Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2020/3(22)

СОДЕРЖАНИЕ


Исторические исследования

Окороков А.В. 

Традиционное судостроение как часть культурного наследия народов России

Житенёв С.Ю.

Российская Империя на Ближнем Востоке в первой половине XIX в.: дипломатия, религия и паломничество


Освоение наследия

Путрик Ю.С. 

Культурные ценности становятся доступнее благодаря социальному туризму


Нематериальное культурное наследие

Романова Д.Я. 

Наследование семейных ценностей в процессе сохранения нематериального культурного наследия


Подводное культурное наследие

Левашко Б.П., Ведерников Ю.В. 

Средневековые якоря Японского (Восточного) моря


Музееведение

Казарина Н.И.

Гончарный промысел Балахнинского уезда Нижегородской губернии (По материалам фондовой коллекции Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника)


Краеведение

Александрова О.И., Костров О.А. 

Плоскодонные лодки Верхней Ветлуги



Архив

DOI 10.34685/HI.2020.18.15.003

Александрова О.И., Костров О.А.

Плоскодонные лодки Верхней Ветлуги

Аннотация. В статье рассматривается современное строительство лодок на Верхней Ветлуге и ее притоках, его связь с традиционными промыслами, значение реки в жизни населения Поветлужья.

Ключевые слова: краеведение,маломерные суда, судостроение, долбленка, плоскодонка, Верхняя Ветлуга.

Открыть PDF-файл

Исследователи флота чаще уделяют внимание истории крупного судостроения. Маломерные суда, как правило, остаются за рамками интересов историков. Однако самые разнообразные лодки с древности являлись необходимым элементом хозяйства на многочисленных реках и озерах. История изобретения лодки уходит корнями в доисторические времена, и конструкция лодок мало менялась с течением времени.

В июле 2020 г., участвуя в межрегиональной эколого-исследовательской экспедиции «Вся Ветлуга», мы обследовали территорию Верхнего Поветлужья, и наше внимание привлекли не совсем обычные лодки, которые почти не встречаются на других реках. Это плоскодонки, по словам местных жителей, заменившие долбленые ботники с конца 1960-х — начала 1970-х годов. [1]. На наш взгляд, интересен сам факт появления нового типа лодок в это время.

Долбленые лодки относятся к древнейшим водным транспортным средствам [2]. Местное название таких лодок – долбленка. Нам удалось обнаружить останки такой лодки в селе Кириллово Краснобаковского района Нижегородской области, на реке Усте. Она представляет собой однодеревку с набоями, размером 440х100х50 см.

2020-3 Алекс-Кос1

Несмотря на то, что технология изготовления долбленки сложна и трудоемка, их производство исстари являлось распространенным занятием на Ветлуге и ее притоках. Берега реки Ветлуги всегда изобиловали зарослями осины и осокоря, достигавшими здесь большой толщины. Старые осины очень часто имеют гнилую сердцевину. Вот эта особенность и была использована для изготовления небольших лодок на 2-3 человека. Это были очень легкие быстроходные суденышки. Они легко управлялись шестом, кормовым веслом, свободно могли перетаскиваться одним человеком с речки на речку или с озера на озеро. Охота и рыболовство здесь являлись дополнительными к сельскохозяйственным занятиям промыслами, а долбленая лодка была необходима для них. Она позволяла бесшумно передвигаться по воде, была легка и маневренна на ходу. Нередко одна семья изготавливала несколько таких долбленок, оставляя их в излюбленных местах охоты и рыболовства.

Для ботника нужно довольно большое в диаметре ствола дерево. Нам удалось познакомиться и с мастером по изготовлению лодок «долбленок» – Ковалевым Александром Николаевичем 1933 года рождения, проживающем в селе Вознесенье Ветлужского района. Он рассказал, что лодки делал не только для личного пользования, но и на продажу. Александр Николаевич отметил, что сегодня стало все труднее отыскать дерево – осину – нужной толщины, чтобы не хватало в обхвате рук. В то же время более доступными стали металл, тес, фанера, а также лодочные моторы, значительно увеличивавшие скорость передвижения по воде. Традиционные долбленки не были приспособлены для установки моторов. Тогда и была изобретена легкая, наиболее подходящая к местным условиям лодка-плоскодонка.

Верхнее течение Ветлуги изобилует мелями, иногда и каменистыми, поэтому крупные, широко распространенные на большой Ветлуге дощаники и завозни, килевые лодки для этих мест не пригодны [3]. Здесь почти исключительно используются плоскодонки. Конструкция лодки настолько проста, что не требует специальных знаний и навыков, и может быть изготовлена в домашних условиях. В селе Луптюг Костромской области (около 300 жителей) такие лодки делают в каждом втором доме [4]. Этим объясняется большое разнообразие форм лодок, деталей их конструкции и размеров. Нами зафиксированы следующие размеры: высота — от 30до 46, длина — от 268 до 382, ширина — от 100 до 140 см. Эти размеры не превышают размеров традиционных долбленок.

Плоскодонки имеют жесткий транец, который дает возможность вешать малосильные моторы, но на гребных лодках длиной до 4 м устанавливают моторы мощностью не более 8 л.с. – в противном случае плавание может оказаться небезопасным. Короткие и легкие лодки с подвесным мотором часто оказываются неустойчивыми на ходу: движутся скачками, шлепают носом – «дельфинируют», как называют это явление судостроители. Причина в том, что центр тяжести такой лодки размещен слишком близко к корме, подъемная гидродинамическая сила, выталкивающая лодку из воды, вызывает такое явление.

По форме верхневетлужские лодки можно разделить на остроносые, с зауженным носом и тупоносые.

2020-3 Алекс-Кос2

Если остроносые более маневренны, то тупоносые более устойчивы. Тупоносые лодки наиболее распространены в местах, где практиковался молевой сплав, с их помощью удобно было цеплять и транспортировать бревна. Однако выбор формы зависит еще и от наличия необходимого теса. Для изготовления остроносой лодки доски, идущие на изготовление бортов, нужно изогнуть, что можно сделать только с тесом из внутренней части бревна, так как на внешней могут быть сучки, из-за которых дерево может треснуть. На лодке, где носовая часть одной ширины с кормовой, бортовые доски прямые и могут быть даже с сучками [5]. Форма кормы также варьируется. Те, кто использует на плоскодонках лодочные моторы, укрепляют корму своеобразными закрылками.

2020-3 Алекс-Кос3

Дно лодки делают из тонкой стали, оцинкованного железа или фанеры. Шпангоуты могут быть как деревянными, так и из металлического профиля; нам встречался уголок и круглый в сечении пруток. При этом металлические части каркаса могут использоваться повторно.

2020-3 Алекс-Кос4

Собирается вся конструкция на гвоздях и шурупах. Дно внутри укрепляется деревянными рейками или тонкими досками. Иногда носовая часть делается закрытой. Скамейка чаще всего одна, на корме, вторая может быть съемной.

Традиционно плоскодонки являлись безвесельными лодками и управлялись при помощи длинных шестов. Ветлужские плоскодонки все с веслами, однако почти все не имеют уключин. Это объясняется тем, что мели на реке в этих местах чередуются с довольно глубокими омутами. Весла также могут быть разными, одно или два; нам встречались металлические и пластиковые, но чаще всего это одно весло с длинной рукоятью и удлиненной лопастью. Есть также пример весла с двумя лопастями.

2020-3 Алекс-Кос5Используются эти лодки довольно широко. Сегодня на них преимущественно рыбачат и ездят за ягодами. Но еще в конце 20 в. они использовались для перевозки пассажиров там, где путь по реке был короче наземного, на них перевозили сено, дрова, лыко, вылавливали застрявшие после молевого сплава бревна и т.п.

Лодка служит в среднем 10-15 лет. Затраты на ее сооружение минимальны. Лист металла сегодня можно купить за 800 рублей, доски и того дешевле. Для находящегося в стесненном финансовом положении местного населения, жизнь которого тесно связана с рекой, они являются актуальными и в наши дни, когда купить готовую лодку любой конструкции – не проблема. На берегах Ветлужки (так здесь называют Ветлугу до впадения в нее реки Вохмы) на 20 самодельных лодок приходится одна покупная металлическая «казанка».

Самодельные плоскодонки такого типа встречаются и ниже по течению Ветлуги, их можно встретить в Краснобаковском и Воскресенском районах Нижегородской области, они дешевы и не требуют регистрации. Однако изобретение их на Верхней Ветлуге представляется наиболее вероятным, так как именно здесь они наиболее распространены и оптимально приспособлены к местным условиям. Вполне вероятно, что такие лодки строятся и на других притоках Волги, протекающих по лесным районам.

Верхневетлужские плоскодонки являются ярким проявлением народной инженерной мысли, остроумным решением проблемы передвижения по реке в измененных социально-экономических условиях.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Гаврилов Рудольф Анатольевич, 1943 г.р., житель д. Зинковка Костромской обл. – Полевые материалы авторов.

[2] Алешковский М.X. Ладья 11 в. из Новгорода // Российская археология. –1969. – № 2. – С. 264.

[3] Тумаков Н.Г. Рабочий поселок Красные Баки: записки краеведа. – Красные Баки, 2007. – С. 52-53.

[4] Якшин Василий Петрович, 1963 г.р., житель с. Луптюг Костромской обл. – Полевые материалы авторов.

[5] Щербинин Василий Аркадьевич, 1961 г.р., житель с. Малое Раменье Костромской обл. – Полевые материалы авторов.


© Александрова О.И., Костров О.А., 2020.
© Александрова О.И., Костров О.А., фото, 2020.

Статья поступила в редакцию 19.10.2020.

Александрова Ольга Ивановна,
старший научный сотрудник,
Нижегородский государственный историко-архитектурный
музей-заповедник (Нижний Новгород),
e-mail: rurik_fil@mail.ru

Костров Олег Алексеевич,
экскурсовод,
Краснобаковский исторический музей (Красные Баки, Нижегородская обл.),
e-mail: krb_museum@mail.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2020/3(22)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/383.html

Наверх

Новости

  • 08.07.2020

    Весной 2020 г. Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.Л.Лихачева выпустил новый коллективный труд «Живое наследие памяти».

    В коллективной монографии представлены исследовательские работы участников просветительского проекта «Живое наследие памяти» и Всероссийской научной конференции «Ценности и образы русского купечества и дворянства конца XIX–XX вв. как историко-культурное наследие России: проблемы актуализации», прошедшей в 2018 г. в Институте Наследия.

  • 08.07.2020

    10-11 ноября 2020 года в Санкт-Петербургском Научном центре РАН (Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 5) состоится V Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное наследие – от прошлого к будущему». Организатор – Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва в партнёрстве с Санкт-Петербургским государственным университетом и Российским институтом истории искусств.

  • 08.07.2020

    2 июля 2020 г. в палатах на Берсеневке состоялась презентация книги «Жемчужина Замоскворечья. Усадьба Аверкия Кириллова на Берсеневке в истории и культуре Москвы и России». Авторы – ведущий научный сотрудник – руководитель Центра краеведения, москвоведения и крымоведения (ЦКМК) Института Наследия, председатель московского краеведческого общества (МКО) Владимир Козлов и ведущий научный сотрудник ЦКМК, первый зампредседателя МКО Александра Смирнова. Они также представляют общественный Издательский центр «Краеведение».

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru