2024/1(36)
спецвыпуск
ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА
Материалы исследований
Аболонкова И.В.,
Заятдинов Д.Ф.,
Новокрещенова К.Ю., Юдникова А.Е., Райко Г.В.
Опыт геомеханического мониторинга Томской писаницы в 2022–2023 гг.
Перспективы номинирования наскального искусства Томи
в Список объектов Всемирного наследия
Музей-заповедник «Томская Писаница»: возвращение от «культурологического музея» к «хранилищу объектов культурного наследия»
Нижнетомский очаг наскального искусства
Моор Н.Н., Аболонкова И.В., Горяев В.С., Селецкий М.В., Онищенко С.С.
Предварительные результаты исследования археологического контекста Томской писаницы
История сохранения и музеефикации писаниц на Томи
по документам Государственного архива Кузбасса
Старинные русские сёла и деревни предполагаемого достопримечательного места «Наскальное искусство р. Томь»
Сазанова К.В.,
Зеленская М.С., Власов Д.Ю.
Методические подходы к защите археологических памятников Притомья от биологических повреждений
Каменная индустрия памятника Писаная I: предварительные результаты технико-типологического анализа
Шереметова С.А.,
Шереметов Р.Т.
Географические и флористические особенности бассейна реки Томь
Опубликован 15.03.2024 г.
Архив
Отто В.А.
Турагентский бизнес в России под угрозой: сложности выездного туризма на примере закрытия компании «Полар Тур»
Аннотация. В статье изложен ряд проблем на выездном туристическом рынке в России и намечены пути к выходу из данного кризиса. За основу анализа данного кризиса взята информация из туристических профессиональных новостных публикаций, личного опыта, а также опыт работы коллег из туристических агентств. Четкая структуризация проблем в развитии выездного туристического бизнеса в России позволяет увидеть все недостатки и определить ряд необходимых шагов для решения данной проблемы.
Ключевые слова: выездной туризм, Россия, туризм, туроператоры, турагентства, Полар Тур, закон о туристской деятельности, турпакет, государственные гарантии.
Лето 2018 г. в России запомнилось волной закрытия туроператорских компаний и центров бронирования. Это повлекло множество проблем, пострадало огромное количество туристов и туристических агентств. Ситуация с закрытием туристической компании «Полар Тур» и других туркомпаний в России очень негативно отразилась на выездном туристическом рынке: многим турагентам, во избежание судебных тяжб, ничего не оставалось делать, кроме как вносить за туристов свои личные деньги, взятые в кредит, только чтобы туристы уехали в свои путешествия. В этой ситуации пострадавшими оказалось огромное число людей с обеих сторон: как туристы, так и организаторы туров: последних, по данным инициативной группы, оказалось около 400 всей по России, а это многомиллионный ущерб.
Все эти действия заставили задуматься о положении, в котором оказался отечественный бизнеса по выездному туризму. Оценка ситуации позволяет сформулировать вопросы, ответы на которые необходимо найти в ближайшее время во избежание подобных ситуаций в будущем, а именно:
- почему в государстве нет схемы защиты малого бизнеса в лице турагентств?
- для чего создали Росстуризм и другие организации и ведомства в сфере туризма?
- куда и, главное, на что уходят деньги налогоплательщиков?
- как туроператор и турагентство могут одинаково разделять ответственность за туристские услуги, которые предоставляет туроператор?
На последнем вопросе следует остановиться особо. Турагентства всегда были и остаются посредниками между туроператорами и туристами. Так какая же может быть одинаковая ответственность турагента и туроператора, если комиссия турагентства с тура составляет от 5 до 10% (многие операторы остановились на отметке 7%)!
Турагентства вынуждены были работать с центрами бронирования, такими как «Полар Тур», которые заявляли, что за счет больших объемов продаж онимогли предоставлять на туристический рынок продукты по цене ниже, чем у туроператоров. При этом практика показывала, что туристы сами находили эти цены и наотрез отказывались покупать турпродукт, который был дороже (через прямой контракт с туроператором). Турагентства вынуждены были продавать туры через «Полар Тур», чтобы выживать и, между прочим, платить налоги государству. Туроператоры, пользуясь определенной поддержкой, создали таких монстров, как «Полар», и дали им возможность работать на туристическом рынке РФ.
Кроме всего вышеизложенного, существует консолидированная позиция организаций, таких как Ростуризм, Турпомощь, а также юристов, согласно которой финансовые потери туристов обязаны возмещать турагентства. Конечно, закон защиты прав потребителей в 99% случаев позволяет туристам выигрывать в судах такие дела, и турагентства в таких случаях несут финансовые потери. Но это ведь не только суммы возмещения туристам, в том числе морального ущерба: тут еще и госпошлины, судебные издержки, штрафы за неурегулирование дела в досудебном порядке и т.д. В таком случае потери турагентств возрастают многократно.
Сделав турагентства «стрелочниками» в данной ситуации, идет уничтожение целого класса малых предпринимателей в туриндустрии. Напомню, турагентства сами создали свои рабочие места, они не сидятна бюджетной игле, они платят налоги в бюджет, в ПФР и др. фонды, откуда те же бюджетникиполучают свои зарплаты. Турагенты кормят свои семьи. Необходимо остановить бесконтрольное продолжение работы туроператоров с их серыми и сомнительными схемами, выводом многомиллионных денежных средств на зарубежные счета, обворовыванием и одурачиванием населения Российской Федерации и т.д. Так же необходимо более тщательно контролировать работу компаний с иностранным капиталом.
Для стабильного развития выездного туризма в России нужны реальные шаги, которые помогут найти решения в сложившейся тревожной, если не сказать угрожающей с точки зрения перспектив, ситуации. Это также поможет предотвратить совершение новых ошибок.
Во-первых, необходимо помочь пострадавшим турагентствам получить свои деньги обратно через суд или в досудебном порядке от виновных в махинациях и хищениях в особо крупных размерах у турагентств. В частности, все деньги, украденные «Поларом» и их компаньонами-туроператорами, должны быть возвращены пострадавшим турагентствам.
Во-вторых, необходимо принять закон, обязывающий туроператоров в 2-дневный срок предоставлять документ об оплате всех туристских услуг, входящих в турпакет. Не стоит ссылаться в этом вопросе на опыт западных странах: их система туризма нам не подходит. На практике это означает одно: либо зарубежные компании идут нам на уступки и начинают работать по нашим правилам, либо они теряют турпотоки в свои страны и несут многомиллионные убытки.
В-третьих, необходимо привлекать к участию в работе Ростуризма и Минэкономразвития знающих туристскую сферу людей, которые имеют практический опыт работы и взаимодействия при реализации туристских продуктов и могли бы конструктивно и оперативно вмешиваться в ситуацию.
В-четвертых, необходимо оставить нескольких туроператоров (после определенной проверки), объединив их в отделы одного государственного туроператора с государственной гарантией качества и страхованием каждой поездки. А после создания одного государственного туроператора логично было бы создание сети государственных турагентств по всей России. После реализации этих предложений можно будет с большей уверенностью говорить о развитии туризма – внутреннего и выездного – более быстрыми темпами, предоставляя достойное качество по приемлемым ценам в первую очередь для граждан РФ.
И, наконец, уже давно пора четко проработать закон о туристской деятельности: не дополнить его, а, наоборот, максимально обновить с учетом всех нововведений в туристической отрасли и смены приоритетов в государственной туристской политике. В данный момент в законе очень много пробелов и недостатков, отрицательно сказывающихся на работе турагентов. Для обновления закона о туристской деятельности необходимо привлекать не только туроператорское лобби в лице Ассоциации туроператоров (АТОР) [1], но и представителей туристической отрасли из числа турагентов и их объединений, таких как Альянс Туристических Агентств (АТА) [2]. Заметим при этом, что АТОР настойчиво позиционирует себя как Ассоциации туроператоров России, хотя в Уставе слово «Россия» отсутствует [3], т.к. использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В завершение хочется отметить, что возвращение к прошлому (создание единого государственного туроператора) поможет развить выездной, въездной и внутренний туризм в России. Это даст необходимые рабочие места, вернет стабильность и уверенность в завтрашнем дне для работников туризма, не позволит мошенникам строить свои серые схемы и выводить денежные средства за рубеж, а бюджет РФ получит дополнительные деньги от налогоплательщиков. Ведь самое главное – создать все условия для развития туризма и малого бизнеса в целом.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/099286a716a29a
9c8d876a95d3e7dbb9911ab567/ (дата обращения: 10.03.2017).
[2] Официальный сайт Альянса Туристических Агентств. – URL: http://www.atarussia.ru
[3] Официальный сайт Альянса Туристической операторов. – URL: http://www.atorus.ru/ator/doc/regulations.html
© Отто В.А., 2019.
Материал поступил в редакцию 10.02.2019.
Отто Виктория Артуровна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия им. Д. С. Лихачева (Москва),
старший преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма,
Московский гуманитарный университет (Москва),
генеральный директор «Виктори-Тур» (Москва),
e-mail: victory_tour@mail.ru
Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2019/1(16)
Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/273.html
Новости
-
31.03.2024
Ужасная трагедия произошла 22 марта в концертном зале ” Крокус Сити Холл”.
Нет таких слов, которыми можно выразить всю боль и чудовищность произошедшего.
-
16.03.2024
Весной 2024 г. Институт Наследия опубликовал в электронном виде книгу «Современные процессы наследования культуры в контексте российской цивилизационной альтернативы». Автор фундаментального исследования – руководитель отдела наследования культуры Института, кандидат философских наук Ю.А.Закунов.
-
16.03.2024
В Институте Наследия подготовлено и издано научное исследование «Культурологическая парадигма в наследии Н.Н.Страхова: идеалы и внутренние кризисы культуры». Автор - руководитель Центра наследования русской культуры, доктор филологических наук, К.А.Кокшенёва.