2024/4(39)
Содержание
Теоретические исследования
Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета
Исторические исследования
Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.
Прикладные исследования
Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем
Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)
Семья и род в историко-культурном наследии края
Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР
Освоение наследия
Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.
Родионова В.А.,
Адамовская П.О.
Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия
К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов
Проблемы сохранения наследия
Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия
Музееведение
Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Отечественное наследие
за рубежом
Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия
Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции
Научная жизнь
Опубликован 12.11.2024 г.
Архив
DOI 10.34685/HI.2020.18.15.003
Александрова О.И., Костров О.А.
Плоскодонные лодки Верхней Ветлуги
Аннотация. В статье рассматривается современное строительство лодок на Верхней Ветлуге и ее притоках, его связь с традиционными промыслами, значение реки в жизни населения Поветлужья.
Ключевые слова: краеведение,маломерные суда, судостроение, долбленка, плоскодонка, Верхняя Ветлуга.
Исследователи флота чаще уделяют внимание истории крупного судостроения. Маломерные суда, как правило, остаются за рамками интересов историков. Однако самые разнообразные лодки с древности являлись необходимым элементом хозяйства на многочисленных реках и озерах. История изобретения лодки уходит корнями в доисторические времена, и конструкция лодок мало менялась с течением времени.
В июле 2020 г., участвуя в межрегиональной эколого-исследовательской экспедиции «Вся Ветлуга», мы обследовали территорию Верхнего Поветлужья, и наше внимание привлекли не совсем обычные лодки, которые почти не встречаются на других реках. Это плоскодонки, по словам местных жителей, заменившие долбленые ботники с конца 1960-х — начала 1970-х годов. [1]. На наш взгляд, интересен сам факт появления нового типа лодок в это время.
Долбленые лодки относятся к древнейшим водным транспортным средствам [2]. Местное название таких лодок – долбленка. Нам удалось обнаружить останки такой лодки в селе Кириллово Краснобаковского района Нижегородской области, на реке Усте. Она представляет собой однодеревку с набоями, размером 440х100х50 см.
Несмотря на то, что технология изготовления долбленки сложна и трудоемка, их производство исстари являлось распространенным занятием на Ветлуге и ее притоках. Берега реки Ветлуги всегда изобиловали зарослями осины и осокоря, достигавшими здесь большой толщины. Старые осины очень часто имеют гнилую сердцевину. Вот эта особенность и была использована для изготовления небольших лодок на 2-3 человека. Это были очень легкие быстроходные суденышки. Они легко управлялись шестом, кормовым веслом, свободно могли перетаскиваться одним человеком с речки на речку или с озера на озеро. Охота и рыболовство здесь являлись дополнительными к сельскохозяйственным занятиям промыслами, а долбленая лодка была необходима для них. Она позволяла бесшумно передвигаться по воде, была легка и маневренна на ходу. Нередко одна семья изготавливала несколько таких долбленок, оставляя их в излюбленных местах охоты и рыболовства.
Для ботника нужно довольно большое в диаметре ствола дерево. Нам удалось познакомиться и с мастером по изготовлению лодок «долбленок» – Ковалевым Александром Николаевичем 1933 года рождения, проживающем в селе Вознесенье Ветлужского района. Он рассказал, что лодки делал не только для личного пользования, но и на продажу. Александр Николаевич отметил, что сегодня стало все труднее отыскать дерево – осину – нужной толщины, чтобы не хватало в обхвате рук. В то же время более доступными стали металл, тес, фанера, а также лодочные моторы, значительно увеличивавшие скорость передвижения по воде. Традиционные долбленки не были приспособлены для установки моторов. Тогда и была изобретена легкая, наиболее подходящая к местным условиям лодка-плоскодонка.
Верхнее течение Ветлуги изобилует мелями, иногда и каменистыми, поэтому крупные, широко распространенные на большой Ветлуге дощаники и завозни, килевые лодки для этих мест не пригодны [3]. Здесь почти исключительно используются плоскодонки. Конструкция лодки настолько проста, что не требует специальных знаний и навыков, и может быть изготовлена в домашних условиях. В селе Луптюг Костромской области (около 300 жителей) такие лодки делают в каждом втором доме [4]. Этим объясняется большое разнообразие форм лодок, деталей их конструкции и размеров. Нами зафиксированы следующие размеры: высота — от 30до 46, длина — от 268 до 382, ширина — от 100 до 140 см. Эти размеры не превышают размеров традиционных долбленок.
Плоскодонки имеют жесткий транец, который дает возможность вешать малосильные моторы, но на гребных лодках длиной до 4 м устанавливают моторы мощностью не более 8 л.с. – в противном случае плавание может оказаться небезопасным. Короткие и легкие лодки с подвесным мотором часто оказываются неустойчивыми на ходу: движутся скачками, шлепают носом – «дельфинируют», как называют это явление судостроители. Причина в том, что центр тяжести такой лодки размещен слишком близко к корме, подъемная гидродинамическая сила, выталкивающая лодку из воды, вызывает такое явление.
По форме верхневетлужские лодки можно разделить на остроносые, с зауженным носом и тупоносые.
Если остроносые более маневренны, то тупоносые более устойчивы. Тупоносые лодки наиболее распространены в местах, где практиковался молевой сплав, с их помощью удобно было цеплять и транспортировать бревна. Однако выбор формы зависит еще и от наличия необходимого теса. Для изготовления остроносой лодки доски, идущие на изготовление бортов, нужно изогнуть, что можно сделать только с тесом из внутренней части бревна, так как на внешней могут быть сучки, из-за которых дерево может треснуть. На лодке, где носовая часть одной ширины с кормовой, бортовые доски прямые и могут быть даже с сучками [5]. Форма кормы также варьируется. Те, кто использует на плоскодонках лодочные моторы, укрепляют корму своеобразными закрылками.
Дно лодки делают из тонкой стали, оцинкованного железа или фанеры. Шпангоуты могут быть как деревянными, так и из металлического профиля; нам встречался уголок и круглый в сечении пруток. При этом металлические части каркаса могут использоваться повторно.
Собирается вся конструкция на гвоздях и шурупах. Дно внутри укрепляется деревянными рейками или тонкими досками. Иногда носовая часть делается закрытой. Скамейка чаще всего одна, на корме, вторая может быть съемной.
Традиционно плоскодонки являлись безвесельными лодками и управлялись при помощи длинных шестов. Ветлужские плоскодонки все с веслами, однако почти все не имеют уключин. Это объясняется тем, что мели на реке в этих местах чередуются с довольно глубокими омутами. Весла также могут быть разными, одно или два; нам встречались металлические и пластиковые, но чаще всего это одно весло с длинной рукоятью и удлиненной лопастью. Есть также пример весла с двумя лопастями.
Используются эти лодки довольно широко. Сегодня на них преимущественно рыбачат и ездят за ягодами. Но еще в конце 20 в. они использовались для перевозки пассажиров там, где путь по реке был короче наземного, на них перевозили сено, дрова, лыко, вылавливали застрявшие после молевого сплава бревна и т.п.
Лодка служит в среднем 10-15 лет. Затраты на ее сооружение минимальны. Лист металла сегодня можно купить за 800 рублей, доски и того дешевле. Для находящегося в стесненном финансовом положении местного населения, жизнь которого тесно связана с рекой, они являются актуальными и в наши дни, когда купить готовую лодку любой конструкции – не проблема. На берегах Ветлужки (так здесь называют Ветлугу до впадения в нее реки Вохмы) на 20 самодельных лодок приходится одна покупная металлическая «казанка».
Самодельные плоскодонки такого типа встречаются и ниже по течению Ветлуги, их можно встретить в Краснобаковском и Воскресенском районах Нижегородской области, они дешевы и не требуют регистрации. Однако изобретение их на Верхней Ветлуге представляется наиболее вероятным, так как именно здесь они наиболее распространены и оптимально приспособлены к местным условиям. Вполне вероятно, что такие лодки строятся и на других притоках Волги, протекающих по лесным районам.
Верхневетлужские плоскодонки являются ярким проявлением народной инженерной мысли, остроумным решением проблемы передвижения по реке в измененных социально-экономических условиях.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Гаврилов Рудольф Анатольевич, 1943 г.р., житель д. Зинковка Костромской обл. – Полевые материалы авторов.
[2] Алешковский М.X. Ладья 11 в. из Новгорода // Российская археология. –1969. – № 2. – С. 264.
[3] Тумаков Н.Г. Рабочий поселок Красные Баки: записки краеведа. – Красные Баки, 2007. – С. 52-53.
[4] Якшин Василий Петрович, 1963 г.р., житель с. Луптюг Костромской обл. – Полевые материалы авторов.
[5] Щербинин Василий Аркадьевич, 1961 г.р., житель с. Малое Раменье Костромской обл. – Полевые материалы авторов.
© Александрова О.И., Костров О.А., 2020.
© Александрова О.И., Костров О.А., фото, 2020.
Статья поступила в редакцию 19.10.2020.
Александрова Ольга Ивановна,
старший научный сотрудник,
Нижегородский государственный историко-архитектурный
музей-заповедник (Нижний Новгород),
e-mail: rurik_fil@mail.ru
Костров Олег Алексеевич,
экскурсовод,
Краснобаковский исторический музей (Красные Баки, Нижегородская обл.),
e-mail: krb_museum@mail.ru
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/3(22)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/383.html
Новости
-
13.11.2024
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт Наследия) совместно с Российским институтом истории искусств (РИИИ) опубликовал сборник научных статей «Традиция в развитии русской культуры и наше время».
-
13.11.2024
Институт Наследия опубликовал материалы VI Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации», который проходил в Москве 30 октября — 1 ноября 2024 г.
-
01.09.2024
Институт Наследия выпустил монографию «Социокультурные практики и перспективы развития культурных индустрий: российский опыт». Автор работы – кандидат культурологии А.С.Коренной.