2024/3(38)
Теоретические исследования
Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования
(Часть 2)
Исторические исследования
К вопросу истории российского мореплавания и первопроходства в Арктике
Заметка о представителях рода Флекенштейн
Система воинского воспитания
в русской армии первой половины XIX в.
Прикладные исследования
Картина-эскиз Д.А.Налбандяна «Выступление В.И.Ленина
в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника:
по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР
Вклад эдвардианской эпохи
в формирование винтажной европейской моды
Нематериальное культурное наследие
Северный Ледовитый океан. Русские географические названия как объекты нематериального культурного наследия
Проблемы сохранения
наследия
Проблемы сохранения отделочных покрытий при реставрации музейной мебели и пути их решения
Отечественное наследие
за рубежом
«Не покорюсь!» Жизнь и творчество поэтессы Русского Зарубежья Марианны Колосовой
Опубликован 01.09.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2023.27.83.007
Михальский Ф.А.
Сохранение предпринимательских традиций последней трети XIX – начала XX века в советский и постсоветский период как основа для возрождения благотворительности
Аннотация. В статье представлена позиция, направленная на осмысление значимости сохранения и возрождения благотворительности в предпринимательской среде. Автор считает, что вопрос поддержки традиций и развития созданного на протяжении предыдущих столетий освещается в научной литературе недостаточно с учетом его возрастающей актуальности в настоящее время. Статья посвящена предпринимательской традиции последней трети XIX – начала XX века в советский и постсоветский период.
Ключевые слова: благотворительность, меценатство, предпринимательские традиции, московский предприниматель, предпринимательство.
Изучение истории отечественного предпринимательства и сформированных представителями промышленно-купеческого сословия благотворительных традиций не только ставит, но и делает чрезвычайно актуальным вопрос сохранения и развития созданного на протяжении предыдущих столетий. В статьях и монографиях, посвященных промышленному развитию России, исследователи не раз пытались поразмышлять об особенностях становления благотворительности и меценатстве в дореволюционный период [1]. Как итог – книги о жизни и деятельности Третьяковых, Прохоровых, Бахрушиных, Алексееве, Мамонтове, Морозове, Тенишевых и др. [2]. Вопрос сохранения предпринимательских традиций освещается чрезвычайно редко (если вообще его касаются ученые).
Московское предпринимательство вышло из народных крестьянских глубин. И в дореволюционный период существовало две формы предпринимательства, идущего снизу и занимавшегося благотворительностью и поддержкой нуждающихся граждан:
1) создание артелей (формирование института кооперации) – добровольных учреждений/обществ граждан с целью осуществления совместной/коллективной деятельности;
2) купечество (торгово-промышленное).
Что касается артелей: существовали их малые и крупные формы. Так, например, в 1831 г. возник первый потребительский кооператив в России (Большая артель декабристов) [3].
После революции 1917 г. все виды кооперативных объединений были централизованы и трансформированы в монопольные государственные распределительные организации, а частные предприятия купцов-промышленников были национализированы. В этот период все предпринимательские традиции были временно утрачены.
В мае 1917 г. при Временном правительстве в Москве был организован Московский центральный рабочий кооператив (МЦРК). Его материальную основу составили взнос членов-пайщиков. К концу 1917 года МЦРК насчитывало 120 000 пайщиков, а в целом в Москве было 415 000 пайщиков [4].
Декрет 20 марта 1919 г. о потребительских коммунах вызвал большие перестройки в структуре хозяйствования.Декрет 27 января 1920 г. упростил кооперативные организации: создал единую кооперацию.
В этот период, в условиях острой нехватки продуктов и других товаров, кооперация была использована правительством для осуществления карточной системы снабжения населения. При московских промышленных, транспортных и прочих предприятиях создаются закрытые рабочие кооперативы и закрытие распределители. На короткий период вновь создается МСПО – городской Московский союз потребительских обществ. Входившие в его состав 144 кооператива в 1932 г. объединяли более 1,5 млн пайщиков, имели 3600 торговых предприятий, свыше 1300 складов [5]. Такой торговой сетью потребительская кооперация столицы располагала в условиях, когда с частной торговлей уже было покончено. Кооператоры построили в столице механизированные хлебозаводы, открыли фабрики-кухни и столовые, организовали подсобные сельскохозяйственные предприятия, расширяли торговые сети.
Однако 4 декабря 1932 г. директивные органы начали административное выдавливание потребительской кооперации из городов и промышленных центров. Коммунистическая партия решила ликвидировать кооперативы и передать их функции государственной торговле. Кооперативы были реорганизованы в Отделы Рабочего Снабжения и подчинены фабрично-заводским организациям. Кооперативное движение стало «тормозом» на пути развития розничной торговли, что обусловило ее ликвидацию в городах и крупных промышленных центрах, а его функции, материальные и финансовые ресурсы были переданы в систему государственной торговли.
До конца 1950-х гг. прошлого столетия в Москве продолжала свою деятельность кустарно-промысловая и инвалидная кооперация, занимавшаяся выпуском в основном товаров широкого потребления и оказанием населению бытовых услуг.
В 1960-1985 гг. прекращена деятельность промысловых кооперативов. Функционировали только две кооперативные формы: потребительское общество и колхоз.
Комплексная государственная политика, направленная на ускорение темпов социально-экономического развития, стала проводиться в нашей стране в период 1985-1990 гг. В принятом Законе «О кооперации в СССР» отмечен высокий потенциал кооперации, возрастание ее роли в социально-экономическом развитии, демократизации, удовлетворении потребностей народного хозяйства и потребителей. Формирование законодательной базы привело к возникновению большого числа финансово-промышленных групп в ключевых отраслях промышленности.
Выделим регионы, в которых в 1991 г. отмечается высокая концентрация кооперативов, а в современном периоде – высокая концентрация кластеров. На первом месте стоит Москва – 12 327 кооперативов и 5 кластеров, далее Республика Татарстан – 3 101 кооператив и 8 кластеров, Челябинская область – 2 945 кооперативов и 7 кластеров [6].
На настоящее время форма кооперативов в России отличается от исторически сложившейся и используется по большей части как инструмент снижения налоговой нагрузки предпринимателя, хотя именно она на протяжении своего становления показала свою эффективность в отечественной и мировой практике.
Реанимация процессов предпринимательской деятельности началась лишь в 1990-е гг. с принятием Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В нем было четко прописано, что предпринимательство являло собой «инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли» (статья 1 закона). Еще ранее было принято Постановление «Об индивидуальной трудовой деятельности» (19 ноября 1986 г.) и Закон «О кооперации в СССР» (26 мая 1988 г.). При этом Постановление 1986 г. не разрешало использование наемного труда, а закон 1990 г. уже позволял делать это. При этом уголовная статья, ограничивавшая валютные операции, была окончательно отменена лишь 1 июля 1994 г. федеральным законом РФ [7].
После распада СССР в 1991 г. была образована Международная конфедерация промышленников и предпринимателей (МКПП). Ее основное (московское) звено было реформировано в Российский союз промышленников и предпринимателей. Торгово-промышленная палата СССР превратилась в Торгово-промышленную палату РФ. Союз кооперативов СССР преобразовался в Лигу кооператоров и предпринимателей России. Те же изменения коснулись и всех других всесоюзных организаций [8].
После начала приватизации предприятий по инициативе правительства была организована Ассоциация частных и приватизируемых предприятий (1993 г.). Приватизация привела к упразднению отраслевых министерств, и у промышленников и предпринимателей возникла потребность в отраслевых союзах и ассоциациях, которые могли бы лоббировать их интересы. Первой среди отраслевых объединений была Ассоциация российских банков.
Кризис 1998 г. выявил необходимость установления цивилизованных правил бизнеса и функционирования рынка труда как экономической основы развития российского общества. Возникла потребность в создании единой переговорной площадки, которая бы объединяла и региональные, и отраслевые союзы и ассоциации предпринимателей, и могла бы выражать и лоббировать интересы в целом промышленников и предпринимателей. Таким образом, развитие рыночных отношений в России, непоследовательность экономической политики властей, усложняющиеся правила предпринимательской деятельности показали необходимость создания предпринимательских объединений (бизнес-ассоциации), главным направлением деятельности которых является защита интересов бизнеса.
Постепенно создаются необходимые правовая, идеологическая, политическая базы для возрождения предпринимательской деятельности, однако экономическая база для этого пока не создана. Появился интерес к сфере теоретических разработок по вопросам сущности и содержания предпринимательства.
В целом, как показывает исследование, в XXI в. сохраняется традиция развития предпринимательства «снизу», наличие высшего образования не влияет на принятие решение заниматься бизнесом. Однако специальное профессиональное образование в сфере информационных технологий и инноваций является преимущественным в турбулентной экономике.
Также необходимо отметить, что в советский и постсоветский периоды были временно утрачены предпринимательские традиции, заложенные в последней трети XIX – начале XX в. После революции 1917 г. все виды кооперативных объединений были централизованы и трансформированы в монопольные государственные распределительные организации, а частные предприятия купцов-промышленников были национализированы.
В дальнейшем развитие предпринимательства в Москве привело к сосредоточению крупных транснациональных корпораций, которые в добровольной форме принимают корпоративные и социальные обязательства. Корпоративная и социальная ответственность компаний предполагает меры в области защиты окружающей среды, справедливого и равноправного труда работников, предпринимательской этике, прозрачному ведению бизнеса и благотворительности.
В динамике можно говорить о том, что социокультурная среда под влиянием предпринимательства в Москве модернизируется: компании создают крупные благотворительные фонды в области образования, здравоохранения, устойчивого развития окружающей среды, качественно улучшают среду города в целом. Все это свидетельствует о взаимосвязи традиций дореволюционного и постперестроечного предпринимательства. Ведь традиционно для московских купцов рассмотренный период рубежа прошлых столетий было характерно патриархальное ведение бизнеса и наличие религиозной составляющей. В числе социокультурных практик предпринимателей дореволюционной Москвы мы находим поддержку просвещения, участие в благоустройстве города, вклад в развитие культуры, искусства и музейного дела, церковно-благотворительную деятельность, адресная помощь нуждающимся.
Купеческое сословие исчезло в годы Октябрьской революции и Гражданской войны, коллективизации и индустриализации, а артели, в современном понимании, представляют собой инновационные (технологические) кластеры. Москва является центром концентрации кластеров и кооперативов. Незаконное предпринимательство, процветавшее в советский и постсоветский периоды, стало во всех отношениях неактуальным. Новые же технологии позволяют московским предпринимателям не только вести прозрачный бизнес, но и активно включаться в благотворительность.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Сергованцев Д.Н. Промышленное развитие Москвы в конце XIX – начале XX вв. : дис. … канд. истор. наук. – М., 2004.
[2] Думова Н.Г. Московские меценаты. – М.: Мол. гвардия, 1992.
[3] Институт кооперации: эволюция и современные перспективы / Развадовская Ю.В., Каплюк Е.В., Руднева К.С., Черняк М.Э. // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 57. – С. 10.
[4] Вахитов К.И. Москва – кооперативная столица России // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2015. – № 4. – С. 15.
[5] Там же. С.17.
[6] Источник статистических данных: Институт кооперации: эволюция и современные перспективы... С.15.
[7] Лобызенкова В.А. История предпринимательства в России: традиции и современность // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2007. – № 6. – С. 207.
[8] Там же.
Михальский Фрол Александрович
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва)
© Михальский Ф.А., 2023.
Статья поступила в редакцию 27.01.2023.
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2023/1(32)
Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/565.html
Новости
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.
-
04.05.2024
В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.
-
04.05.2024
Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.