Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

Кисляков П.А., Шмелева Е.А.

Православие – путь к духовной безопасности русского человека


Аннотация. В статье раскрывается необходимость использования традиций православной культуры и педагогики в духовно-нравственном становлении студентов. Описывается социально-образовательный проект, включающий обучение студентов истории православной педагогики, семинары «Слово Пастыря и Учителя» о традиционных православных ценностях, культурно-образовательные экскурсии по православным монастырям, волонтерские акции «Милосердие» для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Социально-образовательное проектирование позволяет сформировать у студентов социальную активность, общекультурные и профессиональные компетенции будущей педагогической деятельности в области духовно-нравственного развития школьников.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, будущий педагог, православная педагогика, духовная безопасность, проект.

Открыть PDF-файл


Для созидания духовно безопасной образовательной среды необходима подготовка будущих педагогов к сохранению и упрочению духовных и нравственных основ общества, зиждущихся на христианской традиции. Духовное и нравственное воспитание будущих педагогов на основе российских традиционных ценностей возможно за счет развития у них чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия; формирования нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; взаимодействию с русской православной церковью в сфере духовно-нравственного воспитания детей; содействия формированию позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях.

Поддержанный Международным грантовым конкурсом «Православная инициатива 2014-2015» социокультурный проект «Православие – путь к духовной безопасности русского человека и русского народа» направлен на создание условий для развития духовно-нравственной сферы будущих педагогов. Идея проекта состоит в том, что обеспечить духовную безопасность русского народа можно только в условиях воспитания подрастающего поколения на основе традиционных христианских ценностей, приобщаясь к православной культуре, русской классической педагогике [2].

Главной идей социально-образовательного проекта выступает утверждение о том, что путь к спасению русского народа лежит через православие, что обеспечить духовную безопасность русского человека и русского народа можно только в условиях воспитания подрастающего поколения на основе традиционных христианских ценностей, приобщаясь к православной куль- туре, впитывая нравственные идеи и постулаты, данные Самим Господом Богом. Традиции духовно-нравственного воспитания лежали в основе русской классической педагогики, и современная школа может реализовывать созидательный потенциал, только воспринимая и развивая эти незыблемые постулаты [2].

Изучение теоретических основ православной педагогики включает знакомство с понятием православной педагогики, педагогическими воззрениями святых отцов и учителей русской православной Церкви. Православная педагогика как основа русской классической педагогики рассматривает основные направления педагогических идей русских педагогов классиков (XIX – начала XX века), духовные основы нравственного воспитания в свете православного учения, роль православной Церкви как педагогического партнера и социального института в духовном просвещении и воспитании будущего поколения [4]. Методика духовно-нравственного воспитания и создания социальных проектов в свете православной педагогики в современных условиях включает освоение содержания, форм, методов и средств духовно-нравственного воспитания и религиозного просвещения, технологий социального проектирования в сфере духовно-нравственного воспитанию обучающихся и ценностей православной педагогики

Развитие духовной безопасности и духовно-нравственной сферы студентов осуществляются посредством внедрения технологий социального проектирования (в т.ч. волонтерства и добровольничества), этических бесед и моральных дискурсов. Спецкурс «Духовная безопасность человека и русского народа» включает темы угроз либерализма; традиционных семейных ценностей; геноцида русского народа; профилактики девиаций; информационно-психологической безопасности [4]. В рамках семинара «Слово Пастыря и Учителя» проводится обсуждение православных основ традиционных духовных и культурных ценностей; патриотизма и спасения русского человека; духовно-нравственного кодекса педагога; основ православной педагогики и педагогических воззрений отцов и учителей Русской Православной Церкви.

Социально-образовательное проектирование соотносится с понятием «социальная активность как устойчивым интегративным качеством, формирование которого происходит в процессе взаимодействия личности с социальной средой в социальной деятельности, освоения и использования на практике социального опыта и выступающее результатом социализации» [5]. При этом студента необходимо рассматривать с одной стороны в контексте предстоящей профессиональной деятельности, с другой – в контексте социально-психологической категории, к которой он принадлежит.

Социальная активность студентов как субъектов социокультурного проектирования достигается реализацией студенческих проектов, направленных на воспитательную работу с детьми по изучению православных традиций: Рождественский фестиваль, фестиваль «День семьи, любви и верности», Форум «Пасхальный сувенир», фестиваль словесности «Грамотей», посвященный Дню Наума-Грамотника. Проект предусматривает культурно-просветительские экскурсии по православным храмам и монастырям. Итогом выступает просветительский проект «Храм Божий в храме науки (на примере Храма Александра Невского при Шуйском филиале ИвГУ)», посвященный знакомству студентов с историей Церкви, традициями православной педагогики.

Проектная деятельность в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования выступает неотъемлемым компонентом образовательных программ в качестве одного из основных видов профессиональной деятельности. Поэтому включение студентов в проектную деятельность в период обучения в вузе мы рассматриваем одновременно как цель и средство формирования профессиональных компетенций выпускников [3,6]. С учетом целей и задач подготовки педагога содержание педагогического образования должно быть направлено на развитие духовно-нравственной сферы студентов в процессе их личностно-профессионального становления.


ЛИТЕРАТУРА

[1] Иванова Г.П., Шакирова Э.Ф. Педагогические условия формирования социально активной личности студента // Акмеология. 2012. №3. С. 51-55.

[2] Кисляков П.А. Православная педагогика как средство обеспечения духовной безопасности// Научный поиск. 2015. № 2.1. С. 39-42.

[3] Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога // Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал. 2015. №10. С.163- 169.

[4] Православие – путь к духовной безопасности русского человека и русского народа // Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Мальцева Л.Д., Джишкариани Т.Д. - Шуя, 2015.

[5] Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога: метод.пособие. Под ред. П.А.Кислякова, Е.А.Шмелевой. – Шуя, 2016.

[6] Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Компетенции инновационной деятельности будущих педагогов: от национальной стратегии к практике формирования в вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. №12. С. 43-47.

© Кисляков П.А., Шмелева Е.А., 2017.

Статья поступила в редакцию 10.04.2017.

Кисляков Павел Александрович,
доктор психологических наук, профессор,
Российский государственный социальный университет (Москва),
e-mail: pack.81@mail.ru

Шмелева Елена Александровна,
доктор психологических наук,
заместитель директора по научной работе,
Шуйский филиал Ивановского государственного университета (Шуя),
e-mail: noc_sspu@mail.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2017/2(9)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/134.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru