Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/2(37)


Культурная политика

Аристархов В.В.

Общечеловеческие ценности
и конфликт цивилизаций


Волобуев С.Г.

Шаг вперед, два шага назад?
О проблемах научно-методического и учебно-методического обеспечения курса «Основы российской государственности».


Теоретические исследования

Степанов П.В.

Право, мораль и религия
в структуре социального регулирования.
Часть 1


Исторические исследования

Казанская К.К.

Новаторство в костюмах «Русских сезонов» в отечественном балете на европейской сцене в первой половине XX века


Прикладные исследования

Плещенко В.И.

Раскрытие темы бюджета и личных финансов в творчестве А.Н. Островского


Скороход А.А.

Исследование пяти печатных листов уникального ботанического атласа «Hortus Eystettensis»
1713-1750 гг. в отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Музееведение

Избачков Ю.С., Рыбак К.Е.

Об одном малоизвестном факте из судьбы коллекции Плюшкина


Снеговская Е.А.

К проблеме развития культурного туризма в Запорожской области: краткая концепция интегрированного музея на берегу Азовского моря



Опубликован 04.05.2024 г.


Архив

Кыласов А.В.

Актуализация русских традиционных игр

Аннотация. В статье впервые рассмотрены особенности проектирования традиционных игр в рамках межведомственного взаимодействия учреждений культуры и спорта. Анализ деятельности Федерации исконных забав и этноспорта России позволил выявить особенности ивент-менеджмента в этой сфере. На основе полученных данных разработаны методические рекомендации для планирования и оценки традиционных игр.

Ключевые слова: внутренний туризм, ивент-менеджмент, менеджмент культурных проектов, народные праздники, нематериальное культурное наследие, экономика традиционных игры этноспорта.

Открыть PDF-файл


Народные праздники и связанная с ними игровая культура являются мощным фактором актуализации и трансляции культурного наследия русского народа, способствуют самоидентификации и сплочению людей в рамках единой социокультурной общности.

С 2012 г. Федерация исконных забав и этноспорта России реализует проект «Русские игры», основанный на русской воинской состязательно-игровой традиции, которая на протяжении всей истории государства служила основой военно-патриотического воспитания и трансляции феномена русского рукопашного боя, согласно выводам историка Б.В. Горбунова [2].

Культурным ядром мужских состязаний русских традиционных игр был стеношный бой, правила которого стали основой русской этики, получившей широкую известность благородством своих запретов – бить лежачего, ударов ниже пояса и в спину. При этом дискуссия о первичности – обычаев и правил – представляется контрпродуктивной, поскольку они тождественны, и даже стали основой русского рукопашного боя, который принёс славу многим русским полководцам.

Русские традиционные игры ещё к XX в. были распространены повсеместно на всей территории расселения. Явление плавно угасало на протяжении всего прошлого века, сохранившись лишь в некоторых местах до 1980-х годов. Сейчас проявляется интерес к сохранению игрового наследия, поскольку ещё живы носители традиции, а значит, процесс нельзя считать реконструкцией, скорее – возрождением с позиций социокультурного проектирования.

Феномен традиционных игр с ядром состязаний в борьбе, кулачном и палочном бое у русского народа в конце XIX – начале XX вв. зафиксирован в 324 уездах (отделах, округах) 62 губерний (областей). В том числе он отмечен в 39 губернских городах, включая обе столицы, в 60 уездных и 16 заштатных городах. Если эти данные соотнести с количеством губерний и уездов в России начала XX в., то получится, что традиционные игры русского народа, включая кулачный бой, зафиксированы в 62% губерний и 40% уездов, разбросанных по всей территории страны. Безусловно, подобная широта явления связана с распространением русского населения, но не ограничивается упомянутыми фактами. При этом нужно учитывать, что в рамках границ Российской империи русские к 1917 г. составляли всего 44,6% населения страны, а на долю остальных – двух сотен больших и малых народов, различных по религии, языку и культуре, приходилось 55,4% населения [4].

Помимо мужских состязаний в рамках игр устраивали женские и детские исконные забавы. Среди них выделяются те, что характерны для всего русского мира: конные скачки, рюхи (городки), лапта, клёк, чиж, стрельба из лука, кила (шалыга), взятие снежного городка, свайка, перетяжки, сигучки, состязания в поднятии тяжестей, различные хороводные и молодецкие забавы. Неотъемлемой частью празднеств были состязания гармонистов, плясунов, прибасников и прибасниц [1].

В целом сценарий народных гуляний определялся праздником, к которому было приурочено событие и определялось обрядами. Так, например, взятие снежного городка проводилось только на Масленицу. А вот хороводные забавы, в основе которых лежал обычай выбора жениха и невесты и т.д., в зимние праздники не проводились, такое практиковалось только летом, начиная с весенней Красной горки.

Календарь русских традиционных игр

Анализ материалов показывает, что традиционные игры были приурочены, главным образом, к Никольско-Петровскому циклу праздников, а также проводились на престольные праздники в дни ярмарок. Динамика проведения русских традиционных игр прослеживается в связке с широкими гуляниями на народных праздниках, где всегда присутствовали мужские ристалища в борьбе и кулачном бое [3].

Кулачный бой (кулáчки). На территории расселения русских бои начинались с наступлением зимы, устраивались в воскресные и, главным образом, в праздничные дни, достигая больших (по числу участников и зрителей) размеров на зимнего Николу, в Рождественскую и Крещенскую недели, в Сретенье, на Масленицу, в Пасхальную и Фомину недели, на Семик и Троицу, в Русальскую неделю, на Ивана Купалу, завершались в июне на Петров день. После Петрова дня летом и осенью бои проходили, как правило, на престольные праздники и в дни ярмарок.

Борьба. Чаще всего схватки борцов устраивались на Масленицу и в весенний период: на Пасху и Фомину неделю (Красная горка и Радуница), на Николу Вешнего, в Семик и Троицу, в Русальское воскресенье, на Ивана Купалу. Отмечены состязания борцов и в воскресные дни весеннего периода. Имеются довольно многочисленные свидетельства о том, что борцы соревновались зимой, главным образом в Рождественскую и Крещенскую недели. Состязания в борьбе после Петрова дня проводились на престольные праздники и в дни ярмарок.

Опыт проведения игр

Сегодня единственными традиционными играми русского народа, проводимыми в аутентичной этнокультурной среде исконного бытования, являются традиционные игры «Атмановские кулачки», в селе Атманов Угол Сосновского района Тамбовской области. Историко-этнографическая достоверность этих игр подтверждена внесением их в реестр объектов нематериального культурного наследия Российской Федерации Государственным Российским домом народного творчества в 2013 г. С 2014 г. финансирование мероприятия осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018гг.)».

В 2015 г. выявлен ещё один феномен сохранившихся русских традиционных игр в городе Осташкове Тверской области. Ежегодно в августе на Ильин день там проводятся Осташковские рюхи, где местные жители не только играют, но и празднуют в рамках самобытного сложившегося ритуала.

Опыт проведения «Атмановских кулачек» показал возможность восстановления цикла Никольско-Петровских традиционных игр русского народа. С 2013 г. Федерация исконных забав и этноспорта России проводит в Москве традиционные игры на Святки, Масленицу и Красную горку. Усилиями федерации и ее региональных организаций русские традиционные игры возобновлены в Москве и Московской области, Белгородской, Тамбовской, Ростовской, Ярославской областях и Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Проектирование традиционных игр как социокультурных мероприятий

В наше время традиционные игры следует приурочить к выходным дням и проводить их повсеместно в Рождественскую неделю, на Масленицу, на Красную горку, на Троицу, на Ивана Купалу, а также в престольные праздники населённых пунктов и в дни ярмарок.

Сценарий игр и набор забав имеют общерусский характер и определяются особенностями праздника с включением региональных элементов. Неизменно ключевой частью должны оставаться молодёжные забавы, состязания в борьбе и кулачном бое, а также палочный бой, стрельба из лука, рюхи и др. В ситуации постмодерна, по результатам этих игр можно определять лучших, для проведения титульных состязаний.

Анализ мировой ситуации позволяет утверждать, что традиционные игры становятся субъектами событийного туризма. В этой связи, проведение русских традиционных игр должно быть сосредоточено в границах Золотого кольца России, а титульные соревнования можно устраивать в Москве или в рамках аутентичных игр, таких как Атмановские кулачки и Осташковские рюхи.

Принципы наименования игр в современных условиях

Руководствуясь принципами историцизма, современные названия должны быть комплементарными в отношении архаичных форм, но содержать четкое указание на организационную модель мероприятия. Опыт Федерация исконных забав и этноспорта России позволяет сделать вывод о тех названиях, которые оказались наиболее информативными для публики и СМИ, а также корректными в отношении исторической составляющей. Нам представляется целесообразным привести основные подходы к наименованию в социокультурном проектировании традиционных игр (курсивом выделены проектируемые мероприятия):

- названия аутентичных игр формируются сочетанием – топоним места исторического бытования + игровое ядро (кулачки, рюхи, скачки и т.д.): Атмановские кулачки, Дорогомиловские стенки, Осташковские рюхи и т.д.;

- названия праздничных игр формируются сочетанием – традиционные игры + название праздника (Красная горка, Масленица, Святки и т.д.): традиционные игры на Красную горку, на Масленицу, на Святки; как вариант для конных игр – ристалища на День лошади и т.д.;

- названия региональных игр этноспорта формируются сочетанием – топоним места проведения + игры (игровое ядро, элемент антуража): «Мышиная возня» (всероссийский детский турнир по борьбе за-вороток в г. Мышкин Ярославской области), «Оханская подкова» (конные скачки в г. Оханске Пермского края), «Ярославская лапта» (турнир по традиционной лапте) и т.п.;

- названия событийных игр формируются сочетанием – игры (игровое ядро, элемент антуража, оригинальное название турнира) + название события: «Кулачки на Покровской ярмарке» (Тамбов), «Славь заправского борца» в Праздник огурца (г. Суздаль, Владимирская область), «Холодецкие забавы» на Празднике холодца (г. Павловский Посад Московской области) и т.п.

В заключение

Проект «Русские игры» разработан в целях сохранения этнокультурного разнообразия и развития патриотизма. К числу основных задач относится изучение празднично-игровых традиций, социокультурное проектирование мероприятий праздников народного календаря, выявление и описание объектов нематериального культурного наследия совместно с Государственным центром русского фольклора и Государственным Российским домом народного творчества.

Социокультурное проектирование мероприятий осуществляется с привязкой к конкретным местам проведения в сотрудничестве с региональными учреждениями культуры и спорта и обязательным проведением обучающих семинаров для организаторов мероприятия.

Главным результатом рассмотренного проекта «Русские игры» стала выработка технологии актуализации культурного наследия русского народа, укрепления традиционных ценностей в обществе, противостоящих негативным культурным воздействиям и атомизации общества.


ЛИТЕРАТУРА

[1] Ахрамеев И.В., Колчев В.Ю. Игровые поединки: методическое пособие. М.: Концептуал, 2015.

[2] Горбунов Б.В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX – начала XX вв.: Ист.-этногр. исслед. М.: ИЭА РАН, 1997.

[3] Кыласов А.В., Тедорадзе А.С. Традиционные виды борьбы народов России: история и спортизация [Текст]. – М.: Фед-ция исконных забав и этноспорта России, 2013.

[4] Тедорадзе А.С. Русские рукопашные состязания как явление социальной истории аграрного общества. Тамбовская губерния, вторая половина XIX века — первая половина XX в. Тамбов: Сервис-Z, 2002.

© Кыласов А.В., 2017.

Статья поступила в редакцию 08.02.2017.

Кыласов Алексей Валерьевич,
кандидат культурологии,
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: kylasov@yandex.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2017/1

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/124.html

Наверх

Новости

  • 04.05.2024

    В Москве 30 октября – 1 ноября 2024 г. планируется провести VI Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурная идентичность в пространстве традиции и инновации». Конгресс представляет собой периодически проводимую встречу ведущих представителей научно-исследовательского, научно-образовательного и научно-просветительного сообществ, посвященную подведению текущих итогов развития современной российской культурологии, презентации действующих в ее рамках научных школ и направлений, выявлению «точек роста» и «зон риска» в русле отечественного и мирового культурного процесса, определению наиболее актуальных задач разработки всего комплекса наук о культуре, а также частных и смежных по отношению к ним предметных областей и научных дисциплин.

  • 04.05.2024

    Институт Наследия выпустил «Словарь основных терминов, относящихся к сфере государственной политики по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Составители – директор Института Наследия Владимир Аристархов и Алина Рауд.

  • 04.05.2024

    19 апреля в Институте Наследия состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 10-летию научно-просветительского проекта «Живое наследие памяти».

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru