Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

Скоробогачева Е.А.

Роль историко-культурного наследия Русского Севера в современном мире

Аннотация. В статье на основании ряда ранее не изучавшихся произведений искусства рассматривается значение духовно-художественных традиций Русского Севера в эволюции национального отечественного искусства на фоне глобальных процессов современного мира. Особое внимание уделяется духовной направленности, специфике историко-философского содержания. В графических листах превалирующим выделен мотив архитектурного строения как композиционной доминанты пейзажа. В живописи обозначены 3 группы образцов: камерные картины, основанные на синтезе традиций реалистического искусства; масштабные исторические полотна; монументальные религиозно-исторические композиции с фрагментарным включением мотивов Русского Севера. Делается вывод – при всей художественной индивидуальности авторов едина суть историко-философской трактовки ими Русского Севера как древнего православного края. Понятие «идейно-смысловое содержание» является основным в создании и восприятии истинного произведения искусства.

Ключевые слова: Русский Север, традиция, православие, храм, архетип, композиционная доминанта, историко-философское содержание.

Открыть PDF-файл


Проблема антагонизма глобализации и глокализации, в настоящее время предельно остро стоящая в мировом сообществе, приводит к нарастанию и контрастных тенденций – познания, сбережения, развития духовных традиций. Русский Север представляет собой особую духовно-художественную, культурно-историческую, религиозно-философскую сферу, заключающую исконные национальные истоки. Сохранение его историко-культурного наследия в наши дни сложно переоценить с учетом множества факторов.

Обратимся к интерпретации северных мотивов в современном изобразительном искусстве. В наши дни, как и на протяжении всего ХХ столетия, остро стоит вопрос сохранения и модернизации традиций, сознательного отказа от инновационных художественных методов творчества, детерминирования места классического, в том числе реалистического наследия в развитии современного искусства, в том числе через интерпретацию северных мотивов. Вплоть до последнего времени, как в научных трудах, так и в практической сфере, наблюдалась недооценка духовной составляющей и ее гармоничного включения в структуру бытия.

Обозначим 2 основных раздела исследования:

Теоретические научные вопросы, касающиеся претворения традиций Севера в современном творчестве.

Интерпретация мотивов Русского Севера в образцах графики и живописи XX–начала XXI в.

Ныне на выставках, как в России, так и за рубежом, нередко преобладает так называемое «современное искусство» – антиискусство: инсталляции, перфомансы (от английского Performance – (исполнение, представление, выступление), арт-объекты, реализм становится андеграундом. Происходит намеренное уничтожение художественных ценностей. Однако, и в наши дни значение классики, реалистического искусства невозможно отрицать, необходимо сохранение традиций, возрождение и продолжение школы мастерства. При этом особенно важны:

- современная интерпретация классических принципов построения композиций,

- культура рисунка, колористических решений как основа художественного творчества,

- преемственность с исконным традиционным искусством и сохранение его символических смыслов.

Как заключает Н.И. Воронина, «этническое разнообразие и своеобразие этнического искусства отдельных народностей и регионов России – это не только их историко-культурное достояние, но и сильный фактор модернизации нашей современной жизни, нашей нации в целом. Сохранение поливариантного богатства традиционных национальных культур выступает как существеннейшая стратегия выживания народов страны, дальнейшего развития нашей нации. Поэтому столь велика в этом процессе роль личности [1] . Необходимо дать оценку с позиций сегодняшнего дня образцам индивидуального профессионального реалистического искусства XX– начала XXI столетия, соответствующим данным критериям.

Каковы же художественные задачи, которые должны решаться в произведениях современного искусства? Выделим 4 основные категории. 1. Художественное качество произведений – уровень мастерства, профессионального исполнения. 2. Следование традициям – их устойчивость, степень модернизации, элементы инновационности. 3. Самобытность художественного звучания – специфика эмоционального восприятия, нюансов смысловых трактовок, технико-технологические особенности, стилистическая манера исполнения. 4. Идейно-смысловое содержание – не нарративное, но символическое, многогранное, эстетико-философское раскрытие образа, что, на наш взгляд, являетсяглавным критерием отличия истинного искусства от подделок.

Именно в идейно-смысловом содержании выражены духовные константы, следование которым позволяет сохранить целостность вневременной национальной культуры. Таким образом, понятие «идейно-смысловое содержание» является основным в решении и восприятии произведения искусства. Суть антагонизма реалистического и нефигуративного творчества заключена в ряде художественных характеристик, прежде всего в содержательной наполненности произведений, с одной стороны, и ее отсутствии – с другой.

Обратимся к последовательному анализу произведений искусства, подчеркивая их духовную направленность, специфику историко-философских смыслов, наиболее характерные северные мотивы в а) произведениях графики, б) образцах живописи.

Графика

Одним из наиболее разнообразных по трактовке является мотив архитектурного строения как композиционной доминанты пейзажа. Яркие примеры обращения к данному мотиву Русского Севера представлены в творчестве И.Э. Грабаря. В книге «Моя жизнь» он пояснял замысел шести открытых графических листов с изображениями Северной Двины,по заказу Общины св. Евгении (1903). Вначале работа не удовлетворяла автора – он не мог найти необходимого художественного языка, достаточно декоративного (четкость композиционных построений, резкость и обобщенность силуэтов, интенсивность цвета, акцентирование ряда деталей), но не искажающего его индивидуальности. Преодолевая период первоначальных неудач, он применил завещанный П.И. Чайковским метод «высиживания» – «рассудку вопреки, наперекор стихиям». Сидел, сидел и в конце концов высидел» [2]. Итак, новаторство трактовки им мотива архитектурного строения заключается в лаконизме тона, четкости линейного ритма, некоторой условности насыщенного цвета, сочетании плоскостности с объемной моделировкой.

В графике И.Я. Билибина доминирующей является тенденция воплощения символического звучания северных образцов. В отношении искусствоведческого анализа его графических произведений, обращенных к Северу, исключительно важна проблема детерминирования духовно-художественных основ искусства, чему уделяется крайне мало внимания исследователями. Роль поездок на Север в творчестве графика отмечена в ряде изданий, но влияние художественной манеры северного искусства на его иллюстрации не рассматривается. Исключение составляет труд Т.Ф. Верижниковой «Иван Билибин» [3]. Данной проблематике автор все же не уделила должного внимания, поскольку основным в его произведениях определила влияние западноевропейских художников.

Билибин постигал суть жизни северян и отображал ее в искусстве, что проявилось в познании северного художественного языка; его обогащении новыми оттенками своей индивидуальности; отражении историко-философского содержания современной ему эпохи. Следовательно, цель творчества графика – воссоздание древних устоев, «мыслеобразов» сказочной Руси, в том числе с помощью мотивов Севера. Исполняя свой замысел, он выражал суть народного искусства в графике.

Обозначенные тенденции продолжены современными авторами (в отношении специфики художественного языка, выбора мотивов и их идейно-содержательной наполненности) – представителями Союза художников России (СХР):В.В. Дранишниковым, А.В. Пантелеевым, Д.Т. Тутунджан, Н.П. Федосовым, В.Б. Черновым и другими, а также Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (РАЖВиЗ Ильи Глазунова): М.А. Востриковой, Е.А. Загайновым, Е.В. Муковниным, В.А. Штейном.

Живопись

Интерпретация мотивов Русского Севера в сфере станковой живописи второй половины ХХ–начала XXI в. требует последовательного изучения, выявления художественно-смысловых доминант. Обозначим 3 группы произведений на основе их художественно-смысловой специфики: 1) камерные произведения, основанные на синтезе традиций реалистического искусства; 2) масштабные исторические полотна; 3) монументальные религиозно-исторические композиции с фрагментарным включением мотивов Русского Севера.

Рассмотрим камерные произведения, основанные на синтезе традиций реалистического искусства.Превалирующими являются мотивы: храма в пейзаже, панорамного пейзажа, историко-символический персонажа как идейно-композиционного центра произведения.

Многообразно претворение мотива храма в творчествеИ.С. Глазунова.Постижение Северной Руси для него началось с северо-западных территорий: окрестностей Петербурга, Великого Новгорода, а также с южного пограничья Русского Севера – ярославских земель. О детских впечатлениях художника, связанных с окрестностями Петербурга и Великого Новгорода, свидетельствует полотно «Новгородская деревня Гребло. Озеро Великое». Первые этюды северного пограничья, ярославских земель, написаны им в 1954 г.: «Тутаев. На Волге», «Тутаев». Произведение «Ненокса» решено в соответствии с традициями реализма, что сказывается в уравновешенности композиций, передаче глубины пространства, четкости деления изображения на планы, решении трехмерной формы, убедительности тонального звучания, акцентировании смыслового центра и некоторой стилизации. Самобытность «почерка» сказывается в повышенной декоративности цвета – сближенных сочетаниях и оттенках сложных замесов.

К мотиву храмовых построек в пейзаже многократно обращается А.П. Афонин, при этом рассматривает реалистическую пейзажную живопись России рубежа XIX–XX вв. как основу своего творчества. Живописец претворяет особенности художественного языка каждого автора в индивидуальной манере (лиризм решений Саврасова, проработанность деталей Шишкина, интенсивность и светоносность цветовых сочетаний Куинджи, обращение к православным образам Нестерова, пастозность манеры Жуковского). Уже в студенческое время в его творчестве сложились несколько основных циклов, среди которых одно из центральных мест занимают картины и этюды, посвященные Русскому Северу: Валааму, Вологодчине, Карелии, Крайнему Северу.

Самостоятельное и профессионально состоявшееся решение характерно для пейзажной композиции Е.В. Зайцевой «Горицкий монастырь» (2015), которой свойственна иная – многослойная – живописная манера: выполнение имприматуры (от итал. imprimatura – первый слой краски), гризайльной подготовки, наложение пастозных полихромных слоев, завершение лессировками. Передан обобщенный образ обители, и эпохе Ивана Грозного, когда монастырь был основан, и наших дней.

Серия живописных произведений С.Д. Карева, обращенных к данному мотиву, представлена пейзажами «Кирилло-Белозерский монастырь». Данные работы отличаются собственным художественным прочтением, идейной содержательностью емких характеристик, профессионализмом трактовки (тончайшими градациями светлой тональности и сближенным колористическим строем, основанным на сочетании охристо-сероватых оттенков). Пейзажи Карева написаны акрилом, и именно такой, намеренно графический, резкий, линейный «почерк» точно передает сдержанный образ Севера. Автор стремился отразить свои личные камерные впечатления, свое восприятие величественной обители, гармонично вписанной в ландшафт, передать поливариантность ее видов в различных состояниях природы, показать развитие дня, подобное иносказанию о течение времени, истории.

Таким образом, специфика в интерпретации мотивов архитектурных северных построек в рассмотренных примерах современной станковой живописи основана и на постижении духовно-художественного содержания образов, и на технико-технологических особенностях:

- экспрессивное письмо а-ля прима (Глазунов, Афонин),

- продолжение основ многослойной классической живописи (Зайцева),

- творческая стилизация и синтез традиций (Карев).

Итак, исключительно актуальное духовно-художественное звучание мотивов северных земель в изобразительном искусстве России основано на острой выразительности и многообразии природы окраинных земель, нерасторжимо связанной с укладом жизни северян; осмыслении ряда мотивов далекого края как символов, «философских мыслеобразов» (храм, крест, древо, дом и другие); сохранении в крае архетипических духовно-художественных традиций под влиянием географического, социо-исторического, религиозно-философского факторов, а также благодаря особенностям процесса наследования традиций на Русском Севере.

Специфика процесса наследования традиций северянами, на наш взгляд, заключается в естественности и осознанности их сохранения – «вплетении» в ткань народной жизни, приоритете древнейших архетипических устоев, силе переживания традиций и самобытности их интерпретаций, что находит выражение, в частности, в современном реалистическом искусстве России.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Воронина Н.И. Российские «духовидцы»: традиции и современность. [Электронный ресурс]. URL: http://www. cyberleninka.ru › Научные статьи › Культура. Культурология (дата обращения: 02.02.2015).

[2] Грабарь И.Э. Моя жизнь. – М.: Республика, 2001. – 495 с.

[3] Верижникова Т.Ф. Иван Билибин. – СПб.: Аврора, 2001. – 176 с.

© Скоробогачева Е.А., 2016.

Статья поступила в редакцию 07.12.2016.

Скоробогачева Екатерина Александровна,
кандидат искусствоведения,
начальник музейного отдела, Российская академия
живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (Москва),
e-mail: Skorobogacheva@mail.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2016/4(7)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/107.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru