2024/3(38)
Теоретические исследования
Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования
(Часть 2)
Исторические исследования
К вопросу истории российского мореплавания и первопроходства в Арктике
Заметка о представителях рода Флекенштейн
Система воинского воспитания
в русской армии первой половины XIX в.
Прикладные исследования
Картина-эскиз Д.А.Налбандяна «Выступление В.И.Ленина
в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника:
по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР
Вклад эдвардианской эпохи
в формирование винтажной европейской моды
Нематериальное культурное наследие
Северный Ледовитый океан. Русские географические названия как объекты нематериального культурного наследия
Проблемы сохранения
наследия
Проблемы сохранения отделочных покрытий при реставрации музейной мебели и пути их решения
Отечественное наследие
за рубежом
«Не покорюсь!» Жизнь и творчество поэтессы Русского Зарубежья Марианны Колосовой
Опубликован 01.09.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2024.68.30.001
Гизей Ю.Ю.
Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия
Аннотация. Статья посвящена организации работ по созданию достопримечательного места «Наскальное искусство Томи» на основе комплекса памятников наскальных изображений в Яшкинском муниципальном округе Кемеровской области с целью последующего продвижения объекта в предварительный Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Исследование основано на истории изучения и музеефикации писаниц Томи, современной нормативной базе государственной охраны объектов культурного наследия, а также анализе современного состояния государственной охраны указанной историко-культурной территории. В статье предлагаются разные варианты организации государственной охраны и управления территорией.
Ключевые слова: наскальное искусство Томи, петроглифы, культурное наследие, памятники археологии, писаница, достопримечательное место, государственная охрана объектов культурного наследия
Район распространения наскального искусства на реке Томь охватывает участок правого берега протяженностью 47 км между д. Писаной и с. Поломошное Яшкинского муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса. Здесь на небольшой территории сконцентрированы древние поселенческо-производственные, погребально-ритуальные и петроглифические памятники археологии.
Наибольший интерес представляют наскальные изображения древних жителей Притомья. Комплекс памятников наскального искусства реки Томь – самый крайний северо-западный ареал наскального искусства Сибири. На данный момент выявлено восемь местонахождений наскального искусства. Все они тяготеют к устьям правых притоков Томи.
Сведения о скале Писаной впервые упомянуты в Хронографе 1630 года. Томская писаница является первым в мире научно описанным памятником наскального искусства, рисунок скалы был опубликован Страленбергом в 1730 году [1].
Самые ранние изображения созданы не менее четырех тысяч лет назад. Рисунки выполнены в различной технике: выбитые, прочерченные тончайшими линиями, прошлифованные, нанесенные красной краской. Сюжетное-стилистическое наполнение памятников свидетельствует об их единстве: на прибрежных скалах Томи встречаются многочисленные фигуры лосей, медведей, птиц, антропоморфные образы и знаки. Однако на разных местонахождениях, как правило, превалирует тот или иной образ, также прослеживается некоторая стилистическая вариативность изобразительной традиции.
Археологические исследования последних лет подтверждают сакральное назначение писаниц. На Томской писанице помимо случайных находок предметов мелкой пластики раннего железного века зафиксирован жертвенник эпохи раннего средневековья. На стоянке, примыкающей к Новоромановской писанице найдено культовое место эпохи ранней бронзы. Случайные находки бронзовых личины и наконечника стрелы сделаны в 2023 году на Тутальской писанице.
Ландшафт высокого берега Томи сохранился практически неизменным и составляет единый и неразрывный комплекс с памятниками наскального искусства. Вполне очевидно, что в мировоззрении древнего населения наскальные изображения не воспринимались в отрыве от окружающего пространства.
Семь из восьми писаниц имеют статус объектов культурного наследия федерального значения: Писаницы (Томская писаница), Новоромановская писаница, Новоромановская II писаница, Писаница Висячий Камень, Писаница Крутая, Никольская писаница, Тутальская писаница. Писаница Крутая II охраняется как выявленный объект археологического наследия.
Наиболее известной и изученной является Томская писаница, получившая статус памятника истории и культуры государственного значения на основании Постановления Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». Для ее музеефикации 1988 году был создан историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница» [2]..Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» музей-заповедник отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В 1978 году решением Кемеровского областного Совета народных депутатов к памятникам местного значения были причислены Тутальская и Новоромановская писаницы [3]. В 2007 году были включены в реестр объектов культурного наследия четыре писаницы, открытые в 1991-1993 годах: Крутая, Висячий камень, Никольская и Новоромановская II [4]. Писаница Крутая II была открыта в 2008 году, но попала в перечень выявленных объектов культурного наследия и получила охранный статус только в 2017 году [5].
История продвижения писаниц в объекты ЮНЕСКО насчитывает не одно десятилетие. Уже при обосновании заявки в Совет министров РСФСР на открытие музея-заповедника в 1987 году Кемеровский облисполком, апеллируя к высокой историко-культурной ценности писаниц, указывал на их внесение в список памятников мировой истории и культуры ЮНЕСКО, как уже свершившийся факт [6]. Хотя сама Конвенция по охране всемирного наследия на тот момент СССР еще не была ратифицирована.
В Государственном архиве Кузбасса выявлены документы, подтверждающие, что работа над номинационным досье велась в 2000-2005 годах, однако объект так и не был номинирован [7].
Следующая попытка включить Писаницы во всемирное наследие ЮНЕСКО связана с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина исследовать перспективы пополнения Списка объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО российскими культурными объектами, данное в начале 2015 года. По запросу Минкультуры России в 2015 году департамент культуры и национальной политики Кемеровской области предложил отнести к особо ценным объектам культурного наследия с последующим номинированием в Список комплекс памятников древнего наскального искусства «Писаницы Притомья», при этом сведения были предоставлены только по объекту культурного наследия федерального значения «Писаницы». Объект заявлялся по III и VI критериям универсальной ценности, то есть номинируемый объект является уникальным или, по меньшей мере, исключительным свидетельством культурной традиции или цивилизации, существующей или исчезнувшей (III) и прямо или косвенно связан с событиями или существующими традициями, с идеями или верованиями, или с произведениями литературы и искусства, имеющими выдающееся универсальное значение (VI).
В Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО насчитывается порядка сорока памятников первобытного искусства, подавляющее большинство из них содержит критерий III, в том числе 12 объектов включены только по одному этому критерию. Большая доля памятников таже содержит критерий I: шедевр творческого гения человека. Из российских объектов ЮНЕСКО к наскальному искусству относятся петроглифы Онежского озера и Белого моря, включенные в Список в 2021 году по критерию III [8]. В национальном предварительном списке первобытное искусство представлено петроглифами Сикачи-Аляна (Хабаровский край, 2003) и наскальной живописью пещеры Шульган-Таш (Республика Башкортостан, 2018).
Результатом рассмотрения заявки Кемеровской области стало включение памятника археологии «Писаницы» в национальный индекс культурного наследия, разработанный Институтом Наследия, в котором он занял 26 позицию из 54 с индексом 0,45-0,5 (максимальный – 1,0) [9].
В 2016 году Минкультуры России выдало региональному органу охраны объектов культурного наследия рекомендации по проведению комплекса мероприятий по отнесению объекта культурного наследия федерального значения «Писаницы Притомья» к особо ценным объектам культурного наследия. Между тем на тот момент, как и сейчас, юридически объекта культурного наследия «Писаницы Притомья» не существовало.
На сегодняшний день наскальные рисунки стоят на государственной охране как отдельные объекты археологического наследия, из них музеефицирован только один, для остальных остается угроза причинения ущерба в результате неорганизованного туризма. К сожалению, при регулярном мониторинге на плоскостях фиксируются свежие вандальные надписи, следы кормлений. Последние свидетельствуют, что писаницы по-прежнему используются в культовой практике. Государственная охрана отдельных памятников не распространяется на историко-культурный ландшафт – живописные берега реки Томи, которые создают особый «дух места» писаниц.
Рассматривая выдающуюся универсальную ценность наскального искусства Томи с точки зрения подлинности и целостности объекта [10], необходимо учитывать именно комплекс писаниц, а не один памятник. Это подтверждается тем, что на протяжении 827 км реки Томи других памятников наскального искусства не выявлено.
Таким образом, до номинирования наскального искусства Томи в предварительный список необходимо придать этому комплексу охранный статус на национальном уровне, а также создать адекватную систему управления территорией комплекса.
Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №73-ФЗ) установлено три вида объектов культурного наследия, из которых, учитывая состав памятников и протяженность занимаемой ими территории, следует рассматривать два варианта: ансамбль либо достопримечательное место. От вида объекта зависит режим использования территории, в том числе ограничения хозяйственной деятельности. На протяжении 47 километров на берегу Томи расположены 4 населенных пункта, в границах которых отсутствуют объекты культурного наследия, и включение их в границы ансамбля приведет к запрету любой хозяйственной деятельности, кроме сохранения объекта культурного наследия. Необходимо также учесть, что писаницы расположены на значительном расстоянии друг от друга. В отличие от ансамбля, в границах территории достопримечательного места допускаются ограниченное строительство, капитальный ремонт и реконструкция зданий и сооружений при условии сохранения особенностей достопримечательного места [11]. При этом в границах памятников, расположенных в достопримечательном месте, действует более строгий установленный для их территории режим [12], что обеспечивает их государственную охрану. Законодательные требования к предмету охраны достопримечательного места позволяют учитывать его ландшафтные и геологические особенности.
Таким образом, выбор в пользу достопримечательного места очевиден.
Исходя из определения достопримечательного места, содержащегося в статье 3 Федерального закона №73-ФЗ, выделяют семь типов достопримечательных мест [13], из которых наиболее подходящими для писаниц являются объекты археологического наследия и места совершения религиозных обрядов.
Наскальные изображения относятся к объектам археологического наследия. Вместе с тем это очень специфичный объект археологического наследия: расположен на дневной поверхности, но рисунки могут быть и скрыты культурным слоем, археологическое изучение не влечет за собой уничтожение предмета охраны, возможны работы по предотвращению ухудшения состояния памятника, то есть консервационные работы. Поэтому для них слабо подходит установленный порядок проведения археологических полевых работ, впрочем, как и порядок проведения работ по сохранению, предусмотренный для памятников градостроительства и архитектуры или монументального искусства. Например, понятие консервация наскального рисунка по содержанию ближе к методам реставрации монументальной живописи, чем к полевым археологическим работам.
Сакральный смысл писаниц у исследователей не вызывает сомнений. Вместе с тем на сегодняшний день они, за исключением редких случаев, не используются для совершения религиозных обрядов и не относятся к культовым местам коренных малочисленных народов Кузбасса.
Не меньше вопросов вызывает название планируемого достопримечательного места. В ходе обсуждения специалистами Кузбасского музея-заповедника «Томская писаница» были отвергнуты используемые ранее названия: «Писаницы Томи», «Писаницы Притомья», как вызывающие путаницу с памятником «Писаницы (Томская писаница)». Также были отклонены названия, включающие термин «петроглифы», поскольку рисунки нанесены в разных техниках, некоторые из них не попадают в это понятие. В результате было выбрано в качестве рабочего название «Наскальное искусство Томи».
С целью подготовки включения достопримечательного места «Наскальное искусство Томи» в единый государственный реестр объектов культурного наследия была определена территория ориентировочной локализации объекта, которая пока ограничена правым берегом реки Томи (рисунок).
В предполагаемые границы проектируемого достопримечательного места помимо 8 писаниц попадают 24 памятника археологии, а также территория особо охраняемой природной территории – государственный природный заказник регионального значения «Писаный» (таблица).
Таким образом, для достопримечательного места и включения его в реестр объектов культурного наследия федерального значения с последующим отнесением к особо ценным объектам культурного наследия необходимо проведение проектных работ по отнесению историко-культурной территории к объектам культурного наследия в виде достопримечательного места. Это целый комплекс научно-исследовательских работ.
Наскальные рисунки, благодаря сложившейся вокруг музея-заповедника и Ассоциации исследователей первобытного искусства петроглифической школы, изучаются достаточно активно. Вместе с тем писаницы исследованы неравномерно, большая часть работ посвящены изображениям Томской, Тутальской и Новоромановской писаниц [14]. Отсутствует полное научное описание памятников.
Необходимо проведение археологических полевых работ, в том числе по уточнению границ памятников. Найденный на территории Томской писаницы над скалой с плоскостями жертвенник эпохи раннего средневековья говорит о перспективности таких работ. Кроме того, необходимо уточнение сведений о поселениях и могильниках, расположенных в предварительных границах проектируемого достопримечательного места, что повлияет на определение и обоснование границ территории последнего.
Несмотря на отдельные исследования животного и растительного мира, геологических особенностей писаниц, предварительно выделенная территория не рассматривалась как культурный ландшафт. Необходимо проведение натурных исследований, включающих исследование существующих исторических, натурных и визуальных связей между природными, водными и иными объектами, определение видовых зон и видовых точек писаниц, живописных панорам, что расширяет территорию обследования до противоположного (левого) берега реки Томи. Это позволит выявить и обосновать предмет охраны достопримечательного места, касающийся его ландшафтных и геологических особенностей, границы территории объекта.
Большой объем исследований, посвященных наскальным рисункам Томи, в том числе научно-исследовательских отчетов по памятникам, требует серьезной систематизации и анализа с точки зрения поставленных задач по созданию достопримечательного места. Поэтому раздел историко-библиографических исследований потребует скрупулезной работы.
Большой блок составит работа с графическими материалами, нанесение на картографическую геоподоснову и составление топопланов памятников, всей территории достопримечательного места в масштабе от 1:2 000 до 1:10 000, с отображением современной градостроительной ситуации и результатов исследований, составление каталога координат характерных (поворотных) точек границ территории достопримечательного места в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (МСК42). Конечным результатом должен стать историко-культурный план достопримечательного места.
По завершении исследований составляются проекты предмета охраны, границ территорий достопримечательного места, а также требования к осуществлению деятельности, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах его территории с выделением участков с разными режимами использования земель.
Исходя из рекомендаций по выполнению по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия, одновременно с проектированием достопримечательного места стоит задача организация системы управления, обеспечивающей эффективную охрану объекта и виды его использования, устойчивые с точки зрения экологии и культуры.
Федеральный закон №73-ФЗ предлагает в границах достопримечательных мест, представляющих собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, создание историко-культурного заповедника. Это требует создания нового учреждения культуры, по-видимому, за счет средств регионального бюджета. Более перспективным представляется расширение территории и создание сети удаленных филиалов существующего музея-заповедника, в территорию которого на сегодняшний день входит только один памятник наскального искусства – «Писаницы (Томская писаница)». Перспективный план развития музея-заповедника и историко-культурный опорный план достопримечательного места должны предусмотреть безопасное использование памятников с созданием необходимой инфраструктуры. Эти мероприятия должны проводиться вместе с проектными работами и учитываться в итоговой документации.
Таким образом, до номинирования наскального искусства Томи в предварительный список всемирного наследия необходимо создать достопримечательное место федерального значения, отнести его к особо ценным объектам культурного наследия, обеспечив тем самым объект необходимым уровнем государственной охраны, а также создать систему управления объектом, реорганизовав и расширив существующий музей-заповедник «Томская писаница».
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Ковтун, И. В. Наскальное искусство Кузбасса. Изыскания. Исследователи. Идеи. – Кемерово : Вектор-принт, 2021. – С. 12, 26.
[2] Постановление Совета министров РСФСР от 16.02.1988 «О создании историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская писаница» Управления культуры Кемеровского облисполкома» // Государственный архив Кузбасса (ГАК). Ф. Р-1446. Оп. 1. Д. 520. Л. 44-48.
[3] Решение Кемеровского областного Совета народных депутатов от 06.05.1978 №212 «Об утверждении списка памятников истории и культуры местного значения».
[4] Постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 20.12.2007 №358 «О включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) вновь выявленных объектов культурного наследия, находящихся на территории Кемеровской области».
[5] Приказ Комитета по охране объектов культурного наследия Кемеровской области от 30.03.2017 №58.
[6] Письмо Кемеровского облисполкома в Совет министров СФСР от 05.02.1987 №10-25/154 // ГАК. Ф. Р-1446. Оп. 1. Д. 158. Л. 30.
[7] ГАК. Ф. Р-1446. Оп. 1. Д. 163. Л. 26.
[8] Центр всемирного наследия : официальный сайт. – URL: https://whc.unesco.org/en/criteria/ (дата обращения: 30.01.2024).
[9] Институт Наследия присвоил Национальный индекс культурного наследия 54 объектам. – URL: https://web.archive.org/web/20190212074419/http://www.heritage-institute.ru/search-the-site/item/1937-институт-наследия-присвоил-национальный-индекс-культурного-наследия-54-объектам (дата обращения: 30.01.2024).
[10] Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия / Пер. с анг. – Москва : Ин-т Наследия, 2023. – С. 36-37. – URL: https://heritage-institute.ru/wp-content/uploads/2023/05/rukovodstvo-po-vypolneniyu-konvenczii-ob-ohrane-vsemirnogo-naslediya.pdf?ysclid=ltmmqljcsp131457986 (дата обращения: 10.03.2024).
[11] Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». – Ст. 5.1.
[12] Там же. Ст. 56.4, п. 4
[13] Методические рекомендации по отнесению историко-культурных территорий к объектам культурного наследия в виде достопримечательного места (рекомендованы письмом Минкультуры России от 28.02.2017 № 49-01.1-39-НМ). – С. 16-17.
[14] Музей-заповедник «Томская Писаница». Историко-культурный и природный контекст: библиографический указатель / сост. Е.А.Орлова ; под ред. И.Д.Русаковой. – Кемерово, 2023. – 160 с.
Гизей Юлия Юрьевна
кандидат исторических наук, доцент,
младший научный сотрудник Кузбасского музея-заповедника
«Томская Писаница» (Кемерово)
Email: gizey-yur@yandex.ru
© Гизей Ю.Ю., текст, 2024
Ссылка на статью:
Гизей, Ю. Ю. Перспективы номинирования наскального искусства Томи в Список объектов Всемирного наследия. – DOI 10.34685/HI.2024.68.30.001. – Текст: электронный // Журнал Института Наследия. – 2024. – № 1. – С. 12-18. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/629.html.
Новости
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.
-
04.05.2024
В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.
-
04.05.2024
Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.