2024/4(39)
Содержание
Теоретические исследования
Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета
Исторические исследования
Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.
Прикладные исследования
Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем
Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)
Семья и род в историко-культурном наследии края
Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР
Освоение наследия
Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.
Родионова В.А.,
Адамовская П.О.
Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия
К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов
Проблемы сохранения наследия
Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия
Музееведение
Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Отечественное наследие
за рубежом
Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия
Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции
Научная жизнь
Опубликован 12.11.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2022.30.14.025
Фараджева M.Н.
Всемирное наследие Азербайджана
Аннотация. В статье представлены краткий обзор объектов материального и нематериального культурного наследия Республики Азербайджан в Списках всемирного наследия ЮНЕСКО, а также объекты из Предварительного списка.
Ключевые слова: материальное культурное наследие, Гобустан, Ичеришехер, Шеки, наскальное искусство, Всемирное наследие ЮНЕСКО, Азербайджан.
Вот уже тридцать лет (с 1992 года) Азербайджан является членом ЮНЕСКО. Весь этот период, несмотря на некоторые шероховатости, в целом сотрудничество с данной организацией последовательно расширялось и углублялось, то есть общая динамика процесса имела и продолжает иметь позитивную динамику. Большая заслуга в этом принадлежит президенту фонда Гейдара Алиева – первой леди госпоже Мехрибан Алиевой.
В настоящее время в Списке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО значатся 18 объектов Азербайджана, в том числе 3 объекта материального и 15 объектов нематериального наследия, имеющих важное значение для мировой культуры.
1. Ичеришехер с Дворцом Ширваншахов и Девичьей башней
Ичеришехер с древней историей и богатой культурой возник во эпоху античности. На его территории находятся такие уникальные памятники, как Девичья башня (Гыз-галасы) XII в., крепостная стена XII в., комплекс Дворца Ширваншахов XV в., Ханский дворец XVII в., мечети, караван-сараи, бани и фрагменты более ранних сооружений, относящихся к VII-VI векам до н.э.
Баку, находящийся на пересечении Востока и Запада, испокон веков был местом торговых отношений. Здесь начинались основные караванные пути. С X в. Баку был известен и как портовый город. История Баку – это и история длительного сосуществования и взаимопроникновения самых разных культур, носителями которых являлись последователи зороастризма, христианства и ислама. Это также были самые разные этносы, в частности, арабы, персы, ширванцы, турки, русские, евреи и многие другие.
Панорама Баку со стороны моря представляет собой уникальный историко-архитектурный ландшафт. По своему построению он был во многом связан с оборонительной системой. Вдоль крепостных стен были проложены подземные дороги, связанные между собой под зданиями и образовывавшие сложную систему. Еще в XII в. Ширваншах III Манучохр в портовом городе Баку построил прочную оборонительную башню. В арабских источниках первые упоминания о Баку начинаются с IX в. Также об этом городе упоминают другие историки и путешественники, в частности, французский миссионер Журден Каталани (I-я пол. XIV в.), Я.Стрейс (1671), Э.Кемпфер (1683), И.Лерх (1723), Эвлия Челеби (XVII в.), С.Гмелин (XVIII в.), А.Олеарий (1870), французский писатель Александр Дюма (XIX в.), И.Березин (1860). Побывавшие в Азербайджане в торговых и дипломатических целях итальянские путешественники Марко Поло (XIII в.), Барбара Контарини, Анджолелло и Донато да Лезе из Венеции (XV в.) в своих путевых заметках дают краткую информацию о добыче нефти на Абшероне и торговле в городе Баку. Таким образом в современном Баку гармоничным образом переплетаются история и современность.
2. Культурный ландшафт наскального искусства Гобустан
Гобустан – небольшой географический район, расположенный в юго-восточной части Азербайджанской республики и примыкающий к западной кромке Каспийского моря. Указом Совета Министров Азербайджана от 9 сентября 1966 г. Гобустан был объявлен государственным заповедником. Основную часть заповедника площадью 4530 га составляют горы Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг и Язылы-тепе. Культурный ландшафт археологического комплекса Гобустан включает более 6000 наскальных изображений, около 20 пещер-укрытий, 40 курганов, древние поселения и захоронения, 105 тыс. предметов материальной культуры, места поклонения – святилища, свидетельствующие о последовательном использовании этих мест на протяжении 14 тысячелетий. Наскальные изображения Гобустана отличаются разнообразием тематики, оригинальностью сюжетов и определенным художественным мастерством. Последние радиоуглеродные датировки показали, что одна из самых древних стоянок Гобустана (укрытие-пещера Гая ярясы) датируется 14 тыс. л.н. Уникальность Гобустана в том, что здесь имеются петроглифы, относящиеся к периоду с конца верхнего палеолита до второй половины XX в.
3. Исторический центр древнего азербайджанского города Шеки с Ханским дворцом
Город Шеки расположен в северо-западной части Азербайджана и является одним из самых древних городов. Первоисточники указывают, что его возраст насчитывает порядка 27 веков. Как и многие города того времени Шеки был окружен крепостной стеной. На территории исторической части города находятся крепостные постройки, караван-сараи, храмы и мечети. В XVII в. турецкий путешественник Эвлия Челеби писал, что Шекинская крепость возвышалась на холме и имела ворота под названием Ширван и Гянджа. Здесь были жилые дома, 7 мечетей, несколько караван-сараев, баня и базар. За крепостными стенами находились большие сады, где выращивали шелковицу. В XVIII в. архитектура и изобразительное искусство в Шеки достигли наивысшего развития. Одним из самых выдающихся образцов архитектуры и изобразительного искусства того времени является Дворец шекинских ханов. Большую культурно-архитектурную ценность представляют витражные окна дворца, изготовленные в технике шебеке, искусным владением которой до сих пор славятся местные мастера, а также внутренний интерьер дворца, потолок и стены которых были расписаны талантливыми живописцами того времени.
Во второй половине XIX в. Шеки превращается в центр шелковой промышленности. Шелковая фабрика «Лион Азербайджана» была сконструирована и построена с применением новейшей техники того времени. Построенные в Шеки древние караван-сараи, башни, некоторые оборонительные сооружения, общественные здания, бани, мечети и минареты, в своеобразном архитектурном стиле дворцы, дом Шекихановых, Ханский дворец являются уникальными памятниками Азербайджана. Все это превратило Шеки в один из древних центров страны. Все вышеперечисленное с сохранившимися устойчивыми историко-архитектурными традициями делают Шеки уникальным городом-музеем под открытым небом.
В список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО включены 15 образцов:
1. Азербайджанский мугам (2008)
2. Искусство азербайджанских ашугов (2009)
3. Праздник Новруз (2009)
4. Азербайджанское традиционное искусство ковроткачества (2010)
5. Мастерство изготовления и искусство игры на таре (2012)
6. Човган, традиционная верховая игра на карабахских конях (2013)
7. Традиционное искусство изготовления и ношения женского шёлкового головного платка кялагаи и его символика (2014 )
8. Медное производство в Лагиче (2015)
9. Лаваш (2016, совместно с Ираном, Казахстаном, Кыргызстаном и Турцией)
10. Традиция приготовления и подачи долмы (2017)
11. Мастерство изготовления и искусство игры на кяманче (2017)
12. Яллы (кочари, тензере), коллективные традиционные танцы Нахчывана (2018);
13. Эпос «Деде Горгуд»(2018, совместно с Турцией и Казахстаном);
14. Искусство Миниатюры (2020);
15. Нар байрамы и традиционный гранатовый фестиваль (2020).
В настоящее время в Предварительный список ЮНЕСКО включены следующие объекты:
1. Гора бакинского яруса;
2. Бинагадинские отложения четвертичной фауны;
3. Грязевые вулканы Локбатана;
4. Сураханы, Атешгях;
5. Нахичеванский мавзолей;
6. Ордубадский историко-архитектурный заповедник;
7. Историко-архитектурный заповедник «Шуша»;
8. Оборонительные конструкции Каспийского побережья;
9. Хыналыг - средневековое горное село;
10. Гирканский национальный парк.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фараджева М.Н. Культурно-исторический контекст археологического комплекса Гобустан // Российская археология. – 2015. – Вып. № 4. – C. 50-63. – URL: https://arxiv.gaugn.ru/s0869-60630000375-5-1-ru-43/ (дата обращения: 20.05.2022).
2. Фараджева М. Наскальное искусство Азербайджана. – Баку: Aspoligraf, 2009. – 319 с.
3. Челеби Э. Книга путешествия. Сейахатнаме: (Извлечения из сочинения турецкого путешественника ХVII века). Вып. 3. Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана / Эвлия Челеби; пер.: под ред. А.Д. Желтякова). – М.: Наука, 1983.
4. Farajova M. About specifics of rock art of Gobustan and some innovative approaches to its interpretation (“Firuz 2” shelter) // Quaternary International: magazine. – 2018. – V. 481. – P. 78-98. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1040618216308746 (дата обращения: 20.05.2022).
5. Farajova M. Gobustan Rock Art Cultural Landscape // Adoranten 2011: International Rock Art Magazine. – Р. 41-66. – URL: https://www.rockartscandinavia.com/images/articles/malahat_a11.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
6. Farajova M. Innovative Approach to the Creation of New Museum Complex in Gobustan National Historical-Artistic Reserve //E-Journal №2: Heritage Conservation Regional Network Journal : [сайт]. – URL: http://rcchd.icomos.org.ge/?l=E&m=4-4&JID=2&AID=19 (дата обращения: 20.05.2022).
Фараджева Малахат Новруз
кандидат исторических наук, доцент,
заместитель директора Музейного центра «Ичеришехер» (Баку, Азербайджан),
консультант проекта «Памятники наскального искусства в списке ЮНЕСКО»
Института археологии РАН, член Совета директоров
PRAT-CARP (Prehistoric Rock Art Trails/ Cultural Routes of the Council of Europe)
Email: malahat@mail.ru
© Фараджева М.Н., 2022.
© Фараджева М.Н., фото, 2022.
Статья поступила в редакцию 15.05.2022.
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/2(29)
Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/515.html
Открыть PDF-файл
Новости
-
13.11.2024
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт Наследия) совместно с Российским институтом истории искусств (РИИИ) опубликовал сборник научных статей «Традиция в развитии русской культуры и наше время».
-
13.11.2024
Институт Наследия опубликовал материалы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который проходил в Москве 30 октября — 1 ноября 2024 г.
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.