором предпринята попытка проанализировать подходы к определению мемориального музея, а также проблемы, связанные с дефиницией и классификацией.

Этимология указывает на латинское происхождение слова «мемориальный» (от memorialis – памятный). Широкое понятие слова дает возможность применять его к истории народов (как национальной памяти), к местам, зданиям и предметам, связанным с выдающимися событиями или личностями.

Музеефикация персонального наследия имеет огромное значение для сохранения памяти в жизни отдельного человека и целого общества. Связывая прошлое и настоящее, память определяет будущее нации, являясь мостом преемственности, определяющей социокультурную идентичность. Мемориальные музеи играют главенствующую роль в сохранении и передаче культурной памяти.

В отечественном музееведении характеристики мемориального музея складывались поэтапно, развитие данного процесса напрямую взаимосвязано с политической ситуацией в стране. В одной из своих статьей Н.М.Дружинин отмечает, что среди историко-революционных музеев существуют музеи меморативные,посвященные тому или иному революционному деятелю (музеи В.И.Ленина, П.А.Кропоткина, Н.Г.Чернышевского) [3], сеть музеев Наркомпроса РСФСР в 1931 году включала 12 меморативных музеев по всей стране [4].

Среди меморативных музеев в 1930-е гг. преобладали историко-революционные, посвященные политическим деятелям, однако существовали и литературные музеи, создание которых, в большей степени, становилось результатом национализации усадеб, домов, квартир, где продолжали жить наследники литературных деятелей. С одной стороны, этот процесс может рассматриваться как способ физического сохранения объекта, с другой стороны, музеефикация 1920-х гг. – это целенаправленная установка новой государственной идеологии [5].

К меморативным музеям относили все учреждения культуры, посвященные историческим личностям, даже те, которые не располагались в историческом здании и не обладали мемориальными предметами. Такое понимание было характерно для большинства советских исследователей (И.Г.Клабуновского, Ю.В.Кононова, В.М.Хевролиной) вплоть до 1960-х гг.

Определялся подобный подход преимущественно внутренней политикой государства, ориентированной на политико-просветительскую, пропагандистскую работу, где роль главного носителя информации отводилась не подлинному свидетелю истории, а формированию массового сознания через «политико-просветительский комбинат, на базе научно-исследовательской работы показывающий свои собрания и показом, наглядными представлениями рассказывающий трудящимся массам о природе и человеческом обществе, об исторических формах классовой борьбы, о борьбе за социализм, о великом социалистическом строительстве» [6].

К 1960-м. гг. наметился рост литературных и художественных музеев, связанный с повсеместной музеефикацией наследия российских деятелей культуры. Е.Н.Мастеница отмечает, что «1960–1980-е гг. стали временем бурного развития литературных музеев в России, отмеченным не только необычайным ростом их популярности, но и эволюционированием музейных форм репрезентации и интерпретации литературного наследия» [7]. Вышеизложенные обстоятельства привели к необходимости теоретического переосмысления дефиниции мемориального музея.

В 1967 г. было разработано и утверждено «Положение о мемориальных музеях системы Министерства культуры», закрепившее главный критерий признания музея мемориальным – нахождение в месте, непосредственно связанном с меморируемым лицом или событием и наличие в экспозиции подлинных артефактов [8].

Благодаря усилиям исследователей А.М.Разгона и С.А.Каспаринской в понятие «мемориальный музей» стали вкладывать основные критерии: мемориальное здание, где сохранена или воссоздана на документальной основе мемориальная обстановка [9].

В статье «Мемориальные музеи исторического профиля» С.А.Каспаринская подробно рассматривает проблемы дефиниции, связанные с мемориальными музеями, а также вопросы теории, истории и состояние сети мемориальных музеев исторического профиля. Кроме того, в научно-исследовательской работе даны рекомендации, связанные с практической деятельностью музеев.

Автор дает определение мемориальному музею – музей, посвященный какому-либо событию или лицу, расположенный на памятном месте (дом, усадьба, место сражения и т.д.) и располагающий комплексом мемориальных предметов, воссоздающих в полном объеме или частично обстановку, в которой жил и работал выдающийся человек [10]. В момент выхода статьи (1973 г.) данное определение музейной мемориальности являлось наиболее распространенным.

Российская музейная энциклопедия, подготовленная на рубеже XX-XXI вв., приводит довольно схожее определение: «Мемориальные музеи – группа музеев, осуществляющих сбор, хранение, изучение и экспонирование мемориальных и других музейных предметов с целью увековечивания памяти о выдающихся исторических событиях, государственных и общественных деятелях, представителях науки, культуры и искусства. Как правило, располагаются в зданиях, где происходило событие или жил человек, которому посвящен музей» [11].

Несколько иную дефиницию можно встретить в относительно современном «Словаре музейных терминов»: «мемориальные музеи – группа музеев, созданных для увековечивания памяти о выдающихся исторических событиях, государственных и общественных деятелях, представителях науки, культуры и искусства преимущественно на основе сохраненных или воссозданных памятников истории и культуры, природы, мемориально-бытовой обстановки и мемориальных предметов» [12]. Из определения следует, что к мемориальным можно относить музеи, экспозиции которых созданы на основе как сохраненных, так и воссозданных памятников. Действительно, далеко не все фондовые собрания отечественных мемориальных музеев располагают соответствующими материальными свидетелями прошлого, а их экспозиции могут располагаться в восстановленном здании и создаваться на основе типологических предметов времени с привлечением новоделов.

Тем не менее, интерпретация понятия «музейная мемориальность», предложенная еще в второй половине 20 века С.А.Каспаринской, остается актуальной и сегодня. По ее мнению, специфика подобных музеев заключается в воссоздании на памятном месте реальной обстановки, в которой произошло важное для истории страны событие, либо среды, в которой жил и творил великий человек. Самым важным, по мнению автора, является не знакомство с биографией выдающегося человека, его государственной, военной, научной или творческой деятельностью, а встреча с ним самим и его окружением, знакомство с особенностями его быта, его вкусами, привычками, интересами в родной для него обстановке. И если такая встреча с великим человеком состоится, если он примет в своем доме посетителей как гостей, значит, музей выполнил свою задачу [13].

Кроме того, учитывая музейные реальности своего времени, С.А.Каспаринская разделила мемориальные музеи на несколько групп:

1. Мемориальный музей, расположенный в полностью сохранившемся или частично реставрированном мемориальном здании, с сохранившейся в неприкосновенности мемориальной обстановкой. Это своего рода эталон мемориального музея.

2. Мемориальный музей, расположенный в сохранившемся, но отреставрированном здании, с частично сохранившимся мемориальным комплексом предметов.

3. Мемориальный музей, расположенный в реконструированном здании (в данном случае здание является точной копией несохранившегося мемориального здания, которое построено на фундаменте последнего), где отдельные предметы мемориальной обстановки в значительной степени дополнены типовыми, взамен утраченных подлинных.

4. Мемориальный музей, расположенный в реконструированном здании, интерьер которого также представляет собой научную реконструкцию. Такой музей можно назвать мемориальным условно.

С.А.Каспаринская подчеркивает, что существуют и другие разновидности мемориальных музеев, каждый из них имеет свою неповторимую судьбу и вследствие этого – разную степень сохранности. В подтверждение этого стоит привести цитату Л.Н.Летягина, который писал, что «как и люди, мемориальные музеи не могут быть похожи друг на друга» [14].

Мемориальные музеи имеют и видовое деление: например, среди них преобладают дома-музеи, музеи-усадьбы, музеи-квартиры, музеи-мастерские. В связи с развитием многопрофильности и комплексным подходом к сохранению наследия многие мемориальные музеи-усадьбы, музеи-дома стали получать статус музеев-заповедников.

Кроме того, мемориальность не относится к профильной классификации музея. Профиль определяется сферой деятельности, в которой прославила себя меморируемая личность. Поэтому особенности той или иной деятельности героев мемориальных экспозиций оказывают существенное влияние на характер и форму этих экспозиций и, соответственно, дополняют разновидности мемориальных музеев.

Следует отметить, что в данной статье приведена лишь часть общепринятых определений, связанных с мемориальными музеями. Дефиниции и классификации мемориальных музеев, разработанные как отечественными, так и зарубежными исследователями до сих пор находятся в процессе формирования и поиска наиболее подходящих критериев. Однако, проанализировав имеющиеся определения и классификации, можно обобщить характерные для мемориального музея черты: мемориальным музей становится за счет специфических свойств коллекции и объектов, определяющихся историческими событиями и принадлежностью к исторической личности. Разная степень сохранности коллекции и объектов в том или ином музее характеризует уровень мемориальности, где уникальной степенью становится полная сохранность места и исторических объектов.

Некоторые современные отечественные исследователи отмечают, что мемориальность – это высшая ценностная характеристика музейных предметов [15]. Звучит смело, но с этим можно согласиться, если рассмотреть аксиологические аспекты музейных предметов, связанных с мемориальной легендой и включенных в мемориальные коллекции.

В словаре музейных терминов встречается следующее определение мемориальной ценности музейного предмета: значимость предмета как памяти об историческом событии или выдающемся лице, определяемая в первую очередь историей происхождения и бытования, а не атрибутивными признаками предмета. Если в самом предмете не зафиксированы следы его связи с событием или лицом, то для установления мемориальной ценности необходима документация, подтверждающая принадлежность предмета (См. Легенда предмета). Общим отличительным свойством мемориальных музейных предметов является экспрессивность [16].

Подчеркнем, что именно экспрессивные свойства мемориальных музейных предметов – главное, что привлекает современных посетителей в монографических музеях. Связанный буквально на генетическом уровне с историческим событием или личностью, предмет имеет высшую степень достоверности и репрезентативности. Однако этими характерными чертами предмет наделяют сотрудники музея в процессе изучения и документирования, а ценность предмета зачастую определяется господствующими культурными ориентирами эпохи.

По мнению В.Н.Цукановой, «предметы, здание и жизнь владельца, составляющие культурное достояние исторического дома-музея, станут документами только в том случае, если они будут источниками знания. Идея, что предмет и культурные ценности говорят сами за себя, устарела. <...> Таким образом, именно исследование может заставить культурное наследие говорить» [17]. В статье, посвященной особенностям изучения и научного описания мемориальных музейных предметов, Цуканова сгруппировала эти предметы следующим образом:

Первая группа – предметы, музейное значение которых определяется их мемориальной ценностью: (а) предметы, обладающие только мемориальной ценностью; (б) предметы, мемориальная ценность которых, прежде всего, определяет их музейное значение.

Вторая группа включила предметы, музейное значение которых определяется не только мемориальной ценностью (обладающие, помимо мемориальной, еще и иной музейной ценностью).

В то же время, несколько иное деление коснулось мемориальных музейных предметов, указанное в двух группах:

1. Предметы, связанные с меморируемым событием или лицом, но формирование которых не было обусловлено ходом событий, деятельностью меморируемого лица.

2. Предметы, созданные в результате деятельности меморируемого лица, в ходе меморируемого события (или несколько ранее, но в связи с этим событием).

Кроме того, автор статьи отнесла к отдельной группе предметы, обладающие «двойной мемориальностью» [18].

Данную классификацию можно дополнить рассуждениями Т.П.Полякова о «правовых границах» понятия «музейный предмет»: материальных, пространственных, временных, тематических и мемориальных [19]. Остановимся подробнее на «мемориальных границах» музейного предмета. По мнению исследователя, их невозможно установить с математической точностью, «недаром в музееведческом лексиконе появилось понятие «легенда», т.е. система допустимых сведений об истории и судьбе конкретных предметов, включающая не только реальные факты, но и факты предполагаемые». Однако Т.П.Поляков отмечает, что мемориальность является высшим критерием подлинности музейного предмета.

В своей работе исследователь предложил следующую градацию понятия «мемориальность музейного предмета»:

– высший уровень: личные вещи и документы, имеющие прямое отношение к герою музея и экспозиции, членам его семьи, близким друзьям и знакомым;

– средний уровень: вещи и документы из той культурно-исторической и, главное, географической среды, в которой формировался и действовал герой музея и экспозиции. Это могут быть предметы, не исключающие возможность свидетельствовать о тех или иных его деяниях;

– низший уровень: вещи, дошедшие из культурно-исторической среды, которая традиционно связывается с «эпохой» или «временем» героя, минуя известную географию его жизни.

Напомним, что современная ситуация, определяющая экспозиционно-выставочную деятельность музеев, сложилась следующим образом: часто интерьеры незаслуженно носят название «мемориальные». Их экспозиции строятся на основе типологических предметов, а размещаются они в зданиях-реконструкциях. Поэтому, с одной стороны, типологические вещи снижают ценность «мемориальной» экспозиции, а с другой стороны, требуют своего изучения, по определению Т.П.Полякова, «выращивания» косвенных связей между этими предметами и героем экспозиции, т.е. поиска хотя бы проблеска потенциальной мемориальности, способного превратиться в манящее и чарующее свечение.

Кроме того, Т.П.Поляков отмечает, что «мемориальные вещи, собранные в бытовой ансамбль или, иначе, в интерьер, обладают особой аурой, которая трудно поддается изучению в традиционных научных дисциплинах» [20]. В дополнение стоит отметить, что эта «особая аура» сложно поддается реконструкции и может быть определена как мемориальность в музее, уровень которой становится выше за счет научного подхода к изучению истории бытования и успешной презентации посетителям определенных свойств коллекции предметов и объектов проектировщиками экспозиции.

Используя классификации мемориальных музеев и мемориальных предметов, предложенные С.А.Каспаринской и В.Н.Цукановой, а также градацию понятия «мемориальность музейного предмета» Т.П.Полякова, можно предложить обобщенную классификацию разных уровней мемориальности в музеях, учитывающую современные тенденции в музейном деле.

Высший уровень мемориальности в музеях предполагает наличие полностью сохранившегося или частично реставрированного мемориального здания, с сохранившейся коллекцией мемориальных предметов, имеющих прямое отношение к герою экспозиции, членам его семьи, близким друзьям и знакомым. Основная задача экспозиции – погрузить в эпоху, создать образ встречи «лицом к лицу» посетителя и главного героя. Как правило, в подобных музеях применяется ансамблевый [21] метод проектирования экспозиции. В данном случае можно говорить об эталонной презентации мемориальной ауры в музее.

Средний уровень мемориальности характеризует экспозиция, расположенная в реконструированном здании, где вещественные представители мемориальной обстановки в значительной степени дополнены типологическими предметами. В данном случае имеет место быть презентация культурно-исторической эпохи, связанной с героем в экспозиции, обыгранная художественными средствами. Могут применяться как ансамблевый метод построения экспозиции, так и иллюстративно-тематический [22].

Низший уровень мемориальности, по мнению автора, характеризуется реконструированным зданием [23], в интерьерах которого представлены вещи-свидетели эпохи, но никак не связанные напрямую с героем показа. Однако именно в подобных музеях могут быть уместно применены художественные средства, которые способны сделать музей интересным для посетителя, несмотря на отсутствие поистине мемориальной ауры. Главная цель подобной экспозиции – создать оригинальную художественно-мифологическую модель актуального историко-культурного процесса, основанную на сюжетной коллизии, учитывающую мемориальную ауру экспозиционного пространства и сохраняющую музейную специфику [24]. На наш взгляд, проектировщики заменяют традиционное понятие мемориальности так называемой «мнимой мемориальностью», где основным героем показа становится определенное видение мира, через историческую личность и его эпоху, а экспозиция призвана демонстрировать ценности российской культуры.

Хотя, по мнению авторов подобных экспозиций, они вскрывают бутовую реальность в мемориальном пространстве и погружают посетителя в реальность метафизическую – в ту самую «мемориальную ауру», воссозданную с помощью символических предметов и иммерсивных технологий: в бытовом интерьере можно увидеть, где герой ел, спал и работал, в экспозиционно-художественном образе – о чем он думал, страдал и мечтал…

Кто прав – рассудит время и посетитель…

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Садаро Э. Мемориальные музеи: возникновение новой формы // Неприкосновенный запас. – 2019. – № 6. – С. 85-103.

[2] Подавляющее большинство мемориальных музеев в России составляют персональные (монографические) музеи, посвященные выдающимся личностям. Однако существуют мемориальные музеи, коллекции которых связаны с историческими процессами, событиями, явлениями и т.д.

[3] Дружинин Н.М. Классовая борьба как предмет экспозиции историко-революционного музея// Советский музей. – 1931. – № 1. – С. 32.

[4] Костенко Г. К постановке проблемы планирования и организации музейного дела // Советский музей. – 1931. – № 3. – С. 11.

[5] Мастеница Е.Н. Литературные музеи России: генезис и эволюция // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 1917. – № 2. – С. 108-111.

[6] Луппол И.К. О задачах Советского музея // Советский музей. – 1931. – № 1. – С. 5.

[7] Мастеница Е.Н. Литературные музеи России: генезис и эволюция...

[8] ЮреневаТ.Ю. Музееведение : учебник для подготовки кадров высшей квалификации / – М.: Ин-т Наследия, 2020. – С. 272.

[9] Там же.

[10] Каспаринская С.А. Мемориальные музеи исторического профиля // Историко-революционные и литературные мемориальные музеи : [сб. ст.] / М-во культуры РСФСР, НИИК; ред.-сост. С.А. Каспаринская. – М., 1973. – С. 3.

[11] Российская музейная энциклопедия. – М.: Прогресс; РИПОЛ, 2005. – С. 356.

[12] Словарь музейных терминов: сб. науч. трудов. – М.: ГЦМСИР. – 2010. – С. 94.

[13] Каспаринская С.А. Мемориальные музеи исторического профиля… С. 5.

[14] Летягин Л.Н. Мемориальный музей: экзистенциальная оптика пространства // Идеи и идеалы. – 2021. – № 3, ч. 2. – С. 400.

[15] Поляков Т.П. Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия. – М.: Вече; Ин-т Наследия, 2019. – С. 28.

[16] Словарь музейных терминов / Мин-во культуры РФ; ГЦМСИР. – М.: ГЦМСИР, 2010. – С. 94.

[17] Цуканова В.Н. Вопросы классификации музейных предметов : сб. науч. трудов. Вып. 25 / ГЦМСИР. – М.: ГЦМСИР, 2000. – С. 222-244.

[18] Там же.

[19] Поляков Т.П. Музейная экспозиция… С. 56.

[20] Там же. С. 28.

[21] Сохраняет или реконструирует на основе научных данных реально существующую или типичную для определенной эпохи социокультурную обстановку. – Цит. по: Юренева Т.Ю. Музееведение... С. 346.

[22] Основная цель иллюстративно-тематической экспозиции: проиллюстрировать музейными предметами явления и процессы в природе или общественной жизни, создать своего рода объемно-пространственную монографию на ту или иную тему. – Цит. по: Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования, или «Как делать музей?» – 2. – М.: Рос. ин-т культурологии, 2003. – С. 17.

[23] Иногда подобные экспозиции создаются в подлинном здании, по соседству или в контексте с мемориальной квартирой или мемориальной комнатой, как, например, в экспозиции Государственного музея В.В.Маяковского (Москва, 1989-2013 гг.).

[24] Поляков Т.П. Музейная экспозиция... С.47.



Снеговская Евгения Алексеевна

главный научный сотрудник Музея-заповедника «Горки Ленинские»

Email: 9647239505@mail.ru



© Снеговская Е.А., 2023.

Статья поступила в редакцию 15.02.2023.


Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2023/1(32)

Urlhttp://nasledie-journal.ru/ru/journals/568.html

Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru