Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

Белов М.С.

Проблемы сохранения народных художественных промыслов Ивановской области в условиях модернизации


Аннотация. Статья посвящена проблемам сохранения и возрождения народных художественных промыслов Ивановской области. Концептуальная идея автора заключается в переосмыслении народных художественных промыслов с позиции модернизации и обосновании новых путей их развития.

Ключевые слова: народные художественные промыслы, сохранение, возрождение, преемственность, традиция, модель, модернизация.

Открыть PDF-файл


Активные процессы модернизации происходят в настоящее время в разных сферах общества, в том числе в культуре и искусстве. В современных условиях развитие народной художественной культуры представляет собой сложный и противоречивый процесс. Народные художественные промыслы сегодня – это, прежде всего, художники, народные мастера, передающие преемственную культуру молодому поколению, уникальные технологии и техники, художественно-стилистические системы, мотивы и сюжеты народного искусства. Несомненно, промыслы должны развиваться с учетом их инвариантной сущности – традиционности [1]. Материал, оборудование и инструменты, являются наиболее устойчивыми компонентами художественной системы. Однако устойчивость не означает неподвижности. Исторически многие элементы системы подвержены изменению и развитию. Вариативную часть художественных систем составляют инновации. Многие нововведения в материал, замена устаревшего оборудования, практически не меняют принципиального существа. История народных промыслов дает нам примеры перестройки и изменений даже в основополагающих частях местной художественной системы. Правда, эти изменения зависят не только от творческой воли мастера, но и от объективных условий общего прогресса [2].

Государственная политика в области культуры и искусства подтверждает актуальность проблемы сохранения и возрождения народных художественных промыслов. Об этом говорится в Федеральном законе «О народных художественных промыслах», региональных законах «О народных художественных промыслах» Ивановской, Костромской, Ярославской, Нижегородской, Владимирской и др. областей, Постановлении Правительства РФ «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства», Приказе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Об утверждении Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов», в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, Постановлении Парламентских слушаний «Народные художественные промыслы: проблемы сохранения и развития». Необходимость сохранения и возрождения культурного наследия России на государственном уровне подтверждается Федеральными целевыми программами «Культура России (2012-2018 годы)» и «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)».

Для решения поставленных проблем и задач в области сохранения и развития русского культурного наследия, мы предлагаем выделить пять категорий статуса сохранности народных художественных промыслов по степени угрозы их исчезновения: вероятно исчезнувшие; находящиеся под угрозой исчезновения; сокращающиеся в производстве; возрождаемые и сохраняющиеся; неопределенные. Для отнесения промысла к категории по статусу сохранности, предлагаем авторские критерии, которые подразделяем на три группы: социально-экономические, художественно-творческие, социально-культурные и информационные. Каждый критерий определяется соответствующим показателем: ценностью, уровнем, периодичностью, степенью известности, масштабом, тенденцией, количеством, вхождением в реестр государственной поддержки и другими. Разработанные критерии позволяют определить статус сохранности народных художественных промыслов и подготовить комплекс охранно-восстановительных мероприятий. Отнесение какого-либо вида художественного промысла к числу исчезающего, а также присвоение ему того или иного статуса принимается на основе комплексной оценки по всем критериям [3].

В результате многолетних исследований, проводимых искусствоведами и культурологами этнохудожественной лаборатории «Истоки» социогуманитарного научно-образовательного центра (г. Шуя), была разработана модель деятельности по сохранению и развитию народных художественных промыслов Ивановской области (см. рис. 1).

Данная модель рассматривается нами как сложный взаимосвязанный процесс, направленный на возрождение и сохранение исчезающих промыслов региона, посредством их популяризации, социокультурной, просветительской, образовательной и выставочной деятельности, а также государственно-частного партнерства с продвижением промысла на рынке и комплекса мероприятий по модернизации технологий. В качестве примера модернизированной технологии керамического художественного промысла предлагаем способ приготовления глиняных смесей и режим керамического обжига, разработанный в лабораторных условиях и зарегистрированный как ноу-хау (секрет производства).

Возможности возрождения исчезающих художественных промыслов, мы видим также через практическое использование инновационного туристского продукта, технологию создания которого рассматриваем как инновационный цикл, состоящий из ряда этапов: генерирования идеи, разработки проекта (продукта), получения конкретного научного результата, его апробации, изготовления серийного образца и практической реализации (продажей продукта) на рынке туризма [4].

Таким образом, в культурном пространстве современной Ивановской области имеется богатый инновационный потенциал для сохранения и развития народных художественных промыслов. Этот потенциал содержится в модернизации технологий, возможностях включения народных художественных промыслов в социокультурную и туристическую деятельность, широкой популяризации народных промыслов в СМИ и сети интернет, создании социокультурного бренда малого города [5].

Направление дальнейших исследований связано с расширением ряда теоретических и концептуальных позиций по сохранению и преемственности народных художественных промыслов, выявлением и изучением культурных традиций Ивановской области, механизмов их наследования, формированием интеллектуальных навыков и умений художественного творчества, а также изучением воздействия инновационных технологий на духовную культуру.


ЛИТЕРАТУРА

[1] Белов М.С. Взаимодействие традиций и инноваций как фактор развития народных художественных промыслов [Текст] / М. С. Белов // Научный поиск. – 2012. – № 2.4 – С. 7-10.

[2] Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сб. статей / Сост. и науч. ред. И.Я. Богуславская. – Л., 1981, – С. 16-43.

[3] Белов М.С. О критериях проявления исчезающего характера народных художественных промыслов / М. С. Белов // Вопросы культурологии. – 2013. – № 3 – С. 66- 70.

[4] Белов М.С. Исчезающие художественные промыслы как инновационный туристский продукт научно-образовательного центра [Текст] / М.С. Белов, Е.А. Шмелева // Вестник СГУТиКД. – №1 (19). – 2012. – С 15-18.

[5] Белов М.С. Феномен социокультурного бренда малого города России / М.С. Белов, Е.А. Шмелева, М.С. Луняков // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – Т. 6. – № 1. – С. 26-29.

© Белов М.С., 2017.

Статья поступила в редакцию 08.02.2017.

Белов Михаил Сергеевич,
кандидат культурологии,
Ивановский государственный энергетический университет
имени В.И. Ленина (Иваново).

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2017/1

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/120.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru