2024/3(38)
Теоретические исследования
Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования
(Часть 2)
Исторические исследования
К вопросу истории российского мореплавания и первопроходства в Арктике
Заметка о представителях рода Флекенштейн
Система воинского воспитания
в русской армии первой половины XIX в.
Прикладные исследования
Картина-эскиз Д.А.Налбандяна «Выступление В.И.Ленина
в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника:
по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР
Вклад эдвардианской эпохи
в формирование винтажной европейской моды
Нематериальное культурное наследие
Северный Ледовитый океан. Русские географические названия как объекты нематериального культурного наследия
Проблемы сохранения
наследия
Проблемы сохранения отделочных покрытий при реставрации музейной мебели и пути их решения
Отечественное наследие
за рубежом
«Не покорюсь!» Жизнь и творчество поэтессы Русского Зарубежья Марианны Колосовой
Опубликован 01.09.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2022.50.63.002
Закунов Ю.А.
Наследование нематериального культурного наследия России как духовный процесс
Аннотация. В статье обосновываются первичность духовного фактора в отношении любого культурного наследия, необходимость духовного ценностного измерения нематериального культурного наследия России как процесса наследования культуры. Главным содержанием этого является усвоение духовно-душевно-телесного творческого акта, который имеет самобытный цивилизационный и одновременно всеобщий характер, способный интегрировать все аспекты деятельности и делающий возможным временный культурный объект пребывать в вечности. Категории «данность», «заданность» и «осуществление» позволяют систематизировать теорию и практику культуронаследования.
Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, культуронаследование, духовность, ценности, цивилизация.
Справедливо отмечается, что «в западном подходе, по мнению многих исследователей, превалирует идея сохранения прежде всего материальной структуры объекта, его статуса памятника прошлого, включенного в “бюрократические списки ценностей”, в “незападном” подходе главное – это сохранение духовной значимости даже изменяющегося с течением времени объекта, отражающей всю многогранность человеческого бытия, его живые традиции, обычая, ритуалы. Но именно это расхождение в подходах позволило не только обновить понятие, включив в него нематериальную, духовную составляющую, но и качественно расширить формы его сохранения» [1]. Однако размывание понятия «духовность», отождествление понятий «духовное» и «нематериальное» применительно к культурному наследию по-прежнему не устраняет путаницы, особенно, когда требуется ценностная интерпретация объекта культурного наследия.
Западные исследователи обращаются к проблеме культурного наследия как к междисциплинарному явлению, которое «имеет одновременно социальный и материальный характер, демонстрируя социальные, экономические и политические проблемы современности», обращают внимание на знаковую природу наследия и важность ценностей и смыслов, которые связаны с материальными объектами, где интерпретация культурного наследия означает «конструирование смыслов с материальными последствиями». Иногда утверждается даже, что культурное наследие (память) и исторические исследования представляют совершенно разные направления человеческого познания, поскольку история как наука лишь констатирует факт без его интерпретации. В любом случае анализируются «эффекты, которые возникают при отображении настоящего и будущего в фиксации прошлого». Складывающийся в отечественной культурологии подход в этом вопросе привносит свою характерную ценностно-смысловую доминанту в соответствии с русской духовно-философской традицией. Для русской общественной науки и культуры важны фольклор, народные традиции и обычаи, культовые места, храмы, изображения, практики прошлого, философская, этическая, научная мысль, эстетическое наследие – произведения литературы, театра, музыки не сами по себе, только лишь как дань прошлому. Важны их ценностная интерпретация, включение в настоящее, или, перефразируя И.А. Ильина, значимо то, что может эффективно «эксплуатироваться» (актуализироваться) из национального прошлого и быть собранным в национальном настоящем, – настолько созидается национальное будущее.
Философский, научный, богословский, социологический, антропологический, исторический аспекты дискурса находят общую синтетическую основу в отечественной культурологии, ориентирующуюся на ценностно-цивилизационную парадигму, на целостность и цельность, полноту и взаимосвязь. Здесь аксиологические императивы и актология (деятельностный подход) отражают культуру как объект изучения в её активной творческой преобразующей сущности и одновременно внутренней – ценностно-смысловой, интенциональной природе. В свою очередь цивилизационный императив отражает исторически выраженную, социально и этнически оформленную, предметно закрепляемую природу культуры и, одновременно, историософски непреходящую общенациональную систему ценностей, устремленную в вечность.
Сама возможность стать объектом, способным объединять людей, создается в меру наличия в нем духовного содержания. Реальная сила и потенциал тех же объектов материального культурного наследия зависят от глубины и масштаба заложенных в них идей и духовного смысла, того, насколько в материальном предмете, его названии, цвете, структуре, месте, композиции удалось создать, выявить, сохранить, транслировать общезначимую идею.
Итак, следует констатировать первичность нематериальной составляющей в любом объекте культурного наследия. Она вытекает из сущности самой культуры (включая материальную), поскольку речь идет о ценности объектов, удовлетворяющих не любую потребность, а культурную. Природа культурного объекта в любом случае – прежде всего идеальная и духовная, поскольку ценностная. Критерием «ценности» объекта, в отличие от его «истинности», является не соответствие наших знаний реальному объекту, т.е. тому, «что он есть» и соответствующее «объективное» отношение к нему, а, наоборот, соответствие реального объекта нашим потребностям, то, «чем он должен быть», т.е. идеальный образ этого объекта, определяющий наше взаимодействие с ним. Так, хлебное зерно, которое представляет «ценность», поскольку предстает как идеальный образ, становится объектом культурного наследия, но духовным оно будет, если включит в себя духовно-нравственную полноту культуры его производства.
Культурное наследие предстает прежде всего как образ ценности, т.е. как ценность идеальная, а не материальная по своей онтологической сущностной природе. Более того, являясь «наследием», оно является рефлексией культурной ценности как таковой. Если материальное культурное наследие можно сравнить с живым процессом, застывшим в предмете, то нематериальное наследие – это творческое озарение, растянутое во времени и пространстве, пребывающее в вечности. И там, и там чудо!
Ценность есть сила, имеющая началом своим данные от природы качества, определенную направленность (задание) и конкретную форму осуществления (интенсивность). Такое определение ценности согласуется с пониманием ее как ядра культуры любой деятельности. Ценность актуализируется на духовном уровне, где синтезируются формы чувственного (ощущение, восприятие, представление) и абстрактно-логического (понятие, суждение, умозаключение) познания. Этот уровень включает следующие формы: художественное творчество (воображение), научное творчество (проблема, гипотеза, теория, интуиция) и религиозное озарение (опыт богообщения — медитация и сердечное созерцание). Теперь становятся ясны двусмысленность и корни путаницы в употреблении понятий «нематериальное», «духовное» и «идеальное» применительно к культурному наследию.
Ситуация ещё более проясняется, когда культурное наследие рассматриваем не статично, а как процесс, используя важнейшее понятие «наследование культуры» или «культуронаследование», где решающее значение имеет интериоризация ценностей, изменение самой личности в результате процесса культуронаследования. Это наследование творческого акта как приобщение к вечности, процесс постоянного духовного пробуждения и очищения, как образовательно-воспитательный и творческий процесс относится к актологии.
Итак, наследование нематериального наследия, будучи прежде всего духовным процессом обнаружения, осознания, сохранения и трансляции ценностей культурного наследия в их наиболее глубинном, абсолютном вечном значении предполагает соблюдение принципов целостности и полноты, непротиворечивости и всесторонности, открытости и всеохватности, устойчивости и фундаментальности. Духовность процесса означает его преимущественно образно-символический художественный, национальный, традиционный и творческий характер по форме, духовно-нравственный преобразующий и образовательно-воспитательный по коммуникации, метафизический и религиозный (ориентация на абсолютное совершенство) по конечной цели развития.
Объекты нематериального наследия – не просто красивые символы или привлекательные образы, которых может быть великое множество. Они относятся, с одной стороны, к миру идей, подчиняясь метафизическим законам, преодолевают пространство и время, имеют свои истоки, скорость и масштаб. При их использовании, потреблении они не исчезают, а увеличиваются. Идея может быть уничтожена только другой идеей. С другой стороны, они удивительно причастны к миру материальному, выражаемому и постигаемому в символах и образах, способных сосредотачивать наиболее значимые, ценные, вечные аспекты бытия в их полноте и цельности. Непосредственным субъектом (носителем) идеи здесь становится уже не человек, а образ и символ, которые существуют непроявленные, сами по себе, автономно, но оживают, становятся реальностью нашего мира благодаря коммуникации – процессу наследования, новой реальности.
Этот процесс обретения ценностью самой себя можно назвать поэтапной аксиологической рефлексией, когда она обречена «родиться трижды». Родившись первый раз, культурный объект, удовлетворяя какую-либо потребность, может так и остаться «съеденным». Если же в нем есть «душевный» потенциал, то он призван обрести вторую жизнь, пройти второе рождение, быть способным посмотреть на себя в «зеркало», «заговорить», обрести свою специфическую плоть и кровь, т.е. душу, осознать себя, свою индивидуальность и свободу, быть услышанным и услышать себя в общем хоре. Но и это ещё не всё. Культурный объект, наконец, призван стать «одним для всех», выйти за пределы самого себя, обнаружить в себе «вечный закон и всеобщий урок», т.е. стать собственно культурным наследием. Для этого культурный объект должен быть насыщен духовным содержанием и смыслами. Это «третье духовное рождение» культурного продукта. Если коротко, то этот процесс, начавшийся с утверждения «значения» созданного объекта, движется к выявлению его «смысла» и, наконец, обретению его «ценности». Этот процесс культуронаследования можно сравнить с рождением и становлением человека как личности: сначала он получает даром от родителей «тело», затем воспитатели пробуждают в нем «душу» (сознание), потом озаряется «божественным духом» всё его существо, даруя «нетленный свет» всем остальным, побуждая к творчеству. Разумеется, каждый этап сопряжен с опасностями врожденных дефектов, приобретенных психо- и социопатологий, смертоносным нечистым духом, убивающим самого человека и все вокруг. Здесь на страже – институты социализации: семья, школа, церковь и пр. На страже процесса культуронаследования – институты культуры. За ними будущее!
Конечно, тримерную природу духовности применительно к процессу наследования выразить на уровне чисто научного дискурса во всей полноте невозможно, однако использовать максимально приближенную к ней логику христианской философии реально вполне, представив их в следующих категориях как принципы:
1. Заданность как принцип духовной содержательности или предметности, т.е. реальности абсолютного идеала и объективных духовных смыслов, действующих как нераздельное и неслиянное единство «Истины — Красоты — Добра».
2. Данность как принцип автономности, т.е. свободы личности, реализуемой через равночестность дарованных человеку душевных сил «ума — чувств — воли», изначально ориентированных на духовные идеалы «истины, красоты, добра».
3. Осуществление как творческий принцип полноценности, равновесия, коммуникации и иерархии между заданностью «духовного предмета» (идеала), данностью материи («техно» – звуком, красками, камнем, металлом, предметом) и душевной свободой творчества, реализуемое через создание художественных образов, выраженных и воплощенных в символической форме (корреляция с принципами реалистичности, символичности, теургичности, синтетизма, софийности, каноничности).
Объекты материальной культуры обретают статус культурной ценности, т.е. осуществляют себя как собственно культурное наследие, в меру осознанности поколениями их значимости, важности; в свою очередь аксиологическое измерение предполагает обязательно конкретно-исторический контекст, связанный с аспектом осуществления. Важнейшим целевым ориентиром проектирования наследования нематериального культурного наследия и критерием его полноценности является ценностное содержание культуры деятельности. Это ценностное содержание актуализируется в виде наследуемого универсального культурного акта, призванного к воплощению в совершенно-законченной форме духовного первообраза, исходя из исторически наличных условий существования, является сердцевиной цивилизационной самоидентификации, органично включая в себя другие формы социокультурной идентификации: этническую, религиозную, профессиональную, политическую, гражданскую, гендерную, возрастную и пр. Более того, по своей сути она является закрепленной «встречей» данности и заданности, причины со смыслом, горнего и земного, осуществлением преображения как воплощения цельности.
Анализ теории и практики культуронаследования позволяет обобщить возможные девять вариантов моделей культуронаследования по предложенному внутреннему (нематериальному) духовному основанию (данности, заданности и осуществления), увидеть как неполноценность каждого из них, так и идеальный вариант, наиболее соответствующий сущности самого наследования культуры. Это поможет преодолеть полипарадигмальность и противоречия в интерпретации ценностей нематериального культурного наследия, несовместимость подходов объектитивизма (акцент на объективной «данности»), конструктивизма (акцент на «заданности», смысле) и инструментализма (акцент на средствах, форме «осуществления»), недостатки субъективизма и символизма.
Модели культуронаследования:
1. По конечным целям деятельности (аспект заданности):
а) позитивистские (примат объективных ценностей),
б) субъективисткие или постмодернисткие (примат личностно-субъективных смыслов),
в) преобразующие (примат духовных ценностей).
2. Состав и преимущественная иерархия компонентов деятельности (данность):
а) сциентисткие или информационные,
б) дидакто-центрические или инструментальные (технократические),
в) личностно-ориентированные или антропологические.
3. Тип коммуникации (осуществление):
а) авторитарная,
б) формальная или условно-разграничительная (дискурсивная),
в) синергетически-органическая или сотрудническая (соборная).
Очевидно, что наиболее синтетическая и полноценная модель культуронаследования представлена в пунктах (в), т.е. должна быть преобразующей, личностно-ориентированной и соборной.
В западных подходах и мышлении превалирует целерациональная прагматическая модель поведения, противопоставляемая иррациональной (характерной более для восточных обществ и культур), основанной на внесоциальном действии (согласно М.Веберу) - инстинктах и привычках, обычаях и традициях. Российская цивилизационная модель выявляет путь развития, основанный на ценностно-рациональном действии, целостном внутреннем духовно-душевно-телесном культурном познавательном творческом акте. Этот акт является системообразующим деятельностным центром, где данные от природы первичные душевные силы встречаются с заданными высшими духовными ценностями (метафизической сферой бытия) и исторически осуществляются в национально-выраженной форме культуры, лучшие образцы которых обретают статус национального и всемирного культурного наследия.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] См.: Фирсова О.Л., Шестопалова Л.В. О термине «культурные ценности» в сфере сохранения культурного наследия [Электронное сетевое издание] – М.: Ин-т Наследия, 2022. – С . 83. – Url: https://heritage-institute.ru/?download=1&kccpid=190971&kcccount=https://heritage-institute.ru/wp-content/uploads/2022/06/o-termine_-kulturnye-czennosti.pdf (дата обращения: 11.12.2022). – DOI 10.34685/HI.2022.40.59.001.
Закунов Юрий Александрович
кандидат философских наук, доцент,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва)
Email: zakunov.yuri@mail.ru
© Закунов Ю.А., 2022.
Статья поступила в редакцию 11.12.2022.
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/4(31)
Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/551.html
Новости
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.
-
04.05.2024
В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.
-
04.05.2024
Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.