Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

Кисляков П.А., Шмелева Е.А.

Православие – путь к духовной безопасности русского человека


Аннотация. В статье раскрывается необходимость использования традиций православной культуры и педагогики в духовно-нравственном становлении студентов. Описывается социально-образовательный проект, включающий обучение студентов истории православной педагогики, семинары «Слово Пастыря и Учителя» о традиционных православных ценностях, культурно-образовательные экскурсии по православным монастырям, волонтерские акции «Милосердие» для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Социально-образовательное проектирование позволяет сформировать у студентов социальную активность, общекультурные и профессиональные компетенции будущей педагогической деятельности в области духовно-нравственного развития школьников.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, будущий педагог, православная педагогика, духовная безопасность, проект.

Открыть PDF-файл


Для созидания духовно безопасной образовательной среды необходима подготовка будущих педагогов к сохранению и упрочению духовных и нравственных основ общества, зиждущихся на христианской традиции. Духовное и нравственное воспитание будущих педагогов на основе российских традиционных ценностей возможно за счет развития у них чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия; формирования нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; взаимодействию с русской православной церковью в сфере духовно-нравственного воспитания детей; содействия формированию позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях.

Поддержанный Международным грантовым конкурсом «Православная инициатива 2014-2015» социокультурный проект «Православие – путь к духовной безопасности русского человека и русского народа» направлен на создание условий для развития духовно-нравственной сферы будущих педагогов. Идея проекта состоит в том, что обеспечить духовную безопасность русского народа можно только в условиях воспитания подрастающего поколения на основе традиционных христианских ценностей, приобщаясь к православной культуре, русской классической педагогике [2].

Главной идей социально-образовательного проекта выступает утверждение о том, что путь к спасению русского народа лежит через православие, что обеспечить духовную безопасность русского человека и русского народа можно только в условиях воспитания подрастающего поколения на основе традиционных христианских ценностей, приобщаясь к православной куль- туре, впитывая нравственные идеи и постулаты, данные Самим Господом Богом. Традиции духовно-нравственного воспитания лежали в основе русской классической педагогики, и современная школа может реализовывать созидательный потенциал, только воспринимая и развивая эти незыблемые постулаты [2].

Изучение теоретических основ православной педагогики включает знакомство с понятием православной педагогики, педагогическими воззрениями святых отцов и учителей русской православной Церкви. Православная педагогика как основа русской классической педагогики рассматривает основные направления педагогических идей русских педагогов классиков (XIX – начала XX века), духовные основы нравственного воспитания в свете православного учения, роль православной Церкви как педагогического партнера и социального института в духовном просвещении и воспитании будущего поколения [4]. Методика духовно-нравственного воспитания и создания социальных проектов в свете православной педагогики в современных условиях включает освоение содержания, форм, методов и средств духовно-нравственного воспитания и религиозного просвещения, технологий социального проектирования в сфере духовно-нравственного воспитанию обучающихся и ценностей православной педагогики

Развитие духовной безопасности и духовно-нравственной сферы студентов осуществляются посредством внедрения технологий социального проектирования (в т.ч. волонтерства и добровольничества), этических бесед и моральных дискурсов. Спецкурс «Духовная безопасность человека и русского народа» включает темы угроз либерализма; традиционных семейных ценностей; геноцида русского народа; профилактики девиаций; информационно-психологической безопасности [4]. В рамках семинара «Слово Пастыря и Учителя» проводится обсуждение православных основ традиционных духовных и культурных ценностей; патриотизма и спасения русского человека; духовно-нравственного кодекса педагога; основ православной педагогики и педагогических воззрений отцов и учителей Русской Православной Церкви.

Социально-образовательное проектирование соотносится с понятием «социальная активность как устойчивым интегративным качеством, формирование которого происходит в процессе взаимодействия личности с социальной средой в социальной деятельности, освоения и использования на практике социального опыта и выступающее результатом социализации» [5]. При этом студента необходимо рассматривать с одной стороны в контексте предстоящей профессиональной деятельности, с другой – в контексте социально-психологической категории, к которой он принадлежит.

Социальная активность студентов как субъектов социокультурного проектирования достигается реализацией студенческих проектов, направленных на воспитательную работу с детьми по изучению православных традиций: Рождественский фестиваль, фестиваль «День семьи, любви и верности», Форум «Пасхальный сувенир», фестиваль словесности «Грамотей», посвященный Дню Наума-Грамотника. Проект предусматривает культурно-просветительские экскурсии по православным храмам и монастырям. Итогом выступает просветительский проект «Храм Божий в храме науки (на примере Храма Александра Невского при Шуйском филиале ИвГУ)», посвященный знакомству студентов с историей Церкви, традициями православной педагогики.

Проектная деятельность в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования выступает неотъемлемым компонентом образовательных программ в качестве одного из основных видов профессиональной деятельности. Поэтому включение студентов в проектную деятельность в период обучения в вузе мы рассматриваем одновременно как цель и средство формирования профессиональных компетенций выпускников [3,6]. С учетом целей и задач подготовки педагога содержание педагогического образования должно быть направлено на развитие духовно-нравственной сферы студентов в процессе их личностно-профессионального становления.


ЛИТЕРАТУРА

[1] Иванова Г.П., Шакирова Э.Ф. Педагогические условия формирования социально активной личности студента // Акмеология. 2012. №3. С. 51-55.

[2] Кисляков П.А. Православная педагогика как средство обеспечения духовной безопасности// Научный поиск. 2015. № 2.1. С. 39-42.

[3] Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога // Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал. 2015. №10. С.163- 169.

[4] Православие – путь к духовной безопасности русского человека и русского народа // Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Мальцева Л.Д., Джишкариани Т.Д. - Шуя, 2015.

[5] Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога: метод.пособие. Под ред. П.А.Кислякова, Е.А.Шмелевой. – Шуя, 2016.

[6] Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Компетенции инновационной деятельности будущих педагогов: от национальной стратегии к практике формирования в вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. №12. С. 43-47.

© Кисляков П.А., Шмелева Е.А., 2017.

Статья поступила в редакцию 10.04.2017.

Кисляков Павел Александрович,
доктор психологических наук, профессор,
Российский государственный социальный университет (Москва),
e-mail: pack.81@mail.ru

Шмелева Елена Александровна,
доктор психологических наук,
заместитель директора по научной работе,
Шуйский филиал Ивановского государственного университета (Шуя),
e-mail: noc_sspu@mail.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2017/2(9)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/134.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru