Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/1(36)

спецвыпуск


ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

Материалы исследований


Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.

Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.

Гизей Ю.Ю.

Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия

Горяев В.С.

Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»

Ковтун И.В.

Нижнетомский очаг наскального искусства

Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.

Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы

Москвина Е.А.

История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса

Орлова Е.А.

Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»

Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.

Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений

Селецкий М.В., Соколов П.Г.

Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа

Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.

Географические и флористические особенности бассейна реки Томь


Опубликован 15.03.2024 г.


Архив

Лепехин В.А.

Взаимосвязь сущностей российской цивилизации и ее ценностей

Аннотация. В статье рассматриваются основные методологические проблемы исследования и формирования системы духовно-нравственных ценностей российской цивилизации. Автор акцентирует внимание на актуальности изучения аксиологической проблематики в условиях разворачивающейся против России гибридной цивилизационной войны, отмечая особое место в системе цивилизационных ценностей России христианских и православных ценностей и исключительную роль в ее формировании Всемирного русского народного собора.

Ключевые слова: российская цивилизация, цивилизационные ценности, ценностная матрица, российский народ, русский этнос, православные ценности, цивилизационный архетип, сущности российской цивилизации, сущностные признаки, традиционные ценности, конкурентные цивилизации.

Открыть PDF-файл


Нарастающее противостояние ведущих геополитических игроков (Евросоюза, США, России и Китая) и их борьба за транснациональные рынки сопровождаются сегодня не только столкновением различных идеологических доктрин, но и противоборством ценностных систем.

В таком контексте Россия столкнулась с жесткими атаками со стороны конкурентных цивилизаций, трансформирующимися во все более масштабную межцивилизационную войну, когда в противостоянии участвуют не только государства или даже союзы государств (коалиции): фронты цивилизационных войн часто не совпадают с государственными границами и проходят по некоторым странам и народам, раскалывая их по ценностному признаку.

Наша страна тоже расколота на сторонников навязываемых России так называемых западных ценностей, выдаваемых за ценности свободы и прогресса, и приверженцев органичных для нашей цивилизации традиционных ценностей, связанных с ценностями защиты и укрепления национального суверенитета РФ. Отсюда – растущее стремление граждан России к тому, чтобы разобраться в своем ценностно-нравственном коде и понять, какие конкретно моральные нормы и духовные факторы позволят нашей стране выжить в условиях нарастания внешних угроз, а также могут стать основаниями для ее конкурентного развития.

В исследовании нравственного кода нашего народа и выявлении ключевых элементов оптимальной для него ценностной системы следует иметь в виду, что познание данного феномена необходимо начать с определения содержания самого понятия «нравственные ценности».

О каких конкретно ценностях идет речь применительно к исторической России, как стране-цивилизации и к России современной? Политики и эксперты оперируют сегодня такими категориями, обозначающими масштаб аксиологических матриц, как «общечеловеческие (планетарные, глобальные) ценности», «христианские ценности», «православные ценности», «цивилизационные ценности», «национальные ценности» и проч. Но очевидно, что общечеловеческие ценности не сводятся к христианским ценностям, как бы христиане на это ни претендовали. В свою очередь, православные ценности и христианские ценности – не тождество уже потому, что внутри христианской морали имеются десятки самых разных ее версий, и православная этика существенно отличается, к примеру, от этики англиканской церкви, лютеран или даже католиков.

Не секрет, что десять заповедей Ветхого завета и, особенно, содержание новозаветной Нагорной проповеди толкуются по-разному в различных христианских конфессиях. И еще больше различаются в них церковная практика, цели миссионерства и характер служения Богу и людям.

С нашей точки зрения, нравственные ценности, например российских мусульман, сегодня намного ближе православным, чем этика некоторых христианских церквей, адаптирующаяся к современным потребительским целям и стандартам.

Рискну утверждать также, что не являются тождеством даже такие понятия, как «христианские ценности» и «библейские ценности», ибо второе понятие объемнее. Да и в самой Православной церкви, в некоторых ее автокефалиях и неканонических юрисдикциях наблюдается эрозия традиционных ценностей и канонов.

Вывод: говоря о России и присущей ей конкретной ценностной системе, мы должны иметь в виду, в первую очередь, этику Русской православной церкви, взяв ее постулаты за основу названной системы, после чего следует осуществить анализ того, какие ценности и каких традиционных для РФ религий присущи российской цивилизации (РЦ).

Квалифицированным исследователям необходимо четко различать все названные выше понятия, а также отличать национальные ценности от цивилизационных, цивилизационные – от глобальных и глобалистских, православные от христианских, религиозные ценности – от светских, российские – от антироссийских и т.д.

Следует также иметь в виду, что если мы говорим о современной России, то в ней исторически существовали, существуют и сегодня не только различные конфессиональные ценностные системы, но и феномены, обозначаемые категориями «национальные ценности» и «цивилизационные ценности». При этом наиболее емким и операбельным, в силу, прежде всего, его соборности, представляется нам понятие «цивилизационные ценности», определяющее содержание и сущности ценностной системы российской цивилизации.

Эта система вмещает в себя и православные ценности, выступающие в качестве базового элемента российской ценностной матрицы, и некоторые светские ценности, тоже являющиеся основаниями российского «культурно-исторического типа» и соответствующих ему идентичностей. Остается только понять состав и иерархию всех этих элементов и оснований.

Российская цивилизационная аксиология подразумевает соотнесение этики Русской православной церкви с духовно-нравственными паттернами соответствующих (российских) версий ислама и буддизма и предполагает включение в ценностную матрицу российской цивилизации нравственных установок основных российских этносов: в первую очередь, русского этноса (как стержневого элемента многонационального российского народа), а также различных локальных цивилизационностей: поволжской, сибирской, дальневосточной, северной-заполярной, кавказской, саяно-алтайской, уральской.

Основой православной этики являются, несомненно, десять ветхозаветных заповедей Моисея (Декалог) и евангельские заповеди Христа (новозаветная Нагорная проповедь). И это, разумеется, константа цивилизационной ценностной системы современной России, которая, однако, требует соответствующих дефинизации, классификации и иерархизации с учетом требований формальной логики и особенностей современного момента в России и в мире. Нужно понимать, что изложенные в Священном писании ценности за две тысячи лет мировой истории частично вышли на уровень универсальных, общечеловеческих, частично – сохранились в качестве незыблемых собственно внутрицерковных в ряде христианских конфессий, частично – укоренились в качестве базовых социокультурных паттернов именно в православии, в том числе в Русской православной церкви.

Одна из интерпретаций ценностной системы РЦ утверждена XV Всемирным русским народным собором, состоявшимся 25-26 мая 2011 года. [1]

Собор на тему «Базисные ценности – основа единства народов» принял документ под названием «Базисные ценности – основа национальной идентичности», в котором перечислены 16 базисных ценностей, являющихся больше общечеловеческими, чем христианскими, и больше христианскими, чем собственно православными или же российскими.

Тем не менее, предложенная трактовка Декалога не просто имеет право на существование. Она вполне отвечает требованиям Базиса – той общехристианской основы национальной и цивилизационной идентичности граждан России, в которой по мере обсуждения названного документа ВРНС выявляются конкретные приоритетные элементы. Например, справедливость, совестливость, солидарность, самоограничение и семья – элементы, представляющие собой фактическое ядро российской цивилизационной аксиологии.

Декалог в версии ВРНС, равно как и различные документы РПЦ, касающиеся духовно-нравственной основы России как страны-цивилизации – не рядовые документы. Это мировоззренческая и концептуально-методологическая основа формирующейся сегодня ценностной матрицы российского народа, являющейся ответом на вызовы времени. Разумеется, эти документы требуют своего продвижения в самых разных аудиториях и средах, но нужно понимать, что тот же Декалог ВРНС, представляя собой совокупность базовых ценностей РЦ, не является пока что целостной и завершенной системой этих ценностей. Так, один из вопросов, возникающих у отечественных ученых и экспертов (специализирующихся на практической аксиологии) в процессе выявления структуры российской цивилизационной ценностной системы, состоит в том, какие светские ценности – помимо собственно христианских – могли бы дополнительно войти как в число базовых, так и в число дополнительных элементов названной системы.

Ответ, как мы полагаем, кроется в анализе истории российской цивилизации с момента ее зарождения и до нынешнего времени и всех ее характеристик, касающихся не только духовной или социокультурной сфер, но также ее географии, доминирующих экономических укладов и определяемых ими образов жизни, антропологических особенностей и стереотипов поведения людей.

Одним из важных дополнительных – к базисным ценностям – элементов российской цивилизационной этносистемы мы видим несколько паттернов, касающихся такого, к примеру, феномена, как «развитие». Совершенно очевидно, что при всей нацеленности имманентной русско-православной этики на сохранение и укрепление традиционного для РЦ духовно-нравственного кода, именно сегодня было бы неосмотрительно игнорировать ценность развития.

В советское время в рамках российской цивилизации (принявшей на тот момент времени форму советской квазицивилизации) в период индустриализации страны и ее последующего экономического развития сформировался такой паттерн, как «приверженность научно-техническому прогрессу». Полагаю, что эта ценность должна войти в число базовых ценностей РЦ, тем более что более чем уважительное отношение граждан РФ и российской власти к науке и НТП в целом согласуется с приверженностью русских и православных людей к правде, а вошедший уже в плоть и кровь россиян технократизм органичен такой ценности цивилизационной модели экономики РФ, как «созидательность» (см. ниже).

Еще один важный цивилизационный паттерн Руси-России, имеющий своими источниками православную общежитийность (киновию) и крестьянскую общину, обозначаемый автором таким понятием, как «солидарность», претерпел определенную эволюцию в период так называемой советской коллективизации и разного рода обобществлений. Разумеется, и он должен войти в новый «светский декалог» как категория с множеством сущностных и уникальных характеристик российского цивилизационного архетипа.

Все эти особенности ценностной матрицы российской цивилизации в ее архетипической статике и уникальной исторической динамике исследует Экспертный центр Всемирного русского народного собора, публикуя результаты своих разработок в научных изданиях, в прессе и в специальных монографиях [2].

Автор этих строк в ряде научных и публицистических публикаций подробно описал наиболее характерные признаки российской цивилизации, сформировавшиеся в различные периоды истории Руси, Московского царства, Российской империи, СССР и современной России [3] и классифицировал их, взяв за основу такой критерий, как «сущностные признаки».

С нашей точки зрения, сущностными признаками любой цивилизации являются наиболее устойчивые, долгосрочные и имманентные признаки, определяющие ее «культурно-исторический тип» и цивилизационный код.

Именно такие признаки являются ключевыми основаниями ценностной матрицы той или иной цивилизации и предпосылками трансформации этих оснований в ее базисные ценности.

Разумеется, у понятия «сущностный» нет количественного показателя (сущностными признаками РЦ можно считать 5, 10, 15 и более паттернов), однако если взять за основу основные сферы жизнедеятельности (экономику, духовную и социальную сферы, культуру, политику и т.п.), то можно будет остановиться на 8-10 ключевых сферах, ценностная аутентичность, уникальность и самобытность РЦ в которых можно будет обозначить каким-либо наиболее адекватным обобщенным термином (см. таблицу).

2018-2 Лепехин

Таков предлагаемый нами «светский Декалог» российской цивилизации, в котором, тем не менее, есть место Декалогу христианскому: в позициях 1, 2, 3, 7, 8, 9 светские ценности РЦ в полном объеме взаимопереплетаются с ценностями христианского мира, зафиксированными в официальных документах ВРНС и РПЦ.

Отмечу, что каждая из позиций в столбце 3, имеет свои расшифровки. К примеру, в п.1 вслед за святостью можно взять такой паттерн «Базисных ценностей», как «вера», в п.2 – «достоинство», «честность» и «правда», в п.3 – «милосердие», в п.4 – «благо человека» и «любовь к ближнему», в п.5 – «национальные традиции», в п.6 – «трудолюбие» и «приверженность НТП», в п.7 – «жертвенность» и «нестяжание», в п.8 – «духовное развитие», а в п.10 – «патриотизм», «мир» и «ненасильственность».

Наконец, обоснование выдвижения на первый план того или иного сущностного признака в каждой из сфер жизнедеятельности россиян (например, созидательности российской экономической модели или же ненасильственности как принципа ее внешней политики) имеют самое развернутое обоснование, изложенное автором этих строк, в частности, в диссертационной работе на тему «Антропологический подход в изучении проблемы сущностных признаков российской цивилизации» [4].


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Базисные ценности – основа единства народов : XV Всемирный русский народный собор 25-26.05.2011 [Электронный ресурс]. – URL: https://vrns.ru/documents/68/1031 (дата обращения: 12.04.2018).

[2] Рудаков А.Б., Тимаков В.В. Солидарное общество // Русская программа: формула и цель нашей цивилизации. – Тула: Аквариус, 2015. – 160 с.; Лепехин В.А. Солидарная цивилизация – главный российский тренд [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/zinoviev_club/20150528/1066937714.html (дата обращения: 12.04.2018).

[3] Лепехин В.А. Цивилизационные ценности как основа суверенитета российской цивилизации [Электронный ресурс]. – URL:https://vrns.ru/united-society/4715(дата обращения: 12.04.2018); см. также: Лепехин В.А. Солидарная цивилизация – главный российский тренд...

[4] Лепехин В.А. Антропологический подход в изучении проблемы сущностных признаков российской цивилизации: дисc… канд. филос. наук: 09.00.13. – М.: МГУ, 2015. – 193 с.

© В.А. Лепехин, 2018.

Статья поступила в редакцию 10.04.2018.

Лепехин Владимир Анатольевич,

директор Института ЕАЭС,

руководитель Дискуссионного клуба Всемирного Русского Народного Собора (Москва)

Опубликовано:Журнал Института Наследия, 2018/2(13)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/210.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru