Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2019/1(16)


СОДЕРЖАНИЕ


Теоретические исследования

Гусев С.В., Загорулько А.В.

Археологическое наследие в составе достопримечательного места: введение в проблему


Исторические исследования

Ларионцев М.М.

Болгарский архив академика Д.С.Лихачёва


Прикладные исследования

Кашина Е.А., Окороков А.В.

Ископаемые долбленые лодки из Лискинского района Воронежской области

Тепляков В.В.

Плавник и остатки судов на побережье Новой Земли


Проблемы сохранения наследия

Кармов Т.М., Буторин Д.А.

Международные организации в сфере сохранения Всемирного культурного наследия в условиях вооруженного конфликта в Сирийской Арабской Республике в 2011-2017 гг.


Освоение наследия

Отто В.А.

Турагентский бизнес в России под угрозой: сложности выездного туризма на примере закрытия компании «Полар Тур»


Документы

Резолюция круглого стола «Реконструкция традиционного судостроения и судоходства в России» (Москва, 19.02.2019 г.)

Архив

Отто В.А.

Турагентский бизнес в России под угрозой: сложности выездного туризма на примере закрытия компании «Полар Тур»

Аннотация. В статье изложен ряд проблем на выездном туристическом рынке в России и намечены пути к выходу из данного кризиса. За основу анализа данного кризиса взята информация из туристических профессиональных новостных публикаций, личного опыта, а также опыт работы коллег из туристических агентств. Четкая структуризация проблем в развитии выездного туристического бизнеса в России позволяет увидеть все недостатки и определить ряд необходимых шагов для решения данной проблемы.

Ключевые слова: выездной туризм, Россия, туризм, туроператоры, турагентства, Полар Тур, закон о туристской деятельности, турпакет, государственные гарантии.

Открыть PDF-файл

Лето 2018 г. в России запомнилось волной закрытия туроператорских компаний и центров бронирования. Это повлекло множество проблем, пострадало огромное количество туристов и туристических агентств. Ситуация с закрытием туристической компании «Полар Тур» и других туркомпаний в России очень негативно отразилась на выездном туристическом рынке: многим турагентам, во избежание судебных тяжб, ничего не оставалось делать, кроме как вносить за туристов свои личные деньги, взятые в кредит, только чтобы туристы уехали в свои путешествия. В этой ситуации пострадавшими оказалось огромное число людей с обеих сторон: как туристы, так и организаторы туров: последних, по данным инициативной группы, оказалось около 400 всей по России, а это многомиллионный ущерб.

Все эти действия заставили задуматься о положении, в котором оказался отечественный бизнеса по выездному туризму. Оценка ситуации позволяет сформулировать вопросы, ответы на которые необходимо найти в ближайшее время во избежание подобных ситуаций в будущем, а именно:

- почему в государстве нет схемы защиты малого бизнеса в лице турагентств?

- для чего создали Росстуризм и другие организации и ведомства в сфере туризма?

- куда и, главное, на что уходят деньги налогоплательщиков?

- как туроператор и турагентство могут одинаково разделять ответственность за туристские услуги, которые предоставляет туроператор?

На последнем вопросе следует остановиться особо. Турагентства всегда были и остаются посредниками между туроператорами и туристами. Так какая же может быть одинаковая ответственность турагента и туроператора, если комиссия турагентства с тура составляет от 5 до 10% (многие операторы остановились на отметке 7%)!

Турагентства вынуждены были работать с центрами бронирования, такими как «Полар Тур», которые заявляли, что за счет больших объемов продаж онимогли предоставлять на туристический рынок продукты по цене ниже, чем у туроператоров. При этом практика показывала, что туристы сами находили эти цены и наотрез отказывались покупать турпродукт, который был дороже (через прямой контракт с туроператором). Турагентства вынуждены были продавать туры через «Полар Тур», чтобы выживать и, между прочим, платить налоги государству. Туроператоры, пользуясь определенной поддержкой, создали таких монстров, как «Полар», и дали им возможность работать на туристическом рынке РФ.

Кроме всего вышеизложенного, существует консолидированная позиция организаций, таких как Ростуризм, Турпомощь, а также юристов, согласно которой финансовые потери туристов обязаны возмещать турагентства. Конечно, закон защиты прав потребителей в 99% случаев позволяет туристам выигрывать в судах такие дела, и турагентства в таких случаях несут финансовые потери. Но это ведь не только суммы возмещения туристам, в том числе морального ущерба: тут еще и госпошлины, судебные издержки, штрафы за неурегулирование дела в досудебном порядке и т.д. В таком случае потери турагентств возрастают многократно.

Сделав турагентства «стрелочниками» в данной ситуации, идет уничтожение целого класса малых предпринимателей в туриндустрии. Напомню, турагентства сами создали свои рабочие места, они не сидятна бюджетной игле, они платят налоги в бюджет, в ПФР и др. фонды, откуда те же бюджетникиполучают свои зарплаты. Турагенты кормят свои семьи. Необходимо остановить бесконтрольное продолжение работы туроператоров с их серыми и сомнительными схемами, выводом многомиллионных денежных средств на зарубежные счета, обворовыванием и одурачиванием населения Российской Федерации и т.д. Так же необходимо более тщательно контролировать работу компаний с иностранным капиталом.

Для стабильного развития выездного туризма в России нужны реальные шаги, которые помогут найти решения в сложившейся тревожной, если не сказать угрожающей с точки зрения перспектив, ситуации. Это также поможет предотвратить совершение новых ошибок.

Во-первых, необходимо помочь пострадавшим турагентствам получить свои деньги обратно через суд или в досудебном порядке от виновных в махинациях и хищениях в особо крупных размерах у турагентств. В частности, все деньги, украденные «Поларом» и их компаньонами-туроператорами, должны быть возвращены пострадавшим турагентствам.

Во-вторых, необходимо принять закон, обязывающий туроператоров в 2-дневный срок предоставлять документ об оплате всех туристских услуг, входящих в турпакет. Не стоит ссылаться в этом вопросе на опыт западных странах: их система туризма нам не подходит. На практике это означает одно: либо зарубежные компании идут нам на уступки и начинают работать по нашим правилам, либо они теряют турпотоки в свои страны и несут многомиллионные убытки.

В-третьих, необходимо привлекать к участию в работе Ростуризма и Минэкономразвития знающих туристскую сферу людей, которые имеют практический опыт работы и взаимодействия при реализации туристских продуктов и могли бы конструктивно и оперативно вмешиваться в ситуацию.

В-четвертых, необходимо оставить нескольких туроператоров (после определенной проверки), объединив их в отделы одного государственного туроператора с государственной гарантией качества и страхованием каждой поездки. А после создания одного государственного туроператора логично было бы создание сети государственных турагентств по всей России. После реализации этих предложений можно будет с большей уверенностью говорить о развитии туризма – внутреннего и выездного – более быстрыми темпами, предоставляя достойное качество по приемлемым ценам в первую очередь для граждан РФ.

И, наконец, уже давно пора четко проработать закон о туристской деятельности: не дополнить его, а, наоборот, максимально обновить с учетом всех нововведений в туристической отрасли и смены приоритетов в государственной туристской политике. В данный момент в законе очень много пробелов и недостатков, отрицательно сказывающихся на работе турагентов. Для обновления закона о туристской деятельности необходимо привлекать не только туроператорское лобби в лице Ассоциации туроператоров (АТОР) [1], но и представителей туристической отрасли из числа турагентов и их объединений, таких как Альянс Туристических Агентств (АТА) [2]. Заметим при этом, что АТОР настойчиво позиционирует себя как Ассоциации туроператоров России, хотя в Уставе слово «Россия» отсутствует [3], т.к. использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В завершение хочется отметить, что возвращение к прошлому (создание единого государственного туроператора) поможет развить выездной, въездной и внутренний туризм в России. Это даст необходимые рабочие места, вернет стабильность и уверенность в завтрашнем дне для работников туризма, не позволит мошенникам строить свои серые схемы и выводить денежные средства за рубеж, а бюджет РФ получит дополнительные деньги от налогоплательщиков. Ведь самое главное – создать все условия для развития туризма и малого бизнеса в целом.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/099286a716a29a
9c8d876a95d3e7dbb9911ab567/ (дата обращения: 10.03.2017).

[2] Официальный сайт Альянса Туристических Агентств. – URL: http://www.atarussia.ru

[3] Официальный сайт Альянса Туристической операторов. – URL: http://www.atorus.ru/ator/doc/regulations.html

© Отто В.А., 2019.

Материал поступил в редакцию 10.02.2019.

Отто Виктория Артуровна,
аспирант,
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия им. Д. С. Лихачева (Москва),
старший преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма,
Московский гуманитарный университет (Москва),
генеральный директор «Виктори-Тур» (Москва),
e-mail: victory_tour@mail.ru

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2019/1(16)

Постоянный адрес статьи: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/273.html

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru