Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2023.93.65.006

Лапина Б.М.

Традиции образовательно-культурного комплекса «школа - вуз - театр» в современных условиях деятельности московского хореографического училища (на примере личного опыта)

Аннотация: Система непрерывного хореографического образования – уникальная новаторская концепция профессора В.М.Захарова. Не имела аналогов в мире, профессиональное образование с дошкольных лет до высших ступеней. Опыт может быть использован руководителями хореографических образовательных учреждений.

Ключевые слова: хореографическое образование, фольклор, театр танца, Гжель, Владимир Захаров.


Промыслы – душа народа.
Щедра русская природа,
Щедра русская земля
На умельцев, на таланты:
Плясуны и музыканты…

Людмила Михеева

Прародителем любого вида танца является танец народный. В течение довольно длительного периода на его основе формировались многие виды танца: историко-бытовой, классический, современный. Народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей.

Наши великолепные балетмейстеры-первооткрыватели Игорь Моисеев, Татьяна Устинова, Надежда Надеждина, Владимир Захаров и многие другие подарили миру возможность увидеть и понять то потрясающее наследие, тот огромный пласт народной культуры, которые на протяжении столетий жили и развивались вместе с нашим народом, одухотворенные его врожденным чувством красоты. На творчестве создателя уникального театра «Гжель» и новаторской системы обучения Владимира Захарова хотелось бы остановиться подробнее.

Создатель театра танца «Гжель» Владимир Михайлович Захаров побывал в 38 экспедициях, где изучал, запоминал, записывал, анализировал то богатейшее наследие России, которое мы называем фольклором [1]. Все увиденное и услышанное стало в будущем основой его хореографических этюдов и миниатюр в знаменитом театре танца «Гжель», единственном в мире театре, где все виды русского традиционного искусства буквально оживают и разговаривают со зрителями посредством танца, языком хореографии. Мастер использовал богатый материал различных регионов России, у него обретали живую плоть прекрасные творения мастеров народных художественных промыслов – Гжели, Хохломы, Палеха, Финифти.

Вот как рассказывал Захаров о себе: «Если поделиться своими личными секретами создания репертуара театра танца «Гжель», то я могу сказать, что стремился найти его неповторимое творческое лицо, чтобы коллектив был не похож ни на какой другой. Тем более в столице, где создавать что-то новое всегда сложнее. Нужно было побороть установившийся стереотип исполнения и содержания русских танцев» [2]. После долгих раздумий ключ был найден! Ведь грани народного таланта, его творческий дух, его мастерство неизменно воплощаются в народных художественных промыслах. Театр «Гжель» – это собирательный образ русской красоты, русской национальной культуры.

Путь от фольклора до сценических видов танца был пройден Владимиром Захаровым ярко и очень самобытно. Никогда не стремясь подражать кому-либо или показать на сцене быт без прикрас, он находил уникальный пластический и хореографический язык воплощения фольклора. Он глубоко вникал в традиции народного костюма; в его театре костюмы всегда являлись эталоном вкуса и стиля, были отдельными произведениями искусства. У Владимира Михайловича был очень профессиональный оркестр народных инструментов, который возглавлял заслуженный артист РФ Валерий Петров; он сотрудничал с композиторами и вокальными исполнителями. Много музыки было специально написано для его театра.

Все было продумано до мелочей – от вышивки на сорочках до натуральных мехов в различных танцах, причем разных для различных областей и регионов России, до определенных народных инструментов и вокального сопровождения. Никому раньше даже не приходило в голову показать посредством танца творения мастеров-умельцев народных художественных промыслов. «Костромская скань», «Владимирские ложкари», «Торжокские золотошвеи», «Валдайские колокольчики» – все оживало в театре. Язык танца должен быть понятным зрителям. Поэтому и рукоплескал захаровской «Гжели» весь мир: за чистоту, искренность, за правдивость и выразительность, за то, что способно тронуть даже самое черствое сердце…

Недаром говорят: талантливый человек талантлив во всем… Захарову принадлежит идея создания принципиально новой концепции современного непрерывного хореографического образования – школа, хореографическое училище – вуз – театр. Вместе со своими единомышленниками, профессиональными педагогами, Владимир Михайлович вдохнул в эту систему жизнь. И она зажила, задышала, стала приносить плоды.

Сейчас, по прошествии времени, становится особенно понятным, что именно мы потеряли…

Одно из основных условий благотворного развития мыслящего гражданского общества любой страны – это вклад в его образование. Уникальность непрерывного хореографического образовательного процесса по Захарову – это нечто большее, чем просто учебный процесс профессионального обучения: это образование в творческом окружении хрупкой детской души (дети начинали обучение с 6 лет, с группы «подготовишек»), развитие способности ориентироваться и самоидентифицироваться в современном непростом мире [3, с. 4]. Способность с малых лет приобщаться к прекрасному, расти и развиваться в гармонии с сокровищами мировой художественной культуры, ежедневно слушать прекрасную классическую музыку, прикасаться к волшебному миру танца – все это концепции непрерывного хореографического образования. К этому и надо стремиться. Истинный талант всегда щедр – Захаров и мечтал об одинаковой возможности учиться для всех без исключения детей. Как в лучшие времена императорской системы театрального образования, им до мельчайших тонкостей была продумана возможность профессиональной подготовки для каждого отдельного индивида. Если, например, ребенок в постпубертатном периоде терял физическую форму и было понятно, что он не сможет танцевать, то Владимир Михайлович всегда давал возможность получить смежное высшее художественное образование, которое становилось только глубже и качественнее благодаря уже пройденному пути и потому, что так или иначе было связано с искусством танца. Мы знаем успешных театральных гримеров и художников, которые когда-то начинали заниматься балетом в начальном звене системы Захарова, потом закончили ГАСК на других факультетах. Сейчас они работают в различных театрах Москвы и России.

Самая главная мысль автора этой уникальной системы профессионального образования – в преемственности, как профессиональной – передача «из рук в руки, из ног в ноги», так и духовной. Суть этой концепции – бережный переход с одной образовательной ступени на другую с обязательным учетом растущей личности ученика [3, c. 5].

На начальном этапе – подготовка к балетному училищу (начальная школа): маленькие дети, руководимые заботливыми наставниками, впервые знакомились с миром танца и музыки. Программа была составлена так, чтобы в форме игры, используя различное музыкальное сопровождение, ребята могли познакомиться с разными музыкальными и танцевальными жанрами на понятном и доступном для их возраста уровне: они играли в лягушек и аистов, учителей и учеников, изображали приметы или повадки животных, языком тела пытались охарактеризовать звучание музыки. Уроки проводились по всем правилам возрастной школьной педагогики. И в то же время были направлены на ненавязчивое развитие балетных данных. Владимир Михайлович называл их «музыкально-пластическим развитием». Эти занятия укрепляли здоровье и готовили тело для профессиональных физических нагрузок. В хореографическом училище ученики уже переходили на следующую ступень образования – профессиональную. Программа обучения строго соответствовала тому академическому минимуму часов, который разрабатывался еще в советское время для профессионального обучения студентов. Сейчас количество часов специальных дисциплин в хореографических училищах сильно урезано, что пагубно отражается на образовании учащихся. Безусловно, нам всем – а я работала в этом комплексе на трех ступенях из четырех – очень помогало то, что В.М.Захаров был профессионалом в высоком смысле слова. Ему не нужно было объяснять очевидные вещи, например, что для учащихся травмоопасен скользкий пол. Он все видел и знал сам. Всегда хотел и добивался для своего комплекса, для своего детища лучшего – ведь он любил его всем сердцем! Как он мечтал о новом здании для своей школы, о летнем лагере в Болгарии, где дети могли бы и отдыхать, и заниматься балетом. Мы, его захаровская гвардия, не сомневаемся, что все это было бы, будь он жив.

С Захаровым работали высокопрофессиональные мастера своего дела: народный артист России В.С.Тедеев, лауреаты правительственной награды В.И.Слыханова и О.И.Шаройко, Архипова М.Л. и многие другие. А все начиналось с маленькой муниципальной балетной школы в Тушино, где преподавателю классического танца Ольге Ивановне Шаройко приходилось буквально ходить по районным школам и отбирать детей для занятий. Когда-то в этой школе у станка стоял маленький Денис Родькин, ныне премьер Большого театра России. Эти же замечательные педагоги являлись преподавателями уже высшего звена, поэтому у наших студентов всегда была замечательная возможность прохождения практики в училище. Вообще, этот комплекс и был ценен именно возможностью преемственности. Изучают студенты в теории то или иное движение классического экзерсиса или региональный танец с характерными особенностями – добро пожаловать в школу, где вам расскажут и покажут все начальные раскладки, разложат методику по полочкам, буквально по слогам.

Институт танца являлся структурным подразделением Государственной академии славянской культуры. Здесь готовили не только педагогов балета, но и теоретиков в области хореографии, концертмейстеров балета, фольклористов, этнографов, руководителей вокальных и театральных коллективов, художников по гриму, специалистов в области народных художественных промыслов. В Институте танца было два специализированных факультета и 8 различных кафедр. Здесь преподавали настоящие мэтры отечественной хореографии: Б.Акимов, В.Гордеев, В.Уральская, Л.Гусева, А.Шульгина и многие другие. В 2003 г. создатели комплекса – В.М.Захаров, И.К.Кучмаева, В.В.Дегтярева, В.И.Слыханова, О.И.Шаройко. были удостоены государственной награды – Премии Правительства Российской Федерации. Деятельность этого комплекса была отмечена на самом высоком уровне.

В Институт танца ГАСК к Захарову приезжали студенты со всей страны. Уникальность была доступна, здесь действительно смотрели и отбирали самых способных ребят, жаждущих учиться. Сюда мог попасть паренек из глухой деревни, будь у него талант и способности к танцу и желание развиваться в своей профессии. Никогда не был Захаров снобом, всегда помнил, что он сам выходец из народа. Поэтому всегда с теплотой относился к простым людям и давал им шанс. Сколько ребят и девчонок из домов творчества и региональных школ искусств вырастил он в больших профессионалов в хореографии!

Территориальная близость друг к другу различных ступеней комплекса помогала не тратить на дальнюю дорогу в метро время и силы студентов. И это было не случайно: Захаров понимал необходимость общежития, которое находилось на соседней улице. Теоретические лекции студентов чередовались с практическими. У ребят была возможность прохождения танцевальной практики на базе театра «Гжель», который тоже располагался неподалеку.

Самые талантливые вливались в репертуар и становились полноценными артистами, будучи еще студентами. Профессиональные требования и дисциплина всегда были на высоком уровне и в училище, и в академии, и в театре. Лентяям было здесь не место, да и не задерживались они, потому что трудиться и работать студентам приходилось очень много. Вообще, всем видам практики и в школе, и в вузе уделялось огромное внимание. База комплекса позволяла практиковаться всем студентам без исключения. Но со стороны это смотрелось, как некий комплекс обоюдной взаимопомощи: гримеры-стажеры помогают совсем юным артистам, студенты народных промыслов могут поработать в костюмерной театра над тем или иным орнаментом. Владимир Михайлович всегда напоминал, что любая теория мертва без практики. Ему так отрадно было показывать зрителям своих воспитанников – маленьких и больших, мы до сих пор вспоминаем, на каких центральных площадках танцевали наши учащиеся раньше – один Концертный зал имени П.И. Чайковского чего стоил!

В какой-то момент мастеру стало понятно, что училище заканчивают очень способные и профессиональные ребята, и ему стало жалко их потерять. Специально для своих выпускников Захаров создал классическое отделение внутри структуры театра танца «Гжель». Она пополнялась нашими же выпускниками. В репертуаре у классической части труппы театра были полноценные балетные спектакли и дивертисменты.

Я проработала педагогом классического тренажа у артистов народной труппы театра «Гжель» чуть больше двух сезонов. Меня, классическую балерину, поначалу удивляли строгие требования к ежедневному уроку для артистов ансамбля народного танца. Но потом стало понятно, какие важные цели ставили В.М.Захаров и В.И.Слыханова на тренажном уроке артистов. Класс делился на два уровня сложности: для молодых студентов-артистов и для солистов. Несмотря на то, что балетный урок нужен, чтобы подготовить тело к дальнейшим репетициям, Захаров всегда просил уделять артистам побольше внимания и делать профессиональные замечания, обязательно показывая упражнения. Дублировать проработку тех или иных движений, сочинять комбинации, похожие на маленькие самостоятельные вариации (для солистов), обращать большое внимание на верх и руки. Ему хотелось, чтобы артисты в театре были «причесаны в едином стиле», и классический урок – это первое, где начиналась работа над единством исполнения: позиций, движений, стиля.

Системность, искренняя увлеченность и вовлеченность во все, что происходило в училище, в театре, в академии, – яркая характеристика Захарова-руководителя. Глубокий подход ко всему и личная заинтересованность в результате – вот такой простой секрет успеха любого захаровского начинания. К нему можно было прийти с абсолютно любым вопросом –творческим ли, бытовым – и быть уверенным, что тебя услышат и помогут. Такими же он хотел видеть свою команду – заинтересованными профессионалами, с горящими глазами.

Сейчас не существует подобных комплексов. Очень хочется надеяться, что уникальный опыт непрерывного хореографического образования может получить вторую путевку в жизнь, что наработками Захарова воспользуются руководители-профессионалы, которых будет интересовать не только слепое следование зачастую абсурдным требованиям далеких от искусства чиновников, а служение своим подопечным, ради их всестороннего и гармоничного развития, ради их будущего. И они, так же как Захаров, будут делать все возможное и невозможное, что дать нашим детям лучшее в мире образование. Что учащиеся хореографических училищ будут иметь сценическую практику с профессиональными артистами на одной сцене. Что талантливые выпускники училищ смогут продолжать обучение и получать высшее образование, не прекращая карьеру танцовщиков. А студенты-балетмейстеры будут иметь возможность работы с хорошим профессиональным материалом на базе училища для осуществления своих хореографических постановок.

Мы с коллегами часто вспоминаем Захарова, его мечты о школе и ее развитии. Как он искренне любил наших детей! Ему удавалось невозможное. Очень жаль, что сейчас не существует этого уникального комплекса, что многим планам не суждено сбыться, что зачастую его именем прикрываются корыстные и далекие от искусства люди. Но думаю, что каждый из нас, кто работал с ним рядом, вынес для себя огромное количество уроков, самых различных – и человеческих, и профессиональных. И нам всем есть за что быть благодарными мастеру!


ЛИТЕРАТУРА

[1] Шевцов И. «Гжель» как чудо : сб. – М.: Театр танца «Гжель», 2001.

[2] Захаров В.М. Поэтика русского танца: Народная художественная культура регионов России: обряды; песня; танец; костюм; промыслы : в 2 т. Т. 1. – М.: Святогор, 2004.

[3] Культурно-образовательный комплекс: школа - хореографическое училище - вуз - театр : сб. / авт.-сост.: Кучмаева И.К., Коненкова А.К., Дегтярева В.В. – М.: Гос. акад. славянской культуры, 2008.


Лапина Богдана Михайловна
преподаватель классического танца,
Московское хореографическое училище при Московском
государственном академическом театре танца «Гжель» (Москва)
Email: barabusha@mail.ru

© Лапина Б.М., 2023.

Статья поступила в редакцию 15.02.2023.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2023/1(32)

Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/564.html

Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru