2024/4(39)
Содержание
Теоретические исследования
Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета
Исторические исследования
Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.
Прикладные исследования
Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем
Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)
Семья и род в историко-культурном наследии края
Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР
Освоение наследия
Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.
Родионова В.А.,
Адамовская П.О.
Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия
К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов
Проблемы сохранения наследия
Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия
Музееведение
Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Отечественное наследие
за рубежом
Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия
Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции
Научная жизнь
Опубликован 12.11.2024 г.
Архив
Тепляков В.В.
Плавник и остатки судов на побережье Новой Земли
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы изучения деталей исторических судов в выбросах плавника на побережье Новой Земли. Автор приводит типологизацию находок, выявленных им во время экспедиционных исследований.
Ключевые слова: плавник, археологические находки, судно, детали корабля, поморы.
Плавник – обломки, плавающие в реке, море
Орфоэпический словарь русского языка
Моря, омывающие русские земли с Севера, стали осваиваться поморами в X-XI веках. Из Никоновской летописи мы узнаем: «В лето 6540 (1032 г.) ... Улеб иде на Железные Врата из Новагорода, и вспять мало их възвратишася, но мнози тамо погибоша». [1] Можно сомневаться в том, что здесь говорится о проливе Карские Ворота, но совершенно ясно, что пользовались новгородцы водными путями, значит, погибали люди и корабли в северных реках и морях. Более поздние летописные сведения и археологические находки говорят об интенсивном развитии северного мореплавания и освоении поморами побережья Белого и Баренцева морей. В «Повести временных лет» под 1066 г. помещен рассказ новгородца Гюряты Роговича, посылавшего отрока в Печору для сбора дани. Там же под 1114 г. встречается уже как нечто обычное упоминание о стариках, ходивших «в Югру и Самоядь» [2]. Так как в XI-XVI веках плавания проходили преимущественно по рекам и в прибрежной зоне морей, то и обломки погибших судов находились преимущественно в зоне влияния течения, направленного вдоль побережья с запада на восток.
Географическое положение Новой Земли, протянувшейся тысячекилометровой преградой на пути одной из ветвей Гольфстрима, Норвежского (Нордкапского) течения, проходящего вдоль побережья Скандинавии и европейского севера России, создает уникальные условия для сбора дерева не только Баренцева и Норвежского морей, но и частично Атлантики. Изрезанность береговой линии архипелага и постоянное течение, омывающее Новую Землю, позволили накопить на пляжах заливов и губ огромное количество плавника.
Наличие плавника на берегах архипелага Новая Земля определило возможность его освоения. Промышлявшие рыбу и морского зверя поморы иногда вынуждены были зимовать здесь. Плавник они использовали для постройки зимовий как топливо и как материал для ремонта своих судов. Особенно надо отметить использование плавника как материала для изготовления приметных поморских крестов, которые, кроме культового, имели очень большое навигационное значение. Древнее поморское сказание начинается так: «По слову Великого Новгорода шли промышленные лодьи во все концы Студеного Моря-океана. Лодьи Гостева сына Ивана ушли дальше всех. Иван оследил нехоженый берег. Тут поставил крест, избу и амбар. Тут, кряду, и ход урочный морской...» [3]. Поморам не нужно было везти с собой лес. Этот строительный материал Новая Земля в достатке имела на своих берегах.
Время жизни дерева, оказавшегося на берегу Новой Земли, зависит от нескольких основных факторов: во-первых, от географической широты места, во-вторых, от рельефа и, в-третьих, от породы дерева и качества древесины к тому моменту, когда оно попадает на берег. Но самое примечательное состоит в том, что в любом случае время жизни плавника, оказавшегося на Новой Земле, измеряется веками. Подтверждением служит история зимовья голландской экспедиции на севере Новой Земли в Ледяной Гавани. В 1871 г. норвежец Эллинг Карлсен обнаружил построенный в 1596 г. из местного плавника и судовых досок дом. Простояв 275 лет, «дом так хорошо сохранился, как будто только вчера был построен» [4].
Уникальность плавника, покрывающего большие площади берегов арктических морей, заключается в том, что среди вывороченных с корнями деревьев и необработанных бревен встречаются отдельные детали корабельного набора и даже фрагменты старых деревянных судов. Столетиями суровые климатические условия Арктики служат естественным холодильником, в котором плавник, а значит и уникальные экспонаты плотницкого и корабельного искусства наших предков, могут дожить до наших дней. До настоящего времени находки остатков поморских судов, ходивших в Баренцевом и Белом морях в XV–XVII вв., являются большой редкостью.
Необходимо организовать специальный поиск остатков поморских судов на побережье Новой Земли. Разрабатывается проект поиска на основе анализа течений, основных маршрутов поморских плаваний, мест с наибольшими навигационными опасностями и максимальным количеством штормовых дней в летний период. Применение радиобуев позволит определить пути дрейфа и места вероятного выброса остатков судов, погибших на участках, сложных в навигационном отношении и расположенных на пересечении основных маршрутов плавания поморов в XV-XVII вв. и береговой ветви Гольфстрима, носящей название Норвежское течение. Оно проходит с запада на восток вдоль всего северного побережья европейской части России и, поворачивая на север у острова Вайгач, несет свои воды, а с ними и плавник, вдоль всего западного побережья архипелага до его крайней северной точки
Из архивных источников известно, что описания плаваний судов у северных берегов в XV-XVII вв. часто сопровождались припиской: «на обратном пути побило их море» [5]. Эти побитые морем суда, а точнее – их остатки, собиравшиеся с незапамятных времен на пляжах новоземельских губ и заливов, можно обнаружить в плавниковых завалах и сегодня. Подтверждением служат материалы Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ), среди находок которой на берегах Новой Земли встречаются и остатки деревянных морских судов прошлых времен [6].
Первые литературные упоминания о плавнике на Новой Земле мы находим в книге Геррита де Фера и записках Яна ван Линсхотена. Геррит Де Фер пишет, что голландцы нашли на Новой Земле не только бревна, но и различные изделия из дерева и даже остатки корабля. Во время первой высадки на Новую Землю голландцы находят старую мачту и водружают ее как знак своего посещения. На острове Берха они «нашли обломок русского корабля», затем дошли до «острова с крестами» [7]. Двигаясь вдоль побережья Новой Земли, голландская экспедиция еще не раз встретила кресты и деревянные постройки, оставленные русскими поморами.
Ключевым моментом третьей экспедиции Виллема Баренца был день 7 сентября 1596 г., когда корабль стоял затертый льдом в Ледяной Гавани: «В этот день, пятеро из наших отправились на сушу, но вернулись только двое; остальные трое ушли приблизительно на две мили вглубь страны. Они нашли там реку с пресной водой, а около нее много дерева, принесенного туда» (выделено мной. – В.Т.). «Эти деревья, – пишет Де Фер, – были занесены сюда из Тартарии или из Московии, или из какой-либо другой страны и выброшены на берег, потому что там, где мы были, не растет никаких деревьев.» [8]. Во многом благодаря этой находке В.Баренц и его спутники смогли относительно благополучно перезимовать на северо-восточном берегу Новой Земли.
Весь плавник, который мы встречаем на берегах Новой Земли, можно подразделить на две условные группы. Большую составляет лес, попавший в воду рек или морей, имеющих выход в океан, без участия человека или в результате сплава и транспортировки бревен. Вторую, меньшую группу, составляет дерево, уже использовавшееся человеком для своих нужд: строительства судов, береговых укреплений и конструкций, постройки зданий, изготовления предметов для бытовых нужд и т.п.
Весь плавник, который мы встречаем на берегах Новой Земли, можно подразделить на две условные группы. Большую составляет лес, попавший в воду рек или морей, имеющих выход в океан, без участия человека или в результате сплава и транспортировки бревен. Вторую, меньшую группу, составляет дерево, уже использовавшееся человеком для своих нужд: строительства судов, береговых укреплений и конструкций, постройки зданий, изготовления предметов для бытовых нужд и т.п. Все дерево, принесенное морем, можно систематизировать по характеру применения и степени обработанности.
Приведенная таблица дает лишь первое представление о характере и составе плавника на побережье Новой Земли, так как составлена на основе данных, полученных только в заливе Иванова на северо-западе архипелага.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] См.: Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению Археографическою коммиссиею. Т. 9: VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. – СПб., 1862. – С. 104.
[2] См.: Повесть временных лет / Сост., примеч. и ук. А.Г.Кузьмина, В.В.Фомина; вступ. ст. и пер. А.Г.Кузьмина; отв. ред. О.А.Платонов. – М.: Ин-т рус. цив-ции, 2014. – 544 с.
[3] Шергин Б. Океан-Море Русское. – М.: Молодая Гвардия, 1961. – С. 331.
[4] Державин В. Шкипер эпохи // Вокруг света. – 2008. – № 11. – С. 26.
[5] См.: Мангазея: Мангазейский морской ход / Белов М.И., Овсянников О.В., Старков В.Ф.; под ред. М.И. Белова. – М.: Гидрометеоиздат, 1980.
[6] Боярский П.В. Морская арктическая комплексная экспедиция : Комплексные исследования историко-культурной и природной среды Арктики. – М.: НИИ Культуры, 1990. – 80 с.
[7] Фер, Геррит де. Плавания Баренца = Diarium nauticum. 1594-1597 / Г. Де-Фер; пер. с лат. А.И. Малеина; под ред. В.Ю. Визе. – Л.: Изд-во Главсевморпути, 1936. – С. 25.
[8] Там же. С. 65.
© Тепляков В.В., 2019.
© Тепляков В.В., фото, 2019.
Статья поступила в редакцию 20.02.2019.
Тепляков Виталий Васильевич,
архитектор-реставратор (Коломна),
e-mail: tvitaly09@gmail.com
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2019/1(16)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/271.html
Новости
-
13.11.2024
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт Наследия) совместно с Российским институтом истории искусств (РИИИ) опубликовал сборник научных статей «Традиция в развитии русской культуры и наше время».
-
13.11.2024
Институт Наследия опубликовал материалы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который проходил в Москве 30 октября — 1 ноября 2024 г.
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.