Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

DOI 10.34685/HI.2020.18.15.003

Александрова О.И., Костров О.А.

Плоскодонные лодки Верхней Ветлуги

Аннотация. В статье рассматривается современное строительство лодок на Верхней Ветлуге и ее притоках, его связь с традиционными промыслами, значение реки в жизни населения Поветлужья.

Ключевые слова: краеведение,маломерные суда, судостроение, долбленка, плоскодонка, Верхняя Ветлуга.

Открыть PDF-файл

Исследователи флота чаще уделяют внимание истории крупного судостроения. Маломерные суда, как правило, остаются за рамками интересов историков. Однако самые разнообразные лодки с древности являлись необходимым элементом хозяйства на многочисленных реках и озерах. История изобретения лодки уходит корнями в доисторические времена, и конструкция лодок мало менялась с течением времени.

В июле 2020 г., участвуя в межрегиональной эколого-исследовательской экспедиции «Вся Ветлуга», мы обследовали территорию Верхнего Поветлужья, и наше внимание привлекли не совсем обычные лодки, которые почти не встречаются на других реках. Это плоскодонки, по словам местных жителей, заменившие долбленые ботники с конца 1960-х — начала 1970-х годов. [1]. На наш взгляд, интересен сам факт появления нового типа лодок в это время.

Долбленые лодки относятся к древнейшим водным транспортным средствам [2]. Местное название таких лодок – долбленка. Нам удалось обнаружить останки такой лодки в селе Кириллово Краснобаковского района Нижегородской области, на реке Усте. Она представляет собой однодеревку с набоями, размером 440х100х50 см.

2020-3 Алекс-Кос1

Несмотря на то, что технология изготовления долбленки сложна и трудоемка, их производство исстари являлось распространенным занятием на Ветлуге и ее притоках. Берега реки Ветлуги всегда изобиловали зарослями осины и осокоря, достигавшими здесь большой толщины. Старые осины очень часто имеют гнилую сердцевину. Вот эта особенность и была использована для изготовления небольших лодок на 2-3 человека. Это были очень легкие быстроходные суденышки. Они легко управлялись шестом, кормовым веслом, свободно могли перетаскиваться одним человеком с речки на речку или с озера на озеро. Охота и рыболовство здесь являлись дополнительными к сельскохозяйственным занятиям промыслами, а долбленая лодка была необходима для них. Она позволяла бесшумно передвигаться по воде, была легка и маневренна на ходу. Нередко одна семья изготавливала несколько таких долбленок, оставляя их в излюбленных местах охоты и рыболовства.

Для ботника нужно довольно большое в диаметре ствола дерево. Нам удалось познакомиться и с мастером по изготовлению лодок «долбленок» – Ковалевым Александром Николаевичем 1933 года рождения, проживающем в селе Вознесенье Ветлужского района. Он рассказал, что лодки делал не только для личного пользования, но и на продажу. Александр Николаевич отметил, что сегодня стало все труднее отыскать дерево – осину – нужной толщины, чтобы не хватало в обхвате рук. В то же время более доступными стали металл, тес, фанера, а также лодочные моторы, значительно увеличивавшие скорость передвижения по воде. Традиционные долбленки не были приспособлены для установки моторов. Тогда и была изобретена легкая, наиболее подходящая к местным условиям лодка-плоскодонка.

Верхнее течение Ветлуги изобилует мелями, иногда и каменистыми, поэтому крупные, широко распространенные на большой Ветлуге дощаники и завозни, килевые лодки для этих мест не пригодны [3]. Здесь почти исключительно используются плоскодонки. Конструкция лодки настолько проста, что не требует специальных знаний и навыков, и может быть изготовлена в домашних условиях. В селе Луптюг Костромской области (около 300 жителей) такие лодки делают в каждом втором доме [4]. Этим объясняется большое разнообразие форм лодок, деталей их конструкции и размеров. Нами зафиксированы следующие размеры: высота — от 30до 46, длина — от 268 до 382, ширина — от 100 до 140 см. Эти размеры не превышают размеров традиционных долбленок.

Плоскодонки имеют жесткий транец, который дает возможность вешать малосильные моторы, но на гребных лодках длиной до 4 м устанавливают моторы мощностью не более 8 л.с. – в противном случае плавание может оказаться небезопасным. Короткие и легкие лодки с подвесным мотором часто оказываются неустойчивыми на ходу: движутся скачками, шлепают носом – «дельфинируют», как называют это явление судостроители. Причина в том, что центр тяжести такой лодки размещен слишком близко к корме, подъемная гидродинамическая сила, выталкивающая лодку из воды, вызывает такое явление.

По форме верхневетлужские лодки можно разделить на остроносые, с зауженным носом и тупоносые.

2020-3 Алекс-Кос2

Если остроносые более маневренны, то тупоносые более устойчивы. Тупоносые лодки наиболее распространены в местах, где практиковался молевой сплав, с их помощью удобно было цеплять и транспортировать бревна. Однако выбор формы зависит еще и от наличия необходимого теса. Для изготовления остроносой лодки доски, идущие на изготовление бортов, нужно изогнуть, что можно сделать только с тесом из внутренней части бревна, так как на внешней могут быть сучки, из-за которых дерево может треснуть. На лодке, где носовая часть одной ширины с кормовой, бортовые доски прямые и могут быть даже с сучками [5]. Форма кормы также варьируется. Те, кто использует на плоскодонках лодочные моторы, укрепляют корму своеобразными закрылками.

2020-3 Алекс-Кос3

Дно лодки делают из тонкой стали, оцинкованного железа или фанеры. Шпангоуты могут быть как деревянными, так и из металлического профиля; нам встречался уголок и круглый в сечении пруток. При этом металлические части каркаса могут использоваться повторно.

2020-3 Алекс-Кос4

Собирается вся конструкция на гвоздях и шурупах. Дно внутри укрепляется деревянными рейками или тонкими досками. Иногда носовая часть делается закрытой. Скамейка чаще всего одна, на корме, вторая может быть съемной.

Традиционно плоскодонки являлись безвесельными лодками и управлялись при помощи длинных шестов. Ветлужские плоскодонки все с веслами, однако почти все не имеют уключин. Это объясняется тем, что мели на реке в этих местах чередуются с довольно глубокими омутами. Весла также могут быть разными, одно или два; нам встречались металлические и пластиковые, но чаще всего это одно весло с длинной рукоятью и удлиненной лопастью. Есть также пример весла с двумя лопастями.

2020-3 Алекс-Кос5Используются эти лодки довольно широко. Сегодня на них преимущественно рыбачат и ездят за ягодами. Но еще в конце 20 в. они использовались для перевозки пассажиров там, где путь по реке был короче наземного, на них перевозили сено, дрова, лыко, вылавливали застрявшие после молевого сплава бревна и т.п.

Лодка служит в среднем 10-15 лет. Затраты на ее сооружение минимальны. Лист металла сегодня можно купить за 800 рублей, доски и того дешевле. Для находящегося в стесненном финансовом положении местного населения, жизнь которого тесно связана с рекой, они являются актуальными и в наши дни, когда купить готовую лодку любой конструкции – не проблема. На берегах Ветлужки (так здесь называют Ветлугу до впадения в нее реки Вохмы) на 20 самодельных лодок приходится одна покупная металлическая «казанка».

Самодельные плоскодонки такого типа встречаются и ниже по течению Ветлуги, их можно встретить в Краснобаковском и Воскресенском районах Нижегородской области, они дешевы и не требуют регистрации. Однако изобретение их на Верхней Ветлуге представляется наиболее вероятным, так как именно здесь они наиболее распространены и оптимально приспособлены к местным условиям. Вполне вероятно, что такие лодки строятся и на других притоках Волги, протекающих по лесным районам.

Верхневетлужские плоскодонки являются ярким проявлением народной инженерной мысли, остроумным решением проблемы передвижения по реке в измененных социально-экономических условиях.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Гаврилов Рудольф Анатольевич, 1943 г.р., житель д. Зинковка Костромской обл. – Полевые материалы авторов.

[2] Алешковский М.X. Ладья 11 в. из Новгорода // Российская археология. –1969. – № 2. – С. 264.

[3] Тумаков Н.Г. Рабочий поселок Красные Баки: записки краеведа. – Красные Баки, 2007. – С. 52-53.

[4] Якшин Василий Петрович, 1963 г.р., житель с. Луптюг Костромской обл. – Полевые материалы авторов.

[5] Щербинин Василий Аркадьевич, 1961 г.р., житель с. Малое Раменье Костромской обл. – Полевые материалы авторов.


© Александрова О.И., Костров О.А., 2020.
© Александрова О.И., Костров О.А., фото, 2020.

Статья поступила в редакцию 19.10.2020.

Александрова Ольга Ивановна,
старший научный сотрудник,
Нижегородский государственный историко-архитектурный
музей-заповедник (Нижний Новгород),
e-mail: rurik_fil@mail.ru

Костров Олег Алексеевич,
экскурсовод,
Краснобаковский исторический музей (Красные Баки, Нижегородская обл.),
e-mail: krb_museum@mail.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/3(22)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/383.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru