2025/2(41)
спецвыпуск
Конференция
аспирантов
и молодых ученых
НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
И ИСКУССТВЕ:
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Москва, 22-23 января 2025 г.
Часть 1
ДОКЛАДЫ
Синтез жанров в театральном искусстве (на примере музыкального театра
«На Басманной»)
Практики по внедрению современных мер сохранения, использования и популяризации культурного наследия
на территории Вологодской области
Культурная система автохтонного населения Канарских островов
как реликт культуры эпохи неолита
Специфика коммеморации событий Крымского фронта Великой Отечественной войны
в художественном кинематографе сталинского и хрущевского периодов СССР (1944–1964 гг.)
Апробация отдельных методов удаления загрязнений
с поверхности мебели,
не имеющей отделочного покрытия
Период становления Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова
как новой театральной институции
Региональная культурно-информационная политика: вызовы и перспективы
Искусственный интеллект
и определение авторства электронных текстов как культурологическая проблема
Культурологический потенциал археологических находок
из металла
Использование культурного наследия в формировании идентичности советской молодежи в 1920-е годы
Специфика реализации мягкой силы во внешней культурной политике (на примере США, КНР и РФ)
Опубликован 06.05.2025 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2022.38.61.024
Субботин А.В.
О Предварительном списке всемирного наследия ЮНЕСКО
Аннотация. Автор отмечает отсутствие единого научно-методического подхода в подготовке номинационной документации перспективных проектов, некоторую келейность принятия решений, узость круга экспертов, слабую проработку источниковедческой базы. В этой связи он считает необходимым активное привлечение экспертов ИКОМОС для регулярного мониторинга и консультаций по каждому конкретному объекту.
Ключевые слова: расширение списка объектов ЮНЕСКО, номинационные процедуры, перспективные объекты, историко-культурное многообразие страны, привлечение специалистов ИКОМОС, регулярный мониторинг, консультации.
Известно, что в нашей стране находятся 30 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, из которых лишь 19 относятся к культурному наследию. Это позволяет считать, что Россия находится в конце первой десятки списка ЮНЕСКО (после Италии, Испании, Китая), однако такое положение дел нельзя признать даже удовлетворительным, поскольку такое ограниченное число объектов не в состоянии отразить всего историко-культурного и природно-ландшафтного многообразия нашей страны.
Существенные упущения в деле пополнения количества объектов ЮНЕСКО, пренебрежительное отношение к пополнению как основного, так и предварительного списка ЮНЕСКО привело к тому, что в период 2006-2013 гг. от нашей страны не было номинировано ни одного культурного объекта. Причина этого отставания кроется в отсутствии единого научно-методического подхода и в келейном механизме принятия правильных для объектов решений, без привлечения экспертов в области культурного и природного наследия. При включении в Предварительный список объектов-кандидатов от РФ не проводилось достаточно серьезного сравнительного анализа источниковедческой базы конкретного объекта номинации. Такой анализ, выполненный специалистами, помог бы выявить проблемы на раннем этапе обсуждений и дебатов, что предотвратило бы ненужные интеллектуальные и временные затраты.
Современный Предварительный список ЮНЕСКО (27 объектов) также невелик и может считаться заниженным. В литературе, посвященной данной теме, перечисляется около 30 объектов – кандидатов в Предварительный список объектов - кандидатов от России и так называемых «кандидатов в кандидаты».
Учитывая как положительный, так и отрицательный опыт по составлению и продвижению по четко сформулированным рядом специалистов (в том числе и экспертов ИКОМОС) инстанциям корректно подготовленной документации считаю важнейшим залогом успеха в этом сложном и многотрудном деле участие экспертов ИКОМОС на всех стадиях данной работы. Она должна включать: а) проведение предварительных исследований; б) сравнительный анализ; в) формулирование выдающейся универсальной ценности объекта; г) аспекты подлинности и целостности номинируемого объекта; д) определение границ номинируемых объектов; е) постоянный мониторинг наиболее важных проектов.
Считаю, что Совет НК ИКОМОС в целях оптимизации упомянутых выше процедур должен инициировать и включить в план своей ежегодной работы регулярное заслушивание профильных высококвалифицированных специалистов и анализ рабочей документации (как уже выполненной, так и планируемой) по обоснованности включения каждого конкретного объекта в Предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это позволит не только поднять методический уровень блока формируемых документов для заявок на включение новых объектов в Список всемирного наследия, но и существенно расширить географию действия экспертов ИКОМОС за счет привлечения в его ряды новых достойных членов этой авторитетной организации.
Субботин Андрей Викторович,
кандидат исторических наук,
руководитель Санкт-Петербургского отделения ИКОМОС,
аттестованный эксперт Министерства культуры,
старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург)
© Субботин А.В., 2022.
Статья поступила в редакцию 15.05.2022.
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/2(29)
Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/514.html
Открыть PDF-файл
Новости
-
07.05.2025
Министерство культуры Российской Федерации объявляет о старте Двенадцатого Всероссийского конкурса молодых учёных в области искусств и культуры. К участию приглашаются учёные, студенты и аспиранты высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов в возрасте до 35 лет. Координатором конкурса выступает Институт Наследия.
-
07.05.2025
25 апреля 2025 г. Центр краеведения, москвоведения и крымоведения Института Наследия совместно с Московским краеведческим обществом провели очередное – 219-е заседание ежемесячных «Краеведческих встреч на Берсеневке».
-
07.05.2025
18 апреля 2025 г., в Международный день памятников и исторических мест, в Институте Наследия состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием на тему: «Актуальные направления сохранения, изучения и трансляции нематериального и материального культурного наследия как ресурса социокультурного развития России».