Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/3(38)



Теоретические исследования

Степанов П.В.

Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования
(Часть 2)


Исторические исследования

Наумов Ю.М.

К вопросу истории российского мореплавания и первопроходства в Арктике


Избачков Ю.С. Рыбак К.Е.

Заметка о представителях рода Флекенштейн


Яндиев Б.М.

Система воинского воспитания
в русской армии первой половины XIX в.


Прикладные исследования

Николаев К.А.

Картина-эскиз Д.А.Налбандяна «Выступление В.И.Ленина
в Доме Союзов» (1990 г., частное собрание) и особенности позднего творчества художника:
по результатам исследования Отдела научной экспертизы ГОСНИИР


Казанская К.К.

Вклад эдвардианской эпохи
в формирование винтажной европейской моды


Нематериальное культурное наследие

Ельчанинов А.И.

Северный Ледовитый океан. Русские географические названия как объекты нематериального культурного наследия


Проблемы сохранения
наследия

Валькова И.В.

Проблемы сохранения отделочных покрытий при реставрации музейной мебели и пути их решения


Отечественное наследие
за рубежом

Окороков А.В.

«Не покорюсь!» Жизнь и творчество поэтессы Русского Зарубежья Марианны Колосовой



Опубликован 01.09.2024 г.


Новости

01.10.2019

В Институте Наследия почтили память Дмитрия Сергеевича Лихачёва

30 сентября 2019 г. перед началом работы Учёного совета Института Наследия прошла минута молчания в память о 20-летии кончины академика Д.С. Лихачёва, который стоял у истоков создания культурологии — актуальной и востребованной современной научной и образовательной дисциплины.

2019-3 нов2Перед членами Учёного совета выступил советник директора С.Ю. Житенёв, который работал совместно с Дмитрием Сергеевичем в конце 1980-х гг. в Советском фонде культуры. Он отметил исключительно значимый и важный вклад академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва в развитие отечественной гуманитарной науки; сказал, что нам, представителям науки о культуре, необходимо выделить из его обширного наследия, прежде всего, теорию экологии культуры в качестве нового фундаментального направления современной культурологии. Смысл теории экологии культуры академика Д.С. Лихачёва заключается в том, что без сохранения и освоения духовных традиций и исторической памяти невозможно полноценное и качественное развитие культуры в современном обществе.

С.Ю. Житенёв напомнил, что в 2017 г. Институт Наследия подготовил и провёл большую Международную юбилейную научную конференцию «Экология культуры – учение о сохранении культурного наследия и вечных ценностей культуры: к 110-летию со дня рождения академика Д.С. Лихачёва». При этом весьма знаменательно, что Международная юбилейная научная конференция проходила в стенах Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва. Многие годы академик Д.С. Лихачёв отдал научной и практической деятельности

по изучению и борьбе за сохранение отечественной культуры, культурного и природного наследия, с достоинством преодолевая все сложности, стоящие на его пути. После создания в 1986 г. Советского фонда культуры (СФК), который он возглавил, его значение как безусловного лидера советской интеллигенции и научной общественности, занимающегося социокультурными вопросами и проблемами, стало свершившимся фактом.

С.Ю. Житенёв сообщил, что ему не встречались серьёзные научные исследования, связанные с историей создания первых лет работы Фонда, когда его возглавлял академик Д.С. Лихачёв. И если в будущем такие работы появятся, то он глубоко уверен, что в них найдёт своё отражение история деятельности в СФК программы по проведению философских круглых столов, которую Дмитрий Сергеевич активно поддержал и принимал в них участие, когда он бывал в Москве. В работе философских круглых столов участвовали самые выдающиеся отечественные учёные, деятели культуры и искусства. Одним из организаторов этих собраний была Изольда Константиновна Кучмаева, которая была соратником и сподвижником академика Д.С. Лихачёва. В то время культурология как научное направление в нашей стране только начинала формироваться, поэтому круглые столы СФК, были по существу культурологическими, хотя носили название «философских». С.Ю. Житенёву посчастливилось участвовать в работе по становлению и развитию Фонда, разработке его программ, а также помогать Дмитрию Сергеевичу и Изольде Константиновне в подготовке и проведении различных мероприятий, в том числе и философских круглых столов.

Г.В. Мясников, первый заместитель председателя СФК, сказал однажды, что благодаря деятельности Дмитрия Сергеевича и его соратников, в народную жизнь вернулось два понятия: «благотворительность» и «культурное наследие», которые были практически утрачены в советское время. Большое количество общественных деятелей, в том числе учёных, работавших под эгидой Фонда культуры, приложили много усилий, чтобы такие, в то время «новые» понятия, как «благотворительность», «культурное наследие», «новомученики» и ряд других, вошли в повседневную жизнь российского общества. Философские круглые столы были местом, где шли заинтересованные и острые дискуссии о путях развития отечественной культуры, науки и искусства, а также обсуждались различные модели государственного и общественного развития страны. Академик Д.С. Лихачёв, бесспорно, является одним из основоположников российской культурологии и выдающимся русским культурологом, прежде всего, потому, что он своей многогранной деятельностью во второй половине ХХ столетия смог поднять значение культуры в целом в общественном сознании на значительно более высокий уровень, чем это было до него. Д.С. Лихачёв стоял у истоков российской культурологии и является «создателем собственной теории культуры – самобытной, оригинальной и вместе с тем органически вписывающейся в сегодняшние дискуссии о содержании этой науки. Учитывая мировой научный опыт, Д.С. Лихачёв развивал именно российскую культурологию, неразрывно связанную с особенностями отечественного исторического развития», так писал о нём А.С. Запесоцкий.

В этой связи нам важен взгляд Д.С. Лихачёва на проблему своеобразия России и самостоятельного русского культурно-исторического пути, в котором он подчёркивал европейский характер отечественной культуры. При этом он был убеждён во взаимосвязи отечественной культуры с культурными традициями и Запада, и Востока: «Вопрос о том, Востоку или Западу принадлежит русская культура, снимается полностью. Культура России принадлежит десяткам народов Запада и Востока. Именно на этой основе, на многонациональной почве она выросла во всем своем своеобразии», писал Д.С. Лихачёв. Дмитрий Сергеевич очень точно заметил, что для русской культуры понятие «Восток» очень часто заменяло на самом деле понятие «Юг». Для подтверждения этого тезиса академика можно привести понятие «Православный Восток», под которым многочисленные поколения русских православных паломников понимали, прежде всего, Святую Землю и Византийскую империю, расположенные по отношению к России на географическом юге.

Рассматривая культурологические взгляды Д.С. Лихачёва, мы должны подчеркнуть, что академик обосновал самоопределение культурологии как особой сферы знания, которая со временем будет становиться всё более востребованной и актуальной. Особое внимание Дмитрий Сергеевич уделял в своём творчестве вопросам традиций и традиционности в культуре, литературе и искусстве. Он развивал фундаментальную мысль о том, что отечественную культурную традицию надо рассматривать в постоянном развитии, а не как застывшее раз и навсегда явление. Таким образом, Д.С. Лихачёв представляет культурные традиции и, соответственно, наследие нужными и актуальными для нашей страны в современную эпоху. Поэтому он писал в своей записной книжке о взаимосвязи культуры прошлого и будущего следующее: «Ощущать себя наследником прошлого значит осознавать свою ответственность перед будущим». Академика Д.С. Лихачёва связывали особенно тёплые личные отношения и продуктивное научное сотрудничество с Сигурдом Оттовичем Шмидтом, известным московским учёным-архивистом, главой отечественного научного краеведения и общественным деятелем. С.Ю. Житенёву неоднократно приходилось присутствовать во время их бесед по самым разнообразным вопросам гуманитарных наук и общественных явлений современной культуры; поэтому зная, как они друг друга понимали и ценили, Сергей Юрьевич привёл в своей речи слова, написанные С.О. Шмидтом об академике Д.С. Лихачёве: «Имя Д.С. Лихачёва олицетворяет во всём мире вершинные достижения отечественной гуманитарной науки второй половины ХХ века. Его многогранная деятельность утверждает значение личности учёного в общественной жизни. В Д.С. Лихачёве счастливо совмещались крупнейший исследователь очень широкого спектра научных интересов от средневековья до современности, организатор науки, создатель научной школы и просветитель, мастер слова, публицист, чутко и совестливо, выражающий общественные настроения».



Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru