Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

УДК 908

Лакутина Н.П.

Установка памятной доски Владимиру Васильавичу Згуре

Аннотация. Статья посвящена памяти искусствоведа и основателя Общества изучения русской усадьбы В.В.Згуры и содержит краткие биографический сведения о нем. Статья написана в связи с обнаружением места его захоронения на Преображенском кладбище в Москве и установкой, спустя 85 лет, памятного знака на могиле ученого.

Ключевые слова: краеведение, Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ), Владимир Васильевич Згура (1903-1927).

Открыть PDF-файл

12 октября 2014 года на московском Преображенском кладбище Общество изучения русской усадьбы, по согласованию с ныне живущими родственниками, торжественно открыло памятную доску Владимиру Васильевичу Згуре.

В.В.Згура (1903 – 1927) – яркий, удивительно талантливый представитель культурного сообщества России 1920-х годов. Наверное, главное, что он сумел сделать в своей короткой, но богатой делами и событиями жизни, – создать Общество изучения русской усадьбы, что подробно описывается в книге Гарольда Давидовича Злочевского [1].

Место рождения В.В.Згуры – город Курган. Но в гимназию он поступает уже в Москве, куда переехала семья. Его жизнь как будто составляется из нескольких параллелей. Успешно занимался живописью и музыкой, обладая музыкальными способностями, осваивал теорию композиции – ему пророчили успех, как композитору. Одновременно в Университете имени А.Л.Шанявского слушал курс лекций профессора Александра Васильевича Чаянова по археологии и топографии Москвы. Еще 14-летним подростком побывав на лекции известного историка архитектуры Бориса Николаевича Эдинга, он под его руководством стал осваивать, и позже применил для исследования памятников русской архитектуры прогрессивный на тот момент метод формального стилистического анализа. В 1919 году «параллели» сходятся – Владимир Васильевич поступает в Московский Археологический институт на отделение истории искусств.

В.В.ЗгураУчёбу в институте он совмещал с научной работой и с педагогической деятельностью – чтение лекций о Москве в гимназии Л.Ф.Ржевской. В книге Г.Д.Злочевского приводятся слова из заметок В.В.Згуры об этой работе, о том, что он видел Москву как «всемирно-исторический город, необыкновенно многогранный», который следует изучать комплексно, и это своё убеждение пытался донести до юных слушателей, раскрывая перед ними широкую историческую панораму. В 1920 году В.В.Згура преподавал и в Сухановской школе-интернате для подростков, потерявших родителей в Первой мировой и гражданской войнах, находящейся в бывшем имении князей Волконских. На занятиях он знакомил школьников с произведениями искусства, с памятниками архитектуры, проводил экскурсии по музеям Москвы и Подмосковья. Згурой тогда же было написано эссэ «Поездка в Суханово», где он описал «тихое умирание памятников искусства» усадьбы, изображённой на 13 карандашных рисунках. Интересно, что из-за невозможности издать работу В.В.Згура напечатал текст на машинке, нарисовал обложку, из куска обоев сделал суперобложку. Эта «самиздатовская» книжечка ныне хранится в музее А.С.Пушкина в Москве. В 1920 г., по рекомендации А.В.Чаянова, он был принят в действительные члены Комиссии по изучению старой Москвы Московского Архитектурного общества (МАО), что давало право беспрепятственно работать в архивах и библиотеках. В дальнейшем он не раз выступал с докладами на заседаниях Комиссии, проходивших в здании, принадлежащем этому обществу (Берсеневская набережная, дом 20) – бывшие палаты Аверкия Кириллова, ныне здание Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. В феврале 1921 года В.В.Згура работал в комиссии по организации выставки «Москва в изображениях XVII – XVIII веков».

В 1922 году он успешно заканчивает учёбу и становится научным сотрудником 2-го разряда (в то время так называли аспирантов) Научно-исследовательского института археологии и искусствознания (НИИАиИ). С 1923 года Владимир Васильевич работал в Российской Академии художественных наук (РАХН): сначала научным сотрудником, потом учёным секретарём в Комиссии по изучению архитектуры. Одновременно он трудился научным сотрудником в Государственной академии истории материальной культуры, читал лекции в Московском архитектурном обществе, в научных учреждениях Петрограда, в том числе в Российском институте истории искусств. Активно занимается В.В.Згура и преподавательской деятельностью. В 1923–1924 учебном году Владимир Васильевич читал лекции в Тверском педагогическом институте, в 1925 году читал лекции по русскому, западному искусству и литературе в МГСПС.

Бывая в Петрограде в научных командировках, В.В.Згура познакомился с известными деятелями русской культуры. В частности, с известным искусствоведом и издателем журнала «Старые годы» (1907–1916) Петром Петровичем Вейнером. Этот ежемесячный журнал «открывал на своих страницах двери» в русские дворянские усадьбы и рассказывал о хранящихся там художественных ценностях, пробуждая интерес общества к усадебной русской культуре. Между ними завязывается переписка, возникает интересное творческое сотрудничество. Во время командировок в Петроград в 1923 году Владимир Васильевич исследует тропининские портреты А.С.Пушкина в Русском музее. Результатом стал прочитанный им доклад на заседании секции русского искусства НИИАиИ и затем в Российском институте истории искусств в Петрограде. Найденная уже после кончины автора статья на эту тему, нехарактерная для творчества В.В.Згуры, оказалась столь интересной, что была опубликована. Работая в музеях Петрограда, он собирал материалы по истории русской архитектуры XVIII и начала XIX веков. Среди докладов, которые, как аспирант должен был делать В.В.Згура, были такие: «Китайское монументальное искусство и его западноевропейские отражения», «Отражения китайского стиля в европейской архитектуре», «Проблема натюрморта в новой русской живописи допередвижнического времени», «Мавзолей в Суханове». Темы докладов относились к разным областям искусства, так как аспирантура института подготавливала специалистов самого широкого профиля. С интересными докладами В.В.Згура выступал на заседаниях Комиссии по изучению старой Москвы в 1922–1923 годах, среди них: «Об альбомах М.Ф.Казакова 1799–1801 годов», «Елоховская богоявленская церковь», «К творчеству Е.Д.Тюнина».

Первой опубликованной работой Владимира Васильевича стала книга «Старые русские архитекторы» (Под редакцией П.П.Муратова. – М.-Пг., 1923). Это книга небольшого формата, с 15 иллюстрациями и текстом на 62 страницах. Она получила положительную оценку специалистов русской архитектурно-исторической науки за ясный и чёткий язык, за полноту приведённых там сведений. В июне 1927 года на заседании НИИАиИ В.В.Згура успешно защитил диссертацию «Проблемы и памятники, связанные с В.И.Баженовым», являющуюся наиболее крупной и значительной научной работой В.В.Згуры.

Интересные доклады, в том числе ВВ.Згуры, отличавшиеся новизной постановки темы и ранее неизвестными сведениями, и их живое обсуждение были характерны для НИИАиИ 20-х годов. В то время в высших учебных заведениях, в научном сообществе в результате дискуссий и горячих споров проходило изменение методологии исследований, формировалась московская школа искусствознания. В этой ситуации у В.В.Згуры, с его разносторонними знаниями и огромной энергией, появилась идея – создать организацию для изучения русской усадьбы, объединив лица, занимающиеся русским искусством и дворянской культурой. Датой создания Общества изучения русской усадьбы является 22 декабря 1922 года. На следующем заседании, 29 декабря, В.В.Згура был избран председателем правления. Научная деятельность Общества изучения русской усадьбы разделялась на две основные задачи – обследование усадеб и обработка полученных материалов. В процессе работы общества сформировалась и третья задача – просветительская деятельность.

Памятная доскаК сожалению, жизнь В.В.Згуры рано оборвалась: 17 сентября 1927 года он утонул в море близ Феодосии, что стало большой потерей для отечественного искусствоведения. В 1930 году ОИРУ прекратило своё существование, и было воссоздано только в 1992 году. В первом издании Большой Советской энциклопедии отмечено, что молодой искусствовед «за свою короткую научную деятельность успел написать ряд ценных исследований <…> был также талантливым педагогом и популяризатором». В 19(35) номере сборника ОИРУ «Русская усадьба», посвящённом 20-летию ОИРУ, в статье Г.Д.Злочевского «Новое об Обществе изучения Русской усадьбы 1920-х гг.» подробно рассказывается о том, как было найдено место захоронения Владимира Васильевича на Преображенском кладбище Москвы, недалеко от захоронения его отца Василия Герасимовича Згуры и его матери – Александры Гавриловны. И 12 октября 2014 г. ОИРУ почтило память своего основателя, установив на месте его погребения мемориальную доску.


ЛИТЕРАТУРА

[1] Злочевский Г.Д. Общество изучения Русской усадьбы: его деятельность и руководители (1920-е годы) / Г.Д. Злочевский [Текст]– М.: Институт Наследия, 2011. – 368 с., ил.

© Лакутина Н.П., 2015.

Материал поступил в редакцию 08.12.2014.

Лакутина Наталья Павловна,
старший научный сотрудник,
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: Lak279@yandex.ru

Опубликовано: Журнал Института наследия, 2015/1.
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/1/6.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru