2024/3(38)
Теоретические исследования
Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования
(Часть 2)
Исторические исследования
К вопросу истории российского мореплавания и первопроходства в Арктике
Заметка о представителях рода Флекенштейн
Система воинского воспитания
в русской армии первой половины XIX в.
Прикладные исследования
Картина-эскиз Д.А.Налбандяна «Выступление В.И.Ленина
в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника:
по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР
Вклад эдвардианской эпохи
в формирование винтажной европейской моды
Нематериальное культурное наследие
Северный Ледовитый океан. Русские географические названия как объекты нематериального культурного наследия
Проблемы сохранения
наследия
Проблемы сохранения отделочных покрытий при реставрации музейной мебели и пути их решения
Отечественное наследие
за рубежом
«Не покорюсь!» Жизнь и творчество поэтессы Русского Зарубежья Марианны Колосовой
Опубликован 01.09.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2022.80.94.003
Чувилькина Ю.В.
Художественное наследие Е.С. Зерновой в российских и зарубежных музейных коллекциях
Аннотация. Зернова Екатерина Сергеевна (1900-1995) – художница, посвятившая свою жизнь изображению действительности советского государства. В своем творчестве она обращалась к различным областям искусства: живописи, иллюстрации, созданию плакатов и мозаичных панно. Работы Екатерины Зерновой находятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее современной истории России, Волгоградском художественном музее, Астраханской картинной галерее, Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого в Нукусе, Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим», Национальном музее Варшавы (Польша), Музее русского искусства в Миннеаполисе (США), в частных коллекциях России.
Ключевые слова: Екатерина Зернова, художник, живопись, плакат, промышленность, СССР, ВХУТЕМАС, коллекции, музей.
Художественное наследие Екатерины Сергеевны Зерновой носит широкий и многоплановый характер. Она – универсальный, но в то же время очень яркий и узнаваемый художник. Её произведения невозможно четко разделить на периоды в соответствии с историей искусства, так как она избрала собственный путь, отличавший ее творчество на протяжении многих десятилетий. Переживания юности ценны для каждого художника, именно они определили связь Е.С. Зерновой с искусством, наукой, морем, любимым городом Севастополем. Общество, эпоха и политические события в стране, в свою очередь, заполнили собой недостающие части в образе, присущем ее творчеству.
Зернова Е.С. родилась в 1900 году в Симферополе, в семье крупного советского биолога С.А. Зернова [1].В четырнадцатилетнем возрасте девушка вместе с семьей переехала в Москву. Развивая талант к рисованию, она начала посещать частную студию живописи Ф. И. Рерберга [2].
В 1917 г. Екатерина Зернова по настоянию родителей поступила на физико-химический факультет МГУ. Не оставляя надежды заниматься любимым делом, в 1919 г. она пришла в Государственные свободные художественные мастерские [3] (позднее – ВХУТЕМАС [4]), в студию Ильи Машкова: «…я выбрала мастерскую И.И. Машкова почти случайно, встретив на улице свою бывшую одноклассницу Валентину Семеновну Брумберг. Она сказала мне, что у Машкова очень интересно работать и что для поступления к нему не нужно никаких документов или экзаменов. Надо просто придти на Мясницкую 21, подняться на второй этаж и постучать в дверь. 3 февраля 1919 г. я сделала так, как она посоветовала. Илья Иванович меня принял и поставил писать натюрморт» [5]. На старших курсах ВХУТЕМАС Зернова Е.С. занималась живописью в мастерских у А.В. Шевченко и Д.П. Штернберга [6].
Годы обучения были тяжелыми не только для Зерновой, но и для остальных студентов: «Всеобщая неустроенность и голод определили многое в жизни мастерской. Достаточно было выйти за дверь, как из этюдника исчезали 2-3 краски, а если не придти день, то исчезал и подрамник. Я иногда пропускала день, так как идти в мокрых валенках 16 км с Соломенной сторожки, где я жила, и обратно – трудно....» [7].
После получения в 1924 г. дипломов МГУ и ВХУТЕМАС Зернова Е.С. приступила к работе в Научно-исследовательском институте географии, где в течение двух лет занималась созданием чертежей. Вступив в ряды Общества художников – станковистов (ОСТ), она представляла свои работы на его выставках. Принимала активное участие в общественной работе: создавала карикатуры, оформляла стенгазеты [8].
В этот период Е.С. Зернова также иллюстрировала большое количество книг: сотрудничала с издательствами «Посредник», «Госиздат» и пр. Большое значение для художницы, по ее словам, имела работа в журнале «Искорка». Сильный коллектив авторов и их поддержка способствовали развитию таланта в области иллюстрации детской литературы. О работе она вспоминает: «В журналах можно работать “от себя”, “из головы”. Настоящий журнальный рисунок, как мне кажется, соединяет композиционное начало с наблюдением натуры и ее свободной интерпретацией...» [9]
В 1920-1930-е гг. она создала большое количество плакатов [10], посвященных подъему промышленности, участвовала в борьбе с неграмотностью населения, проектировала «Плакатный букварь».
В коллекции Государственной Третьяковской галереи находится работа Зерновой «Рыбоконсервный завод» (1927), а в Государственном музее искусства Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого можно увидеть посвященную развитию отечественного автопрома работу «Маневры» (1932). Художница постоянно участвовала в творческих командировках от Реввоенсовета СССР [11], Музея ЦДКА [12], Наркомпроса РСФСР [13], Изогиза [14], «Всекохудожника» [15].
В 1931 г. Зернова вступила в общество «Изобригада» [16], принимала участие в художественном оформлении Москвы в дни революционных праздников. В 1934-1935 гг. совершала творческие поездки в Дагестанскую АССР, где рисовала центры индустриального развития республики. В1935 г. путешествовала на пароходе, совершавшем плавание по советским промышленным городам. В задачи художницы входила зарисовка деятельности местных заводов и производств.
Зернова Е.С. – участница многочисленных советских и зарубежных выставок:1-я Выставка ОСТ (1923), 4-я Выставка ОСТ (1928), выставка графики и рисунка Ассоциации революционного искусства Украины (1929), выставка «Дети в искусстве» (НКП РСФСР) (1929), Первая передвижная выставка по РСФСР (НКП РСФСР) (1929), Вторая передвижная выставка по РСФСР (НКП РСФСР) (1930), выставка произведений революционной и советской тематики в ГТГ(1930), Антиимпериалистическая выставка (1931), Первая передвижная выставка по СССР (1931), Плакат на службе пятилетки (Изогиз) (1932), выставка «Художники РСФСР за 15 лет» (1932, 1933), выставка «15 лет Красной армии» (1933), выставка плаката «10 лет без Ленина» (1934), персональная выставка в Магнитогорске (1935), выставка в Свердловске «Урало-Кузбасс в живописи» (МОССХ) (1935). За границей: выставка «Советская живопись и графика» – Нью-Йорк, Амстердам (1929), выставка «Советское искусство» – Стокгольм, Осло, Берлин, Вена, Цюрих(1930), выставка «Советское искусство» – Варшава, Питсбург (1932), международная выставка в Венеции (1932), выставка «Советское искусство» – Копенгаген, Варшава(1933), международная выставка в Филадельфии (1935) [17].
В 1940 г. Зернова Е.С. по заданию Оргкомитета Союза художников СССР была направлена в Кишинев для создания местного Союза художников Молдавской ССР. Управление по делам искусств не спешило с учреждением отделения. По словам художницы, обещания издать необходимый приказ изо дня в день затягивались руководством, а для положительного решения вопроса ей пришлось целый день просидеть в кабинете руководителя: «Он не решался меня выставить, а добровольно я не собиралась уходить. Начальник принимал посетителей, говорил по телефону, преимущественно по-молдавски, а я тихо сидела в углу. Наконец он не выдержал: «Вот подписанный приказ, на такое-то число назначены выборы». Я горячо поблагодарила его и ушла. Мы с Гурвичем [художник М.Л. Гуревич. – Ю.Ч.]назвали такое экстравагантное мероприятие ”великим сидением”...» [18]
Несмотря на сложную политическую обстановку в новой республике, с первого дня Зернова создавала в Кишинёве этюды, наблюдая за необычными традициями, писала много портретов, но особенно её интересовали деревенские пейзажи. Работы она представила на местной выставке.
Известия о начале Великой Отечественной войны послужили для художницы поводом к незамедлительным действиям. В первые дни вражеского наступления она обратилась в Московский Союз художников и вошла в состав маскировочной бригады, участвовавшей в спасении московских зданий: «Первого июля 1941 года во дворе Архитектурного института выстроились внушительные шеренги бойцов. Меня назначили командиром роты. Но командовать по-военному я не умела, даже сказать как следует “налево кругом”. В дальнейшем нам и не понадобилось маршировать. Архитекторы получили свой объект, нам дали завод “Шарикоподшипник”, проект маскировки которого делал Петр Вильямс» [19].
В 1941 г. Екатерина Зернова была направлена в качестве политрука колхоза в посёлок Боровое в Казахстане. Здесь она создала значимый цикл портретов российских академиков, эвакуированных в Казахстан. За время пребывания в Боровом были написаны портреты ихтиолога Л.С. Берга, директора Дома Ученых М.Ф. Андреевой, адмирала и кораблестроителя А.Н. Крылова, биохимика А.Н. Баха, химика А.Е. Фаворского, биолога И.И. Шмальгаузена, ученого-энергетика Г.М. Кржижановского. Художница вспоминает: «Портреты академиков я начала писать в Боровом отчасти потому, что представился редкий случай: крупнейшие ученые страны, находившиеся здесь вместе, располагали свободным временем для позирования. Они, конечно, работали, каждый в своей области, но их день не был расписан по минутам, как это обычно бывает у людей такого ранга. Грех не попытаться. И я попыталась...» [20]
В коллекции музея «Новый Иерусалим» находятся также другие портреты кисти Е.С. Зерновой из цикла «Боровое»: они посвящены местным жителям, рабочим села.
В 1942 г. художница работала на Прибалтийском фронте, под Ржевом, в деревне Комсомолец. Посещая медсанбат, она писала портреты медицинских работников, ежедневно спасавших жизни солдат: «Оперировали днем при занавешенных окнах. Освещение получалось оранжево-голубое. Движения людей в операционной отличаются одной особенностью: не меняя своего местоположения вокруг операционного стола, они часто повторяют одни и те же движения. И эта повторяемость облегчает задачу художника – передать характерные движения хирурга и всех его помощников. Я в операционной сделала два этюда и много рисунков. Сильное, ни с чем не сравнимое впечатление производил госпитальный взвод. Здесь находятся нетранспортабельные раненые, точнее, умирающие. В этой палате мне пришлось провести три утра...» [21]
Послевоенное творчество Зерновой Е.С. известно, прежде всего, благодаря циклу пейзажей родного ей города Севастополя. Из воспоминаний художницы: «Мы были патриотами Севастополя, мы считали, что нет на свете города красивее Севастополя и нет на земле никакого другого места, которое могло бы с ним сравниться по красоте и славе... Потом я видела много городов и много мест. Но ни одно не вызывало такого чувства нежности и безграничного восхищения, как севастопольские белые домики на синем фоне неба и моря; даже белая севастопольская пыль и покрытые ею колючки кажутся мне прекрасными. А камни, погруженные в море, кажутся лучшим пейзажем, который может придумать человек...» [22]
Однако, еще более важными для Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим» и жителей Подмосковья являются работы, посвященные разрушенному ансамблю Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в городе Истра, выполненные художницей в 1945 г. Взорванный при отступлении войск противника храм представляет собой безмолвное и печальное зрелище, свидетельство жестоких варварских действий захватчиков.
В последующие годы Екатерина Зернова обратилась к монументальному искусству и созданию театральных декораций. В 1947-м создала эскизы к постановке спектакля «Южный узел» [23], а в 1957-м подготовила эскизы для спектакля «Обрыв» [24] в театре Советской Армии. В 1950-х гг. художница выполнила несколько мозаичных панно для культурных и научных учреждений Москвы: панно в музее антропологии и Институте океанологии. Зрелые годы жизни она посвятила преподаванию. Работала в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945–1952) и Московском текстильном институте (1953–1971).
В фондах музея Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим» находятся поздние графические работы художницы из серии натюрмортов, созданных в 1950-1990-е годы.
Екатерина Зернова прожила долгую и интересную жизнь. Будучи человеком энергичным и принципиальным, она была занята не только собственным творчеством, но и активным участием в общественно-художественной жизни страны 1920-1930-х годов. Уже с первых лет обучения живописи она отказывалась подражать кому-либо, выбирая собственный художественный путь, однако по-настоящему себя нашла только в начале 1930-х годов, вступив в ряды Общества станковистов. Интерес Е.С. Зерновой к человеческой жизни, её творческая энергия и постоянное стремление к созданию нового позволили ей на протяжении долгих лет заниматься любимым делом, принося пользу любимой стране и воспевая ее великие достижения. В российских и зарубежных музеях можно познакомиться с ее произведениями, которые теперь являются национальным достоянием. Перелистывая альбомы, мы убеждаемся в том, что творчество художницы – подлинный памятник эпохи, который способен с достаточной долей достоверности не только отразить быт и нравы времени, но и раскрыть перед нами одну из граней отечественной культуры XX века.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Зернов Сергей Алексеевич – русский и советский зоолог, гидробиолог и общественный деятель, академик АН СССР (1931). Основоположник гидробиологии в России, создатель её экологического направления.
[2] Зернова Екатерина Сергеевна // ARTinvestment.RU : [сайт]. – Url: https://artinvestment.ru/auctions/14390#more (дата обращения: 25.11.2022).
[3] Государственные свободные художественные мастерские. Создавались в 1918-1920 годы на базе художественных училищ в Москве, Петрограде, Казани, Саратове, Одессе, Харькове и других городах.
[4] Высшие художественно-технические мастерские – учебные заведения, созданные путём объединения в 1920 году Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских.
[5] Цит. по: Зернова Е.С. Воспоминания монументалиста. – М.: Совет. художник, 1985 . – С. 25.
[6] Алленова Е. Екатерина Зернова, 1900-1995 = Ekaterina Zernova : Альбом произведений / [Авт. англ. текста: Л. Громова; пер.: Т. Азаркович]. – М.: Константа, 2000. – 95 с.
[7] Там же. С. 7.
[8] Рублев В. Зернова Екатерина Сергеевна // Яварда : [сайт]. 28.11.2003. – Url: https://yavarda.ru/ekaterinazernova.html (дата обращения: 20.11.2022).
[9] Цит. по: Зернова Е.С. Указ. соч. С. 44.
[10] Плакаты Е.С. Зерновой хранятся в Государственном историческом музее (ГИМ), Пермской государственной художественной галерее, СХМ им. М. Крошицкого, Тверской областной картинной галерее, Музее-заповеднике «Музей обороны Севастополя», Музее-заповеднике «Дмитровский кремль», Историко-мемориальном музее «Смольный», Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера», картинной галерее г. Красноармейска.
[11] Революционный Военный Совет Республики – высший коллегиальный орган управления и политического руководства Вооружёнными силами РСФСР (1918-1934).
[12] Центральный Дом Красной Армии (1928).
[13] Народный комиссариат просвещения РСФСР – орган государственной власти РСФСР (1917-1946).
[14] Изобразительное искусство (ИЗОГИЗ) – издательство Госкомиздата СССР. Основано в 1930 г. как издательство массовой коммунистической пропаганды средствами изобразительного искусства.
[15] Всероссийское кооперативное объединение «Художник» существовало с 1928 по 1953 г. и объединяло артели художников, скульпторов, мастеров ремёсел.
[16] «Изобригада» – советское художественное объединение, действовавшее в Москве с 1931 по 1932 г.
[17] Цит. по: Художник живописец Екатерина Сергеевна Зернова : Выставка в клубе «КОР» / отв. ред. Ю.М. Славинский. – М.: Всекохудожник, 1936. – С. 3-5.
[18] Цит. по: Зернова Е.С. Указ. соч. С. 91.
[19] Там же. С. 93.
[20] Там же. С. 100.
[21] Там же. С. 107.
[22] Цит. по: Шантыко Н.И. Екатерина Сергеевна Зернова. – М.: Совет. художник, 1962. – 11 с.
[23] Спектакль «Южный узел» (он же «Третий удар») поставлен по сценарию А. Первенцева и И. Савченко (1947).
[24] Спектакль» Обрыв» поставлен по мотивам одноименного романа И. Гончарова (1957).
Чувилькина Юлия Викторовна
старший научный сотрудник Научно-издательского отдела
Государственного историко-художественного музея
«Новый Иерусалим» (Истра, Московская область)
Email: chuvilkina.julia@yandex.ru
© Чувилькина Ю.В., 2022.
© Чувилькина Ю.В., илл., 2022.
Статья поступила в редакцию 06.12.2022.
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/4(31)
Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/546.html
Новости
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.
-
04.05.2024
В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.
-
04.05.2024
Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.