Войти | Регистрация | Забыли пароль? | Обратная связь

2024/4(39)

Содержание


Теоретические исследования

Путрик Ю.С.

Роль объектов культурного наследия и туризма как фактора культурного суверенитета


Исторические исследования

Ченцов А.С.

Создание и функционирование пенитенциарной системы
на территории Калининградской области в 1945–1949 гг.


Прикладные исследования

Горлова И.И., Бычкова О.И.

Реализация культурно-образовательного потенциала культурной политики в рамках образовательных систем


Марушина Н.В.

Определение структуры и границ выдающейся универсальной ценности объекта градостроительного наследия
(на примере Санкт-Петербурга)


Романова Д.Я.

Семья и род в историко-культурном наследии края


Скороход А.А.

Исследование картин датских художников-маринистов Карла и Вильгельма Билле в Отделе научной экспертизы ГОСНИИР


Освоение наследия

Филин П.А.

Основные итоги экспедиции Министерства обороны Российской Федерации и Русского географического общества по обследованию Северного острова архипелага Новая Земля в 2024 г.


Родионова В.А.,
Адамовская П.О.

Российский опыт третьего цикла периодической отчётности системы всемирного наследия


Рыбак К.Е.

К проблеме обнаружения
и коллекционирования археологических предметов


Проблемы сохранения наследия

Наумов В.Б.

Вопросы социальной кооперации при цифровом сохранении культурного наследия


Музееведение

Слесарчук, В.А.

Эхо Крымской войны: сувениры «Память Севастополя»
в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника


Отечественное наследие
за рубежом

Ельчанинов А.И.

Индийский океан. Русские географические названия
как объекты нематериального культурного наследия


Сенин А.П.

Некрологи журнала «Часовой» (1929–1988 гг.) – отражение истории Белой эмиграции


Научная жизнь

Житенёв С.Ю.

Валерий Николаевич Расторгуев как деятель культуры и культуролог




Опубликован 12.11.2024 г.


Архив

Объекты – кандидаты на включение в Список всемирного наследия

Дивногорье

Номинируемый объект «Природно-культурный комплекс Дивногорье» расположен на юге России, в Воронежской области, в междуречной долине рек Дона и Тихой Сосны, на высоком мысу, прорезанном оврагами.

2019-2 Уникальность Дивногорья – в его ландшафтной многоплановости, гармоничном взаимодействии человека и природы.

Основной природной особенностью Дивногорья является наличие меловых останцев, называемых «Дивами». Эти останцы являются пейзажными доминантами, образуют чёткие ближние планы при обзоре горизонта долины.

С культурной точки зрения эта территория представляет собой место продолжительного взаимодействия человека и природы, где сохранились примеры жизни человека на этой земле в разных временных отрезках.

Наиболее ранние археологические памятники на этой территории датируются поздним палеолитом (14-13 тыс. лет), и представлены местом захоронения древних лошадей – пример традиционной первобытной загонной охоты. Следующие, более поздние археологические объекты, представлены поселениями эпохи мезолита, неолита и эпохи бронзы.

И завершает археологическую хронологию «Маяцкий археологический комплекс» – пример хазарского укрепленного поселения IX – нач. X в. Это пример наиболее хорошо сохранившегося и детально исследованного в мировой практике памятника Хазарского каганата.

Объект «Природно-культурный комплекс Дивногорье» номинируется по критериям (ii), (iv), (v) и (vi).

Пример тысячелетнего взаимодействия человека и природы, место взаимного культурного обмена и расселения народов.

2019-2Пример богатого культурного ландшафта – соединение археологических, природных объектов, отражающих историю этой территории.

Пример удивительной традиции пещерокопательства, распространённой на этой территории в XVIII-XIX вв. среди монахов и мирян, стремящихся к молитвенному подвигу. Находящиеся в этих пещерах храмы до сих пор сохраняют свое высокое духовное значение и используются для проведения богослужений.

Пример территории, обживаемой человеком тысячелетия, где природные особенности территории использовались для охоты, создания крепостей и поселений, реализации религиозных практик. Стоянка времен верхнее палеолита является примером традиционной первобытной загонной охоты, а пещерные комплексы представляют в православии знаковую традицию пещерокопательства, оказавшую значительное влияние на культуру европейского региона.

Вся территория номинируемого объекта «Природно-культурный комплекс Дивногорье» расположена в границах природного, архитектурно-археологического музея-заповедника «Дивногорье», что позволяет всем интересующимся приобщиться к культуре и истории этой удивительной территории.

Заповеданное Кенозерье

Номинируемый объект «Заповеданное Кенозерье» расположен в северо-западной части России, в Архангельской области, на водоразделе Балтийского и Белого морей (бассейны Атлантики и Северного Ледовитого океанов).

На протяжении нескольких столетий, начиная с XII в., здесь сформировался крестьянский ландшафт, вобравший в себя все основные культурные традиции того времени.

2019-2Уникальность этой территории в том, что благодаря удаленности от основных торговых путей здесь сохранились в неизменном виде традиции североевропейского крестьянского культурного ландшафта. Эта территория представляет собой феномен живой культуры, зафиксированной в традиционных знаниях, умениях, представлениях, в характере поддержания культовых памятников, технологиях домостроительства и украшения жилищ, в организации быта и особенностях праздничной культуры. Это один из основных районов формирования русской мифопоэтики.

«Заповеданное Кенозерье» номинируется по критериям (i), (iii), (v) и (vi):

2019-2Пример сохранения на территории памятников деревянного зодчества Русского Севера, отличающихся гармоничностью и лаконичностью расположения в пространстве. Только здесь можно встретить самую высокую на всём Русском Севере концентрацию деревянных часовен с сохранившимися уникальными потолочными перекрытиями – «небесами», удивляющих своей неповторимостью и художественной выразительностью.

Пример сохранившегося архаичного крестьянского ландшафта, где до наших дней были сохранены культурные традиции и обычаи, архаичные формы народного творчества и исконно русских ремесел, а так же системы природопользования и ведения сельского хозяйства. Природа, человек и культурное наследие слились воедино и представляют бесценное свидетельство культурной традиции народов Русского Севера.

2019-2Пример гармоничного сочетания традиционного землепользования и промыслово-земледельческого уклада хозяйства. На современной карте можно видеть сохранившуюся традиционную систему расположения поселений, гармоничным образом вписанных в окружающую их среду.

Пример северорусского центра былинного творчества, неоценимый источник объектов нематериального наследия, в том числе и способов сакрализации пространства.

Весь номинируемый объект «Заповеданное Кенозерье» расположен в границах национального парка «Кенозерский», что создает возможность для его посещения и приобщения к сохранившимся северным традициям.

Памятники Древнего Пскова

Номинируемый объект «Памятники Древнего Пскова» расположен на северо-западе России в Пскове, одном из наиболее самобытных древнерусских городов, пограничное положение которого, наряду с иными геополитическими и историческими факторами, обусловило формирование уникальной общественно-культурной среды и выдающейся архитектурной школы.

2019-2Номинация представлена наиболее яркими образцами псковской школы крепостного, культового и гражданского зодчества средневековой Руси XII – начала XVII веков и включает в себя 18 архитектурных элементов.

Объект «Памятники Древнего Пскова» номинируется по критериям (ii), (iii) и (iv).

Архитектурная красота псковских памятников служит вдохновением для деятелей искусства и отображает взаимовлияние человеческих ценностей на территории России и соседних государств. Псковская архитектурная традиция оказала значительное влияние на развитие архитектуры как в России, так и за рубежом, а ее лучшие образцы вошли в хрестоматию русской и мировой архитектуры.

2019-2Глубокая религиозность, решимость защищать свои земли от иностранных захватчиков, свободный дух первых демократических течений повлияли на псковскую архитектурно-художественную традицию, которая в полной мере отразила исторический менталитет местного населения.

Памятники Древнего Пскова, выдающиеся объекты культурного наследия Древней Руси XII-XVII вв., явились свидетелями значительных исторических событий, как в региональном, так и в глобальном масштабах. Культовые, гражданские и оборонительные постройки города иллюстрируют развитие Пскова как одного из центров зарождения русской государственности, который впоследствии сыграл решающую роль в становлении государства Российского – ключевого игрока на международной политической арене.

Петроглифы Онежского озера и Белого моря

«Петроглифы Онежского озера и Белого моря» расположены на северо-западе России в Республике Карелия и представляют собой одну из самых крупных по количеству изображений и больших по площади распространения концентраций наскального искусства мировой памятник первобытного искусства: на общей площади наскального комплекса примерно в 1,2 кв. км расположены 1201 фигура вдоль восточного побережья Онежского озера и 3400 фигур на больших и малых островах реки Выг.

2019-2 петр1

Объект «Петроглифы Онежского озера и Белого моря» является уникальным источником информации о важном этапе в истории формирования человечества – неолите в Северной Фенноскандии (6-7 тыс. лет назад). Наскальные изображения представляют собой мощный пласт общечеловеческой культуры, это уникальные образцы первобытного творчества, отражающие воззрения и образ жизни древних рыболовов, собирателей, лесных и морских охотников Севера.

Петроглифы Онежского озера и Белого моря» номинируются по критериям (i), (iii) и (iv).

2019-2Петроглифы Карелии являются яркими образцами наскального искусства, они отличаются уникальными петроглифическими мотивами, не встречающимися в других наскальных комплексах мира, качеством выбивки и особой художественной выразительностью, что определяет мировую значимость данных археологических объектов, представляющих собой целостное произведение творческого гения населения эпохи неолита и обладающих несомненной мировой значимостью.

Объект представляет собой пример неразрывного единства творений природы и творчества человека, создавшего впечатляющие наскальные галереи под открытым небом, и является подлинным свидетельством культурной традиции местного первобытного населения – рыболовов, собирателей и лестных охотников Севера. Петроглифы повествуют об их культуре, мифологии и мировосприятии, повседневном быте и занятиях и являются бесценным наглядным свидетельством исчезнувшей древней культуры.

Наскальные изображения Карелии, создававшиеся в эпоху климатического оптимума голоцена около 6,3-6,8 тыс. лет тому назад, – это хорошо сохранившиеся и выдающиеся примеры петроглифов, связанные с важным этапом в истории человечества – периодом неолита.

Памятники морских арктических зверобоев Чукотки

Номинируемый в список всемирного наследия ЮНЕСКО объект «Памятники морских арктических зверобоев Чукотки» находится на крайней северо-восточной территории России – в пределах Дежневского массива, на территории Чукотского района Чукотского автономного округа.

2019-2В состав номинации входят памятники истории и археологии: поселение и могильник Эквен, поселение Нунак и поселение Наукан.

Данные памятники представляют собой яркий образец своеобразной культурной традиции, возникшей на стыке Северо-Восточной Азии и Северо-Западной Америки не менее двух тысяч лет назад и сохранившейся вплоть до настоящего времени. Носителями культурных традиций морского промысла были палеоэскимосы, предки современных эксимосов и инуитов, которые в суровых условиях Арктики освоили береговые территории, сформировали уникальную систему морской адаптации и создали высокую материальную и духовную культуру, отразившуюся в памятниках декоративно-прикладного искусства.

Преемственность древних традиций обеспечивала основу существования местного населения: морской зверобойный промысел, охоту на морского зверя на кожаных с деревянным каркасом судах (байдарах и каяках) с использованием гарпунного комплекса из клыка моржа и оленьего рога с поворотным наконечником. Металл (железо) проникал на Чукотку в незначительных количествах с территории нижнего течения Амура еще в древнебенгоморское время, однако, сами эскимосы добывать и обрабатывать металл не умели и были носителями традиций каменного века. Вплоть до второй половины XVIII в. морские зверобои Чукотки почти не имели контактов с носителями других культур, сохраняли образ жизни, свойственный их предкам на протяжении тысячелетий.

Памятники морских арктических зверобоев Чукотки номинируются по критериям (ii), (iii), (v) и (vi).

Памятники морских арктических зверобоев Чукотки полноценно отражают процессы развития и сохранения традиций домостроительства и ландшафтного планирования, технологий добычи морского зверя и адаптации в высоких широтах, свойственных только этой культуре на протяжении тысячелетий и вплоть до XX в.

Материальная культура местного населения является результатом культурного обмена и взаимосвязи человеческих ценностей населения обеих берегов Берингова пролива, а в Новейшее время – взаимообмена местного населения с европейцами и американцами.

2019-2Эквен, Нунак и Наукан представляют собой различные этапы развития и существования культурной традиции морских арктических зверобоев. В значительной степени эта культурная традиция является исчезнувшей, но в определенной части (морской промысел, ездовое собаководство) сохраняется на береговой Чукотке (в том числе у жителей близлежащего села Уэлен). В истории данной культуры вышеупомянутые памятники занимают положение уникальных свидетельств благодаря археологическим находкам и сохранившимся в неприкосновенности ландшафтам, планировке и архитектурным сооружениям на поселениях.

Основой культуры морских арктических зверобоев Чукотки является взаимодействие между человеком и природной средой (море, в меньшей степени – тундра) в суровых условиях Арктики. Каждый из памятников представляет собой выдающийся образец традиционного природопользования, морской адаптации, характерной для данной культурной традиции.

Нунак и Наукан, вошедшие в эпический фольклор эскимосов и чукчей, занимают важное место в мифологической и мировоззренческой картине мире, свойственной этим народам. Нематериальное наследие морских арктических зверобоев Чукотки, сложная и своеобразная мифология являются выдающейся универсальной ценностью, как памятник уникальной культурной традиции, народного творчества, рожденного в критических природных условиях Арктики, у берегов Ледовитого и Тихого океанов, на стыке двух материков.

Вся территория номинируемого объекта расположена в границах национального парка Берингия, что является основой для организации надлежащей охраны и управления этими памятниками.

Материал поступил в редакцию 15.06.2019.

Опубликовано: Журнал Института Наследия, 2019/2(17)

Постоянный адрес: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/290.html

Открыть PDF-файл

Наверх

Новости

Архив новостей

Наши партнеры

КЖ баннер

Рейтинг@Mail.ru