Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2026/1(44)


Содержание


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Карякина Е.Ю.

Стилистические особенности Строгановской стеклодувной пластики 1960-1980-х годов


Круподерова О.В.

История появления коннозаводского портрета как утилитарного жанра в традициях русского искусства
конца XVIII-XIX веков


Наумов Ю.М, Кузнецов Н.А.

«Экспедиция во времени
и пространстве» по Онежскому озеру


Пряхин Ю.В.

Воинское воспитание военнослужащих русской армии
во второй половине XIX в. – начале XX в.: исторический опыт, уроки


НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Закунов Ю.А.

И.А. Ильин о наследии Пушкина
и антитезы его интерпретации


Шинтяпина И.В.

Ялтинское отделение Крымской государственной филармонии
в культурно-исторической ретроспективе развития


СОХРАНЕНИЕ НАСЛЕДИЯ

Грушенко Э.Б.

Туризм как фактор сохранения уникального культурного наследия Кенозерского национального парка


Кадер А.М.

Реконструкция vs «диснейфикация» культурного наследия


Наумов В.Б. 

Закономерности негосударственного цифрового сохранения наследия в России


Путрик Ю.С., Соловьев А.П.

Актуальные проблемы современной системы зон охраны объектов культурного наследия
в России


Пугачёва В.О.

Опыт сохранения аутентичного виноделия как части культурного наследия региона (на материале испанского движения «терруаристов»)


МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО

Кованова Е.А., Зотова Т.А.

Мемориальный ландшафт
на побережье Азовского моря: первые шаги по организации музейного комплекса на родине Ф.Ф.Конюхова


Корнеева А.А.

Предпосылки для возникновения
и особенности функционирования музеев русских писателей
в государствах – членах СНГ


Пычин О.Н.

Роль волонтёров в сохранении садово-паркового искусства
на примере усадебных комплексов центральной России


РЕЦЕНЗИИ

Житенёв В.С.

Рецензия на научное издание
«Археология Арктики»




Опубликован 10.02.2026 г.


Архив

Окороков А.В.

«Колумбы российские»

В 2022 году в Институте Наследия отметили три юбилея: 90 лет с момента создания Российского института культурологии (РИК), 30-летие Института Наследия, который с 2014 году стал приемником РИК, а также 10-летие Южного филиала РИК в Краснодаре. Но есть и еще одна памятная дата уходящего года – 35-летие начала первой государственной научно-исследовательской программы по проведению навигационного историко-географического эксперимента в рамках Морской арктической комплексной экспедиции Института и Петрозаводского клуба «Полярный Одиссей».

Напомним, что Арктическая комплексная историческая экспедиция (АКИЭ) [1] Научно-исследовательского института культуры Министерства культуры РФ и АН СССР (НИИ культуры, позже – Российский институт культурологии, РИК) приступила к исследованиям в Арктике в 1986 году.

Первыми полевыми работами нового подразделения стали экспедиционные исследования 1987 года на островах Колгуев и Сенгейский, а затем – острове Вайгач.

После возвращения в Москву и анализа первого года работы стало ясно, что успешное исследование уникального исторического наследия Арктики возможно лишь при условии максимального вживания в события прошлого для его понимания и реконструкции и даже для поиска объектов культурного наследия. Но для такого вживания нужен был комплексный подход, объединяющий изучение объектов в природной среде их бытования. Это стало базисной точкой многолетнего сотрудничества между МАКЭ и «Полярным Одиссеем» по проведению историко-географического эксперимента на копиях древних судов [2].

Морской клуб «Полярный Одиссей» был создан в городе Петрозаводске в 1979 году по инициативе В.Л.Дмитриева, а спустя три года – в 1981 году родилась идея построить копию самого распространенного на севере в XV–ХVII веках поморского судна типа коч и пройти на нем за несколько навигаций по Северному морскому пути.

Задача воссоздания коча оказалась более сложной, чем предполагалось. В первую очередь потому, что чертежей этого судна просто не существовало, а внешний вид коча на старых рисунках и гравюрах существенно отличался друг от друга. Все, что удалось найти в литературе и архивных источниках, также не позволяло сделать окончательный вывод о конструкции судна и обводах его корпуса. В результате в течение шести лет пришлось по крупицам собирать и изучать сохранившуюся издревле до наших дней технологию постройки лодок и карбасов в Поморье. Опрашивать старых мастеров, сохранивших ремесло и традиции изготовления карбасов, в молодости строивших шняки, елы и другие типы судов.

5 июня 1987 года стал днем рождения первенца исторического судостроения в СССР, получившего имя «Помор». «Новорожденный», весивший 7 тонн, был поставлен краном на деревянные катки (круглые бревна малого диаметра) и волоком при помощи лебедки подтянут к берегу. Мощный кран медленно опустил его на воду, где коч был довооружен мачтами, загружен балластом и обустроен внутри. Всего на строительство судна было потрачено 4,5 тысячи человеко-часов и 4,5 месяца работы. Таким образом, в течение восьми месяцев были воссозданы чертежи коча и на судостроительном заводе «Авангард» силами членов клуба осуществлена его постройка. Впервые в Советском Союзе практически был решен вопрос реконструкции поморского судна XVI–XVII веков, тип которого сыграл главенствующую роль в освоении и заселении Заполярья России.

«Помор» и «Грумант»

С этого момента коч «Помор» стал участвовать в экспериментальных исследованиях по поморскому мореплаванию, проводимых МАКЭ.

В 1988–1993 годах на коче «Помор» было совершено несколько экспедиций, моделирующих плавания русских землепроходцев.

1989 г.

В 1989 году на коче «Помор» и судне сопровождения – лодье «Грумант» была проведена высокоширотная экспедиция в Арктике к «батюшке Груманту» (архипелаг Шпицберген). В 1990 году коч и лодья «Грумант» совершили поход по «Скандинавскому кольцу» (Петрозаводск — Мурманск — Тромсе — Берген — Копенгаген — Стокгольм — Хельсинки — Ленинград — Петрозаводск). В 1991 году «Помор» был доставлен по Северному морскому пути к мысу Шмидта в Чукотском море и начал беспримерное плавание в арктических морях по программе «Колумбы российские». 

в музее

В октябре «Помор», пройдя по Берингову морю, достиг поселка Скэммон-Бэй на Аляске, где стал на зимовку. В 1992-1993 годах он продолжил поход вдоль берегов бывшей «Русской Америки». Экспедиция посетила поселок Унал

ашку на Алеутских островах. Затем коч пришел в Сиэтл (США), Ванкувер (Канада), где стал на зимовку по приглашению местного Морского музея. В 1995 году через Владивосток — Тикси — Мурманск — Архангельск «Помор» вернулся в Петрозаводск [3].

В настоящее время первенец отечественного арктического исторического флота коч «Помор» поставлен «на вечный прикол» в морском музее «Полярный Одиссей», который был торжественно открыт 9 сентября 2000 года.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Позже экспедиция была переименована в Морскую арктическую комплексную экспедицию (МАКЭ), и с 1992 года она начала работать в составе вновь созданного Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). Одним из основателей, начальником и научным руководителем МАКЭ был П.В.Боярский, долгие годы являвшийся заместителем директора по научной работе Института Наследия.

[2] См. подробнее: Боярский П.В. Историко-географический эксперимент в Арктических исследованиях МАКЭ // Традиционное судостроение как часть культурного наследия народов России : в 3 т. Т. 2 / под общ. ред. А.В.Окорокова. — М. : Ин-т Наследия, 2021. – С. 6-45.

[3] См.: Дмитриев В.Л. Опыт морского клуба «Полярный Одиссей» по строительству реплик старинных судов и экспериментальных плаваний на них // Там же. С. 46-65.


Окороков Александр Васильевич
доктор исторических наук,
заместитель директора по научной работе
Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
действительный член Русского географического общества
Email: info@heritage-institute.ru

© Окороков А.В., 2022.
© Окороков А.В., фото, 2022.

Статья поступила в редакцию 28.12.2022.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2022/4(31)

Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/559.html

Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры


cc-by

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru