Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/3(38)



Теоретические исследования

Степанов П.В.

Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования
(Часть 2)


Исторические исследования

Наумов Ю.М.

К вопросу истории российского мореплавания и первопроходства в Арктике


Избачков Ю.С. Рыбак К.Е.

Заметка о представителях рода Флекенштейн


Яндиев Б.М.

Система воинского воспитания
в русской армии первой половины XIX в.


Прикладные исследования

Николаев К.А.

Картина-эскиз Д.А.Налбандяна «Выступление В.И.Ленина
в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника:
по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР


Казанская К.К.

Вклад эдвардианской эпохи
в формирование винтажной европейской моды


Нематериальное культурное наследие

Ельчанинов А.И.

Северный Ледовитый океан. Русские географические названия как объекты нематериального культурного наследия


Проблемы сохранения
наследия

Валькова И.В.

Проблемы сохранения отделочных покрытий при реставрации музейной мебели и пути их решения


Отечественное наследие
за рубежом

Окороков А.В.

«Не покорюсь!» Жизнь и творчество поэтессы Русского Зарубежья Марианны Колосовой



Опубликован 01.09.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2023.27.83.007

Михальский Ф.А.

Сохранение предпринимательских традиций последней трети XIX – начала XX века в советский и постсоветский период как основа для возрождения благотворительности

Аннотация. В статье представлена позиция, направленная на осмысление значимости сохранения и возрождения благотворительности в предпринимательской среде. Автор считает, что вопрос поддержки традиций и развития созданного на протяжении предыдущих столетий освещается в научной литературе недостаточно с учетом его возрастающей актуальности в настоящее время. Статья посвящена предпринимательской традиции последней трети XIX – начала XX века в советский и постсоветский период.

Ключевые слова: благотворительность, меценатство, предпринимательские традиции, московский предприниматель, предпринимательство.


Изучение истории отечественного предпринимательства и сформированных представителями промышленно-купеческого сословия благотворительных традиций не только ставит, но и делает чрезвычайно актуальным вопрос сохранения и развития созданного на протяжении предыдущих столетий. В статьях и монографиях, посвященных промышленному развитию России, исследователи не раз пытались поразмышлять об особенностях становления благотворительности и меценатстве в дореволюционный период [1]. Как итог – книги о жизни и деятельности Третьяковых, Прохоровых, Бахрушиных, Алексееве, Мамонтове, Морозове, Тенишевых и др. [2]. Вопрос сохранения предпринимательских традиций освещается чрезвычайно редко (если вообще его касаются ученые).

Московское предпринимательство вышло из народных крестьянских глубин. И в дореволюционный период существовало две формы предпринимательства, идущего снизу и занимавшегося благотворительностью и поддержкой нуждающихся граждан:

1) создание артелей (формирование института кооперации) – добровольных учреждений/обществ граждан с целью осуществления совместной/коллективной деятельности;

2) купечество (торгово-промышленное).

Что касается артелей: существовали их малые и крупные формы. Так, например, в 1831 г. возник первый потребительский кооператив в России (Большая артель декабристов) [3].

После революции 1917 г. все виды кооперативных объединений были централизованы и трансформированы в монопольные государственные распределительные организации, а частные предприятия купцов-промышленников были национализированы. В этот период все предпринимательские традиции были временно утрачены.

В мае 1917 г. при Временном правительстве в Москве был организован Московский центральный рабочий кооператив (МЦРК). Его материальную основу составили взнос членов-пайщиков. К концу 1917 года МЦРК насчитывало 120 000 пайщиков, а в целом в Москве было 415 000 пайщиков [4].

Декрет 20 марта 1919 г. о потребительских коммунах вызвал большие перестройки в структуре хозяйствования.Декрет 27 января 1920 г. упростил кооперативные организации: создал единую кооперацию.

В этот период, в условиях острой нехватки продуктов и других товаров, кооперация была использована правительством для осуществления карточной системы снабжения населения. При московских промышленных, транспортных и прочих предприятиях создаются закрытые рабочие кооперативы и закрытие распределители. На короткий период вновь создается МСПО – городской Московский союз потребительских обществ. Входившие в его состав 144 кооператива в 1932 г. объединяли более 1,5 млн пайщиков, имели 3600 торговых предприятий, свыше 1300 складов [5]. Такой торговой сетью потребительская кооперация столицы располагала в условиях, когда с частной торговлей уже было покончено. Кооператоры построили в столице механизированные хлебозаводы, открыли фабрики-кухни и столовые, организовали подсобные сельскохозяйственные предприятия, расширяли торговые сети.

Однако 4 декабря 1932 г. директивные органы начали административное выдавливание потребительской кооперации из городов и промышленных центров. Коммунистическая партия решила ликвидировать кооперативы и передать их функции государственной торговле. Кооперативы были реорганизованы в Отделы Рабочего Снабжения и подчинены фабрично-заводским организациям. Кооперативное движение стало «тормозом» на пути развития розничной торговли, что обусловило ее ликвидацию в городах и крупных промышленных центрах, а его функции, материальные и финансовые ресурсы были переданы в систему государственной торговли.

До конца 1950-х гг. прошлого столетия в Москве продолжала свою деятельность кустарно-промысловая и инвалидная кооперация, занимавшаяся выпуском в основном товаров широкого потребления и оказанием населению бытовых услуг.

В 1960-1985 гг. прекращена деятельность промысловых кооперативов. Функционировали только две кооперативные формы: потребительское общество и колхоз.

Комплексная государственная политика, направленная на ускорение темпов социально-экономического развития, стала проводиться в нашей стране в период 1985-1990 гг. В принятом Законе «О кооперации в СССР» отмечен высокий потенциал кооперации, возрастание ее роли в социально-экономическом развитии, демократизации, удовлетворении потребностей народного хозяйства и потребителей. Формирование законодательной базы привело к возникновению большого числа финансово-промышленных групп в ключевых отраслях промышленности.

Выделим регионы, в которых в 1991 г. отмечается высокая концентрация кооперативов, а в современном периоде – высокая концентрация кластеров. На первом месте стоит Москва – 12 327 кооперативов и 5 кластеров, далее Республика Татарстан – 3 101 кооператив и 8 кластеров, Челябинская область – 2 945 кооперативов и 7 кластеров [6].

На настоящее время форма кооперативов в России отличается от исторически сложившейся и используется по большей части как инструмент снижения налоговой нагрузки предпринимателя, хотя именно она на протяжении своего становления показала свою эффективность в отечественной и мировой практике.

Реанимация процессов предпринимательской деятельности началась лишь в 1990-е гг. с принятием Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В нем было четко прописано, что предпринимательство являло собой «инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли» (статья 1 закона). Еще ранее было принято Постановление «Об индивидуальной трудовой деятельности» (19 ноября 1986 г.) и Закон «О кооперации в СССР» (26 мая 1988 г.). При этом Постановление 1986 г. не разрешало использование наемного труда, а закон 1990 г. уже позволял делать это. При этом уголовная статья, ограничивавшая валютные операции, была окончательно отменена лишь 1 июля 1994 г. федеральным законом РФ [7].

После распада СССР в 1991 г. была образована Международная конфедерация промышленников и предпринимателей (МКПП). Ее основное (московское) звено было реформировано в Российский союз промышленников и предпринимателей. Торгово-промышленная палата СССР превратилась в Торгово-промышленную палату РФ. Союз кооперативов СССР преобразовался в Лигу кооператоров и предпринимателей России. Те же изменения коснулись и всех других всесоюзных организаций [8].

После начала приватизации предприятий по инициативе правительства была организована Ассоциация частных и приватизируемых предприятий (1993 г.). Приватизация привела к упразднению отраслевых министерств, и у промышленников и предпринимателей возникла потребность в отраслевых союзах и ассоциациях, которые могли бы лоббировать их интересы. Первой среди отраслевых объединений была Ассоциация российских банков.

Кризис 1998 г. выявил необходимость установления цивилизованных правил бизнеса и функционирования рынка труда как экономической основы развития российского общества. Возникла потребность в создании единой переговорной площадки, которая бы объединяла и региональные, и отраслевые союзы и ассоциации предпринимателей, и могла бы выражать и лоббировать интересы в целом промышленников и предпринимателей. Таким образом, развитие рыночных отношений в России, непоследовательность экономической политики властей, усложняющиеся правила предпринимательской деятельности показали необходимость создания предпринимательских объединений (бизнес-ассоциации), главным направлением деятельности которых является защита интересов бизнеса.

Постепенно создаются необходимые правовая, идеологическая, политическая базы для возрождения предпринимательской деятельности, однако экономическая база для этого пока не создана. Появился интерес к сфере теоретических разработок по вопросам сущности и содержания предпринимательства.

В целом, как показывает исследование, в XXI в. сохраняется традиция развития предпринимательства «снизу», наличие высшего образования не влияет на принятие решение заниматься бизнесом. Однако специальное профессиональное образование в сфере информационных технологий и инноваций является преимущественным в турбулентной экономике.

Также необходимо отметить, что в советский и постсоветский периоды были временно утрачены предпринимательские традиции, заложенные в последней трети XIX – начале XX в. После революции 1917 г. все виды кооперативных объединений были централизованы и трансформированы в монопольные государственные распределительные организации, а частные предприятия купцов-промышленников были национализированы.

В дальнейшем развитие предпринимательства в Москве привело к сосредоточению крупных транснациональных корпораций, которые в добровольной форме принимают корпоративные и социальные обязательства. Корпоративная и социальная ответственность компаний предполагает меры в области защиты окружающей среды, справедливого и равноправного труда работников, предпринимательской этике, прозрачному ведению бизнеса и благотворительности.

В динамике можно говорить о том, что социокультурная среда под влиянием предпринимательства в Москве модернизируется: компании создают крупные благотворительные фонды в области образования, здравоохранения, устойчивого развития окружающей среды, качественно улучшают среду города в целом. Все это свидетельствует о взаимосвязи традиций дореволюционного и постперестроечного предпринимательства. Ведь традиционно для московских купцов рассмотренный период рубежа прошлых столетий было характерно патриархальное ведение бизнеса и наличие религиозной составляющей. В числе социокультурных практик предпринимателей дореволюционной Москвы мы находим поддержку просвещения, участие в благоустройстве города, вклад в развитие культуры, искусства и музейного дела, церковно-благотворительную деятельность, адресная помощь нуждающимся.

Купеческое сословие исчезло в годы Октябрьской революции и Гражданской войны, коллективизации и индустриализации, а артели, в современном понимании, представляют собой инновационные (технологические) кластеры. Москва является центром концентрации кластеров и кооперативов. Незаконное предпринимательство, процветавшее в советский и постсоветский периоды, стало во всех отношениях неактуальным. Новые же технологии позволяют московским предпринимателям не только вести прозрачный бизнес, но и активно включаться в благотворительность.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Сергованцев Д.Н. Промышленное развитие Москвы в конце XIX – начале XX вв. : дис. … канд. истор. наук. – М., 2004.

[2] Думова Н.Г. Московские меценаты. – М.: Мол. гвардия, 1992.

[3] Институт кооперации: эволюция и современные перспективы / Развадовская Ю.В., Каплюк Е.В., Руднева К.С., Черняк М.Э. // Вестник Томского государственного университета. – 2022. – № 57. – С. 10.

[4] Вахитов К.И. Москва – кооперативная столица России // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2015. – № 4. – С. 15.

[5] Там же. С.17.

[6] Источник статистических данных: Институт кооперации: эволюция и современные перспективы... С.15.

[7] Лобызенкова В.А. История предпринимательства в России: традиции и современность // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2007. – № 6. – С. 207.

[8] Там же.


Михальский Фрол Александрович
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва)

© Михальский Ф.А., 2023.

Статья поступила в редакцию 27.01.2023.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2023/1(32)

Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/565.html

Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru