Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/2(37)


Культурная политика

Аристархов В.В.

Общечеловеческие ценности
и конфликт цивилизаций


Волобуев С.Г.

Шаг вперед, два шага назад?
О проблемах научно-методического и учебно-методического обеспечения курса «Основы российской государственности».


Теоретические исследования

Степанов П.В.

Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования.
Часть 1


Исторические исследования

Казанская К.К.

Новаторство в костюмах «Русских сезонов» в отечественном балете на европейской сцене в первой половине XX века


Прикладные исследования

Плещенко В.И.

Раскрытие темы бюджета и личных финансов в творчестве А.Н. Островского


Скороход А.А.

Исследование пяти печатных листов уникального ботанического атласа «Hortus Eystettensis»
1713-1750 гг. в отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Музееведение

Избачков Ю.С., Рыбак К.Е.

Об одном малоизвестном факте из судьбы коллекции Плюшкина


Снеговская Е.А.

К проблеме развития культурного туризма в Запорожской области: краткая концепция интегрированного музея на берегу Азовского моря



Опубликован 04.05.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2023.19.33.021

Машковцев В.П.

Диалог со старой открыткой.
Издательская программа «Губерния в старой открытке»:
опыт и методика

Аннотация. Статья подводит итог тридцатилетней программы «Губерния в старой открытке» по изданию 16 уникальных иллюстрированных книг, посвященных 40 населённым пунктам, усадьбам и городам Владимирской губернии. В том числе Владимиру, Гороховцу, Гусь-Хрустальному, Вязникам, Иваново-Вознесенску, Коврову, Мурому, Юрьев-Польскому, Переславлю-Залесскому, Шуе, а также городам Нижнему Новгороду, Калуге, Елисаветграду (ныне Кропивницкий). Автор берёт на себя смелость изложить методику исследования старых открыток, принципы создания книг подобной тематики, от которых зависит глубина познания всё ещё малоисследованного, тончайшего, но весьма информативного слоя нашей истории двух десятилетий кон. XIX– нач. ХХ века, результатом которых стала первая в истории филокартии «Энциклопедия открыток с видами городов и населенных пунктов Владимирской губернии до 1918 года».

Ключевые слова: губерния, история России, коллекционирование, краеведение, старая открытка, филокартия.


Программа «Губерния в старой открытке» завершена, пришло время изложить методику создания книг с иллюстрациями старых открыток, которые спустя сто лет взрывообразно, подобно видовой фотографии начала века, заявили о себе. Ранее я писал о сложном времени выживания программы, периоде максимальной неуверенности, когда вал неразрешимых проблем, безвыходности и раздражения, в основном по причине равнодушия к выпускаемым книгам местного начальства, топил хорошие начинания уникальной программы «Губерния в старой открытке». Когда, казалось, рушилось всё, и каждый день мог быть последним в судьбе бесконечно неустойчивого двадцатилетнего детища [1]. Низкий поклон художнику и коллегам-издателям, любителям истории, не раз спасавшим в провальные периоды вёрстки и подготовки книг. В последующем подготовку и сдачу в печать взяла на себя моя дочь, всегда с пониманием относящаяся к моей любимой работе.

За это время серия пополнилась еще четырьмя книгами по истории Суздальского, Александровского, Покровского и Шуйского уездов Владимирской губернии, включая Шую и Иваново-Вознесенск [2–5]. Таким образом, в серию вошли все города и населённые пункты губернии, с видами которых были выпущены открытки, изданные типографским способом в кон. XIX– нач. ХХ века, коих насчитывается более 2100 видов.

Знакомство с открытками или видовыми фотографиями – это путешествие, которое начинается с карты. В 1992 году у меня невесть откуда появилась копия десятивёрстки Владимирской губернии, где я отмечал города, с видами которых существовали открытки, а к 1994 году на ней уже были чётко обозначены маршруты с 40 названиями населённых пунктов, которые со временем превратились в 16 книг-альбомов серии.

КартаВ начале 1990-х найти какие-либо карты было трудно, посему мы могли «путешествовать» только по схемам и направлениям. Заполучить в пользование копию карты начала прошлого века было большой удачей. Однажды мне пришлось обратиться в одну из уважаемых реставрационных мастерских, обладавших многочисленными материалами. Запрошенная цена за копию плана Владимира повергла меня в уныние. Непросто было и с названиями улиц городов, которые часто изменялись. Ярким примером тому город Иваново-Вознесенск, названия некоторых улиц до трёх раз менялись в царское время и столько же впоследствии. А незнание улиц и изменчивость их названий делает чтение краеведческой литературы затруднительным, по этой причине в тексты очерков приходилось помещать фрагменты карт. В этой связи вспоминается прекрасная традиция Ярославля, где на одном из домов можно прочесть все названия одной из центральных улиц города. И во Владимире есть любитель истории, пытающийся размещать рядом с современным названием улицы прежнее, дореволюционное. Но местные власти воспринимают его как нарушителя, вносящего путаницу в названия улиц, и периодически грозят штрафами за порчу фасадов зданий. А жаль, весьма интересная инициатива по сохранению исторической топонимики. Что касается старинных карт городов, то их много не бывает, всё зависит от глубины погружения в материал и сложности городской застройки. Славно, что сейчас это не проблема. Высшим классом считаю доступную в интернете возможность компьютерного совмещения карты начала ХХ века Иваново-Вознесенска с современной картой Иваново – уникальный случай.

Для подобного рода работ необходима систематизация открыток. В моём случае она появилась после выхода третьей книги, поскольку запомнить более 800 сюжетов из коллекции знатока владимирской открытки А.В.Демидова, часто имеющих одинаковое название, было непросто, несмотря на созданный им рукописный каталог, который стал основой энциклопедии. В итоге выяснилось, что его коллекция содержала около 55% от общего количества собираемых владельцем открыток в современных границах Владимирской области, что составляло 40% от общего количества открыток в губернских границах, в которую ранее входили Переславль-Залесский, Иваново, Шуя и ещё десять населённых пунктов, с видами которых мне предстояло познакомиться и изучить. С уважением и признательностью вспоминаю этого светлого человека. Александр Васильевич без проблем доверял мне коллекцию для подготовки макетов книг. Вдохновляла его искренняя радость при выходе каждой из книг серии. Любые коллекции должны «работать». Конечно, коллекционный мир стал более материализован, но он продолжает откликаться на хорошие дела и предоставлять уникальный материал.

Даже если вы прекрасно знаете город, о котором будет книга, и знакомы со старинными открытками, их надо пронумеровать и распределить на предполагаемые главы по видам городских сюжетов. Впереди вас ждёт интереснейшая работа нанесения на карту города, населённого пункта или усадьбы мест нахождения фотографа с указанием направлений съёмок. В результате получится карта, корректирующая ваши планы. Вы будете знать любимые места фотосъёмок и архитектурные предпочтения издателей открыток, целью которых был поиск наиболее продаваемого сюжета. Появится понимание того, что часть города не попала в открыточные сюжеты и придётся уделить особое внимание, казалось бы, не очень интересным общим видам города «с птичьяго полёта». Однако увеличительное стекло откроет вам важность этих сереньких, часто невзрачных сюжетов с видами бесконечных крыш.

Далее наступает пора сравнения старинных сюжетов с современностью, неторопливо и вдумчиво, заняв место фотографа, скорее запоминая, а чаще – мысленно помещая сюжеты начала ХХ века в мало похожий пейзаж начала века XXI. При этом вам наверняка придёт «удачная» мысль поместить в книге современную цветную фотографию с идентичным изображением старинной открытки. Удачным это будет в редком случае, но этим надо воспользоваться. Современный город чаще всего будет обезличен либо совершенно неузнаваем. Сравнивать пейзажи лучше в солнечный день, поскольку настроение будущего очерка зависит от первого впечатления. Весной город оголен и многие виды доступны глазу. Старинные виды сделаны чаще всего в это время года.

Итак, заполнив карту и сравнив столетние видовые сюжеты с современными, вы определитесь, чего не хватает для изложения задуманной идеи книги. Начинается поиск открыток или фотографий с недостающими изображениями. Вам срочно в библиотеку! Это сокровищница не только собранного, но и систематизированного краеведческого материала. В них работают удивительные люди, готовые и способные помочь.

Начало 1990-х – время, когда открытку можно было открыто показать, удивляя любознательных людей неизвестными и неузнаваемыми пейзажами, казалось бы, до мелочей известных им городов. Ранее эта область коллекционирования была «кухонной», ведь изображения старинных, «царских», дореволюционных городов оставались немыми свидетелями того, что произошло с ними в XX веке.

К началу перестройки только ленивый не подумал о том, что «старую открытку» надо издавать и на этом можно зарабатывать. Вспомним первую волну черно-белых книжечек с плохо отпечатанными иллюстрациями, главной целью которых было быстрое получение прибыли. Как правило, использовались редкие открытки с исчезнувшими памятниками и небольшими комментариями к ним. Это было велением времени, и авторы даже этих наскоро испечённых небольших альбомов достойны уважения.

Первая книга о Владимире была задумана и написана на основе частных коллекций и семейных архивов [6]. Но в коллекциях не было очень важных видов города и карт. Не без труда удалось познакомиться с музейными открытками, однако получить копии было делом нереальным по финансовым причинам. Музеи тоже учились выживать. Пришлось обойтись без музейных экспонатов. Надо отдать должное Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику – после выхода книги отношение к нам изменилось.

Обращение к иным музеям часто оборачивалось прямым отказом или крупным счётом, в разы превышающим реальную стоимость самой открытки. Однако их посещение было обязательным даже при уверенности получения отказа на участие в проекте после вопросов «Кто вы такой?» и ответа «А мы сами...». Обращение происходило всегда после того, как уже были сделаны качественные копии открыток из частных коллекций. Не предложить участия в программе считал неуважением к любимому государственному учреждению.

Несколько слов о том, что может произойти, когда краеведческая общественность поймёт, что начинается работа над новой книгой, и это делает другой, невесть откуда взявшийся пришелец. Обязательно найдется обладатель того же материала в виде коллекции или подборки открыток, который ускоренно начнёт доводить свою работу до выпуска книги. Честь ему и хвала. Пусть по краеведению будет много книг, даже на одном иллюстративном материале они будут разными. Желающие их могут сравнивать...

Работа над книгой требует сосредоточенности, любви и терпения. Собрав информацию, можно издать и черно-белый вариант, и красочно оформленную книгу. Но надо помнить, что открытка – произведение искусства, пусть маленькое, но только на первый взгляд дешёвое, невзрачное и малополезное. Она должна быть в книге исключительно высокого качества. Читатель должен рассмотреть её в деталях, получив шанс для личного открытия! Особенно внимательным надо быть к мелочам: рекламе, архитектурному облику домов, часто неприметным фигуркам людей. Надо помнить, что и фотографы часто вставали в кадр. Мне удалось вычислить известного издателя и парикмахера М.В.Петрова [7]. В некоторых сериях фигуры и лица повторяются, и это весьма интересно. При входах могут выделиться своей важностью владельцы заведений. В предисловии к книге о Нижнем Новгороде я отметил, что открытка и открытие – однокоренные слова.

Материал собирался одновременно для нескольких книг серии, которые получили название «По Муромской дороге» [8], «Царственно поставленный город» [9], «Путешествие в Гороховец» [10] и были изданы через 10 (!) лет. Поскольку книги выходили редко, одна в два года, были придуманы дополнительные издания о значимых местах и музейных коллекциях, которые не вошли в ту или иную книгу: буклеты «Сунгирь», «Бородин в Давыдово», «История книги», «История старого Князь-Владимирского кладбища во Владимире». Издания дополняли и расширяли границы программы [11]. Правильным решением было издать первую книгу серии на английском языке. Она пользовалась большим спросом и является редкостью.

При всей универсальности и информативности, старинная открытка или фотография имеют и слабую сторону. Она местный житель, чаще абориген, и потому более интересна уроженцу или старожилу, более того – любознательному, интересующемуся историей России, и я должен был её честно воссоздать. Но книга должна быть интересной и человеку со стороны. Для решения этой задачи нужны разнообразные, интересные и цельные (!) сюжеты. Надо в высшей степени соответствовать подарку, оставленному нам зачастую неизвестными фотографами.

Старые фотографии расширяют представление о местности, городе, улицах, отдельных домах и храмах. Портреты городских обывателей различных чинов и званий, не всегда известных, но характерных для данной эпохи, дают читателю возможность полнее почувствовать атмосферу тех лет. Иллюстративный материал в книгах сопровождает не только пояснительный, но и «параллельный» текст в виде цитат из газет, изданий и архивных документов.

Последующий шаг создания книги – работа над макетом. Повторюсь, что старая открытка – уже сама по себе произведение искусства, и важно качество её воспроизведения. Поэтому был тщательно продуман формат изданий, позволяющий воспроизвести открытку в натуральную величину, создан макет, дающий читателям возможность легко ориентироваться. С этим прекрасно справился художник-график Юрий Ткачев, сумевший оформить входящие в серию книги в едином стиле, с неизменно высоким уровнем культуры издания. В частности, общие правила имело оформление переплета. На лицевой стороне обложки использовалась открытка с характерным видом города, на тыльной же стороне традиционно ставилась открытка-загадка: узнать место съёмок можно было при внимательном прочтении книги. Художник сумел избежать единообразия, сделав каждую книгу серии неповторимой, как город, которому она посвящена. Работая над книгой «Единственная и неповторимая» [12], мы столкнулись с выбором сюжетов из существующего многообразия открыток Калуги. Решено было часть видов поместить, как обычно, в натуральную величину, а оставшиеся – под основной открыткой, в уменьшенном виде. Таким образом, читатель имеет возможность видеть одну улицу или дом не только с разных сторон, но и в разное время. В книге «Юрьев-Польский в старой открытке», напротив, недостаток открыток компенсировался фотографиями начала прошлого века и современными цветными. При этом элементы скульптурного декора Георгиевского собора использованы в качестве украшения, погружающего читателя в атмосферу истории города [13].

После выхода первой книги о Владимире [6] оказалось, что книга с видовыми открытками сложна для восприятия из-за насыщенности информацией, их надо изучать, читать неспеша, вживаясь в ушедшее время, зачастую с трудом соотнося сюжеты прошлого с настоящим. Именно эта, первая книга доказала правильность выбранного пути – дискретность изложения и восприятия. Неоднократно перечитывая книги серии, я с удовлетворением отмечаю, что их можно читать с любой страницы, не теряясь в сюжетах или видах. Можно отложить в сторону, а затем с увеличительным стеклом познавать глубину и значимость изображённого более века назад.

О планах и видах городов, столь необходимых для подобного рода изданий, можно говорить бесконечно. Это, прежде всего, уникальный рисунок, созданный человеком и природой. А если рисунок раскрашен и подробно подписан, то это уже красочная картина, достойная созерцания и в последующем изучения. В этой связи несомненной удачей владимирской серии является сотрудничество с заслуженным художником России Александром Шубиным. Первой работой (1995 г.) в этом творческом проекте стало создание планов уездных городов для книги «По муромской дороге» [8]. Шесть цветных офортов, по количеству глав книги, отображают планы старых городов с основными памятниками архитектуры. Значительной и по-настоящему уникальной работой стал следующий совместный проект – «Виды уездных городов». Большеформатные цветные офорты 35х80 см представляют с высоты птичьего полета панораму Суздаля, Юрьева-Польского, Владимира, Мурома.

Меленки планХудожник, используя предоставленные материалы, не повторяя известные изображения, создал авторскую композицию видов старинных городов. Уникальность проекта в том, что виды-панорамы созданы впервые за их многовековую историю. Созданные офорты можно рассматривать как документ, фиксирующий состояние городов на кон. ХIХ – нач. ХХ вв., накануне перемены и утрат в их облике, что подтверждается историками, реставраторами, краеведами. Очень жаль, что не все эти гравюры были использованы в книгах серии, повезло книгам «Единственная и неповторимая» [13] и «Город св. Георгия» [13], инициатором выхода которой стал глава администрации. На этой волне была написана книга «Очарование Юрьевского Ополья. Прогулки и путешествия» [14], повествующая о городе Юрьеве-Польском и истории старинных сёл и усадеб. В последующем были неудачные попытки достучаться до других администраций по вопросу издания подобного рода путешествий, что, безусловно, обогатило бы и программу, и владимирское краеведение.

Блажен миг выхода книги. Вместе с эйфорией от вышедшей книги вам придется принимать нервозные замечания от участников выпуска. Изначально я не мог понять смысла слов, цитируемых знатоками, что книга никогда не получается такой, какой вы её представляли, а фраза о том, что «книга не может быть без ошибки», приводила меня в недоумение. Именно это всё свалится и на вас после знакомства с ней соавторов, помощников и просто знакомых. Ещё станет понятно, что книга «уходит» не так хорошо, как это представлялось, а то, что «книга – лучший подарок», станет для вас язвительной насмешкой. К сожалению, так и будут воспринимать выстраданное «детище» многочисленные знакомые, малознакомые, совсем незнакомые и друзья. Надо обладать терпением и тактом, чтобы безболезненно выйти из этой ситуации, отделив благотворительность от деловой необходимости.

Вы узнаете, насколько тяжелы книги, а затраченные на их подготовку деньги удастся вернуть лишь частично. Идеален вариант, когда эти вопросы вас не коснутся. Но книгоношей своей части книг вам однозначно придется стать. Сейчас затраты на издания программы теоретически окупаются, что подтверждает выпуск четырёх заключительных книг серии.

Действенным способом продвижения проекта является его презентация. Например, в Калуге она проходила в красивейших залах краеведческого музея, там же знакомили общественность со вновь выпущенной книгой. Атмосфера была эмоциональной и почти домашней, особенно трогательно прошло вручение книг калужским старожилам, краеведам, коллекционерам. Книга стала любимым изданием калужан, гостей города и была переиздана.

Интересна судьба книги «По муромской дороге». Её хорошо встретили исключительно в Муроме, книга была отмечена администрацией города. Но в книге было шесть очерков о близлежащих городках и сёлах, о которых полноцветных иллюстрированных книг никогда и не было. Нам с трудом удалось реализовать по десять экземпляров в администрации только двух городов, не пошла книга и в магазинах. В одной из администраций нам разъяснили, что книга называется «По муромской городе», следовательно, только про Муром. Кто бы мог подумать, что название имеет такое значение. Сегодня эта книга – редкость и одна из самых любимых у читателей. Так что при создании сборника краеведческих очерков проанализируйте, куда «выгоднее» путешествовать... Ничего личного, только бизнес!

Уникальными были совместные выставки книг «Губернии» и работ художника Александра Шубина. Одна из них с успехом прошла в 2001 году в Московском Доме художника на Крымском валу и стала событием культурной жизни, серьезным испытанием совместного проекта, радостным фактом прилюдного смотра и гордостью за проделанную работу.

Важным фактором подобной программы является использование книг в учебном процессе. В 2000 году книги «Губернии» стали основой для создания первых методических рекомендаций по использованию краеведческой литературы в учебной и внеучебной деятельности школ Владимирской области [15] по рекомендации Владимирского института для совершенствования учителей. Но инициатива не была поддержана и не стала основой для дисциплины «Краеведение». Правда, следом вышла и была принята к применению другая методичка по краеведению и истории Владимирского края.

Пройдя путь длиной в 3-4 книги, вы, возможно, почувствуете усталость от процесса. Выработается определенный алгоритм, который со временем станет тяготить своим однообразием. Очень важно изначально находить для каждой книги индивидуальное лицо, свой характер, не нарушая целостности серии. Работа над книгами интересна и сложна, требует постоянного внимания, накопления материала, бесконечной фантазии. Если книги удачны, они начинают работать уже на вас. Приходит время, и благодарный читатель будет искать недостающие томики, заказывать всю серию книг.

НикологорыСвоеобразным и необходимым подарком для коллекционеров стала книга «Каталог открыток с видами городов Владимирской губернии до 1918 г.» [16], на систематизацию открыток и поиск уникальных сведений об издателях ушло более 10 лет. Продолжением темы стал «Каталог открыток фотографа Максима Петровича Дмитриева» [17], в который внесены описания полутора тысяч открыток «волжской серии» знаменитого фотографа.

А сейчас хочется поделиться открытием по итогам работы над программой: к старинным открыткам легко привязать исторический материал. В зависимости от количества открыток можно планировать несколько тем и выпустить различные по содержанию книги с историей одного города. А если добавить экспонаты музеев, фотографии жителей, документы и прочий визуальный материал, то работы хватит всем.

Владимир. Золотые ворота

Несмотря на узнаваемость серии, каждая её книга индивидуальна и имеет свое особое наполнение – проявляются интересы и творческие особенности разных авторов. Самый распространенный вариант – прогулки по городу маршрутами, подсказанными открытками. Так, замысел первой книги «Днесь светло красуется» под авторством Татьяны Тимофеевой [7, 9] оригинален тем, что читателю предложен связный рассказ о городе Владимире, в котором слово и говорящая иллюстрация равноправны, создавая цельный и художественно законченный поэтический образ города, задуманного в древности как Град Небесный. В текст повествования включены 14 авторских стихотворений, естественно, слившихся с ее содержанием.

Муромцево. КаскадУникален и поэтичен очерк «На царских развалинах» Андрея Филинова в книге «По муромской дороге. Губерния в старой открытке» [8], где история усадьбы изложена в виде письма её владельца. Слог письма не вызывает сомнения, что именно так изложил бы свою историю граф Владимир Семенович Храповицкий. Сюжет очерка может держаться на неоднозначности толкования имени города, как это сделал ваш покорный слуга в очерке «Город на Веретии».

Текст книги «Царственно поставленный город» [9] писала учёный, педагог-строитель, краевед Татьяна Виноградова, внучатая племянница литературного критика и публициста Н.А.Добролюбова, внучка педагога просветителя В.И.Виноградова. На новом витке времени внучка продолжила уникальную работу деда, Василия Ивановича, придав ей новый импульс и новую значимость. Она бережно и неспешно гуляет с читателем по городу на рубеже веков, используя личные находки и открытия.

Можно путешествовать по реке, изучать историю города на основе интересной биографии одного человека и нескольких поколений одной или нескольких семей. Интересны исследования жизни фотографов «Городок, что над Клязьмою, Вязники» в книге «Путешествие в Гороховец» [10]. В «Тайнах сельской столицы» рассказана трагическая история некогда могущественного рода Милославских, интересен сюжет «Не от злата и сребра устроена», где рассказывается почти детективная история посещения Флорищевой пустыни авантюристом, которого давно и тщетно искала полиция. Увлекателен очерк «Я ждал письма» владимирского писателя Леонида Зрелова, который много нового узнал о городе Гороховце, прогуливаясь со старожилом. Необычно повествование на основе текста путеводителя по городам Владимирской губернии 1916 года с воспоминаниями наших современников, исследователей города Коврова.

Книга «Город св. Георгия» [13] с текстом Галины Мозговой оригинален от композиционной структуры до манеры изложения. Впервые реконструированы страницы экономической, политической, духовной, культурной жизни Юрьева-Польского рубежа ХIХ–ХХ вв., определены старые (до 1917 г.) названия юрьевских улиц. В ней, как и в поэтическом венке сонетов, каждая из пятнадцати глав заканчивается и начинается одной строкой.

Со старой открыткой можно путешествовать на трамвае, который курсирует по городу, как в книге «Маленький Париж» [18]. Книга наполнена уникальным материалом из коллекции соавтора книги Виктора Петракова, в своё время жителя Елисаветграда, современного Кировограда (Кропивницкий). Безусловным достоинством книги является рассказ с новыми фактами из биографии коренных жителей этого города – трех поколений семьи Тарковских.

Переславль-ЗалесскийУникален опыт написания книги «Град у озера Плещеева» [19] по воспоминаниям свидетелей событий ХХ века. Запись воспоминаний и подготовка книги заняла более 10 лет. Сложность заключалась в создании связного повествования о городе из маленьких историй и воспоминаний. Книга иллюстрирована не только открытками, но и многочисленными уникальными фотографиями (более 300 изображений).

С книги «Любезный сердцу хрупкий мир» [2] начался новый этап программы. Я стал единственным автором книг серии. Далось это непросто, особенно книга о Суздале, завершив которую, я был поражён ишемическим инсультом и практически поставил на себе точку. Однако через два года мне удалось восстановиться и изыскать деньги на издание. Не поверив своему счастью, я поторопился издать её без завершающей корректуры, о чём очень сожалею. Остерегайтесь суетливости даже в критических ситуациях. В этой книге я раскрыл тайну династии суздальских фотографов, представил изображения многочисленных фоторабот её талантливого представителя Александра Александровича Соболева, всегда оставляемого в тени многочисленными исследователями. Познакомил читателя с рисунками отдела рукописей РГБ, раскрыв неизвестное прежде имя автора. Надеюсь, что читателя не оставит равнодушным судьба Антона Антоновича Давгина, подарившего нам уникальные открытки с видами города Гаврилов Посад.

Книга «Слобода в ста лицах», которую я начал, повествует о западной части Владимирской губернии. Читатель узнает непростую историю воссоединения погоста Орехово с селом Зуево, посетит уездный город Покров между столицей Древней Руси и «старой» столицей Российской Империи, насладится историей древнего Киржача, берущего начало от святой обители, основанной Сергием Радонежским, познакомится с Махрищским монастырём, Карабановом середины XIX века с великолепным храмом, коему позавидовал бы любой губернский город. А еще расскажет историю царской резиденции изящной архитектуры – Александровской слободы, искаженной многочисленными перестройками, и воздаст хвалу людям, некогда жившим в уездном Александрове. В конце пути читатель окажется в сказочном святом месте с дивным названием Зосимова пустынь, некогда скрытом от окружающих на долгие десятилетия военной тайной.

Работа над завершающими книгами «Шуйский венец» [4, 5] была начата мной одновременно с подготовкой к печати предыдущей и продолжалась долгих пять лет с единственным желанием успеть завершить начатую почти треть века назад серию книг.

Шуя. ПанорамаВместе со старой открыткой я отправился в путешествие по северной части Владимирской губернии из уникального рабочего посёлка Южа, где владельцы текстильной фабрики пытались привлечь рабочих к управлению фабрикой в качестве акционеров, возводя для них социальные объекты, коими жители пользуются и сегодня. Прогуливался по уездной Шуе, чтобы познакомить читателя с её удивительной историей, чудом сохранённой колокольней и особняками, превосходящими по своей архитектуре губернский Владимир. Завершил путешествие в необычной Кохме, проезжая по которой и не догадываешься о существовавших здесь храмах.

Во второй книге я продолжил знакомство с Шуйским уездом в селе Тейково, не реализовавшем в начале XIX века возможность стать провинциальным Петергофом, превратившись в наглядное воплощение социалистического градостроительства со следами прежней купеческой нарядности. Подивился и порадовался селам Лежнево и Назарьево, сохранившим уникальную колокольню Маричелли, храмы и свою неповторимость. Завершил знакомство с историей Владимирской губернии в открытках и фотографиях в селе Иваново с Вознесенской и ещё десятком слобод и местечек, которые, объединившись в город Иваново, так и не достигли статуса идеального социалистического города.

В 2011 году серия книг пополнилась энциклопедией открыток Владимирской губернии [20]. В книгу вошли изображения и описания более двух тысяч открыток, информация об издателях, издательствах, фотографах и художниках, принимавших участие в их создании. Приведены уникальные экземпляры с автографами, дана расшифровка штампов. Горжусь, что предисловие к первой в истории филокартической энциклопедии было написано академиком Сигурдом Оттовичем Шмидтом и она рекомендована как справочное издание и учебное пособие.

Однако надо иметь в виду, что создание каталога или энциклопедии открытки – процесс непрерывный. Автору придётся дополнять её экземплярами неизвестных видов, данными почтовых штемпелей, позволяющими уточнить время выпуска, интересными фактами из биографии издателей. По этой причине мечтаю создать электронную версию энциклопедии по принципу Википедии с возможностью дополнения данных, просмотра изображений с аннотациями, включая историю изображённых строений, с доступными данными об издателях открыток и фотографах, авторах изображений. Хорошим итогом подобной работы стало бы создание всероссийского электронного свода видовых открыток начала века, которые будут большим подспорьем для новых исследований, книг и очерков по истории России.

На мой взгляд, серия «Губерния в старой открытке» свидетельствует о появлении нового направления в краеведении, уникального жанра современного книгоиздательства, основанного на прерванных традициях российской книжной культуры. Это направление глубоко высокохудожественно, патриотично, финансово оправданно и бесконечно в своём разнообразии.

Книги серии «Губерния в старой открытке» на высоком полиграфическом уровне демонстрируют собранные воедино видовые открытки и фотографии, найденные в процессе кропотливого поиска в архивах, семейных альбомах старожилов, собраниях коллекционеров, фондах музеев. Наши книги рассказывают не о том, что утеряно, сколько о том, что необходимо сберечь. Они должны возвращать читателей к истокам. Он сам оценит меру утрат, поскольку авторы, при всей лиричности текстов, претендуют на уникальность и серьезность публикуемых исследований.

Неизвестное ранее издательское дело полностью захватило меня, став единственным делом жизни. По прошествии многих лет я нередко думаю над тем, что, если бы знал заранее, что предстоит делать для издания книги, я, очевидно, не взялся бы за это. Возможно, именно поэтому программа и состоялась. Для любого дела важен характер. Нельзя относиться к делу вскользь, суетливо. Поставлены цели – этим и живи!

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Машковцев В.П. Краеведческая программа «Губерния в старой открытке»: два десятилетия пути // Вестник РГГУ. Серия: Исторические науки. Региональная история. Краеведение. – 2013. – № 9(110). – С. 190.

[2] Машковцев В.П. Любезный сердцу хрупкий мир : Суздаль и Гаврилов Посад в старой открытке и фотографии. – М.: Буки Веди, 2015.

[3] Машковцев В.П. Слобода в ста лицах : Александровский и Покровский уезд в старой открытке и фотографии. – М.: Буки Веди, 2017.

[4] Машковцев В.П. Шуйский венец : Южа, Шуя, Кохма в старой открытке и фотографии : Кн. 1. – М.: Буки Веди, 2022.

[5] Машковцев В.П. Шуйский венец : Тейково, Лежнево, Иваново-Вознесенск в старой открытке и фотографии : Кн. 2. – М.: Буки Веди, 2022.

[6] Днесь светло красуется : Владимир в старой открытке / [Сост. Машковцев В.П.]. – Владимир : Посад, 1993.

[7] Машковцев В.П. Издатель открыток М.В. Петров на открытках губернского Владимира 1900-х гг. : Материалы XXI межрег. краевед. конф. – Владимир, 2016.

[8] По Муромской дороге : Губерния в старой открытке : Муром, Меленки, Муромцево, Судогда, Гусь-Хрустальный, Буланово : Фотоальбом / Авт.-сост. : В.П.Машковцев, А.А.Мельников. – Владимир: Посад, 1997.

[9] Царственно поставленный город : Нижний Нов город в старой открытке / Авт.-сост. В.П.Машковцев. – Владимир: Посад, 2000.

[10] Путешествие в Гороховец : Губерния в старой открытке / [Авт.-сост. МашковцевВ.П.]. – Владимир, 2003.

[11] There it stands now, in beauty bricht. Postcard views of old Vladimir. – Vladimir: Posad, 1997.

[12] Единственная и неповторимая : Калуга в старой открытке / [Авт.-сост. Машковцев В.П.]. - [2-е изд., перераб. и доп.].– Владимир, 2006.

[13] Город Св. Георгия : Юрьев-Польский в старой открытке / [Сост.Машковцев В.П.]. – Владимир: Посад, 2002.

[14] Мозгова Г.Г., Машковцев, В.П. Очарование Юрьевского Ополья. Прогулки и путешествия. – Владимир: Империум Пресс, 2006.

[15] Минин С.Н. Губерния в старой открытке : Метод.рекомендации по использованию в учеб.и внеучеб.деятельности краевед.лит.:Пособие для учителей. – Владимир: Посад, 2000.

[16] Машковцев В.П. Каталог открыток с видами городов Владимирской губернии до 1918 г. – Владимир: Великоросс, 2006.

[17] Машковцев В.П., Тельнов Л.Г. Каталог открыток фотографа Максима Петровича Дмитриева. – Владимир: Граф Цеппелин, 2009.

[18] Петраков В.В., Машковцев В.П. Маленький Париж: Елисаветград в старой открытке. – М.: Пинакотека, 2004.

[19] Град у озера Плещеева : Переславль-Залесский в старой открытке / [авт.-сост.: Машковцев В.П., Петраков В.В. – Владимир: Новости, 2008.

[20] Машковцев В.П. Энциклопедия открыток с видами городов и населенных пунктов Владимирской губернии до 1918 года. – Владимир: Великоросс, 2011.

 

Машковцев Валерий Прокопьевич
кандидат технических наук, краевед (Владимир),
член Союза писателей России
Email: mash@vladm.elcom.ru


© Машковцев В.П., 2023
© Машковцев В.П., илл., 2023

Статья поступила в редакцию 29.08.2023.

Публикуется в авторской редакции.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2023/3(34)

Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/594.html 

Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

  • 04.05.2024

    В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.

  • 04.05.2024

    Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.

  • 04.05.2024

    19 апреля в Институте Наследия состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 10-летию научно-просветительского проекта «Живое наследие памяти».

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru