Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

Кыласов А.В.

Актуализация русских традиционных игр

Аннотация. В статье впервые рассмотрены особенности проектирования традиционных игр в рамках межведомственного взаимодействия учреждений культуры и спорта. Анализ деятельности Федерации исконных забав и этноспорта России позволил выявить особенности ивент-менеджмента в этой сфере. На основе полученных данных разработаны методические рекомендации для планирования и оценки традиционных игр.

Ключевые слова: внутренний туризм, ивент-менеджмент, менеджмент культурных проектов, народные праздники, нематериальное культурное наследие, экономика традиционных игры этноспорта.

Открыть PDF-файл


Народные праздники и связанная с ними игровая культура являются мощным фактором актуализации и трансляции культурного наследия русского народа, способствуют самоидентификации и сплочению людей в рамках единой социокультурной общности.

С 2012 г. Федерация исконных забав и этноспорта России реализует проект «Русские игры», основанный на русской воинской состязательно-игровой традиции, которая на протяжении всей истории государства служила основой военно-патриотического воспитания и трансляции феномена русского рукопашного боя, согласно выводам историка Б.В. Горбунова [2].

Культурным ядром мужских состязаний русских традиционных игр был стеношный бой, правила которого стали основой русской этики, получившей широкую известность благородством своих запретов – бить лежачего, ударов ниже пояса и в спину. При этом дискуссия о первичности – обычаев и правил – представляется контрпродуктивной, поскольку они тождественны, и даже стали основой русского рукопашного боя, который принёс славу многим русским полководцам.

Русские традиционные игры ещё к XX в. были распространены повсеместно на всей территории расселения. Явление плавно угасало на протяжении всего прошлого века, сохранившись лишь в некоторых местах до 1980-х годов. Сейчас проявляется интерес к сохранению игрового наследия, поскольку ещё живы носители традиции, а значит, процесс нельзя считать реконструкцией, скорее – возрождением с позиций социокультурного проектирования.

Феномен традиционных игр с ядром состязаний в борьбе, кулачном и палочном бое у русского народа в конце XIX – начале XX вв. зафиксирован в 324 уездах (отделах, округах) 62 губерний (областей). В том числе он отмечен в 39 губернских городах, включая обе столицы, в 60 уездных и 16 заштатных городах. Если эти данные соотнести с количеством губерний и уездов в России начала XX в., то получится, что традиционные игры русского народа, включая кулачный бой, зафиксированы в 62% губерний и 40% уездов, разбросанных по всей территории страны. Безусловно, подобная широта явления связана с распространением русского населения, но не ограничивается упомянутыми фактами. При этом нужно учитывать, что в рамках границ Российской империи русские к 1917 г. составляли всего 44,6% населения страны, а на долю остальных – двух сотен больших и малых народов, различных по религии, языку и культуре, приходилось 55,4% населения [4].

Помимо мужских состязаний в рамках игр устраивали женские и детские исконные забавы. Среди них выделяются те, что характерны для всего русского мира: конные скачки, рюхи (городки), лапта, клёк, чиж, стрельба из лука, кила (шалыга), взятие снежного городка, свайка, перетяжки, сигучки, состязания в поднятии тяжестей, различные хороводные и молодецкие забавы. Неотъемлемой частью празднеств были состязания гармонистов, плясунов, прибасников и прибасниц [1].

В целом сценарий народных гуляний определялся праздником, к которому было приурочено событие и определялось обрядами. Так, например, взятие снежного городка проводилось только на Масленицу. А вот хороводные забавы, в основе которых лежал обычай выбора жениха и невесты и т.д., в зимние праздники не проводились, такое практиковалось только летом, начиная с весенней Красной горки.

Календарь русских традиционных игр

Анализ материалов показывает, что традиционные игры были приурочены, главным образом, к Никольско-Петровскому циклу праздников, а также проводились на престольные праздники в дни ярмарок. Динамика проведения русских традиционных игр прослеживается в связке с широкими гуляниями на народных праздниках, где всегда присутствовали мужские ристалища в борьбе и кулачном бое [3].

Кулачный бой (кулáчки). На территории расселения русских бои начинались с наступлением зимы, устраивались в воскресные и, главным образом, в праздничные дни, достигая больших (по числу участников и зрителей) размеров на зимнего Николу, в Рождественскую и Крещенскую недели, в Сретенье, на Масленицу, в Пасхальную и Фомину недели, на Семик и Троицу, в Русальскую неделю, на Ивана Купалу, завершались в июне на Петров день. После Петрова дня летом и осенью бои проходили, как правило, на престольные праздники и в дни ярмарок.

Борьба. Чаще всего схватки борцов устраивались на Масленицу и в весенний период: на Пасху и Фомину неделю (Красная горка и Радуница), на Николу Вешнего, в Семик и Троицу, в Русальское воскресенье, на Ивана Купалу. Отмечены состязания борцов и в воскресные дни весеннего периода. Имеются довольно многочисленные свидетельства о том, что борцы соревновались зимой, главным образом в Рождественскую и Крещенскую недели. Состязания в борьбе после Петрова дня проводились на престольные праздники и в дни ярмарок.

Опыт проведения игр

Сегодня единственными традиционными играми русского народа, проводимыми в аутентичной этнокультурной среде исконного бытования, являются традиционные игры «Атмановские кулачки», в селе Атманов Угол Сосновского района Тамбовской области. Историко-этнографическая достоверность этих игр подтверждена внесением их в реестр объектов нематериального культурного наследия Российской Федерации Государственным Российским домом народного творчества в 2013 г. С 2014 г. финансирование мероприятия осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018гг.)».

В 2015 г. выявлен ещё один феномен сохранившихся русских традиционных игр в городе Осташкове Тверской области. Ежегодно в августе на Ильин день там проводятся Осташковские рюхи, где местные жители не только играют, но и празднуют в рамках самобытного сложившегося ритуала.

Опыт проведения «Атмановских кулачек» показал возможность восстановления цикла Никольско-Петровских традиционных игр русского народа. С 2013 г. Федерация исконных забав и этноспорта России проводит в Москве традиционные игры на Святки, Масленицу и Красную горку. Усилиями федерации и ее региональных организаций русские традиционные игры возобновлены в Москве и Московской области, Белгородской, Тамбовской, Ростовской, Ярославской областях и Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Проектирование традиционных игр как социокультурных мероприятий

В наше время традиционные игры следует приурочить к выходным дням и проводить их повсеместно в Рождественскую неделю, на Масленицу, на Красную горку, на Троицу, на Ивана Купалу, а также в престольные праздники населённых пунктов и в дни ярмарок.

Сценарий игр и набор забав имеют общерусский характер и определяются особенностями праздника с включением региональных элементов. Неизменно ключевой частью должны оставаться молодёжные забавы, состязания в борьбе и кулачном бое, а также палочный бой, стрельба из лука, рюхи и др. В ситуации постмодерна, по результатам этих игр можно определять лучших, для проведения титульных состязаний.

Анализ мировой ситуации позволяет утверждать, что традиционные игры становятся субъектами событийного туризма. В этой связи, проведение русских традиционных игр должно быть сосредоточено в границах Золотого кольца России, а титульные соревнования можно устраивать в Москве или в рамках аутентичных игр, таких как Атмановские кулачки и Осташковские рюхи.

Принципы наименования игр в современных условиях

Руководствуясь принципами историцизма, современные названия должны быть комплементарными в отношении архаичных форм, но содержать четкое указание на организационную модель мероприятия. Опыт Федерация исконных забав и этноспорта России позволяет сделать вывод о тех названиях, которые оказались наиболее информативными для публики и СМИ, а также корректными в отношении исторической составляющей. Нам представляется целесообразным привести основные подходы к наименованию в социокультурном проектировании традиционных игр (курсивом выделены проектируемые мероприятия):

- названия аутентичных игр формируются сочетанием – топоним места исторического бытования + игровое ядро (кулачки, рюхи, скачки и т.д.): Атмановские кулачки, Дорогомиловские стенки, Осташковские рюхи и т.д.;

- названия праздничных игр формируются сочетанием – традиционные игры + название праздника (Красная горка, Масленица, Святки и т.д.): традиционные игры на Красную горку, на Масленицу, на Святки; как вариант для конных игр – ристалища на День лошади и т.д.;

- названия региональных игр этноспорта формируются сочетанием – топоним места проведения + игры (игровое ядро, элемент антуража): «Мышиная возня» (всероссийский детский турнир по борьбе за-вороток в г. Мышкин Ярославской области), «Оханская подкова» (конные скачки в г. Оханске Пермского края), «Ярославская лапта» (турнир по традиционной лапте) и т.п.;

- названия событийных игр формируются сочетанием – игры (игровое ядро, элемент антуража, оригинальное название турнира) + название события: «Кулачки на Покровской ярмарке» (Тамбов), «Славь заправского борца» в Праздник огурца (г. Суздаль, Владимирская область), «Холодецкие забавы» на Празднике холодца (г. Павловский Посад Московской области) и т.п.

В заключение

Проект «Русские игры» разработан в целях сохранения этнокультурного разнообразия и развития патриотизма. К числу основных задач относится изучение празднично-игровых традиций, социокультурное проектирование мероприятий праздников народного календаря, выявление и описание объектов нематериального культурного наследия совместно с Государственным центром русского фольклора и Государственным Российским домом народного творчества.

Социокультурное проектирование мероприятий осуществляется с привязкой к конкретным местам проведения в сотрудничестве с региональными учреждениями культуры и спорта и обязательным проведением обучающих семинаров для организаторов мероприятия.

Главным результатом рассмотренного проекта «Русские игры» стала выработка технологии актуализации культурного наследия русского народа, укрепления традиционных ценностей в обществе, противостоящих негативным культурным воздействиям и атомизации общества.


ЛИТЕРАТУРА

[1] Ахрамеев И.В., Колчев В.Ю. Игровые поединки: методическое пособие. М.: Концептуал, 2015.

[2] Горбунов Б.В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX – начала XX вв.: Ист.-этногр. исслед. М.: ИЭА РАН, 1997.

[3] Кыласов А.В., Тедорадзе А.С. Традиционные виды борьбы народов России: история и спортизация [Текст]. – М.: Фед-ция исконных забав и этноспорта России, 2013.

[4] Тедорадзе А.С. Русские рукопашные состязания как явление социальной истории аграрного общества. Тамбовская губерния, вторая половина XIX века — первая половина XX в. Тамбов: Сервис-Z, 2002.

© Кыласов А.В., 2017.

Статья поступила в редакцию 08.02.2017.

Кыласов Алексей Валерьевич,
кандидат культурологии,
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: kylasov@yandex.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2017/1

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/124.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru