Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2017/2(9)


СОДЕРЖАНИЕ


Теоретические исследования

Шарипов А.М. 

Питающие корни и цветущая крона: государственное обеспечение преемственности социокультурного пространства нации как стержень формирования исторической перспективы цивилизации (в контексте идей Ивана Ильина и Александра Панарина)

Кисляков П.А., Шмелева Е.А. 

Православие – путь к духовной безопасности русского человека


Исторические исследования

Житенёв С.Ю. 

Цивилизационное присутствие России в мире: к 135-летию начала деятельности Императорского Православного Палестинского Общества в Российской империи и на Ближнем Востоке 

Рыбак К.Е. 

Нейтралитет культурных ценностей и учреждений культуры (пакт Рериха: история и судьбы)


Нематериальное наследие

Беспалова Т.В. 

Механизмы сохранения/воспроизводства нематериального культурного наследия на примере русской песни

Гнатовская А.В. 

Актуализация ценностей русского фольклора в детско-юношеской среде: проблема аутентичности


Освоение наследия

Свиридова О.Ю. 

Туристические составляющие и проблемы реализации проектов тематических и национальных парков, музеев и рекреационных и познавательных комплексов в регионах России

Архив

Мальцева Л.Д.

Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к православным традициям и культуре

Аннотация. В статье рассматривается цели, задачи и средства духовно-нравственного воспитания детей через приобщение подрастающего поколения к православным традициям и культуре.

Ключевые слова: православные традиции, культура, духовно-нравственное воспитание, волонтерство.

Открыть PDF-файл


В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности, обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ. В Концепции подчеркивается мысль о том, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования [1].

Содержание Концепции актуализирует необходимость возрождения традиционных национальных духовно-нравственных ценностей в воспитательном процессе образовательного учреждения. Это означает, что современным педагогам для компетентного подхода к решению заявленной проблемы следует привести в систему знания из области истории развития педагогической мысли России и вспомнить основные воспитательные идеи русских педагогов-классиков.

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения, гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.

Цельюдуховно-нравственного воспитания является духовное обновление личности ребенка, постепенное раскрытие и выявление ее творческих ресурсов. Духовно-нравственное воспитание призвано способствовать принятию ребенком духовно-нравственных ценностей и добродетелей. Поэтому, главной задачейдля взрослого человека, будь то родитель, или педагог, является научить ребенка истинным добродетелям, главной и системообразующей из которых является любовь. Таким образом, духовно-нравственное воспитание есть процесс целенаправленно организованного как внешнего, так и внутреннего (эмоционального) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира [2].

К основным задачам духовно-нравственного воспитания мы относим следующие:

- пробуждение потенциальных способностей, переживаний, чувств ребенка, таких как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, вера, надежда, любовь;

- формирование нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, готовности проявлять милосердие на уровне принятия решения и его осуществления;

- создание условий для складывания целостных гармоничных отношений ребенка с миром, с другими людьми, переживаемых как сострадание и сорадование и реализуемых в актах содействия, помощи, защиты; коррекция негативных проявлений и побочных наклонностей ребенка в соответствии с идеальной нормой, нравственным абсолютом, образом Божиим [3].

Духовно-нравственное воспитание направлено далеко не только на усвоение сведений нравственного характера и упражнений в нравственном поведении. Оно призвано закладывать основу развития личности, создавать живое духовно-культурное пространство, в которое органично включается душа ребенка. Характер духовно-нравственного воспитания должен быть таким, чтобы знания и навыки поведения, прививаемые детям, не внешне, не механически закреплялись в личности, а связывались с ее внутренним содержанием, с ее внутренней жизнью. Сообщаемое, созерцаемое извне посредством духовно-нравственного воспитания должно стать свободно принятым и внутренне необходимым для принятия личностью ребенка решения и модели поведения.

Каковы средства духовно-нравственного воспитания детей? Отвечая на этот вопрос, необходимо заметить, средство воспитания – с одной стороны, - это различные виды деятельности (игровая, трудовая, познавательная, общение), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, при помощи которых реализуются методы и приемы воспитания. Педагогическая наука к объектам материальной и духовной культуры относит знаковые символы (речь, книги, живопись), материальные средства (игрушки, одежда, посуда), способы коммуникации (речь, письменность, средства связи), коллектив или социальную группу как организующие условия воспитания, технические средства, культурные ценности (произведения искусства), жизнедеятельность ребенка.

При использовании воспитательных средств необходимо соблюдение следующих условий:

- с данным объектом должна быть связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;

- информация об объекте должна быть выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме;

- объект вместе со своей информацией должен быть включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

В православной педагогике особенно подчеркивается назначение средств воспитания. Так, иеромонах Порфирий (Левашов) считает: «… средства воспитания должны противодействовать растлению человеческой природы, искоренять недостатки, облагораживать нравы и чувства, пробуждать силы духа настолько, насколько это требуется служения государству и обществу» [4].

К традиционным средствам духовно-нравственного воспитания относятся средства приобретения добродетелей и искоренения грехов и пороков:

- покаяние (очищение совести);

- воздержание (пост);

- духовное чтение;

- рассуждение и другие.

В современных условиях наиболее эффективными средствами духовно-нравственного воспитания детей является их приобщение к православным традициям и культуре. Особая роль в этом направлении отводится воскресным школам и волонтерским движениям, направленным на возрождение духовности через приобщение подрастающего поколения к православным традициям и культуре. Духовный и педагогический потенциал провинциального города Шуя позволяют реализовывать ряд мероприятий, направленных на духовное развитие детей:

- Воскресные занятия детей под руководством опытных педагогов и священнослужителей в приходах храмов.

- «Детские проповеди»: еженедельное воскресное чтение детьми в приходе повествований о православных праздниках и святых.

- Православные волонтеры: регулярное проведение просветительских акций детьми под руководством педагогов в домах-интернатах, инвалидов.

Участие детей разного возраста в данных мероприятиях позволяет не только им самим приобщиться к православным традициям и культуре, но и выполнять просветительскую миссию.


ЛИТЕРАТУРА

[1] Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2009.

[2]  Православие – путь к духовной безопасности русского человека и русского народа / Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Мальцева Л.Д., Джишкариани Т.Д. – Шуя, 2015.

[3] Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога: метод. пособие / Под ред. П.А.Кислякова, Е.А.Шмелевой. – Шуя, 2016.

[4] Маслов Н.В. Методы православного воспитания // Глинские чтения июль-август 2007. URL: http://old.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=103.

© Мальцева Л.Д., 2017.

Статья поступила в редакцию 11.02.2017.

Мальцева Лариса Дмитриевна,
кандидат психологических наук, доцент,
Шуйский филиал Ивановского государственного университета (Шуя).

Опубликовано:Журнал Института Наследия, 2017/1

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/121.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru