Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2019/2(17)
спецвыпуск


РОССИЯ В СПИСКЕ
ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ

приурочен к 43-й сессии 
Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО
(Баку, 2019)


СОДЕРЖАНИЕ


Обращение министра культуры Российской Федерации В.Мединского


Всемирное наследие России: экспертные мнения


Филатова Н.В., Бузина Л.М., Айтуганова Н.Л.

Влияние статуса объекта Всемирного наследия на сам объект и его непосредственное окружение


Бузина Л.М.

Глобальный проект ИКОМОС по восстановлению и реконструкции: матрица для составления тематических исследований по выдающимся практикам посттравматического восстановления объектов всемирного культурного наследия


Ивановский М.С.

Дипломатия и всемирное наследие: вклад ЮНЕСКО в укрепление международного диалога


Айтуганова Н.Л., Филатова Н.В.

Транснациональная серийная номинация Всемирного наследия ЮНЕСКО «Шелковый путь»: механизмы координации номинационного процесса


Днепровский К.А., Шокарев С.Ю.

Легендарный эскимосский поселок Наукан в составе номинации в Список всемирного наследия ЮНЕСКО


Айтуганова Н.Л., Бузина Л.М.

Вовлечение молодежи в сохранение Всемирного наследия ЮНЕСКО: адаптация международных рекомендаций на примере объекта «Болгарский историко-археологический комплекс»


Объекты - кандидаты для включения в Список всемирного наследия


Лучшие практики


Команда Института Наследия


Архив

Тепляков В.В.

Плавник и остатки судов на побережье Новой Земли

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы изучения деталей исторических судов в выбросах плавника на побережье Новой Земли. Автор приводит типологизацию находок, выявленных им во время экспедиционных исследований.

Ключевые слова: плавник, археологические находки, судно, детали корабля, поморы.

Открыть PDF-файл

Плавник – обломки, плавающие в реке, море 
Орфоэпический словарь русского языка

Моря, омывающие русские земли с Севера, стали осваиваться поморами в X-XI веках. Из Никоновской летописи мы узнаем: «В лето 6540 (1032 г.) ... Улеб иде на Железные Врата из Новагорода, и вспять мало их възвратишася, но мнози тамо погибоша». [1] Можно сомневаться в том, что здесь говорится о проливе Карские Ворота, но совершенно ясно, что пользовались новгородцы водными путями, значит, погибали люди и корабли в северных реках и морях. Более поздние летописные сведения и археологические находки говорят об интенсивном развитии северного мореплавания и освоении поморами побережья Белого и Баренцева морей. В «Повести временных лет» под 1066 г. помещен рассказ новгородца Гюряты Роговича, посылавшего отрока в Печору для сбора дани. Там же под 1114 г. встречается уже как нечто обычное упоминание о стариках, ходивших «в Югру и Самоядь» [2]. Так как в XI-XVI веках плавания проходили преимущественно по рекам и в прибрежной зоне морей, то и обломки погибших судов находились преимущественно в зоне влияния течения, направленного вдоль побережья с запада на восток.

Нордкапское течение

Географическое положение Новой Земли, протянувшейся тысячекилометровой преградой на пути одной из ветвей Гольфстрима, Норвежского (Нордкапского) течения, проходящего вдоль побережья Скандинавии и европейского севера России, создает уникальные условия для сбора дерева не только Баренцева и Норвежского морей, но и частично Атлантики. Изрезанность береговой линии архипелага и постоянное течение, омывающее Новую Землю, позволили накопить на пляжах заливов и губ огромное количество плавника.

ТоплякНаличие плавника на берегах архипелага Новая Земля определило возможность его освоения. Промышлявшие рыбу и морского зверя поморы иногда вынуждены были зимовать здесь. Плавник они использовали для постройки зимовий как топливо и как материал для ремонта своих судов. Особенно надо отметить использование плавника как материала для изготовления приметных поморских крестов, которые, кроме культового, имели очень большое навигационное значение. Древнее поморское сказание начинается так: «По слову Великого Новгорода шли промышленные лодьи во все концы Студеного Моря-океана. Лодьи Гостева сына Ивана ушли дальше всех. Иван оследил нехоженый берег. Тут поставил крест, избу и амбар. Тут, кряду, и ход урочный морской...» [3]. Поморам не нужно было везти с собой лес. Этот строительный материал Новая Земля в достатке имела на своих берегах.

Время жизни дерева, оказавшегося на берегу Новой Земли, зависит от нескольких основных факторов: во-первых, от географической широты места, во-вторых, от рельефа и, в-третьих, от породы дерева и качества древесины к тому моменту, когда оно попадает на берег. Но самое примечательное состоит в том, что в любом случае время жизни плавника, оказавшегося на Новой Земле, измеряется веками. Подтверждением служит история зимовья голландской экспедиции на севере Новой Земли в Ледяной Гавани. В 1871 г. норвежец Эллинг Карлсен обнаружил построенный в 1596 г. из местного плавника и судовых досок дом. Простояв 275 лет, «дом так хорошо сохранился, как будто только вчера был построен» [4].

Уникальность плавника, покрывающего большие площади берегов арктических морей, заключается в том, что среди вывороченных с корнями деревьев и необработанных бревен встречаются отдельные детали корабельного набора и даже фрагменты старых деревянных судов. Столетиями суровые климатические условия Арктики служат естественным холодильником, в котором плавник, а значит и уникальные экспонаты плотницкого и корабельного искусства наших предков, могут дожить до наших дней. До настоящего времени находки остатков поморских судов, ходивших в Баренцевом и Белом морях в XV–XVII вв., являются большой редкостью.

лодкаНеобходимо организовать специальный поиск остатков поморских судов на побережье Новой Земли. Разрабатывается проект поиска на основе анализа течений, основных маршрутов поморских плаваний, мест с наибольшими навигационными опасностями и максимальным количеством штормовых дней в летний период. Применение радиобуев позволит определить пути дрейфа и места вероятного выброса остатков судов, погибших на участках, сложных в навигационном отношении и расположенных на пересечении основных маршрутов плавания поморов в XV-XVII вв. и береговой ветви Гольфстрима, носящей название Норвежское течение. Оно проходит с запада на восток вдоль всего северного побережья европейской части России и, поворачивая на север у острова Вайгач, несет свои воды, а с ними и плавник, вдоль всего западного побережья архипелага до его крайней северной точки

Находка МАКЭИз архивных источников известно, что описания плаваний судов у северных берегов в XV-XVII вв. часто сопровождались припиской: «на обратном пути побило их море» [5]. Эти побитые морем суда, а точнее – их остатки, собиравшиеся с незапамятных времен на пляжах новоземельских губ и заливов, можно обнаружить в плавниковых завалах и сегодня. Подтверждением служат материалы Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ), среди находок которой на берегах Новой Земли встречаются и остатки деревянных морских судов прошлых времен [6].

Первые литературные упоминания о плавнике на Новой Земле мы находим в книге Геррита де Фера и записках Яна ван Линсхотена. Геррит Де Фер пишет, что голландцы нашли на Новой Земле не только бревна, но и различные изделия из дерева и даже остатки корабля. Во время первой высадки на Новую Землю голландцы находят старую мачту и водружают ее как знак своего посещения. На острове Берха они «нашли обломок русского корабля», затем дошли до «острова с крестами» [7]. Двигаясь вдоль побережья Новой Земли, голландская экспедиция еще не раз встретила кресты и деревянные постройки, оставленные русскими поморами.

Ключевым моментом третьей экспедиции Виллема Баренца был день 7 сентября 1596 г., когда корабль стоял затертый льдом в Ледяной Гавани: «В этот день, пятеро из наших отправились на сушу, но вернулись только двое; остальные трое ушли приблизительно на две мили вглубь страны. Они нашли там реку с пресной водой, а около нее много дерева, принесенного туда» (выделено мной. – В.Т.). «Эти деревья, – пишет Де Фер, – были занесены сюда из Тартарии или из Московии, или из какой-либо другой страны и выброшены на берег, потому что там, где мы были, не растет никаких деревьев.» [8]. Во многом благодаря этой находке В.Баренц и его спутники смогли относительно благополучно перезимовать на северо-восточном берегу Новой Земли.

Весь плавник, который мы встречаем на берегах Новой Земли, можно подразделить на две условные группы. Большую составляет лес, попавший в воду рек или морей, имеющих выход в океан, без участия человека или в результате сплава и транспортировки бревен. Вторую, меньшую группу, составляет дерево, уже использовавшееся человеком для своих нужд: строительства судов, береговых укреплений и конструкций, постройки зданий, изготовления предметов для бытовых нужд и т.п.

Весь плавник, который мы встречаем на берегах Новой Земли, можно подразделить на две условные группы. Большую составляет лес, попавший в воду рек или морей, имеющих выход в океан, без участия человека или в результате сплава и транспортировки бревен. Вторую, меньшую группу, составляет дерево, уже использовавшееся человеком для своих нужд: строительства судов, береговых укреплений и конструкций, постройки зданий, изготовления предметов для бытовых нужд и т.п. Все дерево, принесенное морем, можно систематизировать по характеру применения и степени обработанности.

таблица

Приведенная таблица дает лишь первое представление о характере и составе плавника на побережье Новой Земли, так как составлена на основе данных, полученных только в заливе Иванова на северо-западе архипелага.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См.: Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению Археографическою коммиссиею. Т. 9: VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. – СПб., 1862. – С. 104.

[2] См.: Повесть временных лет / Сост., примеч. и ук. А.Г.Кузьмина, В.В.Фомина; вступ. ст. и пер. А.Г.Кузьмина; отв. ред. О.А.Платонов. – М.: Ин-т рус. цив-ции, 2014. – 544 с.

[3] Шергин Б. Океан-Море Русское. – М.: Молодая Гвардия, 1961. – С. 331.

[4] Державин В. Шкипер эпохи // Вокруг света. – 2008. – № 11. – С. 26.

[5] См.: Мангазея: Мангазейский морской ход / Белов М.И., Овсянников О.В., Старков В.Ф.; под ред. М.И. Белова. – М.: Гидрометеоиздат, 1980.

[6] Боярский П.В. Морская арктическая комплексная экспедиция : Комплексные исследования историко-культурной и природной среды Арктики. – М.: НИИ Культуры, 1990. – 80 с.

[7] Фер, Геррит де. Плавания Баренца = Diarium nauticum. 1594-1597 / Г. Де-Фер; пер. с лат. А.И. Малеина; под ред. В.Ю. Визе. – Л.: Изд-во Главсевморпути, 1936. – С. 25.

[8] Там же. С. 65.

© Тепляков В.В., 2019.
© Тепляков В.В., фото, 2019.

Статья поступила в редакцию 20.02.2019.

Тепляков Виталий Васильевич,
архитектор-реставратор (Коломна),
e-mail: tvitaly09@gmail.com

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2019/1(16)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/271.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru