Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/2(37)


Культурная политика

Аристархов В.В.

Общечеловеческие ценности
и конфликт цивилизаций


Волобуев С.Г.

Шаг вперед, два шага назад?
О проблемах научно-методического и учебно-методического обеспечения курса «Основы российской государственности».


Теоретические исследования

Степанов П.В.

Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования.
Часть 1


Исторические исследования

Казанская К.К.

Новаторство в костюмах «Русских сезонов» в отечественном балете на европейской сцене в первой половине XX века


Прикладные исследования

Плещенко В.И.

Раскрытие темы бюджета и личных финансов в творчестве А.Н. Островского


Скороход А.А.

Исследование пяти печатных листов уникального ботанического атласа «Hortus Eystettensis»
1713-1750 гг. в отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Музееведение

Избачков Ю.С., Рыбак К.Е.

Об одном малоизвестном факте из судьбы коллекции Плюшкина


Снеговская Е.А.

К проблеме развития культурного туризма в Запорожской области: краткая концепция интегрированного музея на берегу Азовского моря



Опубликован 04.05.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2023.40.73.017

Петрова Е.Г.

Наследие купеческой династии Йокиш в Москве

Аннотация. Статья посвящена одной из незаслуженно забытых в послереволюционное время купеческих династий России – династии текстильных предпринимателей, купцов 1-й гильдии, потомственных почетных граждан Йокиш, их созидательной и благотворительной деятельности. Анализируется вклад представителей династии в формирование и сохранение исторического и культурного наследия Москвы. Рассматривается роль семьи Йокиш в спасении бывшей дворянской усадьбы Михалково, предотвращении ее дальнейшего разрушения и проведении первой реставрации ее архитектурных памятников. Исследуются объекты культурного наследия, созданные по заказу купцов Йокиш в сельце Михалково Московского уезда известными московскими архитекторами М.К.Геппенером, А.С.Каминским, М.Г.Пиотровичем и Д.П.Суховым. Рассказывается о благотворительной финансовой помощи Товарищества «Йокиш» в строительстве храма Святителя Николая в Старом Коптеве, в советское время уничтоженного. Делается вывод о необходимости сохранения той части наследия, которую еще можно спасти.

Ключевые слова: наследие, купеческие династии, Йокиш, усадьба Михалково, суконная мануфактура, объекты культурного наследия.


Купеческие династии дореволюционной России в значительной степени способствовали не только созданию и развитию отечественной экономики ‑ промышленности, торговли, транспорта, банковского дела. Созидательная и благотворительная деятельность большинства предпринимателей купеческого происхождения затрагивала также и другие сферы общественной жизни. Такие известные московские купцы, как Морозовы, Третьяковы, Щукины, Рябушинские, Мамонтовы, Бахрушины, Боткины, Солдатенковы и многие другие внесли неоценимый вклад в формирование исторического и культурного наследия нашей страны. В Москве и других городах сохранились великолепные памятники архитектуры – усадьбы, особняки, доходные дома, общественные, фабричные и другие здания, выстроенные по их заказу и на их средства. До сих пор действуют по своему прямому назначению основанные купцами учебные заведения и больницы, в российских музеях представлены собранные ими уникальные художественные коллекции. После революции 1917 года имена многих представителей купеческого сословия оказались незаслуженно забыты, заслуги их долгое время замалчивались, и фактически только в постсоветское время началось обстоятельное изучение их вклада в нашу культуру, возвращение и увековечивание славных имен.

Одна из таких купеческих династий, оставивших заметный след в истории Москвы и внесших свою лепту в приумножение ее культурного наследия, ‑ династия текстильных предпринимателей Йокиш, потомственных почетных граждан, входивших в первую гильдию московского купечества и российскую деловую элиту.

Основателем московской ветви этой семьи был Василий Иванович (Вильгельм) Йокиш (1810 – 1887), прибывший в Россию из Пруссии в 1832 году и принявший российское подданство. В 1838 году он основал в сельце Михалково Московского уезда Московской губернии собственное красильное заведение, которое занималось окраской шерстяных тканей, получаемых в суровье с других предприятий. В 1851 году это заведение было преобразовано Йокишем в прядильную, ткацкую и сукноотделочную фабрику, а ко второй половине XIX века она выросла в крупную мануфактуру по выпуску тонких шерстяных тканей. В 1878 году создал вместе со своими старшими сыновьями Василием и Александром акционерное общество ‑ Товарищество суконной мануфактуры «Йокиш», пайщиками (акционерами) которого впоследствии стали и другие члены семьи [1]. Помимо своего основного дела – производства высококачественных тканей, получивших множество наград на различных российских и зарубежных промышленно-художественных выставках, представители династии Йокиш, как это было всегда принято в среде российских предпринимателей, вели активную благотворительную деятельность.

Прежде всего необходимо отметить важную роль В.И.Йокиша и его семьи в сохранении такого важного объекта исторического и культурного наследия федерального значения, как бывшая дворянская усадьба Михалково. Это имение известно еще с конца XVI в. Усадебный комплекс начал складываться здесь в основном во второй половине XVIII в., когда владельцами Михалкова стали сначала князья Дашковы, а затем генерал-аншеф, граф Петр Иванович Панин, герой Семилетней и Русско-турецкой войн, усмиритель восстания под предводительством Емельяна Пугачева. При П.И.Панине в Михалкове был создан великолепный архитектурный и садово-парковый ансамбль, относимый целым рядом исследователей к творчеству В.И.Баженова и включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Первым исследователем усадьбы, кто провел атрибуцию ее архитектурных памятников и связал их с именем Баженова, был известный искусствовед, историк и москвовед Владимир Васильевич Згура (1903–1927) – основатель и первый председатель, с 1922 г. до своей трагической гибели в 1927 г., Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ). Предположение о возможном авторстве Баженова в создании усадьбы Михалково было высказано В.В.Згурой в статье «Новые памятники псевдоготики», опубликованной в первом выпуске Сборника ОИРУ за 1927 год [2], а затем в диссертации на тему «Проблемы и памятники, связанные с В.И.Баженовым», посмертно изданной в виде монографии [3]. Позднее эта атрибуция была поддержана некоторыми другими специалистами, такими как А.Н.Греч, М.А.Ильин, А.И.Михайлов, Н.Я.Тихомиров. Современные историки архитектуры подвергают версию о «баженовском» происхождении усадьбы Михалково определенным сомнениям [4], поскольку не сохранилось никаких чертежей, которые могли бы ее подтвердить. Тем не менее, эта усадьба продолжает оставаться ярким и самобытным памятником, одним из наиболее ранних произведений русской «псевдоготики».

После смерти П.И.Панина в апреле 1789 г. имение сменило нескольких владельцев, пока, наконец, в июне 1860 г. часть усадьбы, «в даче под названием второй части сельца Михалкова» [5] не купил В.И.Йокиш. Усадебные постройки достались ему в очень плохом состоянии: «в совсем разваленном виде», как вспоминали позднее рабочие его мануфактуры [6]. «Полуразвалившиеся помещичьи постройки с фантастическими башнями» в непосредственной окрестности фабрики Йокиша отметил в своем отчете и санитарный врач Ф.Ф.Эрисман, который осматривал предприятие в декабре 1880 г. [7]

Василий Иванович Йокиш, будучи человеком образованным, носителем европейской культуры, сумел оценить по достоинству историческую и художественную ценность приобретенных им строений и осуществил их первую со времен Панина реставрацию. Подтверждение этому мы также находим в рассказах рабочих, записанных Ю.П.Злыгостевым в конце 1930-х гг., когда современники тех событий были еще живы: «Йокиш купил башни в совсем разваленном виде и отделал их по старинному образцу» [8]. Вероятно, именно В.И.Йокишу и его преемникам мы во многом обязаны тем, что поражающие воображение величественные башни въездных ворот, боковые флигели, службы, беседки-ротонды и часть кирпичной ограды усадьбы сохранились до наших дней.

Несмотря на активное развитие суконного производства по соседству с усадьбой, исторические ландшафты Михалкова, его архитектурный ансамбль и усадебный парк с рощей многовековых дубов, разнообразными древесными насаждениями в пейзажной части, липовыми аллеями и каскадными прудами в регулярной части никаких значительных изменений не испытали. Вся производственная деятельность Товарищества «Йокиш» ограничивалась достаточно небольшой территорией за пределами основного исторического ядра усадьбы и за границами парка, там же велось и всё новое строительство, необходимое для фабричных нужд. В самих отреставрированных усадебных строениях размещались только различные социальные учреждения для рабочих: больница с родильным приютом и аптекой, школа, библиотека и магазин.

После покупки имения В.И.Йокишем и его семьей в Михалково, по соседству с усадьбой, был постепенно создан целый комплекс фабричных зданий. В его состав входили: главный производственный корпус, сушильный корпус, складские и другие помещения, а также жилой городок, включающий дома для рабочих, дом управляющего (не сохранился), дом директора (Йокиша) и фабричную сторожку. Все эти постройки достаточно хорошо вписались в свое усадебное окружение, поскольку были компактны по своим масштабам, сложены из того же материала – красного кирпича с белой отделкой и не диссонировали с усадебными строениями по высоте. Строили фабричные здания такие известные московские архитекторы, как Максим Карлович Геппенер, Александр Степанович Каминский, Мечеслав Густавович Пиотрович и Дмитрий Петрович Сухов. Архитектурный ансамбль бывшей фабрики Товарищества суконной мануфактуры «Йокиш» в Михалково является теперь историческим и культурным наследием Москвы. Части этих зданий был официально присвоен статус объектов культурного наследия, другие были отнесены к ценным градоформирующим объектам.

рис.1Объектами культурного наследия регионального значения признаны двухэтажный директорский особняк (дом В.И.Йокиша) и находящаяся рядом с ним, при въезде на жилую территорию со стороны Михалковской улицы, небольшая одноэтажная постройка, в которой когда-то размещался фабричный сторож. Эти два краснокирпичных здания были сооружены по заказу В.И.Йокиша в самом начале 1870-х гг. и выдержаны в едином архитектурном стиле (рис.1). В ЦГА Москвы сохранился проект дома Йокиша [9], на котором стоит подпись А.С.Каминского (1829–1897), известного и очень плодовитого архитектора, построившего множество особняков, доходных домов, городских усадеб, общественных и церковных зданий. Он подписал этот проект в 1871 г. В облике дома прослеживаются черты поздней эклектики, признанным мастером которой считается Каминский. По углам высокой, по центру приподнятой кровли расставлены изящные остроконечные башенки. Фасады членятся на отдельные секции по вертикали пилястрами, между которыми помещаются высокие арочные окна. Всё это придает зданию определенную устремленность ввысь. Верхние части фасадов украшены фигурной кирпичной кладкой, чердачные помещения оформлены слуховыми окнами – по одному с каждой стороны фасада; между первым и вторым этажами также пропущен поясок фигурной кладки. Дворовая часть фасада отмечена ризалитом. Похожий внешний вид – с вытянутой вверх кровлей, увенчанной шпилем, арочными окнами и таким же, как и на самом доме, слуховым окном – имеет и здание сторожки.

В советские годы, после национализации фабрики, в доме Йокиша разместили детские ясли, а позднее – рабочее общежитие. Одно из его помещений было отведено магазину тканей. В бывшей фабричной сторожке до недавнего времени был продуктовый магазин. В настоящее время оба здания пустуют, нуждаются в реставрации. После приведения их в надлежащее состояние они могли бы использоваться для каких-то социально-культурных целей, например, под экспозицию краеведческого музея, который просто необходим этому историческому району.

Неподалеку от дома Йокиша, вдоль восточного берега Малого Головинского пруда сохранился ансамбль из нескольких жилых домов, выстроенных для рабочих мануфактуры. Жилой городок возник возле фабрики не случайно. На предприятии всегда использовался только вольнонаемный труд, а поскольку крупных населенных пунктов поблизости не было, сюда на работу нанимались, в основном, крестьяне из дальних деревень, некоторые прибывали даже из других губерний, многие переселялись целыми семьями. Поэтому существовала потребность как во временных помещениях для ночлега рабочих, так и в постоянном жилье для них, и хозяева по мере надобности эту проблему решали, обеспечивая своих работников не только жилыми помещениями, но и всей необходимой социальной инфраструктурой. Одновременно с наращиванием производственных мощностей на предприятии велось постоянное обновление жилого фонда: деревянные дома заменялись каменными, их этажность увеличивалась, качество строительства повышалось.

рис.2

Первые два этажа дома 46, стр.3 по ул. Михалковская являются самой старой частью из всех сохранившихся жилых корпусов, они датируются 1873 годом [10]. Проект разработал М.К.Геппенер (1848–1924), в то время еще только начинавший самостоятельную деятельность как архитектор (рис.2). Это здание практически неизвестно не только широкой публике, но даже и специалистам, а между тем эта скромная по своему внешнему виду постройка – одно из первых (если не самое первое) сооружений Геппенера после получения им от Императорской Академии художеств в 1871 г. звания «неклассного художника» и права «производить в России постройки». Безусловно, оно заслуживает внимания к себе и сохранения. Кстати, заметим, что в том же 1871 г. Максим Карлович поступил помощником к архитектору А.С.Каминскому [11], который выполнял тогда заказ В.И.Йокиша по строительству для него дома в Михалково. Можно предположить, что это Каминский мог порекомендовать заказчику своего помощника, обеспечив последнего такой выгодной работой.

Еще одним известным архитектором, который работал в конце XIX века на фабрике Товарищества «Йокиш» в Михалково, был старший из трех братьев Пиотровичей – Мечеслав Густавович (1853–1912). М.Г.Пиотрович оставил после себя богатое архитектурное наследие, включающее доходные дома и особняки в Москве, а также церковные сооружения в Москве и Подмосковье. М.Г.Пиотрович является автором проектов доходных домов по следующим адресам: Костянский переулок, 9; Казарменный переулок, 12; Остоженка, 30; Последний переулок, 22 и 24; Арбат, 31; Сеченовский переулок, 5; Дегтярный переулок, 10 и 15; Волхонка, 6; а также особняков: Б.Ордынка, 35; Садовая-Самотёчная улица, 14. Он спроектировал: часовню в Александровском приюте, 1883 (не сохранилась); ограду церкви с. Назарьева Звенигородского уезда, 1890; каменные приделы церкви с. Давыдова, 1890; колокольню в Троицком-Зотове Бронницкого уезда, 1890; Церковь Александра Невского при приюте для неизлечимо больных и калек им. Александра II, 1882, Москва, Борисоглебский переулок, 9; Церковь Троицы Живоначальной, 1890 в пос. Назарьево Одинцовского района Московской области; Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1908–1910, Серпухов, улица Чехова, 83. На фабрике «Йокиш» он выполнял заказ на строительство промышленных зданий, что было для него новым делом. В этом уникальность построек Пиотровича в Михалково. По его проекту был сооружен сушильный корпус [12] – одно из самых старых из сохранившихся строений фабрики, а также целый ряд других зданий. В эти годы Товарищество «Йокиш» регулярно осуществляло строительные работы, и автором большинства построек был Пиотрович. Так, в 1888 г. он спроектировал складские помещения «для товара» [13], в 1898 г. ‑ два жилых корпуса для рабочих [14]. Он построил также газовый завод, отбельный и отделочный корпуса, причем в последнем были применены световые фонари, являвшиеся тогда техническим новшеством. К сожалению, не все фабричные постройки Пиотровича дожили до наших дней. Тем более важно сохранить те, что остались и прежде всего ‑ сушильный корпус.

рис.3

В самом начале 1900-х г. заказы Товарищества «Йокиш» выполнял другой знаменитый московский архитектор – Д.П.Сухов (1867–1958), позднее получивший наибольшую известность как архитектор-реставратор, спасший от разрушения и восстановивший многие памятники архитектуры. В те годы он был штатным архитектором Московского уездного земства и одновременно с этим преподавал в Строгановском училище. К тому времени он уже провел реконструкцию здания Строгановского училища на Рождественке, построил большое количество земских школ, больниц и фабричных казарм в Подмосковье. По словам самого Сухова, которые повторялись им в различных автобиографических справках, это был самый плодотворный период его деятельности. Одной из самых крупных его работ того времени были производственные корпуса и рабочие казармы на суконной мануфактуре «Йокиш» [15]. В Музее архитектуры имени А.В.Щусева хранятся рабочие записные книжки Д.П.Сухова, в которых удалось обнаружить записи с обмерами и расчетами по этому заказу. В ЦГА г. Москвы, в фонде строительного отделения Московского губернского правления (Ф. 54) сохранились подписанные им проектные чертежи. По проекту Сухова был значительно расширен главный фабричный корпус, построенный еще в 1863 г., практически сразу после покупки Йокишем имения; Дмитрий Петрович спроектировал его левое крыло. В 1902 г. к центральной части главного корпуса со стороны Михалковской улицы, также по его проекту, было пристроено нарядное двухэтажное здание фабричной конторы с элементами модерна (рис.3). Оно получило статус объекта культурного наследия. Здание выстроено из красного кирпича с белой отделкой: верхние части фасадов украшены бело-красным «шахматным» декором, арочной формы окна имеют каменные фигурные наличники, между ними протянут выпуклый каменный «поясок». Кровля удерживается изящными деревянными кронштейнами. Парадную дверь венчает фигурная вставка.

В той же стилистике были выполнены и пилоны главных фабричных ворот, которые оформляли въезд на территорию мануфактуры. Над воротами когда-то красовалась вывеска с названием предприятия, увенчанная тремя рельефными двуглавыми орлами – в знак того, что фабрика трижды была удостоена высшей награды для промышленных предприятий: права помещать на своих вывесках и изделиях изображение государственного герба Российской Империи. В 1908 г. Сухов установил над главным производственным корпусом четырехгранную водонапорную башню, украшенную белым декором; после ее возведения здание стало походить на средневековый замок. Недавно эта башня также была включена в государственный реестр объектов культурного наследия. В 1909 г. Сухов провел реставрацию пострадавшего от пожара сушильного корпуса Пиотровича и надстроил это здание еще одним этажом с мансардными окнами. В результате всех проведенных строительных работ фабричный ансамбль приобрел целостный и красивый внешний вид, вполне гармонично смотревшийся рядом со строениями усадьбы.

рис.4

В 1901-1909 гг. Сухов осуществил реконструкцию фабричного городка на берегу Малого Головинского пруда, довершив начатое Геппенером и Пиотровичем [16]. Существовавшие корпуса были надстроены им до трех этажей; кроме того, он возвел новые трехэтажные дома (их современный адрес: ул. Михалковская д.40, 44 и 46, стр. 1, 2 и 3). Дома для рабочих Товарищества «Йокиш» в Михалково увековечены на картине «Фабрика» (1914 г.) художника Я.Ф.Шапшала (рис. 4). На ней эти дома представлены в том виде, какими они были до проведения надстроек советского периода, в результате которых почти все они получили еще по два этажа; трехэтажным остался только дом 46, стр. 1 (рис. 5). Здания по-прежнему используются как жилые дома. Половина дома 46, стр. 3 была выкуплена строительной фирмой, которая проводит реконструкцию квартир в нем в модном стиле «лофт», оставляя от прежнего здания только стены. Еще один корпус (дом 46, стр. 2) сохранял свой подлинный облик; его собирались отреставрировать, но в 2015 г. он был неожиданно снесен компанией-застройщиком безо всякого разрешения.

рис.5Созидательная строительная деятельность Товарищества «Йокиш» не ограничивалась только территорией сельца Михалково. Товарищество внесло свой вклад и в храмостроение: с его помощью была возведена каменная церковь Святителя Николая в Старом Коптеве, которое располагалось неподалеку. Изначально строительство этого храма велось на небольшие средства, собранные местными жителями и дачниками, и потому продвигалось крайне медленно, а затем и вовсе остановилось. Проект церкви (архитектор Н.Н.Благовещенский) был утвержден еще в 1905 г. [17]. Фундамент был торжественно заложен в конце мая 1907 г. на пересечении современных Коптевской и Новопетровской улиц в Москве. В газете «Московские церковные ведомости» была опубликована заметка под названием «Закладка храма», посвященная этому событию: «31 мая состоялась закладка храма во имя Св. и Чуд. Николая в сельце Старом Коптеве, Московского уезда. На место закладки из церкви села Всехсвятского был совершен крестный ход в сопровождении всего духовенства с настоятелем о. Лебедевым во главе. Крестный ход был встречен местным благочинным о. Делекторским и им же совместно с другим духовенством было совершено торжественное богослужение и закладка храма» [18]. Подчеркивалось, что «в этом храме теперь была ощутительная нужда, потому что линия Виндавской железной дороги и построенная станция Москва-2-я отодвинула значительно Коптево от села Всехсвятского». Упомянутая здесь станция Москва-2-я позднее была переименована в «Подмосковную», а затем – в «Красный Балтиец». Старое Коптево, как и само Михалково, до этого не имело собственной церкви и относилось к приходу храма Всех Святых в селе Всехсвятском (сейчас этот храм находится позади южного вестибюля станции метро Сокол). Строительство Виндавской (Московско-Рижской) железной дороги значительно удлинило прихожанам путь к этой церкви.

В 1915-1916 гг. Товарищество «Йокиш» пожертвовало на постройку храма Святителя Николая существенную по тем временам сумму – около 23 тысяч рублей. Это позволило возобновить в июле 1915 г. практически уже заглохнувшее строительство. По этому торжественному случаю при стечении большого количества народа был произведен обряд водоосвящения с участием инициатора постройки церкви, настоятеля храма Всех Святых – отца Сергея Лебедева [19].

Храм Святителя Николая представлял собой довольно крупное пятиглавое здание в русском стиле, декорированное двумя малыми шатрами по сторонам высокой шатровой колокольни. Особой вместительностью отличалась трапезная, перекрытая единым коробовым сводом. В храме предполагалось устроить приделы митрополита Московского Алексия и Михаила Малеина. Набор декоративных элементов включал килевидные кокошники, ширинки, наличники окон, пояски, карнизы и другие детали – творческая переработка архитектором декоративного убранства храмов XVII столетия [20]. К сожалению, судьба этой церкви сложилась трагично. Первая мировая война и революция помешали достроить её; по воспоминаниям старожилов, её успели освятить лишь «малым чином», а в конце 1920-х годов (по некоторым данным, после 1928 года) она была разобрана.

Фабричные здания и жилой городок в Михалкове пока сохраняются. И хотя все они находятся на территории и в зоне охраны объекта культурного наследия, над ними вновь нависла угроза в связи с готовящейся застройкой территории бывшей фабрики высотными жилыми домами. Сохранение комплекса зданий Товарищества суконной мануфактуры «Йокиш» как подлинного исторического окружения усадьбы Михалково очень важно со всех точек зрения. Запланированное сооружение в непосредственном соседстве с усадьбой домов повышенной этажности, значительно превышающих допустимые высотные отметки, полностью убьет историческую среду и нарушит ценные видовые характеристики объекта культурного наследия федерального значения. Все исторические здания обязательно должны быть сохранены и отреставрированы; они должны обрести новую жизнь.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Петрова Е.Г. Не без пользы для России : История и география семьи и мануфактуры Йокиш. – М., 2012.

[2] Згура В.В. Новые памятники псевдоготики // Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып.1. – М.: ОИРУ, 1927. – С. 1-4.

[3] Згура В.В. Проблемы и памятники, связанные с В.И. Баженовым. – М., 1928.

[4] Памятники архитектуры Москвы : Окрестности старой Москвы (северо-западная и северная части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). – М.: Искусство-XXI век, 2004. – С. 153-157.

[5] ЦГА г. Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 16. Оп. 23. Д. 3223. Л. 3.

[6] Век нынешний и век минувший : Рассказы рабочих суконной фабрики им. Петра Алексеева. Запись Ю.П. Злыгостева. – М., 1937.

[7] Санитарное исследование фабричных заведений Московского уезда Ф.Ф.Эрисмана. Ч. III. М.: Издание Моск. губ. земства, 1883. – С.108-109.

[8] Век нынешний и век минувший... С. 44-45.

[9] ЦГА г. Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 54. Оп. 128. Д. 415. Л. 5.

[10] ЦГА г. Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 54. Оп. 130. Д. 777.

[11] Нащокина М.B. Архитекторы московского модерна: творческие портреты : 3-е изд. – М.: Жираф, 2005. –

С. 146-150.

[12] ЦГА г. Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 54. Оп. 136. Д. 40.

[13] ЦГА г. Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 54. Оп. 144. Д. 46.

[14] ЦГА г. Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 54. Оп. 152. Д. 36.

[15] Вульфина Л.Б., Дудина Т.А. Москва как место проживания : Дмитрий Петрович Сухов. Архитектор. Реставратор. Художник. – М.: Арт-Волхонка, 2014. – С. 20.

[16] Петрова Е.Г. Архитектурный след Товарищества «Йокиш»: фабричный городок в сельце Михалково // Московское наследие. – 2022. – № 1. – С. 111-118.

[17] ЦГА г. Москвы. Ф. 54. Оп. 137. Д. 37.

[18] Московские церковные ведомости. – 1907, 24 июня. – № 25. – С. 802.

[19] Московские церковные ведомости. – 1915. – № 30-31. – С. 469-470.

[20] Скопин В.В. Храм Святителя Николая в Старом Коптеве // Вайнтрауб Л.Р. Святыни православной Москвы : Храмы Северного округа / Вайнтрауб Л.Р., Карпова М.Г., Скопин В.В. – М.: Старая Басманная, 1997. – С. 121-125.


Петрова Елена Геннадиевна
кандидат географических наук,
старший научный сотрудник Географического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)

© Петрова Е.Г., 2023
© Петрова Е.Г., илл., 2023

Статья поступила в редакцию 29.08.2023.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2023/3(34)

Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/596.html

Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

  • 04.05.2024

    В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.

  • 04.05.2024

    Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.

  • 04.05.2024

    19 апреля в Институте Наследия состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 10-летию научно-просветительского проекта «Живое наследие памяти».

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru