Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/2(37)


Культурная политика

Аристархов В.В.

Общечеловеческие ценности
и конфликт цивилизаций


Волобуев С.Г.

Шаг вперед, два шага назад?
О проблемах научно-методического и учебно-методического обеспечения курса «Основы российской государственности».


Теоретические исследования

Степанов П.В.

Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования.
Часть 1


Исторические исследования

Казанская К.К.

Новаторство в костюмах «Русских сезонов» в отечественном балете на европейской сцене в первой половине XX века


Прикладные исследования

Плещенко В.И.

Раскрытие темы бюджета и личных финансов в творчестве А.Н. Островского


Скороход А.А.

Исследование пяти печатных листов уникального ботанического атласа «Hortus Eystettensis»
1713-1750 гг. в отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Музееведение

Избачков Ю.С., Рыбак К.Е.

Об одном малоизвестном факте из судьбы коллекции Плюшкина


Снеговская Е.А.

К проблеме развития культурного туризма в Запорожской области: краткая концепция интегрированного музея на берегу Азовского моря



Опубликован 04.05.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2023.23.22.026

Козлов В.Ф.

Деятельность московского художника и археолога, члена Московского археологического общества Д.М.Струкова (1828–1899) по выявлению, изучению и сохранению христианских святынь Крыма

Аннотация. Статья посвящена ученому, художнику, археологу, члену Московского археологического общества Дмитрию Михайловичу Струкову (1828–1899) и его вкладу в изучение христианских древностей Крыма. Статья основана на архивных источниках и печатных материалах. Рассказано о его научных экспедициях в Крым, об открытых им древнехристианских памятниках, которые он изучал и зарисовывал. В статье говорится об активном участии Д.М.Струкова в общественно-церковной жизни Тавриды, о его проектах установления памятников в городах Крыма, создания музеев, библиотеки.

Ключевые слова: Д.М.Струков, церковная археология, древнехристианские памятники Тавриды, рисунки крымских храмов, жития крымских святых.


Имя художника и археолога Дмитрия Михайловича Струкова было хорошо знакомо научной общественности в конце XIX в. На его кончину (1899 г.) откликнулись многие печатные издания, а через 10 лет этому событию посвятили заседание члены Церковно-археологического отдела Общества любителей духовного просвещения. После 1917 г. его имя, как и многих, также занимавшихся изучением христианских святынь, упоминать перестали. Лишь спустя 8 десятилетий, в период начала возрождения православия в России, научное наследие Д.М.Струкова стало привлекать внимание исследователей. В 1990-х – начале 2000-х гг. появились первые публикации, посвященные вкладу Д.М.Струкова в изучение христианских святынь Крыма и Москвы [1].

В 4-м выпуске альманаха «Москва–Крым» (2002 г.) А.Н.Лариной опубликованы крымские акварельные рисунки Струкова. Позже в Белоруссии была подготовлена и издана фундаментальная книга-альбом с его рисунками различных памятников западного края России [2]. Имя и наследие талантливого художника-археолога стало востребованным, его биография и художественно-документальные акварели стали часто публиковаться в различных изданиях [3]. Научным наследием Д.М.Струкова начали интересоваться и археологи. Упомянем последнюю по времени издания работу Н.П.Туровой по древним византийским храмам Южного берега Крыма, в которой автор неоднократно ссылается на исследования Д.М.Струкова [4].

Вышеуказанные работы о крымской части наследия Струкова свидетельствуют о растущем интересе к его творчеству. Систематизируем некоторые факты биографии художника-археолога, обозначим основные вехи его крымских разысканий и наметим дальнейшие пути публикации его исследований касательно Крыма.

Основой для изучения биографии Д.М.Струкова является его обширный фонд, хранящийся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (Ф. 293). Находящиеся в фонде 1516 единиц хранения объединены в 41 картон. Отметим, что материалы этого личного архива были обработаны и систематизированы еще во второй половине 1930-х гг. и в конце 1950-х гг. По всей видимости, документы первоначально поступили в Отдел рукописей в разрозненном виде, а обрабатывавшие их архивисты, часто не вникая в содержание документа, многие единицы хранения сформировали механически, дали неточные заголовки. В результате было образовалось значительное число единиц хранения небольшого объема (от 1 до 10–15 листов). И многие документы одной тематики оказались разнесенными по разным единицам хранения, что усложняет работу исследователей.

До сих пор не написана биография Д.М.Струкова, хотя в фонде достаточно материалов по этой теме. Сам фондообразователь уделял большое внимание фактам своего жизненного пути. Автобиографический характер носит его «Записка… о своем рождении и жизни родителей».

Прадеда Д.М.Струкова звали Сергеем; у него был сын Данило и дочь Надежда. Дед – Данило Сергеевич имел кофейную, а женой его была Настасья Петровна – дочь нежинского грека, выходца из Крыма. Возможно, это в какой-то степени определило и пристальное внимание Дмитрия Михайловича к Крыму, теме переселения крымских греков в Приазовье в 1778 г. В 1810 г. в семье родился будущий отец нашего героя – Михаил Данилович. В 1822 г. родители Михаила умирают, и 12-летний мальчик остался без средств к существованию. Маленького Мишу взял на воспитание и обучение портной Гусев, ставший мальчику приемным отцом. Сам Дмитрий Михайлович указывал в своих записках, что Гусев «обшивал будто бы литературный кружок, в который входили: Гнедич, Карамзин, Дмитриев, Пушкин», и под влиянием писательской среды Михаил Данилович, будучи, хотя и неграмотным, но одаренным, овладел искусством запоминать и читать наизусть стихотворения. Он знал, например, всего «Евгения Онегина», чем удивлял приходивших в дом приемного отца писателей. Подросшего Михаила Даниловича Гусев женил на своей младшей сестре, и отец Дмитрия Михайловича стал, как и приемный отец, портным, работал на кружок литераторов и артистов, богатых дворян. «Портной удивлял всех своей ловкостью и необычной памятью прочитанного или слышанного в чтении» [5].

В 1828 г. у Михаила Даниловича родился сын Дмитрий – будущий художник и археолог. Через 2 года Москву посетила холера, и семья Струковых переехала в Нижний Новгород, а в 1835 г. в поисках достойной работы – в Верхотурск, а затем и в Нижний Тагил, на завод Демидова. Позже Струковы вернулись в Москву, где, собственно, и состоялось становление Дмитрия Михайловича как художника. Этот период он описывал в составленных на склоне лет автобиографических заметках. Д.М.Струков избегает датировки событий юности, но упоминает много имен своих благодетелей, учителей. Судя по фрагментам воспоминаний, у Дмитрия Михайловича рано проявились большие способности к рисованию и к преподаванию. Двенадцатилетний юноша поступил в известную, учрежденную графом С.Г.Строгановым рисовальную школу. Здесь он обучался 8 лет. Свидетельство об окончании школы давало право работать учителем рисования в уездных училищах. «Ради добывания средств к жизни» [6] Д.М.Струков стал давать уроки рисования. Благодаря протоиерею Другову он познакомился с сенатором Ахлестышевым и стал давать уроки его детям. Ахлестышев рекомендовал Дмитрия Михайловича обер-прокурору М.А.Рюмину, который также радушно принимал юного художника.

В начальной своей творческой биографии Дмитрий Михайлович выделяет свое знакомство (во время обучения в 4-м классе) со старостой с. Люберцы Московского уезда. Дмитрий написал образа для иконостаса сельского храма, нарисовал киот и клирос, а также карандашный портрет старосты. Дмитрию Михайловичу запомнилось, что за эту работу он получил 5 руб. В том же 4-м классе Д.Струкова посылали рисовать с натуры виды храмов, растения Ботанического сада. Рисуя храм Чудова монастыря, Струков познакомился с послушником Степаном Порывкиным и 2 года обучал его рисованию. Запомнилась и поездка в Саровский монастырь: «В Сарове был принят до того радушно, что нет слов для выражения, я провел целый месяц, рисовал с натуры виды, чертил киоты, меня щедро одарили деньгами и вещами, тут я ознакомился с Екатериной Васильевной Лодыженской – учительницей Дивеевской общины, я предложил обучать молодых рисованию, для чего дал несколько наставлений…» [7]. Д.М.Струков вспоминал, что он первый обратил внимание на заставки и начальные буквы в древних рукописях: «Рисунки мои бывали на выставках школы, но сочувствующих было мало, но однажды посетил выставку граф С.Г.Строганов, он остался очень доволен, и я был ему представлен». Отмечал Д.М.Струков и знакомство с известным художником-реставратором Ф.Г.Солнцевым, одобрившим первые опыты ученика.

Подрабатывая рисованием религиозных картин для православных изданий, Д.М.Струков много занимался и самообразованием – читал историческую и духовную литературу, жития святых, знакомился с православными памятниками. Рисунки требовалось предоставлять в духовную цензуру, которая находилась в Московской духовной академии в Сергиевом Посаде. Там молодой художник познакомился с известными церковными историками и богословами: Ф.А.Голубинским, П.С.Делицыным, А.В.Горским, П.С.Казанским. «Они по своей снисходительности оказали внимание моим трудам…, а по их совету стал заниматься копированием рисунков, заставок древних рукописей и обошел все до одного московские храмы, делая детальные наброски и заметки, после чего в 1849 г. составил книгу «Путеводитель к московской святыне»» (издана в 1850 г.) [8]. Книга эта, написанная 22-летним молодым человеком, показывает, насколько хорошо и глубоко знал он православные святыни Москвы.

От начальства рисовальной школы подающему надежды художнику было выдано свидетельство «для свободного занятия рисунком в монастырях и церквах». В 1853 г. после окончания курса учения в школе Струков от Академии художеств был удостоен звания художника. Тогда же он нарисовал копию с чудотворной иконы Божией Матери Гребневской, которая была поднесена императору Николаю I, за что Д.М.Струков был награжден подарочным перстнем с бриллиантом.

Художник много ездил по Центральной и Северной России, посещая монастыри и храмы, делая рисунки православных святынь. Он побывал в Нижнем Новгороде, Владимире, Муроме, Задонске, где рисовал грандиозное торжество – открытие в 1861 г. мощей св. Тихона. Молодой, способный художник-рисовальщик был одним из инициаторов открытия в 1849 г. в Троице-Сергиевой лавре школы рисования, позже превратившейся в известную школу иконописания.

Еще обучаясь в Строгановской школе, Д.М.Струков обратил внимание на то, что часто иконописцы, священники, ктиторы, то есть те, от кого зависело благоукрашение храмов, не знали памятников древнерусского искусства. Поэтому многие древние иконостасы, иконы, фрески во время ремонта и обновления церквей утрачивались и искажались. Причину этого Д.М.Струков видел в отсутствии национальных традиций рисования.

Лучшим способом приобщения общественности к красоте древнерусского церковного искусства, по мнению художника, было издание образцов допетровских памятников и введение обучения рисованию в учебных заведениях, в особенности в духовных. В 1858 г. 30-летний Д.М.Струков предпринял издание журнала «Школа рисования», в котором помещал рисунки с древних букв и заставок и других памятников с краткими статьями о древнерусском искусстве. Издание удостоилось лестных отзывов специалистов, но, по воспоминаниям художника, «оказалось рановременным, ибо масса русского общества не уяснила еще важности и значения рисования, а также существование древнерусского искусства не было сознаваемо…» [9] В конце концов, журнал, стоивший издателю времени и большого труда, в 1863 г. прекратил существование, оставив более 2 тыс. руб. долга, который Струков едва мог уплатить в течение 25 лет.

Особый период в жизни Д.М.Струкова составила работа в Оружейной палате Кремля, куда он был приглашен в 1859 г. для копирования музейных памятников. Уже через год Струкова утвердили художником Оружейной палаты и наблюдателем за картинами в московских дворцах с жалованьем 350 руб. в год и предоставлением казенной квартиры. В 1860 г. он выполняет рисунки для издания описания Оружейной палаты, а в последующие 15 лет делает сотни рисунков древнего оружия, предметов из янтаря и хрусталя и т.д. Наблюдательный художник всегда пытался восстановить технологию изготовления памятников древними мастерами, подбирал изначальные материалы. Не случайно уже на втором году работы в Оружейной палате Д.М.Струкову было доверено отреставрировать и нарисовать 13 древних знамен. Опыт восстановления памятников был признан начальством удачным, и Струкову даже поручили объяснить способ реставрации посетившему музей Александру II, одобрившему его работу, Позже рисунки были напечатаны как приложение к тексту описания Оружейной палаты.

Д.М.Струков был хорошо знаком со знаменитым историком Москвы И.Е.Забелиным (он был старше Струкова на 8 лет и в конце 1830-х – 1840-х гг. служил в Оружейной палате). О встречах с художником Забелин упоминает в своих дневниках. У Струкова и Забелина было много общего: оба были из простых семей, оба получили только начальное образование, не учились в гимназиях и тем более в университетах и достигли вершин профессионального мастерства неустанным трудом и недюжинными способностями. Примечательно, что им обоим покровительствовал граф С.Г.Строганов. И Забелин, и Струков занимались, главным образом, русскими (в том числе православными) древностями.

1860-е – 1870-е гг. стали судьбоносными в биографии московского художника, ставшего к тому времени знатоком церковной старины. Это были годы длительных и плодотворных командировок и поездок на окраины Европейской части России для комплексного изучения христианских памятников. В 1864 г. Императорским Русским археологическим обществом Струков был командирован на 4 месяца в северо-западные губернии для археологических изысканий, результатом чего стал созданный им альбом из 200 листов с рисунками. После этого Археологическое общество удостоило художника звания члена-корреспондента и выдало в подарок все свои издания.

В 1860-е гг. начались научные командировки Д.М.Струкова в западные губернии. По просьбе графа М.Н.Муравьева художник осматривал храмы Вильно, Гродно, Витебска, Полоцка, Минска, Слуцка, Могилева и др. Поездки в этот край продолжались вплоть до начала 1890-х гг. Струков не только изучал и зарисовывал православные древности, но соорудил немало иконостасов, написал много икон в древнерусском стиле. Эта сторона деятельности Струкова, связанная с возрождением православия в Западном крае, ныне неплохо изучена, а большинство сделанных там рисунков изданы в упоминаемом альбоме 2011 г.

Активно работал Д.М.Струков и в московских научных общественных организациях: Московском археологическом обществе (МАО; с 1868 г. – член-корреспондент общества) и в Московском обществе любителей духовного просвещения (ОЛДП). По инициативе художника при последнем в 1869 г. было открыто отделение иконоведения, в которое стали поступать копии с чудотворных икон, литература об иконах, и вскоре был создан в Чудовом монастыре небольшой музей икон.

В 1867 г. МАО послало Струкова в Крым исследовать христианские памятники. С этого времени московский художник «заболел» Крымом и до конца жизни не прерывал своих занятий христианскими древностями Тавриды. В своей автобиографической записке Струков указал, что в Крым он поехал на средства московского купца Ивана Ивановича Четверикова «для устройства храма в древних пещерах Инкерманской скалы». Тогда же он провел расчистку и реставрацию нескольких пещерных помещений, нашел в них 5 надписей, несколько рельефных изображений на камнях и монеты. Все это было оставлено в Инкерманской киновии на хранениие. Струков упоминает, что во время этой поездки он «обозревал» Херсонесский, Георгиевский монастыри, Шули, Ялту и окрестности, нарисовал альбом с 54 рисунками, позже, в 1871 г. поднесенный в Ливадии императору, за что получил в награду перстень с изумрудом [10].

В том же 1867 г. от Русского археологического общества Струков производил археологические изыскания на Кавказе, а в следующем 1868 г. вместе с известным ученым П.Н.Батюшковым едет в Западный край в Волынскую губернию. Результатом поездки стали обзор находящихся там православных древностей и альбом рисунков (36 листов). «За труды на пользу отечественной археологии» художник был награжден орденом св. Анны III-й степени [11].

В 1871 г. Струков вновь в Крыму, где, как он писал, «на дарованные с Высочайшего соизволения 500 руб. занимался археологическими изысканиями… результатом чего было отыскание неизвестных прежним изыскателям 11 древних храмов, из коих один заслуживает особенного внимания, а именно у подошвы горы Аю-Даг к стороне с. Партенита под дорогою…» [12]. Это была действительно очень важная находка. Партенитская базилика оказалась большой, приспособленной для архиерейской службы. У алтаря была обнаружена расколотая на несколько частей плита с надписью 1472 г. на греческом языке. В тексте было названо имя основателя базилики – Иоанна Исповедника (св. Иоанн Готский). Высказывалось предположение, что этот известный крымский святой, глава древней Готской епархии был здесь и погребен, а храм имел кафедральный статус. Во время той же крымской командировки Струков проводил археологические изыскания в пещерных городах: Мангупе, Чуфут-Кале, в Бахчисарайском Успенском скиту, Судаке, Карасубазаре. По итогам этой поездки Д.М.Струков прислал в МАО фотографии и слепок с греческих надписей, открытых при раскопках – об этом доложил на заседании 23 марта 1872 г. председатель общества граф А.С.Уваров [13]. Затем уже 2 декабря 1875 г. МАО были переданы присланные Струковым в дар обществу гипсовые слепки с древних надписей, найденных тогда же в 1871 г. при изучении остатков храма в селении Кучук-Узень, в деревне Ай-Василь и в раскопанном им храме свв. Петра и Павла у Аю-Дага [14].

За успехами Струкова следили и в Таврической епархии. Так, в 1871 г. «Таврические епархиальные ведомости» поместили краткую информацию: «По соизволению Государя Императора в Крым для розыскания древнейших христианских памятников командирован опытный исследователь христианских древностей художник Д.М.Струков. В татарской деревне Ай-Василь, на южном берегу в церкви он нашел памятник с надписью… 801 г., там же откопал еще 7 храмов и, наконец, в настоящее время откапывает в деревне Партенит больших размеров храм с мозаичным полом» [15].

В том же 1871 г. на втором Археологическом съезде, организованном МАО в Санкт-Петербурге, были выставлены струковские рисунки христианских древностей Крыма и привезенные им из Крыма камни с надписями и рельефными изображениями, а также другие, более мелкие археологические находки. Среди выставленных предметов были и ценные находки из раскопанного Струковым партенитского храма. Однако, как вспоминал сам Струков, по окончании Археологического съезда владелица земли, где были найдены партенитские древности, А.М.Раевская заявила права на находки «как бы откопанные без ее ведома на ее земле» [16]. Струков писал, что находки пришлось передать Раевской. Он вспоминал, что его петербургская выставка имела успех и получила лестные отзывы, а позже он получил за нее 1500 руб. от Министерства Императорского двора.

Много делал Д.М.Струков для популяризации крымских христианских древностей. В 1872 г. на известной Политехнической выставке в Москве он представлял модели древних храмов, сделанные по его чертежам, за что был награжден золотой медалью. Позже эти модели выставлялись в Петербурге в Академии художеств, были приобретены ею, находились там до 1880 г. и затем подарены в Киевский церковно-исторический музей [17]. Результаты двух крымских поездок Струков обобщил в книге. Пожалуй, это была первая изданная в Москве книга о древнехристианских памятниках Тавриды. В 1873 г. художник-археолог принимает участие в организованном МАО III Археологическом съезде в Киеве [18].

В 1876 г. в Москве была издана его брошюра «Древние памятники христианства в Тавриде». Струков писал, что «откопал и расчистил прежде меня неизвестные восемнадцать церквей и нашел одиннадцать надписей» [19]. Струков указывал в этой брошюре, что ему много помогали в Крыму генерал-губернатор П.Е.Коцебу и исправник г. Ялты Зиферопуло.

В 1878 г. Д.М.Струков уже на свои средства едет в Крым, где, как он писал позже, «обозревал доисторические памятники, нарисовал и начертил их и по приезду в Москву сделал по чертежам модели из гипса». Эти модели выставлялись на Антропологической выставке, их автор был награжден серебряной медалью. Позже модели приобрел великий князь Николай Константинович и подарил Историческому музею. Своеобразным отчетом по этой поездке служит изданная в том же году брошюра «О доисторических памятниках Тавриды» [20].

В 1883 и 1885 гг. Струков вновь посещает Крым, где изучает и зарисовывает памятники. Альбом своих рисунков он передает в Русское археологическое общество. Через 2 года он получил небольшую сумму от министра Императорского двора «для продолжения археологических изысканий в Крыму». Он позже писал, что тогда «…обозревал новые места и нашел древние храмы в Черкес-Кермене и Мангупе и на горе Чатыр-Даг и был в Мариуполе (Приазовье. – В.К.). Виденное нарисовал и рисунки с описаниями поездки представил в Русское археологическое общество» [21].

Д.М.Струков много времени и сил отдавал популяризации древнего христианского наследия Крыма. В крымских и московских епархиальных изданиях он часто публиковал свои заметки и статьи по крымской тематике. В 1875 г. москвичи читали его статью о древнейшем христианском памятнике – обследованном им храме у подножья горы Демерджи близ Алушты [22]. Именно он первый открыл для широкого круга православных москвичей тему крымских святых, опубликовав о них в 1878 г. небольшую книгу «Жития святых Таврических (крымских) чудотворцев» [23]. Струков уговорил нескольких московских купцов выкупить часть тиража книги для бесплатной рассылки по крымским монастырям, храмам и учебным заведениям. Так книга попала на полуостров. Несколько экземпляров автор прислал в дар Симферопольскому Александро-Невскому братству, членом которого он состоял. Известно, что Д.М.Струков участвовал в сооружении братской Александро-Невской часовни в Симферополе, а возможно, и являлся автором (или одним из авторов) ее проекта.

Книга-сборник житий крымских святых быстро разошлась, и в год празднования столетия присоединения Крыма к России (1883 г.) ее переиздали. В связи с этой исторической датой Струков в одном из номером «Московских церковных ведомостей» за 1883 г. писал, что Крым является неотъемлемой и важнейшей частью России, ратовал за заселение полуострова русскими. Закрепление Крыма за Россией он ставил в прямую зависимость от успехов православия на полуострове. «Крым со своей историей и древними православными храмами заслуживает того, чтобы обратить внимание на древние святыни», – писал тогда ученый. Важнейшую роль в деле укрепления православия на полуострове Струков отводил устроенным архиепископом Иннокентием (Борисовым) монастырям и организации в них подлинно монастырской жизни. «Почему бы не вызвать для наставничества в этих обителях опытных старцев из знаменитых в наши дни пустыней: Оптиной, Саровской, Югской, Глинищевской, Белобережской и иных подобных?», – писал художник.

Большое значение Д.М.Струков придавал мемориализации событий русской истории, основанию центров по изучению и популяризации местной старины. В его личном архиве хранятся варианты его записок в Академию художеств, Археологическое общество, связанные с чествованием 100-летия присоединения Крыма к России. Так, в преддверии юбилея в феврале 1882 г. Струков направил в Совет Академии художеств пространную докладную записку, где предлагал установить в Крыму 2 памятных монумента – в Севастополе и Керчи. В Севастополе, по его мнению, на площади напротив Графской пристани следовало построить «часовню или небольшой храм в русском стиле из материала местных мраморов, смешанных с кафельными изразцами, где бы были помещены живопись на кафели или мазанкою изображения всех Святых Таврических чудотворцев и Нифонта чудотворца Новгородского, память коего совершается 8 апреля» [24] (8 апреля 1783 г. Екатерина II подписала Манифест о вхождении Крыма и других территорий в состав Российской империи).

В Керчи Струков предлагал поставить памятник либо на одной из площадок Митридатовой лестницы, либо на площади у древнего собора Иоанна Предтечи. В докладной записке содержатся рекомендации к облику будущего керченского памятника: «В русском стиле, пьедестал из кафельных изразцов, на сторонах пьедестала живописью по кафели изобразить сцены из исторических событий Крыма. По вопросу об изображениях картин следовало обратиться в Академию наук или Императорское археологическое общество, или к кому-либо из ученых историков, как, например, Иловайскому, Бестужеву-Рюмину, Васильевичу, Смирнову и др. На пьедестале, если средства позволят, то поставить бронзовую статую императрицы Екатерины II, копию с готовых форм на Литейном дворе. Если же средств мало, то бронзовый вензель императрицы Екатерины с короною наверху» [25].

В сохранившемся черновике Струков подробно расписывает детали предлагаемого в Керчи памятника: «живописью по кафели изобразить сцены из исторических событий: а) князь Глеб Святославович Тмутараканский измеряет пролив в 1068 г. или тмутараканский князь Мстислав Владимирович в 1016 г. помогает византийцам уничтожить последние остатки Хазарской державы; б) венециане разоряют православную Кафу (Феодосию) в 1296 г.; в) Олгерд князь Литовский покоряет Крым; г) митрополит Пимен посещает Судак в 1380 г.; д) Эдигей основывает независимое царство Крымское 1412 г.; е) Посольство Крымского хана к царю Иоанну III – в 1473 г.; ж) первый поход русских в Крым под начальством Адашева при царе Иоанне IV в 1559 г….» [26] (конец черновика отсутствует).

Известно, что предложения Д.М.Струкова о сооружении памятников в Севастополе и Керчи так и не были воплощены в жизнь, а в Симферополе к юбилею в 1890 г. был установлен монументальный памятник Екатерине II с фигурами государственных деятелей, содействовавших присоединению Крыма к России: В.М.Долгорукого-Крымского, Г.А.Потемкина, А.В.Суворова, Я.И.Булгакова.

В архиве Струкова хранится и карандашный черновик 1883 г. доклада в МАО с предложениями научного характера. Автор предлагает «составить список-каталог сочинений и карт, относящихся до Таврического полуострова, русских и иностранных», «положить основание специальной Таврической библиотеке, состоящей из сочинений о Тавриде с отделом карт или документов». Любопытно, что разместить такую библиотеку, по мысли Струкова, следовало в Бахчисарайском дворце «как центре археологических и иных древних памятников». Здесь же, по мнению автора, следовало бы провести и торжественное заседание 8 апреля 1883 г., то есть в день екатерининского манифеста [27].

Возможно, ко времени празднования 100-летия присоединения Крыма к России была приурочена и недатированная записка (или часть какого-то письма) об образовании в Крыму музея и библиотеки. Вот выдержки из этого документа: «Место для сего полезно бы назначить близ пристани в Севастополе, но так как в Севастополе быть может по неимению места трудно привести в исполнение в настоящее время, то советую положить в Инкермане, даже хотя только для вещей, найденных и могущих впредь находимы быть в Инкермане. Для почина должны быть монеты, найденные настоятелем Виссарионом, их я видел у него до сорока только одних серебряных, очень много медных и две или три золотые, положить их в отдельную витрину… Наверху скалы найдены были камни с изсеченными крестами, железки резные. Слепки с надписей инкерманских, разнородные окаменелости, находимые в скалах. Что касается до книг, то частично можно обратиться с просьбой в Одесское общество древностей, а также выпросить у кого-либо в Симферополе, Севастополе и у преосвященного Рязанского Алексея, я уверен, что наберет и пришлет, место же для помещения все очень удобные, в комнате налево при входе в скалу» [28].

Сохранилась и небольшая рукописная записка по поводу проекта музея в память скончавшегося в 1894 г. в Ливадии императора Александра III. Струков предлагает в одном из залов будущего музея поместить точную копию одного или двух храмов, выдолбленных, по преданию, в Инкерманской скале св. Климентом в конце I в. до н.э. «Они есть единственные древнейшие памятники от начала христианства». Здесь же, по мысли Струкова, следовало бы сосредоточить чертежи и раскопки «всех древних храмов Тавриды (часть коих имеется)» [29]. Наконец, в конце записки автор предлагает создать в музее точную копию комнаты (или, во всяком случае, ее модель), в которой почил император Александр II.

Большинство крымских предложений Струкова так и не были воплощены в жизнь.

Подобной деятельностью Д.М.Струков занимался, конечно же, в еще большем объеме и в родной ему Москве. Московская тема в научной и творческой работе художника очень обширна [30] и не входит в задачу настоящей статьи. Отметим лишь не упомянутые выше труды и замыслы Струкова в области мемориализации в Первопрестольной различных событий и в области церковной археологии. Он принимал участие в реставрации в 1860–1870-х гг. Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, собора Василия Блаженного, храма Иоанна Лествичника в колокольне Ивана Великого, в воссоздании в 1887 г. Кутузовской избы. Струков был одним из первых, кто предлагал устанавливать мемориальные доски на московских храмах и монастырях (заметим, что еще в марте 1871 г. аналогичное предложение обсуждали на заседании члены МАО).

Вся работа и творчество Дмитрия Михайловича были пронизаны историзмом, патриотизмом. Струков выступал за необходимость сооружения в Москве памятников, храмов в честь выдающихся деятелей (Дмитрия Донского, Александра II и др.), устройства новых исторических крестных ходов) [31]. По рисункам и чертежам художника построено несколько московских храмов и множество иконостасов. В 1880-е гг. Струков основал собственную мастерскую по производству икон, церковной утвари в древнерусском стиле.

В последнее десятилетие жизни художник изредка ездил на окраины России, где выявлял, фиксировал и изучал древнехристианские памятники. В 1888 г. он посетил некоторые местности Северного Кавказа (Кабарда), где на р. Б.Зеленчук нашел остатки нескольких храмов. Тогда же он исполнил новый иконостас, иконы и церковную утварь для собора Ставрополя. Видимо, за эти труды в том же году Д.М.Струков был награжден орденом Владимира 4-й степени. Но в Крым художник больше не ездил, хотя, судя по публикациям, крымская тема его волновала.

О последних годах жизни Д.М.Струкова известно мало. Скончался он 1 февраля 1899 г. от гангрены ноги на 72-м году жизни. В помещенном в «Московском листке» большом некрологе указывалось, что Струков был одним из «старейших русских художников и археологов, надворным советником…» [32], там же содержалась достаточно подробная его биография, в которой, в частности, указывалось, что «ввиду необеспеченности в материальном отношении почивший постоянно занимался уроками по рисованию и чистописанию. Так он много лет состоял преподавателем Мариинского епархиального училища, 1 классической гимназии, 3 женской гимназии, коммерческого училища и многих других учебных заведений. Глубоко религиозный, сердечно относившийся ко всем, обращавшимся к нему за советом или помощью» [33]. На следующий день тот же «Московский листок» опубликовал подробную хронику об отпевании и похоронах Д.М.Струкова. На отпевании в храме пророка Илии на Воронцовом поле присутствовало много народа, в том числе были несколько священнослужителей, заместитель великого князя Сергея Александровича по Палестинскому обществу генерал-майор М.П.Степанов, члены МАО, ОЛДП, преподаватели и учащиеся московских гимназий и училищ [34]. При отпевании вместо причастного слова законоучитель Екатерининского института близкий друг почившего священник Арсеньев произнес слово, в котором, в частности, указывалось на любовь Д.М.Струкова к православному Крыму: «Дороги были для него и пещерные храмы древней Тавриды, в которой, благодаря его неусыпным и поистине для одного человека изумительным трудам, открыт был целый ряд подземных святилищ, где некогда совершали богослужение христиане еще первых веков, и которые, быть может, освящены были священными стопами таких великих светил на тверди церковной, как св. Климент Римский, а позднее св. херсонесские священники, затем св. Мартин Исповедник, св. Стефан Сурожский и многие другие проповедники Божии. Вот почему дорогой наш почивший особенно благоговел перед памятью всех сих таврических святых и даже изложил однажды житие в одной изданной им же книге. Всякий раз, когда ему приходилось касаться в своих разговорах древних судеб Таврического полуострова и других памятников этого интереснейшего края, он оживлялся и как-то весь преображался, причем беседа его становилась особенно интересной и увлекательной…» [35]

Похоронили Д.М.Струкова на кладбище Донского монастыря. Странно, но пока не удалось найти некрологов крымоведу-художнику на страницах тогдашней крымской периодики, Таврических епархиальных ведомостей.

До революции память о Д.М.Струкове сохранялась в церковной и художественной среде. В определенной мере этому способствовал сын художника – Николай Дмитриевич (1859–?), известный архитектор, построивший (или перестроивший) в Москве и Московской губернии конца XIX – начала ХХ в. много доходных домов и церковных зданий [36]. Помимо участия в работе научных обществ – МАО и ОЛДП (где он был активным членом), Д.М.Струков, занимал общественные должности: правитель дел Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины, товарищ председателя (то есть заместитель) Церковно-археологического отдела этого общества.

1 февраля 1909 г., в день 10-летия кончины Д.М.Струкова, в Москве состоялось чествование памяти художника-археолога. На его могиле в Донском монастыре было совершено заупокойное богослужение, а на следующий день в Епархиальном доме в Лиховом пер. состоялось заседание Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины Москвы и Московской епархии под председательством А.И.Успенского. С докладами выступили: Н.Д.Струков, сообщивший биографические сведения о своем отце, диакон Н.П.Виноградов сделал доклад об ученых трудах Д.М.Струкова, о его активной работе в ОЛДП, церковный историк протоиерей Н.А.Скворцов сообщил об иконах и церковно-исторических картинах, писаных Д.М.Струковым для московских храмов. Ю.В.Арсеньев рассказал о нем как о талантливом преподавателе рисования. Закончилось мемориальное заседание пением «вечной памяти рабу Божиему болярину Димитрию». В зале заседаний устроили и выставку печатных трудов и рисунков Д.М.Струкова [37].

Как указывалось выше, творчество и наследие художника и археолога Д.М.Струкова после революции было предано забвению. Богатейшее крымское наследие ученого-просветителя – многочисленные его живописные работы, рукописные материалы, ждут своего издания в виде печатных альбома и сборника архивных документов из его фонда. На необходимость издания материалов его научного творчества не раз обращали внимание. В личном фонде Д.М.Струкова хранятся десятки различного объема (как правило, небольшого) заметок, записок о христианских святынях Крыма, списки обследованных им памятников. Здесь же в фонде множество небольших зарисовок. В других хранилищах РГБ, в Петербургских хранилищах, в Институте истории материальной культуры РАН и других хранятся сотни рисунков (в основном акварели) самых разных христианских святынь Крыма. Издание их с авторскими подписями и соответствующими комментариями – насущная задача крымоведов. Введение в научный оборот уникального, прежде всего изобразительного наследия, будет значительным вкладом и в крымоведение, в историю христианства Тавриды, ее археологию. Значимость такой публикаторской работы и в том, что большая часть обнаруженных, зарисованных и открытых Д.М.Струковым памятников не сохранились до настоящего времени. К тому же издание такого труда можно приурочить к 200-летию со дня рождения этого замечательного художника, археолога, педагога и общественного деятеля.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Козлов В.Ф. Певец православной Тавриды (московский художник Д.М.Струков и Крым) // Предвестие: крымский литературно-историко-философский журнал. – Симферополь, 1993. – С. 87–98; Он же. Ревнитель святынь православной Москвы: Дмитрий Михайлович Струков: 1827–1899 // Краеведы Москвы. – М., 1997. – Вып. 3. – С. 41–58; Он же. Памятники православного Крыма в жизни московского художника и археолога Д.М.Струкова // Москва–Крым: Историко-публицистический альманах. – М., 2002. – Вып. 4. – С. 316–323.

[2] Струков Д. Альбом рисунков. 1864–1867 / под ред. О.Д.Баженовой. – Минск, 2011.

[3] Священный образ Тавриды: православные святыни Крыма в изобразительном искусстве: [альбом] / Митрополит Лазарь [авт. идеи, текст]; Т.Шорохова [текст, сост.]. – Симферополь, 2012; Савельева (Ларина) А.Н. Инкерманский монастырь и Крым в работах московского художника Д.М.Струкова // Москва–Севастополь: архивно-краеведческий альманах. – Вып. 1. – М., 2016. – С. 306–310.

[4] Турова Н.П. Византийские храмы Южного берега Крыма в границах муниципального образования городской округ Ялта Республика Крым: Каталог-справочник. – Симферополь, 2023. – 264 с.

[5] ОР РГБ. – Ф. 293. – К. 1. – Д. 6. – Л. 1–6.

[6] Там же. Д. 15. – Л. 5–6 об.

[7] Там же.

[8] Там же. Л. 7–8.

[9] Там же. Л. 7–16.

[10] Там же.

[11] Там же. Л. 1–2.

[12] Там же.

[13] Древности. Труды Московского археологического общества. – Т. 4. – Вып. 1. – М., 1874. – С. 5.

[14] Там же. Т. 7. – М., 1880. – С. 13.

[15] Таврические епархиальные ведомости. – 1871. – № 23. – С. 723–728.

[16] ОР РГБ. – Ф. 293. – К. 1. – Д. 15. – Л. 10.

[17] Струков Д.М. О древнехристианских памятниках в Крыму: Опыт археологических изысканий. – М., 1872.

[18] ОР РГБ. – Ф. 293. – К. 1. – Д. 15. – Л. 11–12.

[19] Струков Д.М. Древние памятники христианства в Тавриде. – М., 1876. – С. 22.

[20] ОР РГБ. – Ф. 293. – К. 1. – Д. 15. – Л. 14.

[21] Там же.

[22] Струков Д.М. Древнейший христианский памятник в Крыму // Московские епархиальные ведомости. – 1875. – № 43. – С. 370–371.

[23] Струков Д.М. Жития святых Таврических (крымских) чудотворцев. – М., 1878.

[24] ОР РГБ. – Ф. 293. – К. 32. – Д. 36. – Л. 1–2.

[25] Там же.

[26] Там же. К. 33. – Д. 52. – Л. 2.

[27] Там же. К. 32. – Д. 39. – Л. 1–2.

[28] Там же. К. 25. – Д. 50. – Л. 1.

[29] Там же. К. 34. – Д. 66. – Л. 1–1об.

[30] Козлов В.Ф. Струков Дмитрий Михайлович // Московская энциклопедия. – Т. 1. Лица Москвы. – Кн. 4. – М., 2012. – С. 475.

[31] Там же.

[32] Художник Д.М.Струков (Скорбный лист) // Московский листок. – 1899, 4 февраля.

[33] Там же.

[34] Московский листок. – 1899, 5 февраля.

[35] Козлов В.Ф. Памятники православного Крыма в жизни московского художника и археолога Д.М.Струкова // Москва–Крым: Историко-публицистический альманах. – М., 2002. – Вып. 4. – С. 6–7.

[36] Струков Николай Дмитриевич // Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е – 1917 годы): Иллюстрированный биографический словарь. – М., 1998. – С. 230–231.

[37] Чествование в Москве памяти исследователей московской старины Д.М.Струкова и И.Е.Забелина // Московские церковные ведомости. – 1909. – № 8. – С. 181; Козлов В.Ф. Епархиальный дом в Москве: хроника жизни дома и Князь-Владимирского храма. 1902–1918 гг. – М., 2015. – С. 250–251.


Козлов Владимир Фотиевич
кандидат исторических наук,
ведущий научный сотрудник – руководитель Центра Краеведения,
москвоведения и крымоведения Российского научно-исследовательского
института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
председатель Московского краеведческого общества
и Российского общества по изучению Крыма
Email: fotievich@yandex.ru

© Козлов В.Ф., 2023
Статья поступила в редакцию 29.08.2023.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2023/3(34)

Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/593.html

Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

  • 04.05.2024

    В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.

  • 04.05.2024

    Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.

  • 04.05.2024

    19 апреля в Институте Наследия состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 10-летию научно-просветительского проекта «Живое наследие памяти».

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru