Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2023/4(35)

Содержание


Культурная политика

Соловьев А. П., Абдурахманова З.Т.

Новые направления государственных и общественных инициатив по сохранению и приумножению культурно-исторического достояния России


Освоение наследия

Путрик Ю.С., Тюрина Е.В.

Пути актуализации объектов культурного наследия средствами туризма и социокультурного проектирования


Смоленчук Е.В.

О технологическом подходе
в исследовании коллекции тканей
с верховой масляной набойкой
из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея
им. Д.Г.Бурылина


Соловьев А.П.

Вопросы взаимодействия
в цифровом пространстве библиотек и сферы туризма 


Исторические исследования

Мадикова Л.В.

Фреска как источник знания
о древнерусском судостроении


Ефимов А.В.

Приказы вооруженных сил
на Юге России о чинах военных 1919-1920 гг. как биографический источник


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Корейская Народно-Демократическая Республика: памятники советским и российским деятелям и военно-историческим событиям




Дата публикации: 18.12.2023

Архив

DOI 10.34685/HI.2023.17.23.012

Наумов Ю.М.

Морская арктическая комплексная экспедиция (МАКЭ)
– клуб «Полярный Одиссей»: 35 лет сотрудничества и экспериментов

Аннотация. Морское наследие является важной частью историко-культурного и природного наследия Арктики. С первого года деятельности МАКЭ началось совместное с клубом «Полярный Одиссей» изучение традиций поморского судостроения, мореплавания и судоходства. На основании полученного опыта были разработаны понятие «историко-навигационный эксперимент» и методика проведения морских экспедиций на репликах исторических судов. Использование традиций северного судостроения и мореплавания помогло понять и освоить, передаваемый от поколения к поколению, производственный, бытовой и культурный опыт народа, выраженный в действиях и представлениях, зафиксированный в традициях. В статье рассматривается многолетнее сотрудничество комплексного изучения и использования в новых условиях традиционных знаний и опыта народного судостроения и судоходства с целью его актуализации.

Ключевые слова: народное судостроение, Арктика, мореплавание, поморы, реплики российских исторических судов, навигационные эксперименты, культурное наследие, музей, популяризация, водный туризм.


П.В.Боярскому, научному руководителю историко-навигационных экспериментов
на исторических судах клуба «Полярный Одиссей» посвящается

Здесь ночь бела,
Здесь грусть светла,
Нас тайна моря здесь свела.

А.П. Скворцов

Морская арктическая комплексная экспедиция (МАКЭ) Института Наследия – единственная в России и мире экспедиция, которая с 1986 г. ежегодно проводит комплексные исследования по выявлению, изучению и использованию природного и культурного наследия в Российской Арктике. Все эти годы МАКЭ занимается выявлением новых сведений об историко-культурном наследии русского и коренных народов Арктического региона, в том числе о традиционном судостроении и судоходстве.

Клуб «Полярный Одиссей в 2023 году отмечает 45 лет – достойный юбилей трудового стажа, направленного на изучение, сохранение и возрождение традиций российского судостроения и судоходства. С 1978 года алгоритм деятельности клуба был следующим: рождение идеи похода, подбор заинтересованной команды, совместная разработка маршрута и выполнение программы. В СССР это был общий принцип по организации различных путешествий клубами, не связанными с государственными предприятиями и учреждениями: ежегодно членами клуба решались вопросы подбора судов, их ремонта, подготовки к навигации и реализация летних экспедиций. Но для объективизации истории клуба необходимо отметить, что идея создания, цели и задачи работы клуба с самого начала определялись его президентом – Виктором Леонидовичем Дмитриевым. С самого начала деятельность клуба «Полярный Одиссей» отмечена его ежегодными проектами и делами, связанными с развитием клуба, достигнутые результаты – заслуга его и команд, им собираемых. Главные ориентиры деятельности клуба: суда, мореплавание, исторические традиции позволили зарегистрировать в РГО клуб путешественников-исследователей. В подходах В.Л. Дмитриева к делу сразу можно отметить параллель с одной важной российской традицией организации артелей промышленников во главе с «ватаманом», собирающим ватагу на промысел или на сезонную путину. Каждый год в арктических морях проводились походы клуба на малых судах; в 1982 г. экспедиция обследовала арктические побережья «По следам Э.Толя» на парусно-моторном судне с 20-сильным двигателем, пройдя 5 500 морских миль, успешно дошла до порта Амдерма и вернулась в Петрозаводск.

В результате работы в арктических морях в 1980-83 гг. появились фильмы об экспедициях на Карельском ТВ и в Клубе кинопутешественников. После организации в 1985-86 гг. на шхуне «Полярный Одиссей» юбилейной экспедиции, посвященной 125-летию журнала «Вокруг света», по Белому и Баренцеву морям началось сотрудничество с редакцией журнала. Накопленные знания и выбор, сделанный клубом в пользу изучения поморского судостроения, В. Дмитриев решил реализовать в проекте строительство исторического коча. Помощь карельских комсомольцев, поддержка города и СМИ позволили в 1987 году на петрозаводском военном судостроительном заводе «Авангард» построить коч «Помор» – первую в СССР реплику традиционного исторического судна.

2023-2 НаумовЗнакомство в 1986 г. с работой Морской арктической комплексной экспедицией НИИ культуры РФ расширило сферу интересов и задач клуба: началось тесное сотрудничество с МАКЭ и ее организатором и руководителем Петром Владимировичем Боярским. В 1987 году клуб организовал первую экспедицию на коче «Помор», особенностью которой было в том, что двухмачтовое историческое судно не имело двигателя и, по поморской традиции, было оснащено прямыми парусами и веслами. С традиционной оснасткой во время первой экспериментальной экспедиции в 1987 г. на коче «Помор» из Петрозаводска в Мангазею из-за встречных ветров не удалось пройти Горло Белого моря. Даже используя во время отливного течения подводный парус и 6 весел, как иногда делали поморы, не удалось подняться на север дальше Зимней Золотицы. Весь обратный путь до Петрозаводска пришлось использовать буксиры, поэтому для второй экспедиции члены клуба подготовили второе судно – малый рыболовецкий бот (МРБ) «Искатель», оснащенный дизелем мощностью 40 л.с. и одной мачтой с косыми парусами.

В 1988 г. началась вторая экспедиция: парусно-моторное судно на базе МРБ обеспечивало буксировку коча «Помор» по Онежскому озеру и Беломорско-Балтийскому каналу до начала морской части маршрута. На третьи сутки к вечеру маленькая эскадра клуба ошвартовалась в рыбном порту Беломорска, где и произошла первая стыковка с Морской арктической комплексной экспедицией (МАКЭ).

Эту встречу председатель клуба Виктор Дмитриев и начальник МАКЭ Петр Боярский заранее запланировали в Москве в редакции журнала «Вокруг света». Тогда клуб и МАКЭ решили объединить усилия для работы в арктических морях, для подготовки и проведения своих экспедиций. МАКЭ арендовала у клуба МРБ «Искатель», а клуб на полученную за аренду 1000 рублей смог организовать подготовку обоих судов и снабжение своей экспедиции. Участники обеих экспедиций на судах вышли на Соловецкие острова, где их пути разошлись: коч «Помор» отправился на север, а бот «Искатель» под руководством научных сотрудников Александра Окорокова и Александра Скворцова обеспечивал работу МАКЭ на Соловецком архипелаге.

2023-2 Наумов

Совместно с МАКЭ начались первые российские историко-навигационные эксперименты в Арктике 1987-88 гг. – экспедиции на коче «Помор» по Белому морю, в 1989 г. разработана международная программа «Путь на Грумант». Ходовые испытания показали, что коч «Помор» – надежное, мореходное судно, морского парусного хода, но неспособное к движению против ветра и тяжелое на веслах. С целью обеспечения безопасности и сопровождения коча «Помор» принято совместное решение о постройке реплики поморского судна с двигателем 40 л.с. – трехмачтовой лодьи «Грумант». Удалось получить поддержку республиканского КЮМа, и по его заказу клуб построил на петрозаводской судоверфи Минрыбпрома РК первое свое судно хозрасчетным методом. Этот заказ стал началом нового направления деятельности клуба «Полярный Одиссей» и более того – исторического судостроения в СССР в целом.

2023-2 Наумов

В строительстве лодьи и экспериментальном плавании на коче принял участие научный сотрудник МАКЭ, кандидат архитектуры и яхтенный капитан Александр Скворцов. В июне-августе 1989 г. экспедиция из 14 участников на коче и лодье смогла за два месяца пройти около 1000 км по внутренним водным путям – Онежскому озеру и ББК и более 2 500 морских миль по Белому, Баренцеву, Норвежскому и Гренландскому морям до архипелага Шпицберген и вернуться в Петрозаводск.

Тогда, в первые годы перестройки, началась активная предпринимательская деятельность населения и стало возможно заниматься организацией своего производства. По возвращении из экспедиции клуб «Полярный Одиссей» на арендуемых площадях создал свою верфь, где по заказу киностудии «Мосфильм» начал строительство деревянных стругов и лодок для фильма «Ермак». Одновременно готовились две большие историко-географические международные экспедиции с навигационными экспериментами по традиционным маршрутам российских мореходов в северных и южных морях.

2023-2 Наумов

В 1990 г. были построены три реплики древнерусских ладей: «Вера», «Надежда», «Любовь», на которых, пройдя по рекам и каналам Волго-Балт и Волго-Дон, члены клуба «Полярный Одиссей» совершили плаванье «за три моря» – первое в СССР паломничество на судах до Святой Земли. Участники паломничества посетили Афон, Миры Ликийские, другие христианские святыни Средиземноморья, побывали в центрах мировых религий, дошли до Египта и поднялись на Синайскую гору.

Маршрут второй арктической экспедиции на коче «Помор» и поморской лодье «Грумант» вокруг Скандинавского полуострова и по Балтике повторял пути, по которым сотни лет развивались торговые, политические и другие связи России с государствами Европы. Руководил экспедицией научный сотрудник МАКЭ Александр Скворцов, он же был капитаном коча «Помор». Навигационный эксперимент, названый «Скандинавским кольцом», еще раз доказал мореходность малых поморских судов и впервые позволил познакомить жителей Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии с российской северной морской культурой.

В этот же год по старому торговому маршруту «Путями коробейников» прошла советско-финляндская экспедиция на катерах по рекам из г. Кемь в к. Каяни (Финляндия) и состоялся международный молодежный конкурс «Полярный Робинзон» – эксперимент по выживанию на островах Белого моря. Статьи о прохождении и результатах четырех программ были опубликованы на страницах журнала «Вокруг света».

Полученный опыт морских походов и навигационные навыки позволили доказать способность небольших поморских судов для прибрежного плаванья преодолевать пространства открытого моря. Участниками экспедиций на коче в арктических морях решались исследовательские задачи: как поморы осваивали морские пространства, ходили на деревянном судне с прямыми парусами без двигателя, пользуясь компасом, картами и лоциями. В ходе эксперимента на исторических судах важно было почувствовать и понять, в каких условиях жили поморы, как одевались, готовили пищу и согревались, как формировались и управлялись поморские ватаги, как промышленники общались между собою и налаживали по маршрутам плаваний деловые связи и культурные контакты с местными жителями и за рубежами России.

2023-2 НаумовПосле возвращения из международных экспедиций продолжалось строительство новых деревянных судов по частным заказам, что позволило клубу и дальше развивать традиционное судостроение и навигационные эксперименты. В начале 1990-х годов советскими людьми были заложены основы дальнейшего развития страны, которое продолжалось до начала активизации т.н. «американской» помощи. Именно в эти годы клубом «Полярный Одиссей» в сотрудничестве с МАКЭ были реализованы наиболее значимые проекты. В 1991-92 гг. полярные одиссеи под девизом «Соединим века, берега, народы» организовали участие своих судов в крупнейших международных программах. Ладьи «Вера», «Надежда», «Любовь» участвовали в Гранд-регате «Колумбус-500» – юбилее открытия Нового Света, а коч «Помор» – в юбилее «250 лет Русской Америке» в честь открытия Аляски А. Чириковым. С 1991 г. коч «Помор» вошел в научные труды МАКЭ [1], в Московском доме дружбы совместно с НИИ культуры состоялась презентация проектов, которые вызвали большой интерес и получили в дальнейшем поддержку государственных органов и коммерческих предприятий.

2023-2 НаумовВ 1991 году научный сотрудник МАКЭ Александр Скворцов перешел на работу в клуб «Полярный Одиссей», и под его руководством была построена большая поморская лодья «Св. Николай», которая по традиционным путям российских мореходов отправилась в свое первое плаванье вокруг Скандинавии. Коч «Помор» на борту грузового судна Северного морского пароходства «Павлин Виноградов» был доставлен на Чукотку до мыса Шмидта, откуда начался самый дальний поход клуба – в Русскую Америку на Аляску и далее до Форта Росс.

В 1993 году Петрозаводск выделил Клубу участок земли на берегу Онежского озера, где стал развивать свою территорию Карельского Морского историко-культурного центра (далее «Морской центр». – Ю.М.) с верфями, причалами и музеем «Полярный Одиссей». В 1994 году Морской центр получил от журнала «Вокруг света» заказ на постройку 30-метровой шхуны с таким же названием для работы журналистов по всему миру, но финансовые шторма сокрушили старейший российский научно-популярный журнал. Вживание в культуру поморов, опыт арктического судостроения, поддержка и сотрудничество с МАКЭ продолжались. В 1995 г. российский путешественник Федор Конюхов попросил сделать предложения и построить коч для своего эксперимента – дрейфа в Северном Ледовитом океане. Проектная идея клуба была поддержана президентом России Б.Н. Ельциным, и в 1997 г. началась работа по большой Программе строительства судов-челноков для многоразового дрейфа через Северный полюс проекта «Полярный Одиссей».

Цели проекта «Российские полярные одиссеи»: создание и организация работы первой в мире серии дрейфующих полярных станций на специально разработанных научно-исследовательских судах, способных к многоразовому использованию для дрейфа в Северном Ледовитом океане;

2023-2 НаумовВ 2005-2007 гг. была выполнена НИОКР по продвижению проекта проектированию серии новых научно-исследовательских судов «Полярный Одиссей». В 2007-2010 гг. в рамках Федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» совместно с КБ «Восток» были разработаны проектные предложения и найдены партнеры – ведущие НИИ федеральных агентств Росгидромет, Роснедра и Росводресурсы. Была получена поддержка проектных предложений специалистами и готовность Государственного космического научно-производственного центра им Хруничева и Научно-производственного объединения им. Лавочкина к продолжению совместной работы по разработке судна, но на строительство экспериментального судна, к сожалению, не были выделены средства.

В 2010 году клуб «Полярный Одиссей» и МАКЭ объединили усилия в рамках 3-летней Программы по подготовке и празднованию 365-летия открытия Семеном Дежневым Берингова пролива. К этой дате Чукотский АО подготовил целый ряд проектов, в том числе серию приключенческих путешествий и научно-исследовательских экспедиций в 2011-2013 гг. из региона Русского Севера до Чукотки с целью изучения и актуализации речного и морского наследия и развития межрегионального сотрудничества. Работа Администрации ЧАО и туркомпании “RussiaDiscovery” по проекту «Чукотка – территория открытий» позволила создать межрегиональную комплексную целевую программу «Арктика – территория открытий». Работы клуба и МАКЭ в программе включали строительство малых кочей, подготовку и организацию проведения трех этапов историко-навигационной составляющей экспериментального плавания по всему маршруту экспедиции.

Целями программы было: изучение и популяризация истории и современного состояния речного и морского географического и историко-культурного наследия, связанного с российскими географическими открытиями и освоением Русского Севера; презентация российских исторических судов по маршруту и в юбилейных мероприятиях, привлечение внимания к наследию этого региона и к его роли в Российской истории; пропаганда и популяризация морского наследия Арктики в России и за рубежом.

Основные научно-исследовательские задачи программы научных исследований в рамках эксперимента были разработаны автором настоящей статьи под руководством П.В. Боярского на основе методик МАКЭ и включали:

- проведение исторического эксперимента по реконструкции исторических судов и технологий прохождения на таких судах внутренними водными путями и мореплавания;

- обзор и фиксацию современного состояния основных водных путей и прибрежных поселений региона;

- формирование списка объектов наследия водного пути;

- создание путеводителя и карты наследия водного пути;

- выявление социально-экономических условий проживания местных сообществ;

- изучение особенностей маршрута на пригодность для водного туризма;

- подготовку к изданию монографии о народном судостроении и судоходстве.

Первый этап включал историко-навигационный эксперимент «Поморское кольцо – 2011» – строительство реплик двух малых кочей и прохождение по маршруту освоения бассейнов региона Карельского и Двинского Поморья и Белого моря. Второй этап предусматривал доставку двух кочей в бассейн реки Лены и прохождение маршрута до побережья Северного Ледовитого океана. Третий этап завершал экспедицию морским переходом на кочах до Анадыря, столицы Чукотки. На всех этапах экспериментального плавания по программе «Арктика – территория открытий» члены клуба и сотрудники МАКЭ участвовали в подготовке судов и команд, прокладке маршрутов, организации и анализе навигационной составляющей программы.

2023-2 НаумовПод руководством Виктора Дмитриева на основе имеющихся сведений и полученного в экспедициях опыта клубом были разработаны и построены два коча: «Апостол Андрей» и «Святитель Николай»; экспериментальные суда (дл. 10,5 м, шир. 3.1 м) были оснащены дизельными двигателями 75 л.с. и спущены на воду в мае 2011 г. Кочи стилизованы под промысловые поморские суда, в соответствии с сохранившимися гравюрами ХVI-ХVIII веков посредине имели помещение с крышей-чердаком для команды из 8 человек, на мачте, установленной ближе к носу, – традиционное прямое парусное вооружение, позволяющее идти только попутными ветрами. В 2012 году по этому проекту был построен коч «Вологда» (дл. 12 м, шир. 3.5 м) для одноименного города.

Каждым кочем управлял подготовленный клубом «Полярный Одиссей» экипаж, во время экспедиции «Поморское кольцо» проводились ходовые испытания малых кочей. По разработанной МАКЭ научной программе велись навигационные эксперименты и наблюдения, изучались история и современное состояние традиционного судостроения и судоходства по маршруту экспедиции. Анализ полученных сведений позволил сделать некоторые выводы и предложения, которые помогли разработать стратегию и тактику и подобрать экипажи для второго и третьего этапов экспедиции по программе «Арктика – территория открытий». Экспедиции провели комплексные навигационные исследования по всему маршруту, которые вместе с работой других экспедиций на репликах исторических судов, обозначили инновационное направление в изучении и актуализации географического, морского и культурного наследия Русского Севера, в т.ч. для развития историко-географического водного туризма.

Результаты проекта «Арктика – территория открытий»

1. Выполнены речные и морские географические и навигационные эксперименты, проведены комплексные исследования путей первопроходцев.

2. Собраны материалы по истории и современному состоянию путей, по которым в XVI – XIХ веках шло открытие, изучение и освоение российской Арктики и Сибири.

3. Собранная информационная база позволит по-новому оценить существующий потенциал историко-географического, речного и морского наследия России по маршрутам экспедиций, послужит основой для подготовки научных публикаций.

В ходе проведения программы «Арктика – территория открытий» проводились круглые столы в Институте Наследия, участники программы выступали с докладами на научных конференциях. Проведение и результаты навигационных экспериментов освещались в региональных и общероссийских СМИ, по заказу Администрации ЧАО были сняты три историко-этнографических многосерийных видеофильма. Методика и результаты работы клуба и МАКЭ распространялись среди научных организаций, музеев, национальных парков, клубов и специалистов, занимающихся изучением, сохранение и актуализацией речного и морского наследия своих регионов.

В эти же годы по инициативе клуба и при поддержке МАКЭ была создана Ассоциация «Морское наследие России», благодаря которой начался диалог с государством. В 2013 г. члены клуба и сотрудники МАКЭ вошли в состав Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве РФ, а термин «морское наследие» включен в Доктрину развития морской деятельности Российской Федерации.

2023-2 НаумовВ июне 2018 года исполнилось 40 лет деятельности морского клуба «Полярный Одиссей». Общественность Республики Карелия и г. Петрозаводска провели юбилейные мероприятия, в программе которых были научно-практическая конференция, торжественный спуск новых судов и праздничный морской парад в День города Петрозаводска. В конференции участвовали ведущие специалисты по всем направлениям деятельности клуба, руководитель Морской арктической комплексной экспедиции получил приглашение со словами: «Вы помогали успешной работе экспедициям с первых в СССР экспериментальных плаваний на коче «Помор» и других поморских лодьях и кочах, обеспечивая “имитацию попутного ветра” по всему маршруту и дружеские контакты с аборигенами. Под Вашим руководством началась серия российских историко-географических и навигационных экспериментов Клуба и МАКЭ в Белом, Баренцевом, Гренландском, Карском, Чукотском, Беринговом и других морях Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов». Петр Владимирович Боярский приехал в Петрозаводск с поздравлениями от Института Наследие им. Д.С. Лихачева и от Ассоциации полярников России и выступил с докладом, посвященным совместной с клубом деятельности и ее результатам.

Поздравления клубу с юбилеем от Ассоциации «Морское наследие России» озвучила ее президент С.Г. Сивкова, отметившая, что «Полярный Одиссей» – это начало морского наследия России. Открыли конференцию приветствия от руководителей Республики Карелия и Петрозаводска, министерств и ведомств, общественности. Создатель, начальник и научный руководитель МАКЭ, президент Фонда полярных исследований П.В. Боярский сообщил о первых в СССР арктических навигационных экспериментах по маршрутам отечественных мореходов. Прозвучали доклады по истории и результатам деятельности клуба в деле возрождения, сохранения, развития отечественной морской культуры и его роли в современном состоянии традиционного деревянного судостроения и мореходства, о развитии научных исследований в Арктике, строительстве дрейфующих полярных станций проекта «Российские Полярные Одиссеи» и морской международной миссии «Скандинавское кольцо».

Необходимо отметить научную и проектную составляющие деятельности клуба «Полярный Одиссей» в сотрудничестве с МАКЭ, в которую входит не только изучение истории российского деревянного судостроения и применяемых современных технологий, но и моделирование теории и архитектуры исторических судов и навигации на традиционных судах. Строительство исторических деревянных судов, организация на них экспедиций и развитие водного туризма является сегодня важной составляющей возрождения культурного наследия прошлого. Благодаря полученному опыту совместной работы клуба и МАКЭ стало понятно, что в России, обладающей выходами к многочисленным морям и самыми протяженными внутренними водными путями в мире, сложился уникальный пласт народной судостроительной культуры, отличающийся внушительным разнообразием типов и видов плавсредств.

К сожалению, народное судостроение было малоизученным и исчезающим наследием отечественной истории, во многом в силу сложившейся традиции исследовать в основном историю государственного судостроения и мореплавания, хотя именно развитое народное судостроение позволило совершить прорыв в развитии военно-морского и купеческого флота при Петре I. Важно отметить, что появились новые находки: в результате сильных штормов в 2011 г. на Ладожском озере и в 2018 г. на Онежском были выброшены на берег, затем перевезены и складированы корпуса двух традиционных российских судов ХVII и ХVIII вв., а в процессе строительных работ в центре Стокгольма были обнаружены останки большого шитого русского судна XVII в. Многолетняя работа с музеем «Кижи» по изучению народного судостроения и судоходства Северо-Запада России подтверждает неоспоримый приоритет традиций народного флота этого региона в исследованиях и освоении Арктики, Сибири и Дальнего Востока.

В 2019 году Институт Наследия со специалистами Морской арктической комплексной экспедиции и партнерами из клуба «Полярный Одиссей» продолжили работу по составлению списка вновь выявленных объектов морского, речного и подводного наследия, проведению научных исследований и серии историко-географических экспериментов. В Институте Наследия началась разработка научно-исследовательского проекта «Народное судостроение России», направленного на изучение истории и современного состояния традиций судостроения и судоходства народов России, поиск новых архивных документов и подготовку к публикации материалов, представляющих эту часть народной материальной культуры и нематериального наследия. Сотрудниками МАКЭ при участии карельского Морского центра «Полярный Одиссей» и музея «Кижи» проведен анализ имеющейся источниковой базы, получены материалы, которые позволили по-новому взглянуть на традиции народного судостроения и совершить инновационный прорыв в изучении истории отечественного судостроения и судоходства.

2023-2 НаумовВ 2020 г. по инициативе Института Наследия проект «Народное судостроение России» был включен в госзадание Министерства культуры РФ на 2020-22 гг. По итогам работы были изданы труды Института Наследия «Традиционное судостроение как часть культурного наследия народов России» под общей редакцией А.В. Окорокова. В 3-томное издание вошли материалы по истории и современному состоянию народного судостроения и судоходства европейской части Российской Федерации и бывших республик СССР. Многие материалы сборников были посвящены историческому судостроению и навигационным экспериментам. Впервые опубликованы воспоминания В.Л. Дмитриева о строительстве коча «Помор» и дневник экспериментального плаванья коча на Аляску по Чукотскому и Беринговому морям.

Более тридцати крупных и десятки мелких судов были спущены «Полярным Одиссеем» на воду за прошедшие годы [2]. Именно результаты работы клуба – строительство исторических судов, международные программы и дальние походы исторических парусников послужили формированию и росту интереса в России к истории традиционного судостроения и судоходства. Благодаря сохранению традиций и развитию общественного интереса к истории флота Петрозаводск и Республика Карелия стали главным центром деревянного судостроения России [3]. Последователи этого движения сейчас есть во многих регионах – по местным традициям строятся парусники и народные лодки. Везде на крупных водоемах действуют клубы традиционного судостроения, прокладываются маршруты водного туризма на различных судах по внутренним водным путям России.

Хотя для свершившейся истории не существует понятия «если бы», представим себе, что 45 лет назад клуб не начал свое движение. Не было бы коча «Помор» и нескольких высокоширотных экспедиций. Не началось бы строительство на верфи и в Морском центре целой эскадры реплик исторических парусников и десятков экспедиций, через которые прошли сотни людей… Можно предположить, что специалисты деревянного судостроения Петрозаводской верфи и завода «Авангард» потеряли бы свои рабочие места на разваливающихся предприятиях. Именно исторические суда позволили сохранить потенциал и развиться деревянному судостроению в Петрозаводске, где был создан культурный продукт и уникальный бренд Карелии – «Полярный Одиссей», который стал известным всей России и за рубежом. В настоящее время суда, находки и результаты историко-навигационных экспериментов сохраняются и популяризируются некоммерческой организацией – Морской музей «Полярный Одиссей» на базе клуба и Карельского Морского центра.

С самого начала в деятельности клуба применялся принцип, сформулированный спонтанно: «по старому поморскому обычаю», который подтверждался получаемыми, в ходе экспериментов выводами. В работе у членов клуба присутствовала радость первооткрывателей, желание делать больше и больше, идти дальше и дальше – с середины 1980-х это желание совпадало с тенденциями развития страны. С началом сотрудничества с МАКЭ у клуба «Полярный Одиссей» появились новые подходы к традиционному судостроению и научным программам морских походов.Это сотрудничество имеет многолетний опыт изучения и актуализации истории российского судостроения и судоходства. Благодаря сотрудничеству с МАКЭ клубом «Полярный Одиссей» были реализованы многие программы по строительству реплик исторических судов, проведению международных экспедиций, фестивалей и культурных программ в России и за рубежом. Строительство исторических деревянных судов, организация на них экспедиций и развитие водного туризма является сегодня важной составляющей сохранения культурного наследия.

Разработка данной темы имеет не только научное, историко-культурное и идеологическое значение, но и политическое. Например, приоритет в освоении островов Северного Ледовитого океана принадлежит древним русским мореходам-поморам, которые задолго до появления в Арктике западноевропейских мореплавателей вели промысел морского зверя у берегов Новой Земли, Вайгача и Шпицбергена, совершали плавания к устьям Оби, Енисея, Лены. Однако западные оппоненты утверждают о невозможности создания поморских судов, способных к арктическому плаванию, отодвигая заслуги поморов в освоении арктического бассейна на второй план. В ходе совместной работы по научной теме «Первопроходство в Арктике» предполагается проведение конференций и семинаров по истории народного судостроения с привлечением ведущих специалистов по истории судостроения. Полученные материалы работ будут обобщены в научных публикациях с анализом найденных документов, результатов строительства реплик судов, экспериментальных плаваний и новых данных по истории судостроения и мореплавания.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Исторические материалы исследования памятников истории освоения Арктики. Новая Земля / [В.С. Корякин] – М.: НИИ культуры, 1991.

[2] Подробнее см.: Морской клуб «Полярный Одиссей : [сайт]. – Url: http://polar-odyssey.org/sea-club.html.

[3] Талых А.А. Народное судостроение Карелии : [в 2 ч.] / А.А. Талых, Ю.М. Наумов, С.П. Королев. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015.


Наумов Юрий Михайлович
заместитель руководителя Морской арктической комплексной экспедиции,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва)
Email: eglovo@gmail.com

© Наумов Ю.М, 202
© Наумов Ю.М, илл., 2023
Статья поступила в редакцию 16.04.2023.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2023/2(33)
Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/582.html
Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru