Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2023/4(35)

Содержание


Культурная политика

Соловьев А. П., Абдурахманова З.Т.

Новые направления государственных и общественных инициатив по сохранению и приумножению культурно-исторического достояния России


Освоение наследия

Путрик Ю.С., Тюрина Е.В.

Пути актуализации объектов культурного наследия средствами туризма и социокультурного проектирования


Смоленчук Е.В.

О технологическом подходе
в исследовании коллекции тканей
с верховой масляной набойкой
из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея
им. Д.Г.Бурылина


Соловьев А.П.

Вопросы взаимодействия
в цифровом пространстве библиотек и сферы туризма 


Исторические исследования

Мадикова Л.В.

Фреска как источник знания
о древнерусском судостроении


Ефимов А.В.

Приказы вооруженных сил
на Юге России о чинах военных 1919-1920 гг. как биографический источник


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Корейская Народно-Демократическая Республика: памятники советским и российским деятелям и военно-историческим событиям




Дата публикации: 18.12.2023

Архив

DOI 10.34685/HI.2023.83.20.013

Скороход А.А.

Исследование ранних работ Константина Васильева
в отделе экспертизы ГОСНИИР

Аннотация. В статье подробно представлен процесс исследования и атрибуции работ, предположительно написанных русским художником К.Васильевым, поступивших в 2009 году в экспертизу ГОСНИИР. На данное авторство указывали пометы, подписи, история бытования работ. В итоге комплексного исследования, включавшего работу с микроскопом, УФ- и искусствоведческое исследование, авторство Константина Алексеевича Васильева получило подтверждение. Также даны информация о ранних работах художника (1950-е – начало 1960-х гг.) и общие технические характеристики авторского стиля.

Ключевые слова: русские художники, Константин Васильев, искусствоведческая экспертиза, русское искусство, культурное наследие.


В 2009 году на исследование и атрибуцию в экспертизу Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР) поступили работы, предположительно написанные русским художником Константином Васильевым (1942-1976). На данное авторство указывали пометы, подписи, история бытования работ. В процессе исследования была проведена работа с микроскопом, УФ-исследование и искусствоведческое исследование.

В итоге комплексное исследование вывело на авторство Константина Алексеевича Васильева.

Константин Алексеевич Васильев прожил короткую, но яркую жизнь. В истории он запомнился в основном своими работами, посвященными былинам, русским сказкам и скандинавской мифологии. Но мало кто знает его раннее творчество, поиск себя, путь к тому художнику, которого мы все знаем.

Родился Константин Алексеевич 3 сентября 1942 года в Майкопе во время немецкой оккупации. Сложное детство сказалось на будущем художнике: теме войны будет посвящен целый цикл работ. Благодаря хорошей библиотеке, хранившейся в семье Васильевых, будущий художник с детства был знаком с шедеврами мирового искусства. Константин рано начал рисовать. Особенно его талант проявился в рисунке скульптуры Иоанна IV Грозного М.М.Антокольского. Этот рисунок был сделан в восьмилетнем возрасте [1, с. 32].

После успешных экзаменов он был зачислен в среднюю художественную школу-интернат при Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова. Для этого времени наиболее характерен его автопортрет в ренессансной эстетике (графитный карандаш, тушь. 1957 г.). В изобразительной манере портрета характерно проявлен интерес к стилистике эпохи Возрождения. Пластический язык рисунка нескрываемо апеллирует к ренессансной эстетической манере и в том числе подражает приемам, навеянным работами Боттичелли, Дюрера.

Также к этому времени относятся многочисленные ученические наброски, рисунки и зарисовки: «Мать художника» (графитный карандаш, бумага), «Натюрморт с овощами» (акварель, графитный карандаш, бумага), «Собака Орлик» (тушь, графитный карандаш, бумага), «У конюшни» (акварель, графитный карандаш, бумага), «Котенок» (графитный карандаш, бумага), «Лодки» (акварель, белила, полукартон), «Стожки» (акварель, графитный карандаш, бумага). Для графических работ характерны этюдная манера, точное «схватывание» модели, уверенность построения графических линий. Красочная разработка акварельных работ ведется полупрозрачными заливками цветом, по сырому, мелкими разжиженными пятнами, которые отмечают рефлексы и фактурные особенности предметной среды. Художник внимательно передает нюансы освещения, тонкие цветовые оттенки, выразительно чередуя моделировку форм полутонами и насыщенными цветовыми акцентами.

В 1957 году Васильев перевелся в Казанское художественное училище и с отличием закончил его. Увлекается абстрактным и сюрреалистическим искусством. Пытается «найти себя» в этом направлении. Это прослеживается и в его творчестве. Явно вдохновившись работами Сальвадора Дали, он делает ряд работ в сюрреалистической манере: «Вознесение» (масло, оргалит), «Струна» (масло, картон), «Апостол. Крушение Колизея» (масло, картон). Характерным для этих работ является выраженное графическое начало изображения и приемы особой декоративной трактовки пластики, где важным элементом манеры является ясная контрастная проработка красочных плоскостей локальными цветовыми отношениями с подчеркнутой светотеневой лепкой объемов форм.

В 1963 он выставляется в московском Манеже с графическим циклом портретов композиторов-классиков. Константин обожал классическую музыку, всегда старался открывать для себя что-то новое. Васильеву филигранно удавалось передать в этих минималистических угловатых портретах характер героев: «Ференц Лист» (тушь, бумага), «А.Н.Скрябин» (бумага, тушь, графитный карандаш), «К.Дебюсси» (бумага, тушь, графитный карандаш), «Фредерик Шопен» (бумага, тушь, графитный карандаш), «Д.Д.Шостакович» (бумага, тушь, графитный карандаш), «Н.А.Римский-Корсаков» (тушь, графитный карандаш, бумага), «Иоганн Себастьян Бах» (тушь, графитный карандаш, бумага). Портретные черты композиторов выстроены в выверенном ритме линейных элементов, как бы рельефно проступающих из нейтральной плоскости фона, подавая в знаковой форме индивидуальный образ каждого композитора, трактованный в синтезе с художническим восприятием его музыки.

В период создания портретов Васильев работает учителем рисования в поселковой школе.

Также необходимо сказать и о Васильеве-пейзажисте. Его работы, такие как «Дуб», «Осень», «Лесная готика» характерно передают натурное впечатление от природы, делая ее частью тех мифологических сюжетов, которые были присущи Васильеву.

Начиная с 1967 г. К.Васильев интересуется историей славян и исландскими сагами, пишет картины главным образом на былинные и сказочные сюжеты. Увлекаясь музыкой Рихарда Вагнера, Константин творит свой знаменитый «скандинавский» цикл – графические работы на тему вагнеровского эпоса «Кольцо нибелунга». Также Васильев работает над образами мифологических сюжетов: «Свентовит», «Рождение Дуная», «Огненный меч», «Русский витязь». Много работ Константин посвящает русским былинам: «Вольга и Микула», «Илья Муромец и голь кабацкая», «Алеша Попович и Красна-Девица», «Бой Добрыни со змеем», «Поединок Пересвета с Челубеем», «Илья Муромец освобождает узников», «Дар Святогора» и другие.

Нельзя не упомянуть его батальный цикл, посвященный Великой Отечественной войне. Тут Васильев создает целый ряд работ, изображая героический советский народ: «Прощание славянки», «Нашествие», «Парад 41-го», «Портрет маршала Г.К.Жукова».

Заключительным аккордом перед трагической гибелью стало полотно «Человек с филином». Это некая квинтэссенция всего творческого пути Константина Васильева, наполненная символикой. На картине изображен старик, держащий филина на одной руке, в другой руке он сжимает свечу, из которой произрастает ель, которая, в свою очередь, стоит на горящем свитке, где славянскими буквами выведен псевдоним художника «Константин Великоросс». Начатый символический путь художника был прерван трагической гибелью 29 октября 1976 года: художник попал под поезд.

В данной статье мы акцентировали свое внимание на ранних работах Константина Васильева. Таким образом постарались показать его становление как художника, от ученических работ вплоть вполне самостоятельных графических портретов. Он «переболел» сюрреализмом, явно пытаясь подражать Сальвадору Дали, но всегда пытался найти и в итоге нашел собственный путь в искусстве, который, увы, оборвался на самом взлете, когда художнику было всего 34 года.

В экспертизе работ Константина Васильева принимали участие сотрудники Отдела научной экспертизы ГОСНИИР М.М.Красилин, К.А.Николаев, Е.А.Данченко

Приложение
Данные технико-технологической экспертизы и искусствоведческой экспертизы 
[2]

Константин Васильев. Работы 1950-х гг.

Портрет Ивана Грозного. 1950-е годы. Бумага, графитный карандаш. 29,5 х 20,7 (в свету). Россия (СССР). 

2023-2 СкороходРабота является натурной зарисовкой. Будущий художник нарисовал портрет в восьмилетнем возрасте. Изображен скульптурный портрет царя Ивана Грозного (рисунок выполнен с работы скульптора М.М.Антокольского в собрании ГТГ). Образная трактовка портрета, его этюдная манера, динамично фиксирующая фигуру, общую композицию с деталями резьбы кресла, выразительно передающими индивидуальное впечатление художника, характерно выявляют его интерес к традиции русской реалистической школы. Рисунок выполнен в быстрой штриховой манере. Художник свободно варьирует нажим карандаша и толщину линий, точно «схватывает» пластику модели, уверенно распределяет светотеневые переходы.

Отмечаются поверхностные потертости бумаги, незначительные загрязнения, слева небольшой разрыв бумаги.

Автопортрет. Бумага, графитный карандаш, тушь. 1957 г. 24,5 x 17,7. Россия (СССР).

2023-2 СкороходАвтопортрет относится к периоду обучения Васильева в Московской художественной школе при Институте им. В.И.Сурикова. В изобразительной манере портрета характерно проявлен интерес к стилистике эпохи Возрождения. Пластический язык рисунка нескрываемо апеллирует к ренессансной эстетической манере, и в том числе подражает приемам, навеянным работами Боттичелли, Дюрера. Так, например, об этом говорят надпись на немецком “Selbstbildnis” (автопортрет), слегка итальянизированная образная трактовка и особая выверенная завершенность композиции. Художник тщательно вычерчивает плавной линией контуры изображения, тонко акцентируя детали, дополнительно деликатно подчеркивая пером тушью линию губ, линию носа, верхние веки глаз – тем самым усиливая притягательность взгляда. Объемные характеристики форм выявлены тонкой диагональной штриховкой и мягкой растушевкой на границе светотеневых переходов.

Верхний и нижний края листа, неровно оборванные, подклеены бумажными полосами. На изображении отмечаются поверхностные потертости и незначительные загрязнения.

Мать художника. Бумага, графитный карандаш. 1950-е гг. 20,6 х 14,8. Россия (СССР).

2023-2 СкороходРабота является натурной зарисовкой и относится к периоду учебы художника. Изображена мать К.Васильева Клавдия Парменовна (урожденная Шишкина). Образная трактовка портрета, его этюдная манера, динамично фиксирующая фигуру, общую композицию с деталями обстановки, выразительно передающими индивидуальное впечатление художника, характерно выявляют его интерес к традиции русской реалистической школы.

Рисунок выполнен в быстрой штриховой манере, свободно варьируя нажим карандаша и толщину линий. Художник точно «схватывает» пластику модели, уверенно распределяет светотеневые переходы, добиваясь живой непосредственности образа. Приемы техники рисунка свидетельствуют об уверенности и привычности изобразительного почерка художника.

На обороте портрета выявляется полустертый набросок фигуры ребенка на горшке.

Натюрморт с овощами. Бумага, акварель, графитный карандаш. 1955-56 гг. 36,6 х 45,2. Россия (СССР).

2023-2 СкороходСтилистика и особенности изобразительной манеры работы находят аналогии с ранним творчеством К.А.Васильева. Работа относится к периоду обучения Васильева в Московской художественной школе при Институте им. В.И. Сурикова. Как следует из надписей штампа на обороте, акварель была исполнена в учебных классах школы, преподаватель А.И. Балашова.

Изобразительная трактовка постановочного натюрморта, его акварельная манера письма согласуются с работами Васильева 1950-х гг.

Композиция натюрморта была размечена в свободном достаточно подробном графическом рисунке. Красочная разработка изображения ведется полупрозрачными заливками цветом, по сырому, мелкими разжиженными пятнами, которые отмечают рефлексы и фактурные особенности предметной среды. Художник внимательно передает нюансы освещения, тонкие цветовые оттенки, выразительно чередуя моделировку форм полутонами и насыщенными цветовыми акцентами.

Отмечаются множественные помятости листа, следы от кнопок по периметру, надрывы по углам и наиболее заметные прорывы по верхнему краю, с частичной утратой фрагментов бумаги. Имеются потертости и поверхностное загрязнение акварели.

Собака Орлик. Бумага, тушь, графитный карандаш. 1950-е гг. 30,6 х 22,2. Россия (СССР).

2023-2 СкороходХарактер использованных материалов и признаки их старения, выраженные естественным образом, не противоречат возможности создания работы в предполагаемое время – 1950-е гг.

Стилистика и особенности изобразительной манеры работы находят аналогии с ранним творчеством К.А.Васильева. Работа относится к периоду обучения Васильева в Московской художественной школе при Институте им. В.И.Сурикова.

Изобразительная трактовка рисунка, его выразительная натурная непосредственность выявляют сходство с анималистическими зарисовками Васильева 1950-х гг.

Приемы техники и оригинальная изобразительная манера работы обнаруживают соответствие с эталонными работами Васильева. Изображение вначале было размечено в очень беглом обобщенном графическом рисунке. Основанная разделка исполнена тушью кистью очень динамичными отрывистыми движениями. Моделировка ведется формообразующими пятнами, небольшими разжиженными и более плотными заливками с варьированием тональных отношений и короткими рисующими штришками. Минимальными изобразительными средствами художник точно передает индивидуальный характер питомца, акцентирует его взгляд, уверенно «схватывает» его позу.

Использованная в качестве основы светло-коричневая бумага, типа оберточной, имеет помятости, в левом верхнем углу отмечается небольшой разрыв, частично укрепленный скотчем. Имеются поверхностные потертости и незначительные загрязнения.

У конюшни. Бумага, акварель, графитный карандаш. 1950-е гг. 12 х 20,2 (в свету). Россия (СССР).

2023-2 СкороходСтилистика работы и особенности изобразительной манеры находят аналогии с творчеством художника К.А.Васильева 1950-х годов.

Акварель относится к раннему периоду творчества Васильева. Красочная разделка выполнена с использованием свободного графического рисунка. Разработка изображения ведется полупрозрачными и темными заливками цветом, по сырому, разжиженными пятнами, которые отмечают рефлексы и фактурные особенности стен сарая, лошади и сена на телеге. Художник внимательно передает нюансы освещения, тонкие цветовые оттенки, выразительно чередуя моделировку форм полутонами и насыщенными цветовыми акцентами.

Пластический строй картины и специфика акварельной манеры исполнения полностью отвечают художественному почерку К.А.Васильева.

Имеются потертости и поверхностные загрязнения акварели, незначительная деформация листа.

Котенок. Бумага, графитный карандаш. 1950-е гг. 13,7 х 18,8 (в свету). Россия (СССР).

2023-2 СкороходСтилистика работы и особенности изобразительной манеры находят аналогии с творчеством художника К.А.Васильева 1960-70-х годов. Изображен спящий котенок. Работа исполнена в уверенной графической манере, в быстром темпе. Изобразительный язык работы, приемы графической техники обнаруживают сходство с художественным почерком Васильева. Рисунок выполнен графитным карандашом, в свободной штриховой манере, достаточно подробно. Моделировка изображения ведется подробно формообразующей штриховкой, с варьированием толщины линий и степени нажатия на карандаш, с использованием растушевки. Светотенью подчеркивается объемность форм, отмечаются мягкие тональные переходы к светам. Оригинальность и уверенность графической техники исполнения полностью отвечают художественному почерку К.А.Васильева.

Отмечаются поверхностные потертости, небольшие загрязнения.

Лодки. Бумага, акварель, белила. 1950-е гг. 20,7 х 12,8 (в свету). Россия (СССР).

2023-2 СкороходСтилистика работы и особенности изобразительной манеры находят аналогии с творчеством художника К.А.Васильева 1950-х годов.

Акварель относится к раннему периоду творчества Васильева. Красочная разделка выполнена с использованием подробного свободного рисунка. Разработка изображения ведется полупрозрачными заливками цветом, по полусырому, с белильными пятнами, которые отмечают рефлексы и фактурные особенности воды и линии горизонта, используя размывку. Художник внимательно передает нюансы освещения, тонкие цветовые оттенки, выразительно чередуя моделировку форм полутонами и насыщенными цветовыми акцентами.

Пластический строй пейзажа и специфика акварельной манеры исполнения полностью отвечают художественному почерку К.А.Васильева.

Имеются потертости и поверхностные загрязнения акварели.

Стожки. Бумага, акварель, графитный карандаш. 1950-е гг. 20,8 х 13,7 (в свету). Россия (СССР).

2023-2 СкороходСтилистика работы и особенности изобразительной манеры находят аналогии с творчеством художника К.А.Васильева 1950-х годов.

Акварель относится к раннему периоду творчества Васильева. Красочная разделка выполнена с использованием свободного графического рисунка. Разработка изображения ведется светлыми и темными заливками цветом, по сырому, с подчеркиванием контуров елочек и стогов и разжиженными пятнами, которые создают эффект дымки. Художник внимательно передает нюансы освещения, тонкие цветовые оттенки, выразительно чередуя моделировку форм полутонами и насыщенными цветовыми акцентами.

Пластический строй картины и специфика акварельной манеры исполнения полностью отвечают художественному почерку К.А.Васильева.

Имеются поверхностные загрязнения акварели, незначительная деформация листа.


Константин Васильев. Работы 1960-х гг.

Вознесение. Оргалит, масло. 1964 г., 49,2 х 49. Россия (СССР).

2023-2 СкороходСтилистика работы и особенности изобразительной манеры находят аналогии с творчеством художника К.А.Васильева. Исследуемая композиция относится к периоду увлечения Васильева современными направлениями искусства и, в том числе, сюрреализмом. В это время художник исполнил ряд работ в сюрреалистическом духе (например «Струна», «Апостол», 1963 г.).

Специфика живописной трактовки исследуемого произведения, приемы техники исполнения, согласующиеся с художественной практикой третьей четверти ХХ века, дают основание связывать картину с наследием художника. Технологическая структура работы – начиная от использованной основы (оргалит) и заканчивая системой письма – выявляет сходство с эталонными произведениями Васильева. Красочная разделка изображения выполнена по подробному графическому рисунку. Моделировка форм ведется преимущественно слитными и раздельными рисующими и штриховыми мазками со сглаженной фактурой, с небольшим повышением красочного рельефа в светах. Мазок точно следует развитию форм. Активно используются цветовые растяжки, выявляющие динамику предметных форм. Характерным является выраженное графическое начало изображения и приемы особой декоративной трактовки пластики, где важным элементом манеры является ясная контрастная проработка красочных плоскостей локальными цветовыми отношениями, с подчеркнутой светотеневой лепкой объемов форм.

Номер хранения на картине был поставлен Региональной общественной организацией «Клуб любителей живописи К.Васильева».

Струна. Картон, масло. 1960-е гг., 70 x 43,5. Россия (СССР).

2023-2 СкороходСтилистика работы и особенности изобразительной манеры находят аналогии с творчеством К.А.Васильева. Исследуемая композиция относится к периоду увлечения Васильева современными направлениями искусства и, в том числе, сюрреализмом. В 1960-е годы художник исполнил ряд работ в сюрреалистическом духе (например «Апостол», «Вознесение», «Атомный взрыв»).

Технологическая структура исследуемого произведения, приемы техники исполнения, согласующиеся с художественной практикой указанного времени, дают основание связывать картину с наследием художника. Специфика приемов разработки изображения – работа на негрунтованном картоне, использование подробного подготовительного рисунка, способ моделировки изображения – выявляют сходство с эталонными произведениями Васильева. Письмо ведется кроющими плотно замешанными красочными пастами allaprima, слитными сглаженными и штриховыми мазками, с небольшим повышением красочного рельефа в светах, точно следуя развитию форм. Мелким рисующим мазком по сухому отмечаются акценты живописной фактуры и уточняется завершающая моделировка. Активно используются цветовые растяжки, выявляющие динамику предметных форм. Характерным является выраженное графическое начало изображения и приемы особой декоративной трактовки пластики, где важным элементом манеры является ясная контрастная проработка красочных плоскостей локальными цветовыми отношениями, с подчеркнутой светотеневой лепкой объемов форм.

Апостол (Крушение Колизея). Картон, масло. 1969 г., 70 x 43,5. Россия (СССР).

2023-2 СкороходПодпись на изображении аутентична живописи, ее графика начертания согласуется с сигнатурами К.А.Васильева на его эталонных работах. Стилистика работы и изобразительный язык находят аналогии с творчеством Васильева. Произведение опубликовано в книге А.И.Доронина «Руси волшебная палитра» [1, с. 74].

Исследуемая композиция относится к периоду увлечения Васильева современными направлениями искусства и, в том числе сюрреализмом. В это время художник исполнил ряд работ в сюрреалистическом духе (например «Струна», «Вознесение», «Атомный взрыв»).

Приемы разделки изображения – работа на негрунтованном картоне, использование подробного подготовительного рисунка, специфика моделировки красочных форм – выявляют сходство с эталонными произведениями Васильева. Письмо ведется преимущественно слитными и плотными штрихующими мазками со сглаженной фактурой и с небольшим повышением красочного рельефа в светах, точно следуя развитию форм. Оригинально используется графический рисунок, к которому художник прибегает в завершающей отделке красочной фактуры отдельных деталей изображения, включая прием процарапывания по сырому красочному слою. Также активно применяются цветовыми растяжками, выявляющими динамику предметных форм. Характерна особая декоративность трактовки пластики, где важным элементом манеры является ясная контрастная проработка красочных плоскостей локальными цветовыми отношениями, с подчеркнутой светотеневой лепкой объемов форм.

Отмечаются повреждения по углам картона, отдельные мелкие утраты красочного слоя, преимущественно по краям изображения. Выявляется фрагментарный «рвущий» кракелюр, потертости красочного слоя.


Константин Васильев. Графические портреты композиторов начала 1960-х гг.

Ференц Лист. Бумага, тушь. 1962 г., 38,5 х 25,3. Россия (СССР).

2023-2 СкороходСтилистика и особенности изобразительной манеры работы находят аналогии с творчеством К.А.Васильева. Произведение относится к циклу портретов композиторов, который Васильев исполнил в 1960-62 гг. (экспонировались в 1963 г. в московском Манеже). Исследуемое изображение исполнено тушью, с использованием подготовительного карандашного рисунка, расчерченного по линейке, однородной заливкой тушью геометризованных деталей портрета, с оставлением значительных непрокрашенных участков бумаги, за счет чего создается контрастное черно-белое изображение, напоминающее линогравюру. Образ композитора исполнен в своеобразной графической манере, построенной на ритме выверенно чередующихся плоскостей композиции, как бы «схватывающих» в лаконично знаковой форме индивидуальные черты Ференца Листа, трактованные в синтезе с художническим восприятием его музыки. Приемы техники и оригинальная изобразительная манера обнаруживают полное сходство с эталонными работами Васильева.

Инвентарный номер на работе был поставлен Региональной общественной организацией «Клуб любителей живописи К.Васильева».

А.Н.Скрябин. Бумага, тушь, графитный карандаш. 1961 г. (?), 43 х 30,5. Россия (СССР).

2023-2 СкороходСтилистика и особенности изобразительной манеры работы находят аналогии с творчеством К.А.Васильева. Произведение относится к циклу портретов композиторов, который Васильев исполнил в 1960-62 гг. (экспонировались в 1963 г. в московском Манеже). Произведение опубликовано в книге А.И.Доронина «Руси волшебная палитра» [1, с. 92].

Исследуемое изображение исполнено тушью, с использованием подготовительного карандашного рисунка, размечающего границы деталей композиции.

Разделка теневых участков, собственно моделирующих портрет, ведется однородной прокраской черной тушью, с оставлением не тонированных участков бумаги, выявляющих освещенные части лица, за счет чего создается контрастное черно-белое изображение, напоминающее линогравюру. Образ композитора исполнен в своеобразной графической манере, построенной на ритме выверенно чередующихся конструктивных плоскостей, формирующих в своеобразной знаковой форме индивидуальные черты Скрябина, трактованные в синтезе с художническим восприятием его музыки. Приемы техники и оригинальная изобразительная манера обнаруживают полное сходство с эталонными работами Васильева.

Работа не реставрировалась. Отмечаются поверхностные загрязнения, следы пожелтения бумаги, потертости. Также на изображении отмечаются отдельные мелкие поверхностные царапины.

К.Дебюсси. Бумага, тушь, графитный карандаш. 1962 г. (?). 43 х 30,5. Россия (СССР).

2023-2 СкороходСтилистика и особенности изобразительной манеры работы находят аналогии с творчеством К.А.Васильева. Произведение относится к циклу портретов композиторов, который Васильев исполнил в 1960-62 гг. (экспонировались в 1963 г. в московском Манеже). Произведение опубликовано в книге А.И.Доронина «Руси волшебная палитра» [1, с. 94].

Исследуемое изображение исполнено тушью, с использованием подготовительного карандашного рисунка, размечающего границы деталей композиции.

Разделка теневых участков, собственно моделирующих портрет, ведется однородной прокраской черной тушью, с оставлением не тонированных участков бумаги, выявляющих освещенные части лица и другие детали композиции, за счет чего создается контрастное черно-белое изображение, напоминающее линогравюру. Образ композитора исполнен в своеобразной графической манере, построенной на ритме выверенно чередующихся конструктивных плоскостей, формирующих в своеобразной знаковой форме индивидуальные черты Дебюсси, трактованные в синтезе с художническим восприятием его музыки. Приемы техники и оригинальная изобразительная манера обнаруживают полное сходство с эталонными работами Васильева.

Работа не реставрировалась. Отмечаются поверхностные загрязнения, следы пожелтения бумаги, потертости, небольшие помятости по краям. Также на изображении отмечаются отдельные мелкие поверхностные царапины.

Фредерик Шопен. Бумага, тушь, графитный карандаш. Начало 1960-х гг. 43 х 30,5. Россия (СССР).

2023-2 СкороходСтилистика и особенности изобразительной манеры работы находят аналогии с творчеством К.А.Васильева. Произведение относится к циклу портретов композиторов, который Васильев исполнил в 1960-62 гг. (экспонировались в 1963 г. в московском Манеже). Произведение опубликовано в книге А.И.Доронина «Руси волшебная палитра» [1, с. 94].

Исследуемое изображение исполнено тушью, с использованием свободного подготовительного карандашного рисунка, размечающего границы деталей композиции. Разделка теневых участков, собственно моделирующих портрет, ведется однородной прокраской черной тушью, с оставлением значительных не тонированных участков бумаги, за счет чего создается контрастное черно-белое изображение, напоминающее линогравюру. Образ композитора исполнен в своеобразной графической манере, построенной на ритме выверенно чередующихся плоскостей композиции, как бы «схватывающих» в лаконично знаковой форме индивидуальные черты Фредерика Шопена, трактованные в синтезе с художническим восприятием его музыки. Приемы техники и оригинальная изобразительная манера обнаруживают полное сходство с эталонными работами Васильева.

Работа не реставрировалась. Отмечаются поверхностные загрязнения, следы пожелтения бумаги и мелкие повреждения верхнего слоя основы. Имеются незначительные потертости и царапины красочного слоя.

Д.Д.Шостакович. Бумага, тушь, графитный карандаш. Начало 1960-х гг. 43 х 30,5. Россия (СССР).

2023-2 СкороходСтилистика и особенности изобразительной манеры работы находят аналогии с творчеством К.А.Васильева. Произведение относится к циклу портретов композиторов, который Васильев исполнил в 1960-62 гг. (экспонировались в 1963 г. в московском Манеже). Произведение опубликовано в книге А.И.Доронина «Руси волшебная палитра» [1, с. 93].

Исследуемое изображение исполнено тушью, с использованием свободного подготовительного карандашного рисунка, размечающего границы деталей композиции. Изображение разработано по принципу монохромной прокраски фона, с оставлением не прокрашенных участков бумаги, выявляющих схематичные контуры портретного образа. Контрастное соотнесение однородной черной заливки фона и светлых штрихов, формирующих изображение, создает эффект, близкий гравированному оттиску. Портретные черты композитора выстроены в выверенном ритме чередующихся белых линий-росчерков на черном фоне, как бы «схватывающих» в знаковой форме индивидуальный образ Шостаковича, трактованный в синтезе с художническим восприятием его музыки. Приемы техники и оригинальная изобразительная манера работы обнаруживают полное сходство с эталонными работами Васильева.

Работа не реставрировалась. Отмечаются поверхностные загрязнения, мелкие точечные повреждения основы (в верхней левой части по краю – небольшой надрыв бумаги), помятости. Имеются незначительные потертости и царапины красочного слоя.

Н.А.Римский-Корсаков. Бумага, тушь, графитный карандаш. Начало 1960-х гг. 43,5 х 29,3 (изображение). Россия (СССР).

2023-2 СкороходСтилистика и особенности изобразительной манеры работы находят аналогии с творчеством К.А.Васильева. Произведение относится к циклу портретов композиторов, который Васильев исполнил в 1960-62 гг. (экспонировались в 1963 г. в московском Манеже). Произведение опубликовано в книге А.И.Доронина «Руси волшебная палитра» [1, с. 93].

Исследуемое изображение исполнено тушью, с использованием свободного подготовительного карандашного рисунка, размечающего границы деталей композиции. Портрет разработан по принципу монохромной прокраски фона, с оставлением не прокрашенных участков бумаги, выявляющих геометризированные плоскости, отмечающие освещенные участки. Контрастное соотнесение однородной черной заливки фона и светлых плоскостей, формирует лаконичное светотеневое изображение, по своему эффекту близкое гравированному оттиску. Портретные черты композитора выстроены в выверенном ритме линейных элементов, как бы рельефно проступающих из нейтральной плоскости фона, подавая в знаковой форме индивидуальный образ композитора, трактованный в синтезе с художническим восприятием его музыки. Приемы техники и оригинальная изобразительная манера обнаруживают полное сходство с эталонными работами Васильева.

Работа не реставрировалась. Отмечаются поверхностные загрязнения, следы пожелтения бумаги, мелкие поверхностные царапины и потертости.

И.-С. Бах. Бумага, тушь, графитный карандаш. Начало 1960-х гг. 39,7 х 27,5. Россия (СССР).

2023-2 СкороходСтилистика и особенности изобразительной манеры работы находят аналогии с творчеством К.А.Васильева. Произведение относится к циклу портретов композиторов, который Васильев исполнил в 1960-62 гг. (экспонировались в 1963 г. в московском Манеже). Произведение опубликовано в книге А.И.Доронина «Руси волшебная палитра» [1, с. 94].

Исследуемое изображение исполнено тушью, с использованием подготовительного карандашного рисунка, размечающего границы деталей композиции. Также в изображении просматриваются следы графической масштабной сетки, отмечающей расположение деталей портрета на плоскости листа.

Разделка теневых участков, собственно моделирующих портрет, ведется однородной прокраской черной тушью, с оставлением значительных не тонированных участков бумаги, за счет чего создается контрастное черно-белое изображение, напоминающее линогравюру. Образ композитора исполнен в своеобразной графической манере, построенной на ритме выверенно чередующихся конструктивных плоскостей композиции, формирующих в своеобразной знаковой форме индивидуальные черты Баха, трактованные в синтезе с художническим восприятием его музыки. Приемы техники и оригинальная изобразительная манера обнаруживают полное сходство с эталонными работами Васильева.

Работа не реставрировалась. Отмечаются поверхностные загрязнения, следы пожелтения бумаги, потертости, следы помятостей. Также отмечаются отдельные следы проколов листа иглой, мелкие поверхностные царапины.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Доронин А.И. Руси волшебная палитра. – М.: Молодая гвардия, 1992. – С. 32.

[2] Все работы, перечисленные в Приложении, представлены фрагментами.


Скороход Александр Александрович
младший научный сотрудник отдела экспертизы,
Государственный научно-исследовательский институт реставрации (Москва)
Email: skorohodios@yandex.ru

© Скороход А.А., 2023
© Скороход А.А., илл., 2023
Статья поступила в редакцию 15.04.2023.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2023/2(33)
Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/580.html
Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru