Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2017/2(9)


СОДЕРЖАНИЕ


Теоретические исследования

Шарипов А.М. 

Питающие корни и цветущая крона: государственное обеспечение преемственности социокультурного пространства нации как стержень формирования исторической перспективы цивилизации (в контексте идей Ивана Ильина и Александра Панарина)

Кисляков П.А., Шмелева Е.А. 

Православие – путь к духовной безопасности русского человека


Исторические исследования

Житенёв С.Ю. 

Цивилизационное присутствие России в мире: к 135-летию начала деятельности Императорского Православного Палестинского Общества в Российской империи и на Ближнем Востоке 

Рыбак К.Е. 

Нейтралитет культурных ценностей и учреждений культуры (пакт Рериха: история и судьбы)


Нематериальное наследие

Беспалова Т.В. 

Механизмы сохранения/воспроизводства нематериального культурного наследия на примере русской песни

Гнатовская А.В. 

Актуализация ценностей русского фольклора в детско-юношеской среде: проблема аутентичности


Освоение наследия

Свиридова О.Ю. 

Туристические составляющие и проблемы реализации проектов тематических и национальных парков, музеев и рекреационных и познавательных комплексов в регионах России

Архив

Беленький Л.П.

Авторская песня как нематериальное культурное наследие в контексте многовековой устной песенной культуры

Аннотация. Рассмотрение русской авторской песни второй половины XX века в контексте многовековой песенной культуры дает основание идентифицировать этот феномен как нематериальное культурное наследие, ведущее начало с древних времен существования человечества. Показано, что главным признаком, сближающим песенное творчество людей дописьменной культуры с песнями современных «бардов», является принадлежность тех и других к устной песенной традиции. Общественное признание ценностей, накопленных авторской песней за более чем полувековой период, обуславливает необходимость выполнения научных исследований и осуществления практических действий, направленных на сохранение и систематизацию пока доступного массива этих песен, записанных на современных носителях информации.

Ключевые слова: авторская песня, устная песенная культура, нематериальное культурное наследие.

Открыть PDF-файл


Вторая половина XX века вызвала к жизни своеобразный феномен русской песенной культуры, получивший в итоге название «авторская песня». Ценности, накопленные авторской песней за отмеченный период, делают ее важной частью национального достояния современного общества и нашего нематериального. Впрочем, сколь корректен тезис о культурном наследии в научно-юридическом смысле? Возможно ли вообще феномен авторской песни, которому от роду чуть больше полувека, считать нематериальным культурным наследием? Ведь согласно Конвенции, принятой Юнеско в 2003 году, к нематериальному культурному наследию относится то, что передается от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурному разнообразию и творчеству человека.

Думается, возникшая проблема вполне разрешима, если рассматривать авторскую песню как феномен устной песенной культуры, ведущей начало с древних времен существования человечества, той, что по своей природе изначально была синкретичной. Выделение же из «песни вообще» как «первичного музыкально-словесного высказывания» [Литер. экцикл] обособленных видов искусства: музыки и поэзии произошло много позже, о чем можно прочесть в фундаментальных трудах признанных отечественных ученых А.Н. Веселовского [1] и Р.И. Грубера [2]. С изобретением нотной письменности устная песенная культура, казалось бы, должна была «кануть в века», оставаясь лишь в фольклоре. Но закон развития по спирали действует с неизменным постоянством. И в полном с ним соответствии во второй половине прошлого столетия, в конкретной стране – СССР, в силу сложившихся обстоятельств и с появлением новых технических возможностей – бытовых магнитофонов, произошел мощный всплеск той самой устной песенной культуры, которая была свойственна человечеству от первобытного общества до позднего Средневековья. Этот всплеск, конечно, возник на другой стадии общественного развития и на другом уровне грамотности населения. Но суть не во временных отличиях, а в прослеживаемой исторической аналогии. Так в нашей статье «Авторская песня и творческий метод ее создания» доказано, что всем без исключения создателям авторских песен присущ общий творческий метод, выражаемый формулой: «устное авторское песенное творчество». Несложный ее анализ позволяет прийти к выводу о срединном месте авторской песни в структуре песенной культуры между профессиональной композиторской песней и фольклором. В науке этот слой зовется третьей культурой, что отражено в работах В.Дж. Конен [3] и В.Н. Прокофьева [5]. Погружение в детали и подробности, как именно создаются авторские песни устным методом, позволяет классифицировать данный вид художественного творчества как синкретическое искусство, в смысле достижения неразложимого музыкально-словесного образа (а не как синтез музыки и слова), что подтверждает прямую аналогию между авторской песней и устными песенными культурами, отдаленными от нас веками. Главные же этические ценности авторской песни, сложившиеся за шесть десятилетий ее становления и развития, характеризуются редким постоянством, совсем не изменились. Честность, правдивость, искренность, доверительность – присутствуют как в песнях классиков: М. Анчарова, Б. Окуджавы, Н. Матвеевой, Ю. Визбора, А. Городницкого, А. Дулова, В. Берковского, В. Высоцкого, С. Никитина*, так и у их достойных последователей, бардов состоявшихся на переходе к новому столетию или – уже в нем. Например, у Григория Данского, Павла Фахртдинова, Ольги Чикиной, Киры Малыгиной, Александра Щербины и др. Но, что не менее важно, ныне в России действует множество детско-юношеских школ, студий, клубов и кружков авторской песни, где с юными талантами – авторами и исполнителями – занимаются на профессиональной основе педагоги-энтузиасты. Налицо – передача традиций от поколения к поколению. Подтверждением сказанного служит ежегодное проведение, начиная с 2010-го года, Международного детско-юношеского фестиваля авторской песни «Зеленая карета» [4], к учредителям которого в последние годы приобщился и Институт наследия.

Обосновав допустимость признания феномена авторской песни как нематериального культурного наследия, перейдем к рассмотрению теоретико-практического состояния этой темы на сегодняшнее время.

Известны сотни публикаций, посвященных всевозможным аспектам авторской песни, рассматриваемым в разных областях и дисциплинах: истории, философии, культурологии, филологии, социологии, искусствоведении, музыковедении, педагогике и т.д. По авторской песне защищены десятки диссертаций, включая докторские, причем, как в нашей стране, так и за рубежом. Однако целенаправленный обзор значительного числа разного рода публикаций по авторской песне (научных, журналистских и пр.) позволил выявить лишь одну, близкую к обозначенной теме. Речь идет о небольшой газетной статье инженера С. Рабинова, своего рода «крик души» ее автора под названием «Фольклор XX века» [6]. Известный в прошлом в кругах КСП ленинградский архивист-любитель обращается как бы безадресно, по-видимому, к государству в целом, со словами: «В конце 40-х – начале 50-х годов возникло и стало набирать силу то течение в современном городском творчестве, которое сейчас называется “самодеятельная песня”, “бардовская песня”. Не будем дискутировать о том, фольклор это или нет, как и о том, что вообще можно отнести к понятию “фольклор” в наше время. Важно то, что такая песня – несомненно, заметное явление в искусстве, оказавшее мощное влияние на весь ход музыкальной жизни. Это народное творчество наших дней. <…> И как же мы к ней относимся? Не по-хозяйски! В стране нет ни одного научного учреждения, института, который хоть как-то занимался бы этой проблемой. <…> Мы стремимся не утратить наследие прошлого – и это правильно. Но неужели же в отношении самодеятельной песни мы спохватимся лишь тогда, когда и она перейдет в разряд “наследия”? А ведь и наше поколение не вечно, а в начале 50-х годов магнитофонов практически не было, и песни того времени хранятся только “на слуху” уже немногих, кто продолжает ими интересоваться и сейчас. А записать их надо, очень надо. <…> Совершенно необходим научный подход к этому вопросу».

Статья опубликована в 1982 году, но за прошедшее время мало что изменилось. Авторская песня и поныне не избалована вниманием государства и его институтов к проблеме сохранения песенного богатства, сперва созданного и затем приумноженного современными бардами за вторую половину XX века и начала нового столетия.

В ноябре 2013 года в Государственном институте искусствознания состоялась первая в своем роде научная интерактивная конференция «Авторская песня: вчера, сегодня. Завтра?». За три плотных рабочих дня с докладами или сообщениями выступило 37 человек из 8 стран, включая 10 докторов и кандидатов наук. С зарубежными участниками общение шло интерактивно, посредством Skype. И единственным из всех выступавших, доклад которого был посвящен особенностях архивной работы в авторской песне, оказался не научный сотрудник какого-либо НИИ или преподаватель ВУЗа, а, опять же, доброволец-общественник, инженер-конструктор Петр Трубецкой, руководитель автономной некоммерческой организации «Архивная служба авторской песни». Приведем один из фрагментов его выступления.

«Группа единомышленников, пытающихся решить задачи сбора, сохранения и пользования архивными материалами авторской песни (АП), сформировалась со временем в Архивную Службу Авторской Песни (АСАП), которая в сентябре 2003 года была зарегистрирована как общественная некоммерческая межрегиональная организация Благотворительный Фонд «Архивная Служба Авторской Песни». В 2011 году БФ «АСАП» преобразован в АНО «Архивная Служба Авторской Песни». Основные задачи Архивной Службы были и остаются следующими:

- поддержка действующих архивистов АП технически и методически;

- хранение резервных копий электронных архивов, собираемых архивистами АП;

- поиск существующих архивов АП, ведение переговоров об их оцифровке, прием на оцифровку, а также прием на сохранение архивов и коллекций АП, которые по ряду причин перестали хранить владельцы и которые владельцы сочли нужным передать на сохранение в Архивную Службу;

- полная оцифровка и описание переданных на сохранение архивов;

- разработка структуры электронного архива АП, включающего все переданные в АСАП электронные материалы и собственные оцифровки;

- разработка архивного сайта АП, где будет возможность поиска и получения документов АП через интернет;

- обеспечение пользования сохраненными в АСАП архивными материалами;

- заботы по обеспечению длительного сохранения архивов АП и их электронных копий»**.

Далее, докладчик проинформировал конференцию, что сейчас в АСАП хранится, оцифровывается и описывается более 200 частных коллекций, которые представляют поистине уникальные и бесценное наследие, собираемое многие десятилетия сотнями небезразличных к культурному достоянию людей, причем постоянно пополняемое. Если говорить о городах, то, как пояснил П. Трубецкой, в АСАП хранятся коллекции из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Красноярска, Новосибирска, Тольятти, Серпухова, Челябинска, Одессы, Винницы, Минска и даже из Израиля. Если затронуть персоналии, то ныне в АСАП находятся на хранении (полностью или частично) архивы: автора «Бригантины» Г. Лепского; отечественных бардов – В. Бережкова, А. Загота, А. Круппа, В. Ланцберга, В. Луферова, А. Якушевой; собирателей песен и публикаций о них – В. Акелькина, М. Баранова, В. Гордюшенко, Э. Демина, Н. Курчева, С. Рабинова, В. Розанова; организаторов-общественников – И. Акименко, С. Веселого, Г. Захаровой, Д. Соколова, С. Чеснокова, О. Чумаченко. Усилиями инициативных архивистов сохранены профессиональные записи АП на Радиостанции «Юность»*** и Радио АЛА, вещавшего со специализацией на АП в годы перестройки. В фондах АСАП также находятся: архивные записи первой в стране профессиональной студии АП по выпуску компакт-кассет и CD «Московские Окна»; катушечный архив ЦАПа****; архивы Театра «Перекресток», Саратовского клуба «Дорога», Нижегородского КСП; фотоархивы В. Россинского, А. Комиссарова и А. Елкина и коллекции многих других собирателей и хранителей АП, которые могут рассматриваться в аспекте нашего культурного наследия.

Несмотря на все труды архивистов и собирателей, что будет с коллекциями через 20, 30, 100 лет, – вот вопрос, беспокоящий П. Трубецкого. – Кто сможет в них разобраться? Кто будет обеспечивать доступ к ним? Кто будет хранителем? Какие еще коллекции удастся сохранить? Ответа пока нет!».

Спрашивается почему бы Институту культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева не выступить с инициативой о том, чтобы поднять эту проблему на должный государственный уровень для создания в стране Российского архива авторской песни на основе фондов АСАП и совместно с этой НКО на условиях государственно-частного партнерства? Вопрос, заданный С. Рабиновым в 1982 году и заостренный в 2013-м П.Трубецким в части научных исследований и практических действий, направленных на сохранение и систематизацию пока еще доступного массива авторских песен как артефактов нематериального культурного наследия, по прежнему ждет своего решения.


* Авторы, причисляемые к «классикам» перечислены не полностью.

** Цитируется по тексту доклада, предоставленному П.Трубецким автору данной статьи.

*** Песни записывались журналистами М. Кусургашевым и А. Якушевой с начала 1960-х до 1998 г.

**** Центр авторской песни.


ЛИТЕРАТУРА

[1] Веселовский А.Н. Из введения в историческую поэтику // Журнал Министерства народного просвещения. – 1894. – No 5; Отд. 2, 1895.

[2] Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. Изд. 2-е, испр. и дополн. – М.: Музгиз, 1960. – 488 с.

[3] Конен В. Дж. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. – М.: Музыка, 1994. – 160 с.

[4] Международный детско-юношеский фестиваль авторской песни «Зеленая карета» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bards.ru/festival.php?id=611&hist=1424 Песня // Литературная энциклопедия: в 11т. – М.: Сов. энцикл. – Т.8, 1934. – С.587.

[5] Прокофьев В.Н. О трех уровнях художественной культуры Нового и Новейшего времени (к проблеме примитива в изобразительных искусствах) // Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. – М.: Наука, 1983. – С.6-28.

[6] Рабинов С. Фольклор XX века // Литературная газета. – 1982. – 19 мая.

© Беленький Л.П., 2017.

Статья поступила в редакцию 08.02.2017.

Беленький Леонид Петрович,
методист Центра творчества дополнительного образования «На Вадковском» (Москва).

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2017/1

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/123.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru